Поезд с химикатами в США
3 февраля рядом с городом Восточная Палестина в Огайо сошел с рельсов грузовой состав из 50 вагонов (всего вагонов в поезде было 150, состояние остальных в данный момент неизвестно) принадлежащий компании Norfolk Southern Railroad. После крушения поезда произошла крупнейшая утечка отравляющих веществ в новейшей истории — несколько сотен тонн винилхлорида попали в почву и местные реки.
Кроме винилхлорида в цистернах хранились и другие крайне токсичные химикаты, используемые для производства полимеров и пластика: монобутиловый эфир этиленгликоля, этилгексилакрилат и изобутилен. Власти США поспешили заявить, что хоть в местных реках и было обнаружено более трех тысяч мертвых рыб, «волноваться нет повода».
Одной из причин крушения поезда называют плохое состояние железнодорожной сети. Участок полотна в Огайо, где, предположительно, и произошла трагедия, давно требовал ремонта и находился в состоянии, близком к аварийному. Если посмотреть на видео с движением поезда по железной дороге Maumee and Western Railroad (MAW) в Огайо, то можно обнаружить, что пройти этот участок на безопасной скорости без риска для ценного (и опасного) груза практически невозможно.
Другой причиной крушения называют устаревшие тормозные механизмы у локомотивов компании. Незадолго до крушения Norfolk Southern с помощью лоббистов убедили правительственных чиновников отменить ужесточение правил использования тормозов, и правила техники безопасности остались прежними. Это позволило сэкономить миллионы долларов.
Эти правила правительственные агентства США планировали ужесточить после 2014 года, когда количество крушений поездов с опасными веществами (химией или нефтью) достигло рекордного показателя в 141 катастрофу за год. По данным Федерального управления по безопасности трубопроводов и опасных материалов (PHMSA), в период с 1975 по 2012 год на железных дорогах США в среднем происходило всего 25 разливов в год.
Пока спасатели оценивали ущерб, одна из цистерн опрокинувшегося на бок состава начала гореть. Чтобы предотвратить взрыв всех химикатов в непосредственной близости спасатели, посовещавшись с местными политиками, решили выкопать небольшую траншею, в которой скопились бы химикаты, вскрыть и поджечь оставшиеся цистерны, устроив, как это называется на языке ликвидаторов катастроф, «контролируемое горение». Однако идея, реализация которой привела бы к снижению риска взрыва, сработала ровно наоборот.
Пожар химикатов в США
Практически сразу всё пошло не по плану. Вместо небольшого задымления произошла детонация всех оставшихся цистерн. Взрывом чудовищной силы выбило окна домов в округе, а в небо начали подниматься ядовито-черные сгустки дыма.
После того, как ожидаемый контролируемый пожар превратился в неконтролируемый взрыв, выяснилось, что при сгорании винилхлорида образуется фосген. Для большинства людей это название ни о чем не говорит, однако именно фосген лежит в основе химического оружия, которое применялось, в частности, в Первую мировую войну. Примечательно, что медленнее всего и в наименьшей концентрации фосген действует на организм в теплое и жаркое время года.
При отрицательной температуре (а как раз такая и сохранялась в Восточной Палестине все дни после крушения) этот газ особенно опасен. Как оружие этот газ был впервые испытан германской армией против итальянцев в 1915 году, а общее количество жертв фосгена только за Первую Мировую приблизилось к миллиону человек.
В случае с Огайо после подрыва винилхлорида и начала его открытого горения фосген смешался с облачностью и начал распространяться по остальной территории штата Огайо. На данный момент известно, что токсическому загрязнению подверглись реки и озера в радиусе 50 миль (80 км).
Химическая катастрофа в Огайо: Последствия
Через несколько дней в журнале Scientific American появился первый анализ последствий крушения поезда и поджога остатков винилхлорида. Исследователи, собравшие все факты и свидетельства местных жителей, начали отмечать, что воздействие химикатов на людей и животных уже началось.
Высокая концентрация винилхлорида в местных источниках воды, по данным ученых, может вызывать сразу несколько видов рака: от печени до мозга. Ничего хорошего винилхлорид не сулит и для слизистой. При его достаточном накоплении в организме в носу, горле и даже на половых органах могут образовываться кровоточащие язвы.
Американский гепатолог из Университета Питтсбурга Джулиан Бейер, изучавшая воздействие винилхлорида на животных, сообщила, что безопасной концентрации в случае с такой катастрофой «вероятно, не будет».
Эколог-токсиколог из Северо-восточного университета Ким Гаррет отметила, что сжигание винилхлорида стало «лучшим из худших решений», поскольку растворение химикатов в почве и попадание в грунтовые воды могло бы вызвать долговременные последствия не только для городка Восточная Палестина, но и для соседних штатов.
Примечательно, что пока делаются заявления об относительной безопасности местного населения, над Восточной Палестиной минимум трижды выпадали химические осадки. После попадания осадков на кожу животных и людей образовывались крупные язвенные воспаления. Местные фермеры отметили, что скот, подвергшийся воздействию винилхлорида, смешанного с осадками, практически сразу погибает.
Агентство по охране окружающей среды США (AOOC) заявило, что установить уровень и степень угрозы здесь и сейчас невозможно, а для наблюдений потребуется минимум год. Однако главной опасностью в этом случае могут стать диоксины — химические вещества с накопительным эффектом, вред от которых может быть заметен лишь через длительное время.
При воздействии на организм человека высоких уровней диоксинов может развиться хлоракне (кожное заболевание, похожее на акне, только с кровавыми язвами), проблемы с печенью и повышенное содержание жиров в крови, что может увеличить риск сердечных заболеваний и инсульта.
Карта происшествий с химикатами в США
Любопытно, что с начала февраля в США произошло не менее дюжины инцидентов с высокотоксичными химическими веществами. Разлив химикатов в Ирвайне, автокатастрофа и разлив химии в Сан-Диего, а также два новых крушения поезда с химикатами произошли через несколько дней после трагедии в Огайо. Один поезд с опасным грузом сошел с рельсов в Техасе. Однако второй поезд, сошедший с рельсов в Детройте, также перевозил опасные химикаты и также принадлежал компании Norfolk Southern, чей поезд с винилхлоридом сошел с рельсов в Огайо.
В 2012 году из-за подобной аварии режим «техногенной катастрофы повышенной опасности» был объявлен в Нью-Джерси. Тогда из-за сошедшего с рельсов состава в реки и озёра попало примерно 80 тонн винилхлорида. Через пару лет после инцидента в Нью-Джерси, Дэлавере и Мэриленде началась вспышка онкологических заболеваний, природу которой так никто и не смог объяснить.
При этом последствия катастрофы в Огайо так и не ликвидированы: часть цистерн еще продолжает гореть, а токсичное, черное облако из фосгена размером с небольшой город продолжает «гастролировать» по воздушному пространству штата, высыпая на головы местных жителей токсичные осадки.
Местные экологи отмечают, что ничего подобного не происходило в США со времен катастрофы на АЭС «Три Майл Айленд», и уже называют взрыв химикатов «вторым Чернобылем».