Секрет «Райдера»: что особенного в новом бомбардировщике США B-21

Разработчики заявляют, что новый самолет получился революционным. Но о главной особенности малозаметного бомбардировщика в США умолчали.
B-21 Raider
Характеристики B-21 Raider
Попытка № 2
B-21 Raider
Характеристики B-21 Raider
Попытка № 2
Еще
B-21 / Wikimedia
B-21 / Wikimedia

B-21 Raider

2 декабря компания Northrop Grumman в Палмдейле представила стратегический малозаметный бомбардировщик нового поколения B-21 Raider. Торжественная церемония выкатки машины хоть и была формальной, однако дала экспертам по авиации пищу для дальнейших размышлений.

Главная новость вокруг машины связана с тем, что для ВВС США это вторая стелс-машина в парке стратегической авиации. Первый самолет B-2 Sprit, судя по всему, доживает последние годы в качестве малозаметного носителя ядерного и неядерного вооружения и в ближайшее время будет списан и отправится в музей.

Разработка началась в 2015 году. Изначально планировалось, что Raider заменит сразу два типа машин: малозаметный В-2 Spirit и реликт «холодной войны» — бомбардировщик B-52 Stratofortress. Однако в процессе проработки концепта выяснилось, что создатели Raider и американские военные видят технологию применения такой машины по-разному.

В Northrop Grumman настаивали, что опыт применения B-2 по прямому назначению позволяет утверждать, что схему «летающего крыла» нужно дорабатывать, скорость полета увеличивать, а время на применение вооружений нужно сокращать. В Пентагоне придерживались другого мнения. Там были уверены, что программа «10 to 10» (в переводе с английского 10 тыс. фунтов бомб (4,5 тонны) на дальность в 10 тыс. миль (16 тыс. километров) нужно исполнять любой ценой.

B-2 Spirit, 2004 год / Wikimedia
B-2 Spirit, 2004 год / Wikimedia

Кстати, с B-2 этот трюк удался: машина могла перевозить 4,5 тонны бомб на максимальную дальность (хотя максимальная бомбовая нагрузка у малозаметного бомбардировщика — 22 тонны), однако скорость полета «стелса» при этом была крайне мала — всего 630 километров в час.

При этом само понятие «стелс-машины» не изменилось: самолет по-прежнему оснащается специальным поглощающим излучение радаров покрытием, что затрудняет его обнаружение традиционными средствами контроля.

Характеристики B-21 Raider

Когда мода на малозаметные машины достигла пика, Northrop Grumman не стала скрывать собственные аппетиты по военным бюджетам. Компании удалось продавить производство не 10 машин, как военные обсуждали изначально, а вдвое большего количества. В итоге (включая прототип) был построен 21 самолет, стоимость каждого составила 1,2 млрд долларов.

Однако первое же боевое применение B-2 пошло не так, как было задумано изначально: в 1999 году во время атаки НАТО на Югославию машины выполняли роль второго эшелона удара и наносили удары высокоточными бомбами JDAM, несмотря на то, что малозаметная ударная машина проектировалась как средство первого эшелона для прорыва вражеской системы противовоздушной обороны (ПВО).

С новым B-21 ситуация схожая: несмотря на бурное развитие крылатых ракет воздушного базирования (например, американских JASSM-ER), машина называется «уникальным вооружением для деактивации ПВО противника», хотя все прекрасно понимают, что никто не отправит самолет на подавление противовоздушной системы в одиночку.

Макет JASSM на выставке Ле-Бурже (Париж), 2007 Wikimedia / Duch.seb, CC BY-SA 3.0
Макет JASSM на выставке Ле-Бурже (Париж), 2007 Wikimedia / Duch.seb, CC BY-SA 3.0

При этом в Northrop Grumman заявляют, что новый самолет при сравнительно тех же габаритах, что и B-2, имеет на 20% более низкую ЭПР — эффективную площадь рассеяния. У предшественника этот показатель был на уровне ~0,0014 до ~0,1 м2, что делало его трудной целью для систем ПВО 25 лет назад.

В случае с B-21 добиться малозаметности будет непросто: системы ПВО (прежде всего, российские) шагнули далеко вперед, и теперь отслеживанием целей занимаются сразу несколько радаров в разном диапазоне. Это (в теории) должно лишить Raider его главного козыря: малозаметности.

Дальность, скорость и бомбовая нагрузка Raider также не были увеличены по сравнению с оригинальным самолетом B-2. Машина также несет 4 тонны бомб на дальность в 11 тыс. километров, хотя очевидно, что бомбы (даже со спутниковым наведением) не будут являться основным типом вооружения для B-21.

При этом стоит признать, что колоссальная работа над конструкцией B-21 все же была проделана. При схожести аэродинамических схем существенно уменьшена площадь аэродинамических поверхностей, уменьшены сопла воздухозаборников двигателей и улучшилось экранирование реактивной струи, примерно на 30% уменьшено остекление и «горб» кабины, что говорит о повышении уровня автоматизации: большинство критически важных задач почти наверняка были отданы на откуп компьютеру и системе fly by wire, облегчающей пилотирование, а отсеки для вооружения теперь смещены к корме.

Министр обороны Ллойд Дж. Остин III выступает с речью на церемонии открытия Northrop Grumman B-21 Raider ВВС США, Палмдейл, Калифорния, 2 декабря 2022 г. Источник: Wikimedia
Министр обороны Ллойд Дж. Остин III выступает с речью на церемонии открытия Northrop Grumman B-21 Raider ВВС США, Палмдейл, Калифорния, 2 декабря 2022 г. Источник: Wikimedia

При этом размах крыла, если судить по прототипу, показанному 2 декабря, существенно уменьшился: сейчас он составляет значительно меньше 50 метров, как было у «стелсов» предыдущего поколения B-2 Spirit. Это наталкивает на мысль, что новый самолет, вероятно, не займет место B-2 в строю, а станет его дополнением. При этом бомбовая нагрузка, судя по всему, будет уменьшена: с 22 тонн у B-2 ее масса, вероятно, будет снижена если не вдвое, то примерно до отметки в 15 тонн.

Также американские эксперты прогнозируют, что B-21, в отличие от B-2, станет носителем крылатых ракет, а не бомб, и делать для таких задач огромную, тяжелую и сверхсложную машину не требуется.

Краткие характеристики бомбардировщика B-21:

  • Взлетная масса (макс.) — 100 тонн;
  • Дальность полета — 11 тыс. километров;
  • Экипаж — 2 человека.

Попытка No 2

По сути, B-21 понадобился Пентагону для того же, для чего уже были построены бомбардировщики B-2 Spirit. В ближайшем будущем эти машины должны будут заменить весь парк самолетов B1B Lancer, а также частично сменять размещенные как в США, так и в Европе бомбардировщики B-52. Проблема заключается в том, что последние модернизированные самолеты этого типа еще не выработали свой ресурс, и, вероятно, будут летать вплоть до 2050 х годов.

B-52H в небе Афганистана, 2006 год / Wikimedia
B-52H в небе Афганистана, 2006 год / Wikimedia

При этом назвать B-21 полностью готовым самолетом пока нельзя. Главная проблема состоит в выборе силовой установки. Пока неизвестно, в чью пользу сделан выбор, однако двигатели для Raider создавали две компании: General Electric и Pratt & Whitney. Последние предложили две модификации — F135 (построенный для истребителей F-35), а также XA-101, создаваемый для самолетов шестого поколения, но еще не прошедший серию критически важных испытаний.

В теории применение любого из этих двигателей может и должно стать оправданным: работать силовые агрегаты будут не в таком бешеном ритме, как в случае с F-35, а значит, их ресурс и расход топлива могут стать существенно меньше.

Испытания двигателя F135 / Wikimedia
Испытания двигателя F135 / Wikimedia

Но это в теории. На практике ситуация обстоит так: ни один из двигателей не готов для первых полноценных полетов, и хотя в США заявляют о «полетах в следующем году» (то есть в 2023), в реальности машина может встать на крыло не ранее 2025−2027 годов.

ВВС США планируют заказать у Northrop Grumman минимум 149 бомбардировщиков- «невидимок» для замены парка B-1 и B-2. Однако использование нового малозаметного бомбардировщика упирается не в наличие или отсутствие денег, двигателей или воли для принятия решений о закупке.

Вероятнее всего, на судьбу B-21 Raider в наибольшей степени будет влиять готовность гиперзвуковых крылатых ракет в США. С их разработкой ощущаются серьезные трудности: пока упор сделан на создание наземных систем и комплексов морского базирования. Тестирование авиационной ракеты идет с большим трудом, и если повезет, B-21 смогут нести лишь одну такую ракету в отсеке для вооружений, поскольку сейчас масса ракеты AGM-183A превышает 3,5 тонны. Сам боеприпас при этом не отвечает требованиям Пентагона и будет дорабатываться в ближайшие несколько лет.