Пресс-клуб «Билайн»: сотовая связь во время кризиса

Меняется ли потребитель во время кризиса? Что именно меняется в структуре потребления? Говоря о недавнем исследовании потребительских трендов, Юлия Ефименко, эксперт по рынку потребительских телекоммуникаций, старший консультант Отдела потребительских исследований «Nielsen Россия», отметила, что индекс потребительского доверия упал на 22 пункта к концу 2008 года, что значительно.


Но довольно сложно расценивать это с негативной точки зрения. Российский потребитель до кризиса был в первую очередь оптимистом, для которого все было замечательно и проблем не существовало. Поэтому можно взглянуть на изменения с другой стороны: на данном этапе Россия вышла на уровень Европы, когда наш потребитель чувствует себя также, как и потребители во всем мире.


«Сейчас падение индекса несколько замедлилось, - комментирует Юлия. По всей видимости, всем уже надоело думать про кризис, и люди стали менее негативно относиться к общей ситуации. Хотя реально экономить начали фактически только после нового года».


Аскар Туганбаев, заместитель директора телеканала «Вести», комментируя ситуацию кризиса, контента и мобильных услуг, заметил, что последними тенденциями на рынке Интернета, которые характерны с лета 2008 года, были рост скорости (распространение широкополосного доступа), рост аудитории, привлеченной социальными сетями, и рост денег.


«За последний год количество наших проектов увеличилось, количество наших пользователей увеличилось, телеканал Вести и сайт vesti.ru вошли в пятерку ведущих Интернет СМИ. Мы на взлете и не чувствуем спада интереса. Пользователи стали больше времени проводить в Интернете и заинтересованы в актуальном потреблении информации».


Сергей Дружинин, директор по развитию бизнеса компании ТТК прокомментировал эту же тему с точки зрения не «контентщика», а провайдера. «Мощностей под Интернет не хватает. А меж тем рост широкополосного рынка есть. Почему он будет и дальше? Потому что есть очень простое убеждение: Интернет является одним из самых дешевых развлечений. За 600 рублей в месяц человек получает столько фильмов, сколько он захочет посмотреть, столько игрушек, сколько ему нужно, чтобы от души поиграть, столько общения, сколь он сможет получить. За 600 рублей в месяц этого нельзя получить больше никаким способом. Люди будут отказываться от чего угодно: от походов в театр или в кафе, но не от Интернета. У нас очень голодная до Интернета страна. При этом инфраструктуры не хватает».


Как будут развиваться технологии, потребитель, рынок в целом в период кризиса? Сергей Половников, аналитик AC&M Consulting: «Сейчас все дополнительные услуги ушли от услуг, которые являются чисто развлекательными. Люди не покупают анекдоты, люди не покупают рингтоны: все, что можно получить бесплатно – они получают. А дополнительные услуги стали больше каким-то базисом. Например, мобильный Интернет для многих сейчас является главным заменителем простого Интернета. Развитие новых технологий, мобильная ICQ и прочие удушат SMS? Нет. SMS является самым дорогим, но в тоже время самым эффективным каналом передачи сообщений. Все мобильные платежи, в том виде, в котором они существуют сейчас, перерастут именно в Интернет коммерцию. А мобильная связь будет помогать развиваться именно этим направлениям. Лично я не считаю, что платные смс – это наше большое будущее, но это большой шаг для Интернет индустрии, потому что именно с помощью платных смс люди впервые начали платить за контент».


Оксана Козыренко, руководитель департамента голосовых услуг «Билайн». По данным исследований проведенных компанией IPSOS около половины опрошенных сказали, что почувствовали на себе влияние кризиса в первую очередь в таких областях, как FMCG-продукты, сокращение зарплат, рабочих позиций и планируют оптимизировать свои расходы.



На вопрос «На чем вы будете экономить?» респонденты в первую очередь отмечают кафе и рестораны, сокращение затрат на FMCG-продукцию, сотовая связь в этом рейтинге оказалась на предпоследнем месте. В случае, если кризис будет развиваться активнее, около 15% респондентов планируют сокращать расходы на сотовую связь.


«На текущий момент, согласно тем данным, которые мы собираем с рынка, «Билайн» не видит влияние кризиса на бизнес. Но естественно оператор к нему готовится, и не может утверждать, что кризис не повлияет на сотовую связь в России. Компания запускала и будет запускать продукты, которые помогают абонентам оптимизировать свои расходы».



По мнению «Билайн», крайне важно выпускать на рынок предложения, которые содержали бы в себе опции, наиболее актуальные для максимально широкого круга пользователей особенно в условиях не самой стабильной экономической ситуации.

Несколько свежих примеров по мобильной связи:

  • Тарифный план «Твои правила». Особенность данного предложения заключается в возможности подключать нужные абонентам тарифные опции и звонить по выбранным направлениям со скидкой до 80%. «Твой оператор» - скидка на звонки внутри сети «Билайн»; «Другой оператор» - скидка на звонки абонентам других мобильных операторов; «Вся страна» - скидка на звонки на междугородние номера.
  • Услуга «Близкие люди». Основное преимущество услуги заключается в том, что входящие в группу абоненты получают возможность общаться между собой по льготным ценам и звонить внутри группы даже при нулевом балансе.
  • «Индикатор расходов». Новая услуга позволяет контролировать свои текущие расходы на мобильную связь и устанавливать оповещение о достижении определенного порога.
  • С точки зрения бизнес-рынка «Билайн» предлагает своим корпоративным клиентам программу по управлению затратами. Сокращение расходов компаний достигается за счет использования таких услуг как «Аудиоконференция», «Мобильный бюджет», «Call-центр», а также благодаря специальным скидкам.

В центральном регионе России не так давно «Билайн» объявил о запуске специальной Программы Поддержки Абонентов. Программа состоит из нескольких предложений, которые позволят клиентам Компании значительно снизить расходы на сотовую связь. В частности, «Билайн» предлагает новый тарифный план «Мобильный Пенсионер 2009» со значительным снижением стоимости звонков на ряд направлений. Второе предложение Программы Поддержки Абонентов - скидка 30% на год на звонки внутри сети «Билайн».


Третье предложение направленно на поддержку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Компания предлагает скидку в 20% от абонентской платы (если она подразумевается тарифным планом), и скидку 20% от суммы счета за местную мобильную связь (если тарифный план без абонентской платы) при заключении годового контракта.