«Терминатор» вхолостую: почему Украине не удалось создать свой танк «Армата»

Попытки разработать танк с расширенными боевыми возможностями предпринимались на Украине много раз, однако только одна машина имела шансы превзойти советскую боевую технику.
Т-84−120 «Ятаган»
Украинский танк по стандартам НАТО
«Ятаган» против «Абрамса» и «Леопарда»
Проблемы «Ятагана» были скрыты сугубо в технической плоскости
Т-84−120 «Ятаган»
Украинский танк по стандартам НАТО
«Ятаган» против «Абрамса» и «Леопарда»
Проблемы «Ятагана» были скрыты сугубо в технической плоскости
Ещё

Т-84−120 «Ятаган»

В начале 90-х, сразу после распада СССР, украинская оборонная промышленность начала искать выходы на зарубежные рынки вооружений. Никаких сложностей с производством и мощностями не было — в стране осталось огромное количество различных производств, которые можно было задействовать для исполнения крупных военных заказов.

Проблема была всего одна: техника советского образца, даже основательно доработанная, зарубежным странам была не нужна.

Источник: topwar.ru
Источник: topwar.ru

Усилия, направленные на адаптацию советских танков Т-80 под потребности зарубежных армий, долгое время не приносили никаких результатов. Войска НАТО создавали свои танки, главным образом, на базе немецких, американских, французских и британских технологий.

Украинская оборонка не подстраивалась под требования НАТО, однако долгое время пыталась «угадать» необходимое сочетание по вооруженности, подвижности и массе для украинского танка, который можно было бы продавать за рубеж.

Создать такую машину с нуля было практически невозможно, даже несмотря на богатый опыт украинских танкостроителей во время СССР. Проектировать новую машину начали на базе танка Т-80УД в 1995 году. К 1999 году работы были завершены, и публике представили первую вариацию советского танка с «повышенными боевыми возможностями». Модель получила индекс Т-84 «Оплот», однако для зарубежных армий (равно как и для украинской) подходила лишь частично.

Украинским войскам подорожавшая примерно в два раза из-за вспомогательной силовой установки и башни с незначительным дополнительным бронированием техника оказалась не нужна, а потенциальные клиенты украинской оборонки не видели смысла заказывать боевые машины у бывшего потенциального противника в «холодной войне», сосредоточившись на укреплении собственного военно-промышленного комплекса.

Украинский танк по стандартам НАТО

В феврале 2000 года тендер на создание перспективного боевого танка объявила Турция — страна-член НАТО и государство, обладающее самой многочисленной армией среди стран Альянса. Первоначальные оценки затрат на закупку машин оценивались в 6,5 млрд долларов. Эта сумма привлекла к участию в конкурсе не только европейских, но и украинских разработчиков боевой техники для сухопутных войск. Проект обещал стать амбициозным — для глобального перевооружения армии Турции требовалось порядка 1200 боевых танков в разных модификациях, что в теории позволяло бы зарабатывать деньги на контракте в течение многих лет.

Для участия в тендере (с такими конкурентами, как Германия, Франция и США) украинская «оборонка» представила новый танк Т-84−120, модифицированный под боеприпасы НАТО.

Источник: topwar.ru
Источник: topwar.ru

Украинские источники всегда заявляли, что Т-84−120 «Ятаган» был разработан с нуля и является уникальной машиной, однако на деле это не так. «Ятаган» был спроектирован на базе Т-72−120, прозванного в народе «танк-мутант» за сочетание советской ходовой, корпуса и вооружения под заграничный калибр. Однако спроектировать собственное орудие калибра 120-мм под унитарные выстрелы на Украине не смогли. Заказ на создание пушки «Укрспецэкспорт» заключила со швейцарской фирмой Swiss Ordnace Enterprice Corp.

Однако практически сразу возникла проблема. Новую систему управления огнем долго не могли адаптировать к применению более легких боеприпасов. Баллистический компьютер и дальномеры, датчики и другая электроника постоянно отказывали, что лишало заводские экипажи возможности проверить огневые возможности этой машины.

«Ятаган» против «Абрамса» и «Леопарда»

К началу испытаний в рамках турецкого тендера на перспективный танк украинская «оборонка» подходила в наилучшей форме. Т-84−120 был на 10 тонн легче немецкого «Леопарда» и американского «Абрамса», стоил существенно меньше как в закупке, так и в обслуживании, и (что немаловажно) имел более приземистый силуэт, что усложняло поражение машины на поле боя.

Итальянский Леопард 1А5. 2008 год / Источник: Wikimedia, Flashpoint, CC BY-SA 3.0
Итальянский Леопард 1А5. 2008 год / Источник: Wikimedia, Flashpoint, CC BY-SA 3.0

Однако то, что было гладко на бумаге, на деле оказалось реализовать существенно сложнее. Главной проблемой украинского супертанка оказался дизельный двигатель повышенной мощности. Форсированный до 1200 лошадиных сил многотопливный агрегат 6ТД-2 перегревался и регулярно выходил из строя как во время тестов внутри Турции, так и при «обкатке» танка на Украине. Эту проблему (равно как и в случае с поставками украинских танков в Таиланд) от заказчика всеми силами пытались скрыть, но правда все равно вышла наружу.

В большинстве украинских источников сообщается, что проблем с танком Т-84−120 не было, а претензии к технике украинского производства возникли из-за политических разногласий. Однако к тому моменту, как танк «Ятаган» вышел на испытания, отношения Турции и Украины были нормальными, а с Германией и Францией наоборот разгорались дипломатические скандалы.

Проблемы «Ятагана» были скрыты сугубо в технической плоскости

Практически сразу после начала бросковых испытаний на максимальную дальность харьковские дизели начали выходить из строя. Ломалось практически все: от системы подачи и управления топливом до системы управления огнем, работа которой на сильной жаре (+40 и более) затруднялась многочисленными отказами.

Это исключало ведение огня в сложной боевой обстановке и усложняло ремонт как самой башни, так и многих вспомогательных систем, для которых требовался ее полный демонтаж. С этими же трудностями позднее столкнулась и армия Таиланда, для которой власти королевства закупили украинские танки «Оплот».

Заключить соглашение о закупках Т-84−120 по итогам испытаний в рамках турецкого тендера также помешало и новое орудие. При интенсивной стрельбе, характерной для подавляющего большинства современных конфликтов, обнаружился дефект механизма подачи боеприпасов. Устранить конструктивный дефект можно было только на заводе, в результате чего украинский танк окончательно сошел с дистанции и не был рекомендован Минобороны Турции к закупкам.

Т-14 "Армата" на параде в Москве в 2018 году / Wikimedia / Dmitriy Fomin / CC-BY-2.0
Т-14 "Армата" на параде в Москве в 2018 году / Wikimedia / Dmitriy Fomin / CC-BY-2.0

Головной боли добавлял и датчик искривления ствола — особая гордость украинских оружейников. При детальном изучении выяснилось, что его показания на 50% отклоняются от нормы. В обычных условиях этот дефект так и остался бы незамеченным, но во время испытаний, условия которых были максимально приближены к боевым, сбой электроники привел к отклонению в точности стрельбы примерно на 45 метров.

Забегая вперед стоит сказать, что похожие проблемы повторились через несколько лет. После отправки украинских танков для участия в греческом оружейном тендере выяснилось, что дефекты электроники и силовой установки — «генетическая» болезнь практически всех украинских танков, и устранить ее для начала закупок в армии НАТО не представляется возможным.

Справедливости ради стоит сказать, что ни один зарубежный танк, протестированный Турцией в начале «нулевых», не был закуплен. Вместо насыщения войск современной техникой турки при помощи Израиля модернизировали старые танки М60, а также купили бывшие строевые машины Бундесвера — танки «Леопард-2А4».