Российский электромобиль АТОМ: что это и когда увидим

24 января на территории самого крупного ИТ-парка в Татарстане состоялось мероприятие технологического стартапа АТОМ — создателя экологичного электромобиля для молодого поколения водителей. Рассказываем, что удалось узнать о концепции проекта, сроках выпуска электрокара, и при чем тут Майнкрафт.
АТОМ — независимый стартап с международной командой, нацеленный на молодежь
Первый образец российского электрокара получит автор лучшего прототипа, созданного в метавселенной игры Майнкрафт
АТОМ — независимый стартап с международной командой, нацеленный на молодежь
Первый образец российского электрокара получит автор лучшего прототипа, созданного в метавселенной игры Майнкрафт
Ещё

АТОМ — независимый стартап с международной командой, нацеленный на молодежь

История российского бренда электромобилей АТОМ начиналась с идеи одного человека, ныне директора компании Игоря Поваразднюка, в Набережных Челнах. К началу 2023 года команда стартапа насчитывает около 400 человек, включая бывших сотрудников крупных международных автоконцернов (в том числе Tesla) и зарубежных IT-компаний.

Команда АТОМа / Фото: пресс-служба стартапа
Команда АТОМа / Фото: пресс-служба стартапа

Партнером АТОМа по разработке интерьера и экстерьера будущего электромобиля стал итальянский дизайнер Роберто Пиатти, ранее сотрудничавший с брендами Lamborghini и Ferrari. «Ранее я работал над проектами спорткаров для этих концернов, но для меня гораздо интереснее заниматься чистыми инновациями. Я долгое время мечтал о том, чтобы поработать над электромобилем будущего, то есть с нуля создать автомобиль, которого до этого не существовало».

Сила идеи подтолкнула присоединиться к проекту и Дмитрия Агеева, директора по IT-продуктам АТОМ. Сперва начинать работу пришлось практически бесплатно, но именно возможность разработать современный высокотехнологичный электромобиль заставила его отказаться от предложения работать в американской компании. «Я пришел в АТОМ воплощать мечту, это оказалось захватывающей, но сложной задачей. Спроектировать электрокар — нетривиальный проект, который очень сложно скопировать, это не только технологический, но и научно-исследовательский процесс», — рассказал он.

Подход АТОМа к разработке будущей машины действительно отличается от представлений о привычных автомобилях. В планах создателей — сделать упор на пользовательский опыт взаимодействия водителя с электрокаром.

По словам Роберто Пиатти, для современного поколения автолюбителей машина — это не просто средство передвижения, а индивидуальная среда, которую можно кастомизировать с учетом персональных хобби, привычек и особенностей каждого пользователя. «В классической автоиндустрии проектировщики и собственники брендов зачастую ориентируются на собственные нужды и проявляют консерватизм. Инновации формируются не так: работа с электромобилями позволяет избавляться от устаревших идей и подходов. Сейчас мы пытаемся упростить сам процесс посадки в машину — если задуматься, он бывает достаточно неудобен, хотя люди настолько привыкли к этому, что не замечают».

Модели участников. Фото: официальная страница АТОМ в Вконтакте
Модели участников. Фото: официальная страница АТОМ в Вконтакте
Модели участников. Фото: официальная страница АТОМ в Вконтакте
Модели участников. Фото: официальная страница АТОМ в Вконтакте
Модели участников. Фото: официальная страница АТОМ в Вконтакте

Игорь Поваразднюк подчеркивает, что основная задача компании сейчас — трансформировать пользовательский опыт взаимодействия с электрокаром. «Мы планируем выйти за грань перехода с двигателя внутреннего сгорания на электродвигатель и сосредоточиться на UX-дизайне будущего автомобиля. В этой связи остро встает вопрос безопасности: важно не только не допустить ситуацию, когда водитель отвлекается от дороги, но и разработать автоматизированную систему помощи, зашитую в руль или лобовое стекло, позволяющую избежать критических последствий».

Директор стартапа уверен: спрос на новинку среди россиян будет, благодаря высокому уровню мобильности и развитию e-commerce, который можно наблюдать уже сейчас. Этот тренд, по мнению Игоря Поваразднюка, сохранится благодаря поколению зумеров и качеству электронных сервисов — в этой сфере Россия развивается быстрее, чем страны Европы, США и Китай. Создатели АТОМа считают, что в России достаточно компетентных специалистов, научных школ и технологических разработок, чтобы создать конкурентоспособный инновационный продукт.

Первый образец российского электрокара получит автор лучшего прототипа, созданного в метавселенной игры Майнкрафт

Исполнительный директор стартапа Харальд Грюбель отмечал: если компания хочет создать продукт для молодого поколения, которые активно пользуются диджитал-средой и инструментами новой мобильности, это нужно делать в сотрудничестве с ними. Так в ноябре 2022 года родилась идея построить футуристичный город Атомвиль в популярной метавселенной Майнкрафт. Одной из главных активностей города стал строительный конкурс, где каждый желающий мог представить свой концепт идеального электрокара будущего.

Проект победителя конкурса (в центре)
Проект победителя конкурса (в центре)

На мероприятии 24 января представители АТОМа выбрали 9 финалистов из более тысячи участников, которых пригласили посетить офис компании и лаборатории, где ведутся разработки электромобиля. Победителю конкурса, который приготовил смелый и яркий проект, достался NFT-токен, созданный российским цифровым художником Дмитрием Кренским. Когда АТОМ будет запущен в серийное производство, игрок с ником constantsnow228 сможет обменять его на электромобиль совершенно бесплатно.

Модель победителя. Фото: официальная страница АТОМ в Вконтакте
Модель победителя. Фото: официальная страница АТОМ в Вконтакте

По словам Харальда Грюбеля, первый автомобиль может выйти из сборочного цеха уже в конце 2024 года, а в свободной продаже АТОМ появится к середине 2025 года. «Сейчас электрокар разрабатывается полностью в цифровой среде. Внешний облик и интерьер были спроектированы в виртуальной реальности. Основы моделирования, которые мы заложили в симуляции, позволят оперативно разрабатывать новые продукты в будущем и опережать конкурентов. Что касается софта, исследователи уже тестируют и улучшают написанный разработчиками MVP».

Первый прототип электромобиля АТОМ планируется представить публике в первой половине 2023 года. Активность в игровой вселенной Майнкрафт, инициированная компанией, является частью стратегии бренда по активной интеграции всех творческих и современных людей в повестку создания технологичной, экологичной и цифровой мобильности.

Создатели фокусируются на использовании автомобиля жителями крупных мегаполисов, чтобы привлечь их идеей экологичности и инновационности нового вида транспорта. С учетом городского ритма жизни АТОМ должен быть компактным, но комфортным, морозоустойчивым и достаточно маневренным средством передвижения.

Команда АТОМа / Фото: пресс-служба стартапа
Команда АТОМа / Фото: пресс-служба стартапа

Не исключено, что в производстве автомобиля примет участие госкорпорация «Росатом». В ноябре 2022 года Алексей Лихачев озвучивал предложение предоставлять источники энергии для будущих электромобилей АТОМ. Соответствующая технология уже исследуется специалистами госкорпорации.