Летающий динозавр: как советский Ту-141 превратили в беспилотник-камикадзе

Считалось, что эти машины безвозвратно устарели, однако при незначительных доработках их боевые возможности значительно возросли.
Падение беспилотника Ту-141 в Туле
Ту-141: фото, характеристики, дальность полёта
Модернизация Ту-141 «Стриж»
Падение беспилотника Ту-141 в Туле
Ту-141: фото, характеристики, дальность полёта
Модернизация Ту-141 «Стриж»
Ещё

Падение беспилотника Ту-141 в Туле

26 марта в Тульской области расчетами ПВО был сбит украинский беспилотник Ту-141 «Стриж». Разведывательный дрон, начиненный взрывчаткой, сначала был подавлен комплексом РЭБ, затем вошел в зону действия комплекса ПВО был сбит в районе Киреевска Тульской области.

Это не первый случай, когда беспилотники этого типа используются в качестве импровизированного брандера — транспорта, нагруженного взрывчаткой и созданного только с одной целью: взорваться рядом с определенным объектом.

Это не первый случай, когда советские дроны Ту-141 залетают на территорию других стран после определенных манипуляций на украинских оборонных предприятиях. 10 марта такой же беспилотник пролетел через территорию Румынии и Венгрии, и разбился аккурат в 50 метрах от студенческого общежития в столице Хорватии — Загребе.

Ту-141: фото, характеристики, дальность полёта

Беспилотный летательный аппарат Ту-141 «Стриж» — это советский и российский разведывательный беспилотный летательный аппарат, разработанный в 1980-х годах. Изначально он создавался для выполнения различных задач в рамках разведки, в том числе для выполнения воздушной разведки, съемки территории, обнаружения и идентификации объектов противника с высоты от 50 метров до 6 километров.

Ту-141 / Wikimedia, Павел Аджигильдяев, russianplanes.net
Ту-141 / Wikimedia, Павел Аджигильдяев, russianplanes.net

В середине 70-х такая технология была уникальной не только для советской армии, но для вооруженных сил в целом: полетная программа беспилотника позволяла провести запуск, разведку и безопасное возвращение для повторного использования.

В войска «Стрижи» поступили практически одновременно с другими беспилотниками — Ту-143 «Рейс». При схожей конструкции машины существенно различались по возможностям. Дальность полёта «Стрижа» составляла 1000 километров, в то время как «Рейс» мог лететь всего на 180.

С помощью специальных аэрофотоаппаратов и инфракрасной камеры самолет-разведчик «Стриж» мог выполнять различные виды разведки в любое время суток. Навигационно-пилотажный комплекс обеспечивал нормальную работу самолета и его оборудования на больших расстояниях от места старта.

По некоторым данным, вместо первоначальной серии в 90 единиц ОКБ им. Туполева в разные годы произвели порядка 200 таких машин, что поставило советскую армию на первое место по количеству дронов-разведчиков в сухопутных войсках. Однако с ростом технологий, прежде всего, спутниковых, Ту-141 оказались не нужны ни одной армии мира.

Больше 30 лет «Стрижи» лежали на многочисленных складах бесполезным грузом, однако похоже, что советские военные технологии оказалось возможно реанимировать и применить заново.

Модернизация Ту-141 «Стриж»

В феврале 2023 года издание Eurasian Times заявило, что потенциальное боевое применение беспилотников Ту-141 за пределами бывших стран СССР становится возможным благодаря вмешательству в конструкцию американских инженеров. К такому выводу эксперты издания пришли на основании как собственных данных, так и сведений американского военного эксперта Роба Ли, опубликовавшего снимки одного из упавших дронов.

Источник: Telegram-канал Shot-Shot (на него ссылался Роб Ли)
Источник: Telegram-канал Shot-Shot (на него ссылался Роб Ли)
Источник: Telegram-канал Shot-Shot (на него ссылался Роб Ли)

И хотя изначально машина не комплектовалась вооружением для ударных миссий, самодельные крепления под фюзеляжем позволили использовать в беспилотнике осколочно-фугасные бомбы ФАБ-100−120.

В истории с доработкой беспилотников Ту-141 под высокоточное оружие немало белых пятен. Один из самых важных вопросов — как именно старый и громоздкий беспилотник был модернизирован для полетов по вполне конкретной траектории.

Предположительно, еще в 2014—2015 годах несколько авиационных компаний Украины, включая Киевский завод «Авиант» и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (где Ту-141 и производились, пока Украина была частью СССР) предложили военным доработать эти беспилотники и расширить их боевые возможности.

Детальных сведений о том, какие узлы и агрегаты предлагалось заменить, не встречалось, однако, по данным нескольких источников, на беспилотниках Ту-141 предлагалось демонтировать сразу несколько систем, осложняющих его применение в качестве беспилотника-камикадзе.

По предварительным данным, для «одноразовой» схемы применения с беспилотника Ту-141 были демонтированы тормозной парашют, блок фотоаппаратов А-86П, система кондиционирования и охлаждения фотоаппаратуры с фреоном, автопилот с системой сервоприводов и гироскопом, блок ввода высоты, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7 и, предположительно, штатный топливный бак, который мог быть заменен на емкость из гибкого полимера или резины, что позволяло бы заполнить больше внутреннего пространства и увеличить дальность полета

Бывший внештатный сотрудник одного из европейских подразделений Raytheon Йохан Тиберг пояснил, что повысить точность советских беспилотников можно несколькими путями.

Для наиболее точной навигации внутри Ту-141, предположительно, были установлены американские компоненты компании Raytheon. Для отслеживания и просчета маршрута мог быть установлен навигационный блок MAGR2K. Это специальный приемник спутниковых сигналов, который Raytheon охотно продавала для морских и авиационных платформ армии США, включая самолеты F/A-18, конвертопланы MV-22, CV-22 и вертолеты MH-53E.

Raytheon MAGR2K / Фото: insidegnss.com
Raytheon MAGR2K / Фото: insidegnss.com

MAGR2K улучшает производительность GPS и обеспечивает максимально точное отслеживание изделия, на котором установлен. Также на Ту-141, предположительно, была установлена цифровая система защиты от помех Landshield. Она представляет собой многоэлементную антенну в компактном корпусе (не больше обычной тарелки для супа), которая взаимодействует на радиочастотном уровне с приемником GPS.

Значительная часть таких устройств стоит недорого и позволяет за 5−7 тыс. долларов переоборудовать носитель старой фотоаппаратуры в современный беспилотник-камикадзе. При этом вес устройств на новой элементной базе — в 20−40 раз меньше, чем в оригинальной конструкции, что позволяет заполнить все остальное пространство взрывчаткой и поражающими элементами.

С учетом того, что производить такие манипуляции несложно, переоборудование Ту-141 «Стриж» может быть поставлено на поток. Однако для его боевого применения за пределами штатных параметров, заложенных при разработке, придется создавать и новое программное обеспечение. Как раз на этом уровне начинают появляться самые сложные проблемы, решить которые невозможно без вмешательства квалифицированных специалистов.