Как работает электромонтер, кто такой линейщик и зачем спускаться на дно в костюме весом 80 кг

Об электричестве принято думать как о чем-то само собой разумеющемся. Однако в энергетическом секторе заняты около двух миллионов россиян. Раскрываем подробности работы специалистов, благодаря которым линии электропередачи остаются целы, кабельные линии продолжают обеспечивать дома электричеством, а аварии, если и происходят, оперативно устраняют.
Оператор БПЛА
Электромонтер
Водолаз
Линейщик
Водитель снегоболотохода
Оператор БПЛА
Электромонтер
Водолаз
Линейщик
Водитель снегоболотохода
Ещё

«Я вижу “глазами” беспилотника»

Сергей Ересов, мастер службы воздушных линий Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад», работает в энергетике с 2009 года. Когда ему предложили обучиться специальности оператора беспилотного летательного аппарата, он сразу согласился.

В электросетевом комплексе беспилотники нужны для осмотра воздушных линий электропередачи: искать повреждения, работать на труднодоступных участках, следить за состоянием охранных зон и отдельных элементов ЛЭП, создавать 3D-план местности.

«Люблю все новое, интересное. Поэтому не раздумывал. Управлять БПЛА, чтобы он просто летал по заданному маршруту, это одно. Строить план полета, собирать нужную информацию — это уже другое. Нужно знать и авиамоделирование, и физику, и программирование, и программы для обработки и анализа полученных данных. Нужно уметь ориентироваться в пространстве, видеть “глазами” беспилотника», — перечисляет навыки Сергей Ересов.

Он замечает: в России линии электропередачи проложены по очень красивым местам и даже знакомые места с высоты выглядят по-другому. На работу свою и коллег тоже получается дать взгляд со стороны: после съемки работы бригады на опоре ЛЭП можно разобрать процесс и улучшить его.

Оператору БПЛА необходимо соблюдать правила охраны труда, порядок использования воздушного пространства и ведения радиосвязи и оперативных переговоров. Например, знать, на какое расстояние к проводам может приближаться коптер: управлять аппаратом можно только находясь по одну с ним сторону от ЛЭП, иначе связь может прерваться. Полеты разрешены только в светлое время суток и при определенных погодных условиях, исключая дождь, снег и ветер.

«Слабые на ЛЭП не работают»

Илья Рожновский работает мастером группы по ремонту воздушных линий электропередачи Тындинского линейного участка Амурского предприятия ПАО «Россети». В энергетике он более 11 лет. Его участок — более 2000 км линий электропередачи, проходящих через горные перевалы, где температура воздуха зимой опускается до −60 С, а летом — жара +30 С. Он работает на опоре на высоте десятков метров от земли.

В обязанности электромонтера входит осмотр линий и поиск неисправностей, которые нельзя выявить с земли, плановые ремонты, восстановление опор, проводов и элементов ЛЭП, монтаж устройств для защиты птиц. Специалист должен обладать техническим складом ума, уметь обращаться с электрическим и гидравлическим инструментом, знать основные законы электротехники, свойства материалов. Обязательно понимать конструкции и разновидности опор, проводов и грозозащитных тросов, приемы безопасного ведения работ на воздушных линиях электропередачи, находящихся под напряжением.

«Как бы не были отработаны детали и технология, каждый раз требуется концентрация внимания и неукоснительное соблюдение правил электробезопасности и безопасности работ на высоте. Здесь нет права на ошибку. Мы работу свою считаем по-настоящему мужской и полезной, чему и учим новых молодых парней, приходящих к нам в бригаду. Слабые на ЛЭП не работают», — подчеркивает Илья Рожновский.

На Дальнем Востоке линейщики сокращают аварийные ситуации на воздушных линиях электропередачи, возникающие из-за того, что дальневосточные аисты часто выбирают места для гнездования на опорах ЛЭП.

Чтобы предотвратить аварии и возможную гибель птиц, энергетики оснащают опоры специальными платформами для безопасного формирования гнезд.

В прошлом году часть аистят, родившихся в гнезде, окольцевали и установили специальный навигатор для отслеживания миграционных путей птиц к местам зимовки. А доставку птенцов к орнитологам — с высоты на землю — в специальной «младенческой» люльке проводили линейщики.

«Наши специалисты работают по призванию»

На первый взгляд, вода и электричество — несовместимые вещи. С этим не согласен Михаил Кобрин, капитан службы эксплуатации кабельных линий 35−110 кВ ПАО «Россети Ленэнерго». Он работает водолазом и занимается сезонными, профилактическими и ремонтными работами на электротехническом оборудовании, расположенном на водной глубине.

Чтобы заниматься этой профессией, нужно уметь пользоваться специальным снаряжением, знать технику безопасности при проведении водолазных работ и навыки оказания первой помощи. Когда возникает необходимость ремонта, водолазы получают сигнал от диспетчера. Кабель поднимают над водой и меняют поврежденный участок. Специалисты используют телевизионный комплекс для подводной съемки и водолазное вентилируемое снаряжение, включающее трехболтовую рубаху, манишку, грузы, котелок и боты.

Снаряжение весит больше 80 кг, поэтому одеться и раздеться помогают коллеги.

«В нашей бригаде специалисты работают водолазами по призванию. Это непростая служба, сопряженная со множеством рисков и требующая от каждого из нас не только больших знаний и навыков в электроэнергетике, но и хорошей физической подготовки, крепкого здоровья, силы характера и выдержки.

Далеко не все смогут спуститься на несколько метров под воду и, независимо от погоды, с многокилограммовым снаряжением, буквально на животе, ползком, сквозь намытый песок и мусор, обследовать энергооборудование. Поэтому мы гордимся своими достижениями и своей профессией», — объясняет Михаил Кобрин

«Работа без снятия напряжения не так опасна»

Владимиру Белоусову — 54 года, и 26 из них он работает в Западно-Сибирском предприятии ПАО «Россети» старшим мастером Барнаульского линейного участка. Он проводит ремонт электросетей или подключает новых абонентов без отключения потребителей от электричества.

Электробезопасность при таких действиях обеспечивается по одной из трех схем: «провод — человек — изоляция — земля», когда электромонтер находится под потенциалом провода и изолирован от земли; «провод — изоляция — человек — земля», когда работник находится под потенциалом земли и изолирован от провода; «провод — изоляция — человек — изоляция — земля», когда специалист изолирован и от провода, и от земли. Для дополнительной защиты сотрудника используют спецодежду, работающую по принципу клетки Фарадея. Как отмечают сами энергетики, времени и сил на подготовку снаряжения и места тратится намного больше, чем на выполнение самих работ.

После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС Владимир Белоусов в составе бригады алтайских линейщиков четыре месяца ремонтировал линии ключевого транзита Иркутск — Красноярск — Хакасия — Кузбасс — Алтай. Отключение любой из ЛЭП тогда могло бы привести к ограничению электроснабжения потребителей в регионах Сибири.

«Быть линейщиком — это каждый день видеть новые места, ремонтировать ЛЭП всевозможных конструкций, выполнять разные виды работ.»

«На мой взгляд, это гораздо интереснее, чем стоять на конвейере, выполняя одну и ту же функцию. Если все делать правильно, работа без снятия напряжения не более опасна, чем любая другая», — подчеркивает специалист.

«Едешь в командировку на день — запасайся продуктами на три»

Такой поговоркой обмениваются водители снегоболотоходов. Александр Бажин, водитель службы механизации и транспорта АО «Россети Тюмень», более двадцати лет управляет вездеходом на просторах ХМАО-Югры. Через непроходимые болота, реки, тайгу и тундру, в морозы и жару, днем и ночью он доставляет сотрудников электросетевого комплекса на энергообъекты.

Для управления самоходной техникой, к которой относятся колесные и гусеничные вездеходы — снегоболотоходы, необходимо иметь удостоверение тракториста-машиниста.

Такие маршруты проходят вне дорог общего пользования. Кроме этого, нужно знать правила перевозки грузов, способы безопасного преодоления преград. Водитель должен быть ответственным, внимательным, осторожным, стрессоустойчивым.

Несмотря на то, что обслуживаемые объекты разбросаны в радиусе почти 700 километров от производственной базы, все пути Александр Бажин знает, как свои пять пальцев. «Летом работать сложнее из-за гнуса и комаров, а зимой — из-за экстремальных морозов. Я люблю свою работу и горжусь, что благодаря нашей команде в домах жителей тепло и светло, функционируют предприятия, развивается и растет уже ставший родным регион», — рассказывает водитель.