Как цифровизация упрощает оплату налогов для россиян

Цифровизация — внедрение современных технологий в разные сферы жизни и бизнес-процессы компаний и государственных институтов. Курс на цифровую трансформацию в России был взят после послания президента РФ Федеральному собранию в 2016 году — тогда подчеркивалось, что информационные технологии способны повысить эффективность многих производственных отраслей. С 2020 года цифровая трансформация вошла в число национальных целей и была закреплена в законодательстве. Рассказываем, как внедрение технологий помогает россиянам упростить взаимодействие с одной из наиболее запутанных практик — выплатой налогов.

«Мой налог» — система, упростившая жизнь десяткам тысяч самозанятых россиян

Федеральная налоговая служба уже несколько лет стремится автоматизировать процессы формирования налоговой базы и исчисления налогов на своей платформе для более эффективного взаимодействия с налогоплательщиками. Первым шагом в этом направлении, уже подтвердившим свою эффективность, стал проект по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Разработка приложения «Мой налог» позволила самозанятым оперативно и в несколько кликов выплачивать налоги и следить за отчетностью по ним. Пользователю не нужно самостоятельно печатать документы, покупать кассу, ходить в налоговую — система занимается этим автоматически, формируя чек на основании внесенных данных о платеже и его источнике.

Фото: ФНС

Налогоплательщик может следить за начислением налогов, получать напоминания о сроках уплаты, а также за несколько часов удаленно сформировать справку о доходах или постановке на налоговый учет. С помощью аналитических инструментов пользователь способен следить за финансовыми показателями своей деятельности. Только по итогам первого полугодия 2020 года количество самозанятых пользователей, зарегистрировавшихся в приложении, выросло в два раза: около 500 тысяч из них при регистрации воспользовались функцией лицевой биометрии. По данным на второе полугодие 2021 года, больше 77% налогоплательщиков были готовы рекомендовать приложение друзьям и знакомым. Всего с начала внедрения технологии в системе зарегистрировались почти 3 миллиона россиян.

В целом, одним из приоритетных направлений развития для предпринимателей сейчас стала сфера электронной торговли. Для всех представителей бизнеса 1 декабря в Москве, при информационной поддержке национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», состоится первая масштабная конференция для онлайн-предпринимателей, где ключевые игроки рынка eCom смогут обменяться опытом.

автоУСН — решение для стартаперов и опытных предпринимателей

Следующий шаг направлен на снижение нагрузки на микро- и малый бизнес. В 2021 году в России рекордными темпами развивалась стартап-система: объем венчурного рынка вырос в 6 раз в сравнении с 2020-м и составил 1,8 миллиарда долларов.

Многие начинающие предприниматели сталкиваются с проблемами при регистрации собственного дела, а процесс налоговых выплат кажется им слишком запутанным и обременительным. Проект автоматизированной упрощенной системы налогообложения (автоУСН) призван почти полностью отменить предоставление отчетности налогоплательщиками в инспекции и государственные внебюджетные фонды.

Фото: ФНС

Пользователи смогут перестать отслеживать сроки подачи документов и изменения в их форматах — расчет налога берет на себя налоговый орган. Доходы и расходы автоматически определяются по данным контрольно-кассовой техники, банков-партнеров бизнеса, а также на основании сведений от налогоплательщика в его личном кабинете. Страховые взносы на автоУСН не выплачиваются.

В проекте уже принимают участие восемь крупных российских банков: АО КБ «Модульбанк», ПАО Сбербанк, Филиал Точка ПАО Банка «ФК Открытие», ПАО «Промсвязьбанк», АО «Альфа-Банк», АО «Тинькофф Банк», ПАО Банк ВТБ, ПАО Акционерный коммерческий банк «Ак Барс». Часть функций по НДФЛ делегируется им: банки рассчитывают НДФЛ и самостоятельно передают сведения о выплатах зарплат и налоговых вычетах в инспекцию.

Сегодня система автоУСН доступна пользователям, зарегистрированным в Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан. Географию использования планируется расширять. Сейчас начать пользоваться автоУСН могут все новые индивидуальные предприниматели и организации в этих регионах, а с 1 января 2023 года такая опция будет доступна там и ранее образованным юридическим лицам и ИП.

Для перехода на автоУСН организации или стартапу необходимо удовлетворять ряду условий. В частности, количество сотрудников не должно быть больше пяти человек, годовой доход не должен превышать 60 миллионов рублей, а остаточная стоимость основных средств у организаций не может быть более 150 млн рублей. Сотрудники должны получать заработную плату в безналичной форме, расчетные счета предприятия могут быть открыты только в банках-партнерах системы. Кроме того, организация и индивидуальный предприниматель не могут одновременно использовать другие специальные налоговые режимы. Подать уведомление на переход в систему автоУСН можно через личный кабинет налогоплательщика или через уполномоченный банк.

Как в России поддерживают малый и средний бизнес

Инициатива по упрощению процедуры налоговых выплат действует в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», стартовавшего по предложению президента России Владимира Путина.

Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас