Не приближайтесь к краю платформы
Главное правило при падении на рельсы метро: ни в коем случае не пытаться выбраться на платформу самостоятельно. Нет, мы не сомневаемся в ваших физических возможностях или умении взбираться по отвесным стенам — дело тут совершенно в другом. В углублении под платформой расположен контактный рельс, который питает подвижной состав и находится под напряжением.
Обычно он закрыт коробом, который окрашен в желтый, реже — в красный цвет. И если при попытке выбраться на платформу вы случайно к нему прикоснетесь, то рискуете получить удар током в 825 В.
Даже если вы увидели, что кто-то тянет руку с платформы, чтобы вас вытащить, откажитесь от помощи. Иначе вы и ваш «спаситель» рискуете погибнуть от поражения электрическим током.
Полосатая рейка — ключ к спасению
Если поезда еще нет, вставайте и бегите по ходу его движения, как бы убегая от подвижного состава. Ваша задача добежать до черно-белой планки, которая является знаком для остановки первого вагона. Все современные поезда метро оборудованы системой автоматической остановки на станции, поэтому как только вы окажетесь за полосатой рейкой — вы в безопасности. Если в панике вы растерялись и вдруг не разглядели ее вдалеке, дополнительным ориентиром вам могут служить электронные часы, которые, как правило, висят на торце тоннеля.
Спрячьтесь в путевой лоток
Что делать если после падения до приближающегося поезда остаются считанные метры и времени совсем нет? На этот случай между рельсами предусмотрен специальный путевой лоток — ниша шириной более полуметра, в которую легко поместится человек практически любой комплекции. Ложитесь в него лицом вниз, головой к приближающемуся составу.
Если на вас надет рюкзак, по возможности снимите его с плеч и бросьте в это же углубление. Если не успеваете, ложитесь как есть. Навесного оборудования у поездов метро нет, а высота от верхней кромки путевого лотка до днища вагона составляет около 50 см, поэтому здесь вы точно будете в безопасности.
Когда поезд будет проезжать прямо над вами, постарайтесь не паниковать. В момент торможения будет очень шумно, а из-под колес на вас могут лететь искры. Главное — совладать с собой и продолжать лежать неподвижно.
После остановки вагона не пытайтесь выбраться из-под него самостоятельно. Продолжайте лежать и ожидайте прибытия машиниста или других сотрудников метрополитена, но не ждите, что вам помогут в ту же минуту. По инструкции машинист поезда сначала обязан выполнить ряд мер по обеспечению безопасности: доложить диспетчеру и оповестить пассажиров, снять напряжение с контактного рельса и установить заземляющий башмак. На все это нужно какое-то время. Главное помнить, что после того, как вы оказались на рельсах, сотрудники метро уже знают о случившемся и спешат к вам на помощь.