Ракетостроитель-ученый и моряк: необычные истории мужчин о служении на благо Отечества

День защитника Отечества перестает носить строго милитаризованную окраску — это день, когда можно вспомнить о достижениях близких мужчин и выразить теплые чувства. Редакция Hi-Tech Mail.ru поздравляет всех причастных с Днем защитника Отечества и вспоминает, чем занимались мужчины в их семьях.
Космические проекты и секретные разработки
Пересечение экватора и борьба со штормами
Космические проекты и секретные разработки
Пересечение экватора и борьба со штормами
Ещё

Космические проекты и секретные разработки

Рассказывает Анастасия, креативный менеджер Hi-Tech Mail.ru: «Мой дедушка, Игорь Михайлович, родился в Воронежской области в 1941 году в семье учителей. С первого раза поступил в МГТУ им. Баумана на кафедру СМ-1 — специального машиностроения. Сейчас она называется “Расчет и проектирование управляемых баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов».

Закончив университет, он продолжил работать на кафедре и стал кандидатом технических наук, а после перешел в Центральный научно-исследовательский институт машиностроения в Королеве. Как и все предприятия, работавшие на оборонный сектор, этот НИИ называли «ящиком», а сотрудники были невыездными, так как работали в условиях повышенной секретности.

Ракетостроитель-ученый и моряк: необычные истории мужчин о служении на благо Отечества

Игорь Михайлович занимался конструированием ракет, разворачивающихся антенн и солнечных батарей, расположенных на кораблях, выходящих на космическую орбиту. Он преподавал китайским инженерам, не студентам или аспирантам, а тем, кто приезжал в СССР на переподготовку или повышение квалификации. Дедушка участвовал в подготовке к экспериментальному совместному пилотируемому полету программы «Союз — Аполлон» в 1975 году, и даже получил за это грамоту.

Кроме этого, он принимал участие в подготовке запуска советского орбитального корабля-ракетоплана «Буран» в 1988 году. Игорь Михайлович сотрудничал с Центром космической связи ОКБ МЭИ «Медвежьи озера».

Ракетостроитель-ученый и моряк: необычные истории мужчин о служении на благо Отечества

Дедушка очень верил в программу «Бурана» — запуск планировался как ответ СССР на американский проект «Спейс Шаттл». Он говорил, что, с технической точки зрения, советский «Буран» был намного лучше: например, специальная обшивка защищала корпус от нагревания, эта технология была уникальной. Игоря Михайловича действительно расстраивал тот факт, что приоритеты в стране изменились, и пилотируемой космонавтикой перестали интенсивно заниматься. Он верил, что в СССР было много идей и «мозгов», но политические и социальные обстоятельства мешали их развитию.

Ракетостроитель-ученый и моряк: необычные истории мужчин о служении на благо Отечества

Благодаря хорошей физической форме и профильному образованию, дедушка пробовался в отряд космонавтов. У него были все шансы, но помешали нервы, спровоцировавшие учащенное сердцебиение, — и его не взяли».

Пересечение экватора и борьба со штормами

Рассказывает Полина, пишущий редактор Hi-Tech Mail.ru: «Я всегда улыбаюсь, когда слышу шутки в духе: “У меня отец — капитан дальнего плавания”.

Мой папа, Игорь Владимирович, учился в мореходном училище в Калининграде — сейчас это Калининградский морской рыбопромышленный колледж. Это решение было вдохновлено примером знакомого: старший брат папиного друга рассказывал увлекательные истории, и морская романтика привлекла будущих выпускников школы. Учеба в таком месте давала возможность ездить заграницу — во времена СССР такая роскошь была доступна не всем, — а также освобождала от армии, а значит, и от потенциальной отправки в Афганистан.

Общежитие было казарменного типа, все курсанты жили на ограниченной территории — при немцах на территории техникума располагалось артиллерийское училище. Через полтора года обучения предусматривалось прохождение первой практики — на легендарном и одном из крупнейших в мире паруснике «Крузенштерн». Практика длилась с ноября 1984 по январь 1985 года: судно вышло из Таллина и дошло до Севастополя.

Во время этого плавания курсанты получали специальность матросов: Игорь Владимирович учился вязать узлы, ставить паруса, поддерживать корабль в рабочем состоянии. За ту практику он побывал в Касабланке и Пирее. Недалеко от побережья Турции корабль попал в ночной шторм и его понесло в турецкие территориальные воды, угрожая ударом об островные скалы. Турецкие пограничники начали озвучивать предупреждения, но корабль удалось развернуть только после изменения парусности.

В 1986 году папа отправился на производственную практику, на этот раз — на огромную плавучую базу по переработке рыбы «Ленинградская слава». Высота такого судна сравнима с высотой семиэтажного дома. Экипаж насчитывал около двухсот человек, курсантов было около 30. Из Калининграда корабль месяц шел на другой конец земного шара — в международные воды порта Луанда около Анголы в Южной Африке. Там Игорь Владимирович провел полгода, не выходя на сушу, занимаясь обработкой рыбы: 4 суток на ногах, 8 — отдых. На обратном пути корабль зашел на Канарские острова, чтобы экипаж немного отдохнул, как шутит папа.

Тогда папа пересекал Экватор — среди моряков это большое достижение. В честь такого события на кораблях разворачивается настоящее представление: по старым традициям мореплаватели получали право носить серьгу в ухе, им давались морские имена. Были случаи, когда некоторые из «коллег» не справлялись с морской болезнью: через час лежали пластом, переставали есть.

Еще одно плавание было на курсографе, там курсанты учились ловить рыбу и развивали качества штурмана. Эта практика была в Северном море, тогда курсанты побывали в Копенгагене. Работать приходилось со штурвалом, картами, в рулевой рубке, определять направления по компасу. В 80-е на судах уже была спутниковая система геолокации для работы с координатами, с технологической точки зрения корабли были оснащены достаточно хорошо.

После окончания техникума и получения специальности техника-судоводителя — четвертого помощника капитана, — Игоря Владимировича распредели в Мурманск, но там его поставили в резерв с минимальной зарплатой. Во время пробного рейса началось обледенение: брызги воды намерзали на корабль, и он мог перевернуться и пойти на дно. Чтобы выжить, папа в составе команды всю ночь лазил по рубкам и палубе, скалывая лед лопатой и сбрасывая его за борт. К этому моменту папа понял, что связывать с морем свою жизнь ему не хочется: во многом из-за длительных выходов в море и невозможности завести нормальную семью.

Его открытость миру и интерес к другим странам повлияли на меня — мне хочется узнавать больше об открытиях и научных достижениях, изучать языки и делать свою работу действительно хорошо».