Самолет с золотыми стеклами: что известно о российских «летающих радарах» А-50У и А-100

Эта машина работает в войсках много лет, однако подавляющее большинство данных о ней засекречено.

Летающий радар

Сама по себе идея «летающего радара» не нова. История такой техники началась в середине 30-х годов с появления самолета британского самолета-разведчика Vickers Wellington Ic. Изначально предполагалось, что самолеты с мощными антеннами смогут пеленговать подлодки в нейтральных водах рядом с Великобританией, однако совсем скоро стало понятно, что мощные радары можно использовать и для других целей.

Бурное развитие противолодочной авиации привело к тому, что сначала оборудование этих машин было перенастроено на обнаружение наземных целей. Затем авиация начала работать по-новому: основной задачей стало обнаружение наземных сил вероятного противника.

Бурное развитие такой техники началось во время Второй мировой, однако уже после ее завершения технологию раннего целеуказания ждал взрывной рост. США, Великобритания и СССР осознали важность раннего целеуказания для армии и принялись массово производить самолеты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) разных форм и размеров.

Противолодочные самолёты AF «Guardian»: AF-2W (вверху) and AF-2S / Wikimedia

Стандартов по части размеров антенн и их формы, равно как и по внешнему виду самолетов не было, поэтому на свет появились такие «уродцы», как Grumman AF Guardian и Grumman E-1, Lockheed EC-121 Warning Star и другие монстры раннего периода «холодной войны».

Прозвище «летающая микроволновка» прицепилось к самолетам ДРЛО из-за старой байки. В 70-х критики этой техники в США считали, что излучение радара губительно сказывается на здоровье экипажа. «Тарелка» в верхней части самолета действительно может излучать волны в нескольких диапазонах, но ее мощности недостаточно, чтобы «разогреть» пространство внутри.

Советские самолеты ДРЛО

23 января 1962 года первый полет совершил опытный прототип советского самолета ДРЛО Ту-126. С этой машины началось бурное развитие советских средств дальнего целеуказания в том виде, в каком все знают эти машины сейчас. Машина простояла на вооружении без малого два десятка лет и ушла на покой лишь тогда, когда турбовинтовые машины начали вытеснять реактивные самолеты.

Первой советской реактивной машиной дальнего радиолокационного обнаружения стал А-50 — самолет, построенный на базе транспортного Ил-76.

А-50, 2011 год / Wikimedia, Maxim Maksimov, CC BY-SA 3.0

Однако корпус Ил-76 и четыре огромных двигателя Д-30 — единственное, что роднило «Оплот» (по кодификации НАТО самолету присвоили шифр Mainstay) с транспортными трудягами армии. Главной изюминкой машины стала РЛС с пассивным каналом пеленгации. Антенна, установленная в верхней части фюзеляжа, соединяется с огромным компьютером внутри отсеков и позволяет выявлять и собирать сведения о технике противника в специальную базу данных, необходимую для дальнейшего планирования боевых действий.

Если говорить простым языком, то А-50 стал неким «летающим шпионом», без работы которого войска не могли принимать дальнейших решений о нанесении ударов.

После многолетней эксплуатации машина подверглась значительным изменениям. Помимо модернизации двигателей и антенны, изменения претерпел и отсек дежурного расчета. Также при модернизации самолета А-50У на стекла нанесли содержащее золото защитное покрытие. Специальную металлизацию получили иллюминаторы основного и аварийных выходов, боковые и верхние окна кабины летчиков, а также окна кабины штурмана.

«Золотая тонировка» позволила защитить экипаж А-50У от излучения антенны и помогла экранировать внутреннее пространство от работы любой другой техники, оснащенной радарами или излучателями высокой мощности.

«Летающая микроволновка»

Важность самолетов ДРЛО в современных войнах трудно переоценить. Наиболее активной для самолетов А-50 стала война в Сирии, где решающую роль в отражении атак боевиков и помощи правительственным силам сыграла российская авиация. Дальности обнаружения в 350 километров оказалось достаточно, чтобы проводить как локальную разведку на особо важных направлениях, так и отслеживать активность зарубежной авиации — прежде всего, израильской и американской в непосредственной близости от зоны боевых действий.

Одним из важнейших достижений А-50У в Сирии стало обнаружение американских истребителей F-22 Raptor. В 2018 году не без помощи А-50У российским воздушно-космическим войскам удалось доказать, что американские малозаметные истребители обнаруживаются даже пассивными средствами контроля, что ставит под вопрос зарубежную концепцию использования истребителей пятого поколения.

А-50У в небе в районе г. Иваново / Wikimedia, Mil.ru, CC BY 4.0

После нескольких десятилетий эксплуатации А-50 и А-50У было принято решение о глобальной модернизации машины. Уже 18 ноября 2017 года в небо поднялся новейший летающий радар А-100 «Премьер». Несмотря на схожесть с А-50, новый комплекс получился принципиально иным. Даже название пришлось поменять. Вместо самолета дальнего радиолокационного обзора и управления появился Многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН).

За сменой названия крылось гораздо больше, чем можно подумать на первый взгляд. Помимо того, что новая «летающая микроволновка» построена на базе новейшего самолета Ил-76МД-90А, комплекс получил более продвинутую электронику и, как следствие, смог расширить зону боевого дежурства.

Ил-76МД-90А на авиасалоне МАКС-2013 / Wikimedia, Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0

Точные характеристики А-100 «Премьер» не раскрываются, однако по некоторым данным новый летающий радар оказался вдвое эффективнее своего предшественника А-50У. Серийное производство нового самолета намечено на 2024 год. До тех пор уникальные самолеты будут проходить испытания и всевозможные тесты.

Первые включения системы уже прошли. В феврале 2022 года «Премьер» испытали со включенным радаром. При этом разработчики отметили, что самолет А-100 сможет управлять атакой как по воздушным объектам вероятного противника, так и по крупным группировкам надводных кораблей.

Вероятнее всего, речь может идти о боевых возможностях А-100 в отношении авианосных ударных соединений и кораблей прикрытия. Если эти данные подтвердятся в будущем, то Россия станет первой страной, на вооружении которой окажется многофункциональный авиационный комплекс для поражения техники противника как в воздухе, так и на земле.

Фото: rostec.ru

Зарубежные эксперты опасаются, что в перспективе МАК РЛДН на базе А-100 может получить еще один пакет обновлений для борьбы с подводными лодками противника. Это, по мнению западных аналитиков, позволит заменить некоторые (или все) противолодочные самолеты ВМФ и существенно укрепит обороноспособность российских сил в любом регионе, где они несут боевое дежурство.

Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас