При беглом взгляде на некоторые модели боевых самолетов можно заметить, что остекление фонаря их кабины под определенным углом имеет желтоватый оттенок. Что это: простая защита глаз пилота от солнца или дело тут в чем-то бо́льшем?
Чтобы это понять, нам придется сделать небольшое отступление и рассказать, какие требования сегодня предъявляются к остеклению боевых самолетов, стоящих на вооружении Российской армии. Именно этот набор свойств и позволяет говорить о стекле самолета как о сложной оптической системе и даст полную картину в необходимости желтого оттенка.
Теплостойкость остекления
В процессе эволюции боевых сверхзвуковых самолетов постепенно повышались требования по теплостойкости остекления кабины пилота. Скорости, на которых летали истребители, постоянно росли, поэтому обычные органические стекла уже не могли отвечать возложенным на них задачам.
Дело в том, что на «сверхзвуке» воздух вокруг самолета адиабатически сжимается в несколько раз, при этом поверхность стекла может нагреваться до температуры 180° С. Данный процесс должен быть хорошо известен вам из школьного курса физики — при сжимании любой газ нагревается благодаря ускорению его молекул. Именно это, к примеру, происходит в компрессоре вашего холодильника или в даже велосипедном насосе. Когда вы накачиваете колесо, вы можете заметить, что корпус насоса нагревается.
Низкая заметность
Другое немаловажное свойство стекол — это радиолокационная защищенность и низкая заметность техники. В военной авиации на это направлен целый комплекс мер, которые объединяются в единое определение «стелс-технология». Главная ее цель: сделать так, чтобы противник смог обнаружить самолет только после того, как он приблизится на расстояние удара.
Снизить заметность боевых машин в радиолокационном спектре обнаружения сегодня можно разными способами. В основном этого достигают с помощью особой формы самого самолета, нанесением на технику специального радиопоглощающего покрытия, а также установкой на сопла двигателей специальных коаксиальных решеток.
Хорошая обзорность
Помимо этого, фонарь кабины пилота должен обладать хорошими оптическими свойствами: превосходной обзорностью, высокими антибликовыми свойствами и защитой от воздействия солнечной радиации. Стекло должно исключать недопустимые изломы линии горизонта и нарушение пропорций частей рассматриваемых объектов.
Защищенность от попадания предметов и пуль
И, наконец, еще одно немаловажное свойство остекления — это его ударопрочность. Фонарь кабины должен защищать пилота от любых попавших предметов, будь то пулеметный огонь противника или птица, случайно врезавшаяся в стекло.
Современные технологии остекления боевых самолетов позволяют им выдержать прямое попадание вражеского снаряда калибра 20 мм или столкновение с птицей весом до 2 килограмм на скорости 900 км/час.
Как делают стекла для истребителей
Несмотря на то, что основные характеристики и технологии остекления боевых самолетов держатся в строгом секрете, часть из них нам все же удалось найти в открытых источниках.
В России проектированием и разработкой остекления для фонарей гражданских и военных самолетов занимается Научно-исследовательский институт технического стекла (НИТС). Более сорока лет назад специалисты НИТС разработали технологию глубокого моллирования, благодаря которой стекла сегодня отвечают всем возложенным на них требованиям.
Моллирование — это процесс придания стеклу требуемой геометрической формы с заданными техническими параметрами. Несколько слоев силикатного стекла помещают в печь, где его спекают в одно целое, а затем придают ему сложную 3D форму. На весь процесс от заготовки до готового фонаря кабины уходит около 1,5 месяцев.
Почему стекло имеет желтый оттенок
Желтый оттенок фонаря пилота — это заслуга особого металлического покрытия, которое наносится на стекло аэрозольным, вакуумным или магнетронным способом уже после придания ему необходимой формы.
С помощью специальной аппаратуры с применением термического или электронно-лучевого метода инженеры сначала испаряют металл под вакуумом, а затем осаждают его на поверхность стекла в виде тончайшей пленки. Благодаря этому стекло и приобретает желтоватый оттенок.
Такое стекло обладает повышенной прочностью и защищает пилотов не только от солнца и бликов, но и спасает их от солнечной радиации, которая на большой высоте, как известно, может превышать установленные нормы в десятки раз.
Кроме того, пленка из металла на поверхности стекла снижает радиолокационную заметность самолета, рассеивая отраженные сигналы от работающего оборудования, и помогает ему дольше остаться незамеченным.
Теперь и вы знаете, в чем состоит главный секрет остекления стальных крыльев.