Штурмовикам пора на пенсию: почему самолеты поддержки могут исчезнуть как вид

Тенденция последних лет — постепенный переход на беспилотные ударные системы. Они позволяют применять оружие более скрытно и безопасно. Но и без них у первых армий мира полно причин отказаться от штурмовиков, поливающих врагов бомбами и ракетами.
Причем тут истребитель F-35
Су-25 и роль самолета-штурмовика
Чем заменить Су-25 на поле боя?
Причем тут истребитель F-35
Су-25 и роль самолета-штурмовика
Чем заменить Су-25 на поле боя?
Ещё

Причем тут истребитель F-35

Еще во время использования самолета Douglas A-1 Skyraider ВВС США пришли к выводу, что неплохо было бы иметь авиационную систему с чудовищной огневой мощью, скоростью и по возможности большой высотой полета, чтобы безнаказанно применять вооружение по противнику. После того, как на свет появился штурмовик А-10, построенный компанией Fairchild Republic вокруг 30-мм пушки GAU-8, поначалу казалось, что проблема решена.

A-10 Thunderbolt II / Flickr / US Air Force
A-10 Thunderbolt II / Flickr / US Air Force

Почти 7,5 тонн бомб максимальной нагрузки и знаменитое «BRRRRT» при работе 30-мм пушки делали машине рекламу в любом военном конфликте. Однако c середины 90-х в США эти машины начали постепенно вытесняться сначала дронами MQ-1, а затем и более продвинутыми MQ-9. Эти машины существенно расширили функционал и географию применения средств поражения — беспилотники применялись не только в активных боевых действиях, но и в секретных миссиях ЦРУ и РУМО США, поддерживая огнем подразделения Сил Специальных Операций.

Последней и самой серьезной проблемой штурмовика A-10 как боевой единицы стал истребитель пятого поколения F-35. Появление этой машины спровоцировало появление главного вопроса: а для чего на самом деле в современных войнах нужен самолет огневой поддержки войск?

Несмотря на неплохое вооружение и бронирование, A-10 по-прежнему может применяться только там, где у противника (особенно хорошо оснащенного и подготовленного) есть средства ПВО. Опыт США в Ираке и Афганистане показал, что применение А-10 сопряжено с высоким риском: если одно попадание из ПЗРК или зенитной установки самолет может выдержать, то серия выстрелов может оказаться для него смертельной, а утрата такой машины — это практически всегда еще и гибель летчика.

Связка F-35 и MQ-9 в этом отношении выглядела куда более перспективной: дрон обладает небольшой радиолокационной и инфракрасной заметностью при серьезном объеме носимого вооружения, а истребитель пятого поколения в теории должен быть недосягаем для систем ПВО.

Су-25 и роль самолета-штурмовика

Российский «Грач» С-25 остается основным средством поддержки войск на поле боя после артиллерии. Самолет может вооружаться почти 4,5 тоннами бомб и ракет. Этого достаточно для поражения как стационарных, так и подвижных целей, однако главная проблема пилотируемой авиации при этом никуда не уходит: машина по-прежнему находится в зоне действия ПВО вероятного противника и подвергается существенному риску.

Су-25СМ на столетии ВВС РФ, 2012 год / Wikimedia, Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0
Су-25СМ на столетии ВВС РФ, 2012 год / Wikimedia, Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0

При этом стоимость каждого модернизированного до уровня Су-25СМ3 может вплотную приближаться к 10 млн долларов, что делает утрату каждой машины ощутимой как для авиационного подразделения, так и для ВВС страны в целом.

К наиболее безопасным схемам боевого применения Су-25 в конфликтах будущего специалисты относят несколько видов. Первый и самый важный — использование в качестве основного вооружения высокоточного оружия и планирующих авиабомб с больших высот. С максимальной высоты боевого применения в 5 километров дальность полета планирующих авиабомб может составить порядка 30 километров, что исключит необходимость для машины (и летчика) подходить вплотную к зоне действия средств ПВО ближнего радиуса действия.

Если прикрытие штурмовика будет осуществляться дежурным звеном истребителей и комплексами радиоэлектронной борьбы, то такую атаку позиций противника можно считать практически идеальной.

Чем заменить Су-25 на поле боя?

Как и американский А-10, отечественный Су-25 — машина довольно специфическая. Она действует там, где не смог бы летать ни один другой самолет. В основном Су-25 действуют на предельно малых высотах и проводят пуски неуправляемых ракет с пикирования и кабрирования (если боевая обстановка не позволяет проводить штурм объекта с пикирования).

В США проблема боевого применения штурмовой авиации была решена двумя путями. Во-первых, самолеты использовались в основном для поддержки войск, а не для огневого поражения стационарных объектов. Во-вторых, во время боевых выходов сухопутных войск штурмовая авиация всегда находилась в заданном районе, что сокращало время прибытия по запросу до нескольких минут.

Однако даже в этом случае ВВС США несли потери. И хотя в случае с Ираком и Афганистаном нельзя говорить о полноценной противовоздушной обороне, огонь зенитных установок стал серьезной проблемой для «Бородавочников». После нескольких военных кампаний ВВС США приняли решение изменить концепцию «контактного боя» и отказаться от патрулирования в районе боевых действий. Теперь вместо самолетов эти задачи выполняют вертолеты АН-64 «Апач».

AH-64D «Apache» / Wikimedia
AH-64D «Apache» / Wikimedia

Американский А-10 и российский Су-25 будут актуальны как средство поддержки огнем следующие 20 лет. Однако развитие средств ПВО может вынудить США и Россию либо коренным образом доработать машины, либо перейти на новые инструменты поражения целей. В США проблему с переходом решили радикально — теперь всю работу на поле боя будут делать дроны, а также истребители пятого поколения.

В России связка полноценной «дальней руки» начала работать с появлением на поле боя истребителя пятого поколения Су-57. Эта машина проектировалась как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, а это значит, что, как и в случае с американским F-35, истребитель постепенно займет нишу штурмовой авиации, поражая цели высокоточным оружием.

Подключение к этому процессу дронов зависит от того, каким будет прогресс в создании дронов большой высоты и продолжительности полета.