Какие самолеты Европа на самом деле может передать «третьей стороне»

Спойлер: полноценных боевых машин на Западе немного, а любая поставка истребителей западного производства сопряжена с большим риском.
Сколько истребителей есть у НАТО
Сколько советских истребителей в Европе?
Потерянный «Грач»
Сколько истребителей есть у НАТО
Сколько советских истребителей в Европе?
Потерянный «Грач»
Ещё

Сколько истребителей есть у НАТО

26 января компания представители компании Lockheed Martin заявили, что компания готова нарастить выпуск истребителей F-16, если один или несколько покупателей выразят готовность поставлять машины «третьей стороне», вероятно, имея в виду Украину.

F-16 Fighting Falcon — один из самых массовых истребителей в мире и настоящий реликт «холодной войны». Всего, по разным данным, произведено более 1500 самолетов для 28 стран, включая не только США и страны НАТО, но и страны Ближнего Востока, Азии и Центральной Америки.

Fighting Falcon F-16CJ / Wikimedia
Fighting Falcon F-16CJ / Wikimedia

Это один из основных истребителей стран НАТО в центральной, восточной и западной Европе, однако постепенно машина выводится из эксплуатации. Место F-16 постепенно занимает F-35.

Поставка каждого истребителя F-16 за рубеж сопровождалась многолетними переговорами и несколькими месяцами подготовки пилотов. Базовый курс подготовки пилота F-16 составляет 10 месяцев, а для поставки истребителей этого типа особым образом должны быть подготовлены аэродромы и наземная инфраструктура: топливозаправочные комплексы, защитные капониры и многое другое.

Для создания и подготовки такой инфраструктуры необходимо не только несколько лет работы лучших военных строителей, но и миллиардные инвестиции. Для размещения десятка истребителей F-16 на территории страны, ранее не являвшейся оператором машин этого типа, необходимо изменить покрытие самого аэродрома, а также оборудовать цеха для обслуживания и планового ремонта машин. По самым грубым подсчетам, для размещения одной эскадрильи в полной боевой готовности необходимо потратить на подготовку от 500 до 800 млн долларов.

Сколько советских истребителей в Европе

До распада СССР ВВСУ обладали значительным парком боевой авиации советского производства. Эти самолеты частично сохранились и после 1991 года. В качестве компонента ПВО использовались МиГ-29 и Су-27, а ударно-штурмовое звено украинских ВВС было представлено самолетами Су-25.

Су-25СМ на столетии ВВС РФ, 2012 год / Wikimedia, Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0
Су-25СМ на столетии ВВС РФ, 2012 год / Wikimedia, Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0

Попытки Украины приобрести (в большинстве случаев, фактически, получить бесплатно) списанные зарубежные истребители успехом не увенчались. Последний раз зарубежные истребители Украина просила у ФРГ в середине января 2023 года. Речь шла о 93 списанных истребителях Tornado, которые Германия в обозримом будущем поменяет на американские истребители F-35.

В конце января 2023 года стало известно, что некоторое количество истребителей МиГ-29 на Украину поставила Польша. Поставки проводились тайно, а самолеты проходили по документам как запчасти. Проблема в том, что МиГ-29 в данный момент — первый и единственный тип боевого истребителя, на получение которого могут рассчитывать украинские ВВС.

Таких машин в исправном и пригодном к полетам состоянии осталось немного. Основная часть современных модификаций находится в России. Украина по состоянию на 2018-й год располагала 37 истребителями этого типа, однако большая часть из них либо утеряна, либо требует крупного ремонта и, вероятно, используется для полётов в нарушение заводских предписаний и требований безопасности.

14 истребителей МиГ-29 используются ВВС Азербайджана, порядка 20 в Алжире, 8 в Бангладеш и 28 в Белоруссии, порядка 20 в Йемене, около 60 в Индии и еще 36 в Иране. В Сирии находится до 30 истребителей МиГ-29, около двух десятков машин летает в Туркменистане.

Часть истребителей этого типа осталась в странах Восточной Европы со времен СССР. Наиболее крупным оператором МиГ-29 в Европе до распада Советского Союза была Польша.

Миг-29 / Wikimedia,  Coert van Breda, CC BY 2.5 nl
Миг-29 / Wikimedia, Coert van Breda, CC BY 2.5 nl

На вооружении ВВС этой страны находилось порядка 30 истребителей в версиях СМП и УБП, не считая купленных в Германии и модернизированных машин.

Другим крупным оператором самолетов этого типа была Болгария, однако в этой стране исправных машин осталось в два-три раза меньше, чем в Польше. Порядка 15 МиГ-29 использовались ВВС Сербии, однако в данный момент статус этих истребителей неизвестен — последний раз машины привлекались для боевого дежурства на границе с Косово в 2021 году.

С 1989 по 1994 год порядка 20 истребителей МиГ-29 от СССР и России получила Румыния. Самолеты находились на вооружении до 2003 года и были заменены на 17 американских F-16.

Крупнейшим «теневым» оператором МиГ-29 была Молдавия. Самолеты, оставшиеся в стране после распада СССР, активно продавались на экспорт. В 1997 году сразу 21 истребитель был продан в США за 40 млн долларов. Около 30 истребителей МиГ-29 оставалось в Венгрии, однако исправных машин в этой стране больше нет — последний истребитель был списан с боевой службы в 2011 году, и с тех пор МиГ-29 если и существуют в этой стране физически, то почти наверняка не могут летать и даже запускать двигатели.

Последняя исправная «двадцатка» самолетов после распада СССР была поделена поровну между Чехией и Словакией — по 10 истребителей на страну. Какой процент истребителей МиГ-29 от общего числа машин, оставшихся в Европе, может ли летать — большой вопрос. Производство ключевых агрегатов странами-операторами наладить так и не удалось, а отдельные программы ремоторизации (замены силовых агрегатов) и продления ресурса успехом не увенчались.

По некоторым данным, количество исправных истребителей, находящихся на 100% в пригодном к полетам состоянии оценивается в 20−25 истребителей. Остальные могут подойти потенциальным (или бывшим) оператором МиГ-29 лишь в качестве доноров запасных частей.

Потерянный «Грач»

После распада СССР штурмовик огневой поддержки войск Су-25 остался основным средством подавления войск противника. Однако слово «массовый» стали применять к машине исключительно в контексте ее использования в российских ВВС/ВКС. На Украине самолетов этого типа оставалось немного — известно о 35 самолетах, находившихся в разной степени летной годности.

Су-25СМ «Герой России Роман Филипов». Приморский край / Wikimedia, Mil.ru, CC BY 4.0
Су-25СМ «Герой России Роман Филипов». Приморский край / Wikimedia, Mil.ru, CC BY 4.0

Найти эти самолеты в Европе, да еще и в исправном состоянии, непросто. В Болгарии последние четыре Су-25 были сняты с вооружения в 2014 году, в Северной Македонии такое же количество штурмовиков было списано со службы еще на 10 лет раньше. Наибольшее количество Су-25 оставалось в Чехии — всего после распада СССР в стране осталось порядка 25 машин этого типа. Еще 10 штурмовиков отошли Словакии, однако состояние этих машин, и, прежде всего, их возможность подниматься в небо, невозможно оценить.

Наибольшее количество исправных машин Су-25 за пределами России в данный момент используется в странах СНГ: Узбекистане, Казахстане, Армении и Туркменистане. Однако получить машины из этих стран взамен утерянных в боях украинские ВВС не смогут.