«Брэдли», «Страйкер» и «Мардер»: чем знамениты американские «убийцы танков» и их европейские собратья

США, Германия и Франция заявили о намерении поставить на Украину боевые машины «Bradley», «Marder» и AMX-10RC. Они считаются современными, однако тонкостей их применения больше, чем кажется на первый взгляд. Разбираемся, на что они способны.
БМП «Брэдли»
БМП «Мардер»
БТР «Страйкер»
AMX-10RC
БМП «Брэдли»
БМП «Мардер»
БТР «Страйкер»
AMX-10RC
Ещё

БМП «Брэдли»: характеристики

Боевая машина пехоты (БМП), названная в честь одного из командующих армией США во Вторую мировую, прошла длинный и тернистый путь к принятию на вооружение. Изначально М2 «Брэдли» должна была стать исключительно транспортом для десанта. Машина разрабатывалась как более современная, надежная и неприхотливая замена БТР М113, однако в процессе Пентагон 8 раз менял тактико-техническое задание к новой БМП.

M2A3 Брэдли 1-й кавалерийской дивизии США с комплектом навесной динамической защиты, Ирак, 2011 год / Wikimedia
M2A3 Брэдли 1-й кавалерийской дивизии США с комплектом навесной динамической защиты, Ирак, 2011 год / Wikimedia

Безответственный подход армии США даже высмеяли в фильме «Войны Пентагона», однако в итоге «Брэдли» обзавелась 25-мм пушкой, динамической защитой и модулем применения противотанковых ракет TOW.

В 1991 году машины были впервые применены в бою в ходе операции «Буря в пустыне», проводимой армией, ВВС и корпусом морской пехоты США против Ирака. Машины были приписаны к бронетанковым бригадам США. Американские эксперты заявляют, что за время операции «Буря в пустыне» БМП «Брэдли» уничтожили больше иракских танков, чем тяжелые танки М1 «Абрамс».

Однако при изучении эффективности машин после операции главное контрольно-финансовое управление США пришло к выводу, что если бы иракские танкисты обладали необходимыми навыками, а их машины были оснащены тепловизионными комплексами, то М2 «Брэдли» могли бы оказаться в «огневой ловушке».

К тому же, для численного перевеса и гарантированного уничтожения противника США задействовали в рамках «Бури в пустыне» не менее 3 тыс. танков «Абрамс» и порядка 2 тыс. БМП «Брэдли». В совокупности с работой боевой авиации это приводит к неутешительному выводу: если бы «Брэдли» оказались с танками иракской армии один на один, результат мог бы быть совершенно другим.

При этом в условиях пустыни система охлаждения, трансмиссия и двигатели американских БМП регулярно выходили из строя. Высокий процент сохранения БМП на уровне 95% объясняется лишь тем, что вместе с войсками на поле боя работали ремонтно-эвакуационные службы.

Попытки доработать защищенность «Брэдли» по итогам «Бури в пустыне» не прошли даром. Бронирование машины было многократно усилено, однако боевая масса при этом выросла до 30 тонн. Это серьезно затруднило подвижность и полностью лишило БМП возможности преодолевать водные преграды. Отечественный аналог «Брэдли» — боевая машина пехоты БМП-3 — не только вооружена двумя пушками (100-мм пушкой и спаренной с ней 30-мм 2А42), но и весит на 11 тонн меньше, что хорошо сказывается на мобильности.

БМП «Мардер»

Германская БМП «Мардер» — локальная попытка ФРГ создать стреляющий аналог американского бронетранспортера (БТР) М113. Производство этих машин продолжалось до 1975 года, однако машина получилась крайне неудачной даже по меркам высоких стандартов НАТО. Одной из наиболее проблемных деталей «Мардера» стали двигатель и трансмиссия.

«Мардер» 1A3 / Wikimedia, funky1opti from Wolfsburg, Deutschland, CC BY 2.0
«Мардер» 1A3 / Wikimedia, funky1opti from Wolfsburg, Deutschland, CC BY 2.0

При работе на высоких оборотах двигатель быстро перегревался, что не раз приводило к поломкам бронемашин в бронетанковых ротах во время учений. С трансмиссией происходили аналогичные проблемы. В конце 90-х немецкие специалисты пришли к выводу, что ошибки, допущенные в выборе сплавов и материалов, не позволяют экипажу «Мардер» совершать резкие маневры, критически важные на поле боя.

В отличие от полностью алюминиевой БМП «Брэдли», корпус немецкой «Мардер» — полностью стальной. Машина герметична, а экипаж может находиться в ней круглосуточно. Калибр главного орудия чуть меньше, чем у американской БМП — 20 мм против 25. Однако меньший калибр компенсируется большим боекомплектом — 1200 снарядов против 800 у «Брэдли».

Однако развитие противотанковых комплексов сначала в СССР, а затем и в России привело создателей «Мардер» к необходимости дорабатывать бронирование машины. Доработать машину до высокой защищенности за небольшие деньги не вышло. Последняя версия Marder 1 A5А1 получилась настолько дорогой, что производство трех машин было сопоставимо со стоимостью танка «Леопард-2».

Из-за этого, а также из-за проблем с конструкцией, которые так и не удалось исправить за несколько десятилетий, «Мардер» начали постепенно снимать с вооружения. Однако с новой БМП «Пума», пришедшей ей на смену, наблюдаются практически аналогичные проблемы.

Колесный танк

Американский БТР «Страйкер» — одна из самых новых и эффективных машин в семействе колесных бронетранспортеров американского производства. Однако считать эту разработку исключительно американской неправильно. Машина строилась на базе швейцарского MOWAG, созданного, как и БМП «Мардер» и «Брэдли» — в середине 70-х.

БТР «Страйкер» / Wikimedia
БТР «Страйкер» / Wikimedia

По своей пулестойкости американский БТР аналогичен российскому БТР-82, поэтому называть эти машины ультимативными, как об этом писали американские издания времен операции США в Ираке, конечно же, нельзя. За время операции в Ираке армия США потеряла порядка 15 таких машин. В качестве основных претензий к «Страйкеру» высказывались повышенный радиус разворота и низкая защищенность при подрыве на минах (это, к слову, роднит машину с БМП «Брэдли», днище которой при подрыве превращается в шрапнель и разрывается внутрь, убивая десант).

Наиболее вооруженной считается версия M1296 «Страйкер Драгун». Это БТР с норвежским необитаемым боевым модулем, оснащенным 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом, а также «Страйкер» MGS, модификация машины со 105-мм пушкой. Несмотря на перспективность и модульность платформы, в 2007—2008 годах в США начали отказываться от машин этого типа.

Претензии, как и в случае с «Брэдли», были похожие: низкая защищенность машины при подрыве на минах. При этом на вооружении США, Канады и некоторых стран НАТО остаются похожие бронетранспортеры LAV. Эти, а также другие БТР из-за морального и технологического устаревания США с 2014 года планируют заменить на боевые машины, создаваемые в рамках программы Future Combat Systems.

Колесный танк по-французски

В середине 70-х первые шаги по созданию колесных танков делала и Франция. Но создать полноценную боевую машину с технологиями тех лет не вышло. Использовать крупную артиллерийскую гаубицу французские инженеры не смогли, поэтому массивное 105-мм орудие установили на шасси бронетранспортера. Однако высокого уровня бронирования добиться так и не удалось.

Корпус AMX-10RC позволяет защитить экипаж от пуль и осколков, однако 20-мм и 30-мм боеприпасы для этой машины смертельно опасны. Зарубежные эксперты, анализировавшие эффективность машин в начале «нулевых», пришли к выводу, что погон башни этого танка с дистанции в 400 метров пробивается из крупнокалиберного пулемета М2 «Браунинг», а попадание противотанковой ракеты, например ПТУР «Атака» или «Вихрь», которыми вооружены российские вертолеты и самоходные ПТРК, приведет к уничтожению машины вместе с боекомплектом.

AMX-10RC Французской армии / Wikimedia, Officier communication du 4e RCh, CC BY-SA 4.0
AMX-10RC Французской армии / Wikimedia, Officier communication du 4e RCh, CC BY-SA 4.0

Другая проблема колесного танка — размещение экипажа. Из-за посредственного бронирования при попадании в любую часть машины может пострадать как механик-водитель, так и заряжающий, и командир. Поэтому французская армия использует эти танки только в локальных боевых операциях, никак не связанных с наличием у противника противотанковых вооружений.

Серьезных пакетов модернизации защиты за колесным танком AMX-10RC не замечено. В отличие от «Брэдли» или отечественной БМП-3, для машины не предлагается серийных дополнительных экранов с динамической защитой. Единственный плюс, который можно обнаружить в защите машины — специальные бортовые топливные баки, поглощающие осколки от крупнокалиберных боеприпасов. Специальный материал не дает этим осколкам поджечь топливо, что позволяет экипажу безопасно покинуть машину.

105-мм орудие танка позволяет сделать 38 выстрелов с помощью возимого боекомплекта. Однако в текущих условиях, когда современные танки оснащаются динамической защитой и не пробиваются даже более мощными боеприпасами, использование такого орудия в танковых дуэлях выглядит сомнительным и нерациональным