Место работы: Петербургский электротехнический институт
Через весь Аптекарский остров на Петроградской стороне проходит улица Профессора Попова. Именно здесь, на пересечении с Аптекарским проспектом, расположен впечатляющий корпус, похожий на старинный дворец, с окнами, которые привлекают внимание прохожих. Это — одно из зданий кампуса СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: комплекс университетских зданий занимает существенную территорию в этой части острова.
Александр Попов начал свою работу в этом университете, когда он еще назывался Электротехническим институтом императора Александра III, в 1901 году на должности ординарного профессора физики — аналог современного заведующего кафедрой. В одном из корпусов до сих пор можно посетить лабораторию, где он встречался с аспирантами и коллегами, работал с приборами, ставил опыты и подготавливал демонстрационные материалы для занятий.
Выставочное пространство на этом месте было учреждено в 1948 году в честь 50-летнего юбилея «ЛЭТИ» постановлением Правительства СССР, что очень необычно для вузовского музея. В небольшом помещении с высокими потолками и аккуратным ремонтом заметен дух истории: например, в полу есть квадраты, над которыми не уложен старый деревянный паркет, специально для установки научного оборудования.
«При этом музей пребывает в промежуточном состоянии — материалы для обновления экспозиции изготовлены, но скромно лежат за стендами временной выставки: финансирование пока не позволяет завершить начатую работу», рассказывает ученый секретарь музея А. С. Попова Михаил Партала
Среди экспонатов: стенды, по которым можно проследить историю университета, жизненный путь и карьерные достижения самого Попова, узнать больше о его сотрудничестве с зарубежными коллегами по радиосвязи.
Есть и немало приборов, созданных на основе самой значимой разработки ученого — 7 мая 1895 года он продемонстрировал в действии устройство для передачи радиосигналов различной длительности. Система Попова уже тогда состояла из основных элементов и работала по принципам, присущим современному понятию «радиолиния передачи сигналов».
В музее представлены приборы Попова образца 1896 года, обеспечивающие передачу и прием радиосигналов с использованием одинаковых направленных антенн. Также в лаборатории можно увидеть когерерный приемник образца 1902 года, состоявший на вооружении Военно-морских флотов России и Франции.
С 1897 года (по новому стилю — с января 1898 года) русский ученый состоял в переписке с французским предпринимателем и изобретателем Эженом Дюкрете. В результате их сотрудничества фирмой Дюкрете был налажен выпуск телефонного приемника депеш, изобретенного Поповым в 1899 году. Он выглядит как деревянный ящик с сухими батареями питания в задней части и детектором, системой ввода и заземления в верхней части и гравировкой.
Также, в музее представлена еще одна разработка фирмы Дюкрете — ртутный перекрыватель с телеграфным ключом. Сложная и достаточно объемная конструкция служит для «автоматического периодического прерывания цепи постоянного электрического тока в первичной обмотке спирали Румкорфа», что вряд ли скажет много простому обывателю, зато выглядит эффектно.
Наследие Александра Попова продолжает реализовываться не только через работу музея, но и через студенческие инициативы. В «ЛЭТИ» работает коллективная любительская радиостанция RK1B. Она работает на коротких волнах, поэтому на нее не получится настроиться из автомобиля на обычный приемник по дороге на работу. Зато коллектив радиостанции участвует в международных контестах и всероссийских соревнованиях по радиоспорту и может похвастаться коллекцией QSL-карточек — документального подтверждения факта радиосвязи между радиолюбителями со всего мира.
Место жизни: служебная квартира Александра Попова
Мемориальный музей-квартира ученого находится в жилом доме, построенном одновременно с учебными корпусами Электротехнического института. Квартиры в этом доме были служебными, то есть предназначались для преподавательско-административного состава университета.
Специфика обстановки в помещении дает понять, в каких условиях жили и работали профессора: высокие потолки, много окон и света, значительные по площади планировки комнат.
После смерти Александра Попова 31 декабря 1905 года (по старому стилю), семье пришлось выехать из квартиры из-за того, что она была служебной. Наиболее важные атрибуты, свидетельствующие о жизни Попова, были вывезены, однако в течение многих лет там проживали другие люди.
Организовать мемориальный музей-квартиру, переоформив помещение в нежилой фонд, как и превратить в музей лабораторию, удалось благодаря активной подвижнической деятельности дочери Попова — Екатерины Александровны Поповой-Кьяндской. Она была первым директором Мемориального музея, а потом её дело продолжила ее дочь, внучка изобретателя, Екатерина Георгиевна Кьяндская.
В комнатах квартиры сохранилась мебель, а также исторические свидетельства жизни Попова и его семьи. В зале представлена витрина с личными вещами профессора. Среди них: фотографическая кюветка, фотоаппарат «Кодак», специальные проявочные мензурки: Попов был большим фанатом фотографии, многие из снимков, представленные в экспозиции музея-лаборатории и квартиры, были сделаны им собственноручно.
На рабочем столе в кабинете Попова сохранились некоторые письменные принадлежности и антуражная лампа. Под стеклом представлены оригиналы писем из переписки изобретателя с французским бизнесменом Дюкрете, включая схемы и чертежи оборудования. На стене справа — настенный телефонный аппарат фирмы «Н. К. Гейслеръ и К» вместе с инструкцией по эксплуатации.
«В марте 1896 года Попов передал первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: “Генри Герц”. После этого он начал чаще выступать, рассказывая и демонстрируя результаты своих разработок, а с 1897 года перенес свои опыты на море, пытаясь обеспечить связь между кораблями. Именно в это время, летом 1897 года итальянец Гульельмо Маркони получает патент на предложенную им аппаратуру беспроводной связи», — рассказывает экскурсовод, стоя в рабочем кабинете Попова.
Эта часть экскурсии вносит ясность в то, кого же все-таки следует считать полноправным изобретателем радио. «Так вот, Маркони получил свой патент в Великобритании. В других странах существовало понятие “мировая новизна”, в том числе и в России, а в Великобритании осуществлялась проверка патентных заявок только на “местную новизну”.
Поэтому Маркони, когда он сделал попытку распространить свой английский патент на другие страны, было отказано в выдаче патентов в Германии, России, Франции (по причине отсутствия новизны). Как известно, приоритет определяется датой. Патентная заявка Маркони была зарегистрирована 2 июня 1896 года. А первые публичные демонстрации и первые публикации об изобретении Попова состоялись еще в 1895 году.
Первая опубликованная научная работа с описанием действующих приборов и достигнутых на тот момент результатов принадлежит также Попову и увидела свет в январе 1896 года».