Переворот сознания: был ли на самом деле «нырок» американского шаттла над Москвой в 80-х

Достоверно установить все обстоятельства этого события сложно. Одни эксперты утверждают, что «нырок» был, другие уверены, что такой маневр не был возможен в принципе.
Space Shuttle: фото, характеристики, стоимость программы
Space Shuttle: военный или гражданский?
Ядерное оружие США
Был ли «нырок» американского «Шаттла» над Москвой?
Space Shuttle: фото, характеристики, стоимость программы
Space Shuttle: военный или гражданский?
Ядерное оружие США
Был ли «нырок» американского «Шаттла» над Москвой?
Ещё

Американская программа по созданию многоразовых кораблей Space Shuttle подавалась общественности как исключительно гражданская миссия. Однако ее военная суть проявлялась практически сразу — достаточно было лишь изучить технические характеристики ослепительно белого реактивного челнока.

Space Shuttle: фото, характеристики, стоимость программы

Для того, чтобы приблизиться к ответу на вопрос «был ли Space Shuttle частью военной программы», необходимо понять, кто и на какие деньги создавал многоразовую транспортную космическую систему. Итоговая стоимость разработки программы составила более 10 млрд долларов.

Церемония запуска шаттла Дискавери в октябре 1983 года / Фото: NASA
Церемония запуска шаттла Дискавери в октябре 1983 года / Фото: NASA

Один запуск Space Shuttle обходился США в астрономическую по сегодняшним временам сумму — $240 млн. Такие расходы NASA не могло потянуть в одиночку, но гражданские институты были лишь второстепенными инвесторами в этот проект. Ключевым игроком, вложившим деньги в создание американских челноков, было Минобороны США.

В 1976 году, почти сразу после того, как сведения о разработке «Шаттла» попали к военной разведке ГРУ, академия наук СССР проанализировала боевые возможности многоразового челнока. В специальном докладе авторы советского исследования цитируют разработчиков системы, выступавших в Конгрессе с данными о том, что NASA является главным заказчиком системы, однако только Минобороны США является «ключевым потенциальным потребителем» и оператором многоразовых кораблей.

В том же докладе сказано, что на всех этапаха разработки Минобороны США активно следило за тем, чтобы «инженеры и научный состав понимают потребности Минобороны в таких системах и сделают все возможное для соблюдения требований».

Есть и конкретные фамилии. Чтобы челнок получился таким, каким его видели военные, для согласования деятельности NASA и Министерства обороны создан специальный Координационный совет по аэронавтике и астронавтике, возглавляемый первым заместителем директора NASA доктором Джорджем Лоу и начальником научно-технического управления Министерства обороны доктором Малколмом Карри.

Space Shuttle: военный или гражданский?

Если доводов про военное финансирование и соблюдение требований недостаточно, то стоит погрузиться глубже в доклад о боевых возможностях многоразового корабля.

Советские ученые проанализировали данные о «Шаттле» и пришли к выводу, что все, начиная с массы полезной нагрузки до профиля полета, говорит о военном характере этой машины. Грузовой отсек Space Shuttle позволял вывозить с орбиты грузы массой в 12−14 тонн, а внутреннего пространства хватало, чтобы «снимать» с орбиты специальным манипулятором любые космические аппараты, включая спутники военного назначения.

Примечательно также, что еще при разработке проекта именно военные потребовали от Rockwell Corporation, General Dynamics и McDonnel Douglas (трех ключевых подрядчиков Пентагона) увеличить возможности бокового маневра при спуске орбитального корабля. Угол маневрирования в атмосфере был увеличен с первоначальных 600 км до 2000−2500 км.

Поначалу такое требование не получалось объяснить, однако в дальнейшем стало известно, что это потребовалось для удобной посадки на военные аэродромы. В том числе, на авиабазу Вандербернг в Калифорнии. Ключевой «орбитой активности» челнока стала высота в 200 км с наклоном 104 градуса к плоскости экватора, что позволяло «снять» с орбиты любой спутник буквально «над головой» у СССР.

Такие возможности позволяли провести операцию по изъятию космических аппаратов за считанные часы: широкий боковой маневр позволял справиться с миссией похищения спутника за один виток (что в большинстве случаев воспринималось советскими инженерами и специалистами по космонавтике вообще как аварийная ситуация) и в случае, если бы такой приказ был отдан, кража секретной орбитальной технологии заняла бы не больше времени, чем первый полёт Гагарина вокруг Земли.

Если верить многочисленным легендам, то в 1985 году шаттл «Дискавери» совершил «нырок» в атмосферу над Москвой и провел «электронный сброс» специального (ядерного) заряда, который в случае войны мог бы уничтожить столицу СССР. Но был ли военный смысл в таком маневре?

Шаттл Дискавери / Wikimedia, Sanjay Acharya, CC BY-SA 4.0
Шаттл Дискавери / Wikimedia, Sanjay Acharya, CC BY-SA 4.0

Ядерное оружие США

Предположение о вероятном применении «Шаттла» в качестве орбитального бомбардировщика или военного разведчика было впервые озвучено в том же докладе 1976 года, где раскрывались детали американской многоразовой орбитальной системы.

В этом докладе известный специалисты в области прикладной математике и механике Юрий Сихарулидзе и Дмитрий Охоцимский написали следующее:

«Большая гибкость в выборе цели, обусловленная допустимостью изменения азимута выведения в широком диапазоне, малая высота орбиты, действие на первом витке, подход к объектам атаки или фотографирования с южного направления — все это обеспечивает внезапность операции и повышает эффективность результата.

Возвращение и посадка на аэродром необходимы для сохранности экипажа и полезной нагрузки, если последняя не отделялась от КС в процессе полета. Понятно, что возвращаемая полезная нагрузка должна представлять большую ценность и годиться для повторного использования. Указанным требованиям отвечают неизрасходованный спецгруз и уникальное разведывательное оборудование.

Можно предположить, что последнее будет использоваться, например, для срочного получения подробной информации о некотором районе, который предварительно выбирается с помощью обычных разведывательных спутников.», — писалось в исследовании.

Шаттл Дискавери на орбите / NASA
Шаттл Дискавери на орбите / NASA

Ученые пришли к выводу, что при сбросе полезной нагрузки с орбиты «Шаттл» может оказаться привлекательнее традиционных средств доставки — баллистических ракет. Вот, что написано в исследовании эффективности «Шаттла» по этому поводу:

«Известно, что при запуске межконтинентальных баллистических ракет на дальность 10−12 тыс км апогей траектории достигает 800−1000 км, а полное время полета составляет 30−40 мин. Большую долю этого времени головная часть ракеты находится на значительной высоте, благодаря чему облегчаются условия ее обнаружения.

Полет „Шаттла“ до цели длится 70−80 мин. из-за использования траектории, проходящей через Южное полушарие, однако время для его обнаружения существенно меньше, чем в случае применения межконтинентальных ракет, так как высота полета орбитального самолета не превышает 185−200 км.

Южная траектория облегчает прорыв обороны и обеспечивает возможность хорошего сопровождения корабля до аэродрома посадки средствами ПРО, размещенными на севере американского континента», — писали Сихарулидзе и Охоцимский.

Дополнительным аргументом в пользу использования «Шаттла» вместо баллистической ракеты считалось наличие экипажа на борту. Профессиональные военные летчики внутри кабины «Шаттла» повышали бы надежность и гибкость операции, а в необходимых случаях позволяли бы отказаться от ее проведения в самый последний момент.

Ключевым компонентом, обеспечивающим точность сброса, должна была стать система спутниковой навигации DNSS, более известной как Navstar. Пик ее развертывания как раз приходился на конец 70-х и начало 80-х годов, а переход от двухкоординатной системы к трехкоординатной позволял повысить точность применения оружия с 50 метров до 10, что в случае с моноблочным, мегатонным термоядерным зарядом совершенно не важно.

Был ли «нырок» американского «Шаттла» над Москвой?

Технический расчет удара по Москве с орбиты так же был предоставлен в рамках исследования.

По данным Сихарулидзе и Охоцимского, вход «Шаттла» с ядерным зарядом в атмосферу был возможен на высоте 110 км и происходил бы всего через 17 мин. после начала торможения в космосе. После 4-х минут полета в атмосфере, на высоте 67 км, когда угол наклона траектории достигает примерно −3o, а скорость равна 7,75 км/с, происходит сброс заряда, после которого «Шаттл» начинает разворачиваться и уходить обратно на орбиту.

Всего через 3−4 мин. после отделения от корабля боеголовка достигает поверхности Земли. Скорость в момент контакта может варьироваться от 200 до 500 м/сек.

Такая схема выглядит логичной и даже более эффективной по сравнению с традиционными механиками ядерных ударов, если бы не одна проблема. К тому моменту, как ученые рассчитали гипотетическую траекторию удара ядерным оружием с «Шаттла», в СССР уже была развернута и поставлена на боевое дежурство система противоракетной обороны А-135 «Амур» (ее преемницей в данный момент является А-235 «Нудоль»).

Схема «нырка» шаттла со сбросом спецгруза и ухода на прежнюю страекторию: желтая линия — предполагаемая траектория шаттла, красная — спецгруза / Изображение: N+1
Схема «нырка» шаттла со сбросом спецгруза и ухода на прежнюю страекторию: желтая линия — предполагаемая траектория шаттла, красная — спецгруза / Изображение: N+1

Кроме радаров и станций контроля за космическим пространством, в распоряжении войск ВКО находилась противоракета 51Т6 с ядерной боевой частью, с помощью которой в случае орбитального удара по Москве боевые блоки ракет могли сбиваться на высотах до 600 километров (что, между прочим, на 200 километров выше орбиты МКС и в 6 раз дальше, чем высота сброса ядерного заряда «Шаттла»). Ее применение на конечном участке полета «Шаттла» позволяло уничтожить и корабль-носитель и его «специальный боеприпас» задолго до точки входа в атмосферу.

Разумеется, о боевых возможностях этого оружия знали и в США, поэтому применение противоракет могло остановить только отсутствие приказа на «нажатие кнопки». С технической точки зрения атмосферный «нырок» американского «Шаттла» в тех реалиях представляется, скорее, пиар-ходом и намеренно придуманной легендой, чем реальной, пусть и учебной операцией.