Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 октября 2014

Гаджеты в самолете: можно или нельзя?

С тех самых пор, как мобильные электронные устройства стали массовыми, а полеты на самолетах — доступными для людей, способных эти самые устройства приобрести, между пассажирами и авиакомпаниями ведется непримиримая война за право использовать гаджеты на борту. Hi-Tech.Mail.Ru разбирается, почему на самом деле нельзя использовать гаджеты в полете, и к каким последствиям это может привести.

В правилах практически всех авиаперевозчиков еще недавно прямо указывалось, что любые электронные устройства должны были быть выключены на протяжении всего полета. Чуть позднее появились разграничения — такие-то устройства использовать можно, а такие-то - нельзя, такие-то - в течение всего полета, а такие-то - только во время взлета и посадки. Буквально за последний год американские и европейские регулирующие органы начали давать послабления авиакомпаниям.

26 сентября 2014 года: именно в этот день EASA (Европейское агентство авиационной безопасности) выпустило постановление, снимающее запрет на использование пассажирами мобильных электронных устройств в течение всего полета

В частности, теперь можно использовать их в полноценном режиме с включенными радиомодулями во время руления, а на протяжении полета не требуется переводить их в режим полета. Ранее, в декабре 2013 года, EASA разрешила использовать мобильные устройства в режиме полета (Flight Mode), фактически задокументировав имеющуюся в большинстве из них функцию.

Впрочем, важно понимать две вещи. Во-первых, предписания имеют рекомендательный характер в том смысле, что регулятор не против того, чтобы авиакомпании сняли запреты, однако заставить их снять он не может - решение остается за авиакомпанией. Во-вторых, российских авиакомпаний, а именно ими вы, скорее всего, совершите свой следующий перелет, предписания EASA вообще никак не касаются - они подчиняются Росавиации. Так что спорить с бортпроводниками, размахивая планшетом, на экране которого будет отображаться копия этого предписания, есть смысл только в том случае, если вы желаете по прилету отправиться в полицию за авиадебош.

Почему же вообще запретили использование гаджетов на борту? Простое и очевидное объяснение — интерференция. Тут вы, конечно, скажете: беспроводные устройства и системы радиосвязи и радионавигации самолета используют разные частоты, какая интерференция? Действительно, это так. Но вспомните жужжание, которое раздается из динамиков, если поднести к усилителю работающий мобильный телефон. Посмотрите, сколько продается разных светящихся подставок для телефонов и прочих настольных сувениров, у которых внутри нет никакой батарейки, однако при звонке телефона они светятся. Все дело в электромагнитной индукции - электромагнитное излучение, создаваемое мобильным телефоном, вызывает индукцию в других электрических цепях и, соответственно, может влиять на их работу.

Приводная радиостанция вблизи ВПП аэродрома

Тут, конечно, надо вспомнить, что бытовые электронные приборы имеют передатчики очень малой мощности и те же самые наводки создают в непосредственной близости от электросхем — в пределах одного метра или около того. Но что, если устройство случайно окажется около какого-то электронного модуля или проводки? Именно так думали авторы запретов: авиация — отрасль с самыми жесткими стандартами безопасности в мире, и принцип тут такой: если существует хоть малейшая вероятность неправильного функционирования каких-либо систем и ее можно избежать, значит, ее нужно сделать все, чтобы ее избежать. Ведь, в конце концов, причиной многих авиакатастроф является случайное сочетание абсолютно маловероятных событий.

Схема устройства самолета на примере Boeing-787

Электроники в современном самолете полным-полно - она используется вовсе не только для связи и навигации. Сам самолет больше похож на летающий компьютер, а пилот — на оператора. Например, в тех же Airbus A320 и более современных самолетах абсолютно вся механизация крыла, рули высоты и направления, элероны — в общем, вообще все, что влияет на положение самолета в пространстве, управляется сервоприводами через контроллеры, а в кабине пилота присутствует лишь джойстик, именуемый сайдстиком (в более ранних самолетах управление механическое — при помощи тяг и тросов, соединенных со штурвальной колонкой).

 

Кабина пилотов самолета Boeing 777-300ER

Все радиомодули и проводка, разумеется, экранированы для защиты от внешних наводок. Но вдруг что? Особенно если включенное электронное устройство будет не у одного, а у всех пассажиров. Именно поэтому, кстати, бессмысленны доводы типа: «А вот я один раз забыл выключить телефон и ничего страшного не произошло».

Действительно, ни одной авиакатастрофы, виновником которой был бы электронный гаджет, пока еще не произошло. Да и в самих самолетах устанавливают сегодня и фемтосоты для обеспечения мобильной связью, и точки доступа Wi-Fi. Впрочем, включаются они пока по-прежнему исключительно во время крейсерского полета, а не во время взлета и посадки из-за возможной интерференции, которая может быть особенно опасной во время инструментального захода на полосу.

Дело в том, что используемая для захода курсо-глиссадная система (ILS), состоящая из двух высокочастотных радиомаяков — курсового (отслеживает направление движения самолета) и глиссадного (отслеживает точность следования линии глиссады), рассчитана на исключительную точность приема и передачи сигналов: уровни напряжений в приемниках ILS в самолетах измеряются милливольтами, при малейшем сбое система в течение нескольких секунд (от 2 до 10 в зависимости от используемой категории точности) отключается, выдавая пилотам сообщение об ошибке, и тут уже велика вероятность ухода на второй круг.

Но это все теория и перестраховки, ведь ограничения сняты, и в первую очередь, для того, чтобы реализовать услуги неразрывной связи и доступа в Интернет на протяжении всего полета — от посадки до высадки. Однако есть и другие причины, по которым гаджеты во время взлета и посадки использовать не стоит.

Источник схемы: convdocs.org

Дело в том, что свободно летящий по салону гаджет может попасть кому-нибудь в голову и нанести серьезные травмы — тонкий смартфон с металлическими краями может рассечь кожу, а планшет, ноутбук и уж тем более фотоаппарат вообще стать смертельным оружием — именно поэтому стюардессы так не любят пассажиров, которые фотографируют все подряд в иллюминатор - дело не в какой-то там секретности, а именно в том, что устройство находится у вас в руках.

«Постойте, а почему же гаджет будет лететь по салону? Я же в своем уме и не собираюсь кидать дорогущий MacBook в соседа», — спросите вы. Все дело в том, что законы физики спрашивать у вас ничего не будут. И вот почему. При взлете самолет разгоняется приблизительно до 150 узлов, то есть, до 278 километров в час. Это весьма усредненная цифра, поскольку скорость принятия решения рассчитывается каждый раз индивидуально в зависимости от типа ВС, загрузки и общей длины полосы, ее покрытия и метеоусловий. Скорость принятия решения — это скорость, до достижения которой при возникновении технических неисправностей взлет может быть прерван. При этом автомат тормозов на взлете устанавливается в положение RTO (Rejected Take-Off, прерванный взлет) — в этой ситуации его задачей является максимально быстро остановить самолет. Так вот, в любой нештатной ситуации, например, попадании птицы в двигатель или возникновении препятствия на полосе, скорость может быть далеко за 200 км/ч, а торможение — фактически «колом», с воспламенением тормозных механизмов и так далее, поскольку, в отличие от посадки, оставшаяся длина полосы, на которой нужно успеть остановиться, значительно короче.

Процесс занимает секунд пять, то есть, ускорение составит около 14 метров на секунду в квадрате. Из школьного курса физики мы помним, что сила, действующая на тело, равна произведению массы на ускорение — то есть, ваш полукилограммовый планшетик, например, превратится в семикилограммовый кирпич, элегантно выскользающий из рук — вы даже не успеете подумать о том, что его нужно бы схватить покрепче, как он уже окажется в начале салона. Ноутбук и фотоаппарат вы тем более не удержите.

При посадке торможение обычно не такое резкое, зато ощутимое ускорение может возникнуть при «жестком» касании полосы, причем «приложиться» пилоты могут и специально, что происходит, например, при посадке на мокрую ВПП для улучшения сцепления с ее покрытием.

А почему же тогда запрещают использовать наушники? Здесь причина в другом: в наушниках вы можете вовремя не услышать команды экипажа при возникновении экстренной ситуации, которые чаще всего возникают именно на взлете и посадке. Кроме того, наушники помешают вам услышать предполетную инструкцию по безопасности — и, в результате, например, при разгерметизации салона половина пассажиров не знает, что за маску нужно дергать, а не сразу прикладывать ее к лицу, а вторая половина надувает в салоне спасательный жилет и бежит в нем к двери, через которую заходила, вместо аварийного выхода.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Итак, история борьбы с гаджетами в самолете довольно неоднозначна. Как мы говорили, ни одной авиакатастрофы, виновником которой был бы электронный гаджет, пока еще не произошло. При этом постоянно происходит совершенствование систем самолета и экранирование их от любого внешнего воздействия и излучения, выделяемого электронными приборами - смартфонами, компьютерами и так далее. Но если существует хоть малейшая вероятность неправильного функционирования каких-либо систем и ее можно избежать, значит, ее нужно сделать все, чтобы ее избежать. Ведь, в конце концов, причиной многих авиакатастроф является случайное сочетание абсолютно маловероятных событий. Так что выключение или перевод мобильных устройств в авиарежим - мера, на наш взгляд, необходимая. Согласитесь, что ничего не случится, если вы 20-30 минут не сможете воспользоваться смартфоном во время взлета и посадки.  

К тому же, включенный телефон в полете будет пытаться зарегистрироваться в сети: сигнал с земли прекрасно ловится, а вот аппарату достучаться до базовой станции, скорее всего, не удастся, однако он будет упорно тратить на эти попытки заряд батареи. Севший полностью во время дальнемагистрального рейса смартфон - обычное дело.

Комментарии
205
Сергей Гонтарев
В ответ на комментарий от александр хололеенко
александр хололеенко
Показывали по телеку эксперимент: Включали на борту стоящего самолёта генератор в 1000 раз мощнее чем мобила, ни один прибор не зафиксировал никаких изменений. А насчёт помех, когда самолёт попадает в грозу или в него попадает молния, ЭМИ гораздо сильнее чем от телефона. дурят вас.
СсылкаПожаловаться
Действительно дурят. Дурят не нас, а вас. В школе нужно было хорошо учиться. При попадании молнии в корпус легкового автомобиля пассажирам внутри ничего не грозит. Напряженность электрического поля внутри корпуса равна нулю. (школьный курс физики)
ЭМИ молнии располагаются в основном в низкочастотном диапазоне длин волн. Корпус самолета полностью металлический. Он хорошо экранирует такие внешние ЭМИ.
Средняя мощности передатчика сотового телефона около 1 ватта. Передатчик в 1000 раз сильнее дожен был излучать 1000 ватт = 1 квт. Для справки - мощность магнетрона печки СВЧ 800 ватт. Корпус самолета хороший объемный резонатор. Напряженность поля при резонансе будет еще выше. В процессе эксперимента должен был распространяться тонкий аромат свежеприготовленного шашлычка.
СсылкаПожаловаться
advokatec@mail.ru
слышь ты хололеенко сказали выключить значит выключай!
СсылкаПожаловаться
Алексей Бучаков
В ответ на комментарий от LVS
LVS
Современные самолеты летают на высотах примерно 9-10 км. Почему же мобильник не может "залогиниться" с базовой станцией, пролетая, например, прямо над ней или близко от нее?! Ведь условия идеальные- между "трубой'" и станцией нет абсолютно никаких препятствий, кроме обшивки самолета! А учитывая те же самые идеальные условия- дальность радиообмена между ближайшей станцией и трубкой может быть и 20-25 км. Я не специалист по аэронавигации, и поэтому не знаю, насколько излучение передатчика телефона способно помешать полету в таком случае. Но ради безопасности людей на борту самолета (абсолютно всех - и "отличников" по физике, и "двоечников", и "бизнесменов купи/продай"), я считаю, НИКАКИЕ предосторожности лишними не будут!
СсылкаПожаловаться
Потому что на базовых станциях стоят секторные излучатели. И в высотках (типа Москва-сити) вы можете говорить лишь по той причине, что там стоят усилители сотового сигнала (внутренние ретрансляторы в общем).
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Hi-Tech Mail.Ru
Apple iPhone 6S 32GB
от35 640руб.
Apple iPhone 7 32GB
от43 400руб.
Samsung Galaxy A5 (2016)
от17 700руб.
Apple iPhone SE 64GB
от30 700руб.
Xiaomi Redmi 3S Pro 32GB
от9 131руб.
Samsung Galaxy S7 32GB
от32 500руб.
Meizu M3 Note 16GB
от9 490руб.
Samsung Galaxy S7 Edge 32GB
от37 000руб.
Apple iPhone 7 128GB
от51 500руб.
Samsung Galaxy A3 (2016)
от14 000руб.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru