Компания Dyson раскрыла все секреты производства

Первый в мире циклонический пылесос, первый в мире безлопастный вентилятор, уникальная стиральная машина, робот-пылесос, сушильный гаджет, способный за 10 секунд сдуть всю влагу с ваших рук. Даже одного из этих поводов уже хватило бы, чтобы не пропустить выставку компании Dyson в Генте. Однако организаторы не только собрали все свои достижения в одном месте, но и рассказали нам о том, как, собственно, все эти удивительные устройства удалось создать. Hi-Tech.Mail.Ru стал единственным российским интернет-ресурсом, приглашенным на эту выставку. 

Сэр Джеймс Дайсон. Родился 2 мая 1947 года в английском графстве Норфолк.

Учился в школе искусств при Колледже искусства и дизайна Святого Мартина, также закончил Королевский колледж искусств. В семидесятые годы прошлого века работал в инженерной компании Rotork. В 1992 году создал и возглавил компанию Dyson, которая с 1993 года выпускает бытовую технику собственной оригинальной разработки. Компании принадлежит более 1300 патентов на изобретения (число патентов растет).

Бывают компании — производители бытовых приборов, — на технику которых посмотришь раз, два, пять, десять раз, но все равно потом не вспомнишь, чья эта техника, какой марки, каковы ее преимущества. Хотя это может быть хорошая техника: прослужит долго, удобная, но ничем, кроме своего утилитарного, в общем-то, предназначения, она не интересна. С техникой Dyson случай совсем иной. Каждая премьера новых продуктов этой марки — всегда событие для тех, кто ценит (в контексте бытовых и прочих гаджетов) всё реже встречающийся в нашем полном OEM-производств мире симбиоз оригинальности и полезности.

Бытовая техника может доставлять удовольствие от использования. Не только тем, что облегчает нам жизнь, но еще и ощущениями и плюсами от обладания качественным и оригинальным продуктом, на разработку которого у инженеров, а в компании Dyson их больше трети от общего числа работников (всего в компании работает более 3500 человек), может уходить несколько лет. Им не устанавливают жестких сроков: за 10 месяцев разработать новую технологию, например.Технологии и продукты на их основе разрабатываются в компании Dyson столько, сколько нужно для того, чтобы они работали максимально качественно, были действительно удобны в эксплуатации. «Если для достижения такого результата нужно начать разработки прибора с самого начала — нет проблем, все просто», — так говорят представители компании, с которыми удалось пообщаться. Но на то они и представители компании, чтобы говорить прессе «правильные» вещи. Мы здесь не собираемся петь Dyson дифирамбы. Достаточно того, что было сказано выше. Давайте просто прогуляемся по залам гентского Музея дизайна. Посмотрим, что компания показывает на выставке имени себя, какие раскрывает секреты. Впечатлениями, конечно, тоже поделимся — в финале прогулки.

Пылесосы

Начнем с Dyson DC01. Именно этот легендарный вертикальный пылесос с двойной циклонической системой (Dual Cyclone) открывал экспозицию раритетов от сэра Джеймса Дайсона. Пылесос был создан в 1993 году и предназначался для очистки ковровых покрытий и обычного твердого пола. В приборе использовался сменный предмоторный фильтр (замена раз в 3 месяца), а также фильтр выходной — стандартный поролоновый или высокой степени очистки (HEPA). Шланг в этом пылесосе — часть ручки, за которую пользователь держал пылесос, управляя им, такова конструкция. Пылесос начал продаваться в Великобритании и был революционным по тем временам.

Dyson DC01 был успешным, но все же не первым пылесосом Джеймса Дайсона, еще раньше был циклонический пылесос G-Force, права на который купили японцы, в Японии он и продавался, по 2000 долларов за штуку.

Пылесос Dyson DC01 успешно конкурировал на британском рынке с вертикальными мешковыми моделями Hoover Turbopower (марка Hoover считалась на Британских островах до определенного времени синонимом слова «пылесос»).

G-Force и более массовый DC 01 — не просто первые циклонические пылесосы, поступившие в продажу. Это еще и первые пылесосы с прозрачными контейнерами-пылесборниками. Да, и это придумано в компании Джеймса Дайсона. Маркетологи отговаривали руководство от такого шага, мотивируя это тем, что люди не захотят смотреть на пыль и грязь. Оказалось — захотели.

С тех пор, кстати, в компании Dyson не то чтобы совсем пренебрегают маркетологическими исследованиями, но, что называется, не ставят их во главу угла — так нам сказали представители компании.

Для выхода на рынки континентальной Европы к 1995 году был разработан Dyson DC02. Дело в том, что вертикальные пылесосы на восточном берегу Ла-Манша не были столь популярны. Поэтому инженеры компании (вместе с Джеймсом) адаптировали пылесос к потребностям континентальных европейцев. Здесь тоже использовалась технология Dual Cyclone. Это был первый в мире «циклонник» горизонтального формфактора (так называемый цилиндрический пылесос). Впрочем, фурора пылесос не произвел, нельзя сказать, что он был очень уж популярен и продажи били рекорды. Поэтому к концу 90-х он был заменен моделью DC05.

Несмотря на не слишком успешную коммерческую судьбу, «двойка» имеет интересную особенность — пылесос выпускался в нескольких специальных версиях (limited edition). Например, в версии De Stijl он выпускался окрашенным в фиолетовый, желтый и красный цвета — в честь известной голландской группы художников (она так и называлась — De Stijl, «Стиль»), провозгласившей в свое время «рационально-утилитаристский акцент» своего искусства. Основными цветами, которые голландцы использовали при создании своих произведений, были как раз фиолетовый, желтый и красный. Всего было выпущено около 20 тысяч Dyson DC02 De Stijl (в этой версии выпускались также модели DC01 и DС04). Были и другие специальные версии, например, бело-голубой DC02 Antarctica Solo.

Один из самых, пожалуй, интересных пылесосов на выставке — робот-пылесос Dyson DC06. Огромный, если сравнивать с современными роботизированными пылесосами, с двумя съемными аккумуляторами также внушительных по сегодняшним меркам размеров. Он был разработан в 1999 году. Однако в серийное производство так и не пошел — из-за больших габаритов и высокой стоимости. Отметим, что в нем была сохранена циклоническая технология всасывания. Кроме того, в DC06 установлен разработанный компанией Dyson мотор с цифровым управлением. Пылесос умеет составлять карту местности, может «выучить» помещение, не сталкиваться со стенами, мебелью, людьми и домашними животными — благодаря специально разработанному программному обеспечению и различным датчикам на корпусе.

Отметим, что на наш вопрос о том, возможно ли в будущем присутствие продуктов Dyson в сегменте роботизированных пылесосов (раз уж имеется опыт), представители компании ответили уклончиво, подчеркнув однако, что в 2013 году в исследования робототехники в Оксфордском университете производителем было вложено около 5 миллионов британских фунтов. Завершающей ремаркой стала фраза: «Мы думаем, что ответили на вопрос». Никаких конкретных дат, когда что-то может случиться в контексте появления новых роботизированных «Дайсонов» — последователей DC06, — названо не было. Совершенно не обязательно и то, что, если новый роботизированный пылесос Dyson когда-нибудь увидит свет — он будет привычной для нас сегодня конструкции (этакий блин на колесиках).

Dyson DC16 — ручной (портативный) циклонический пылесос, без сомнения тоже ставший вехой. Этот аккумуляторный циклонический пылесос для уборки самых разных поверхностей — от мягкой мебели до углов, щелей — может быть применен для уборки в автомобиле. Появившись в 2005 году, он стал, по сути, родоначальником целой линейки аккумуляторных ручных пылесосов (в том числе и для уборки пола), которая сейчас есть в продуктовом портфолио компании Dyson.

В настоящее время в сегменте портативных аккумуляторных пылесосов у Dyson актуальна модель DC34. Он весит всего 1,3 кг, может 15 минут работать при неизменной высокой мощности всасывания (или 6 минут в турборежиме — на максимальной мощности). Для портативного пылесоса, который нужен, как правило, для решения локальных задач, — отличные показатели.

Отдельной строкой

Нельзя не упомянуть о пылесосах Dyson с разработанной инженерами компании технологией Cinetic. В нашей стране они тоже продаются с недавнего времени — семейство моделей DC52. Это циклонические (естественно!) пылесосы горизонтального (привычного европейцам и россиянам) формфактора. Главная идея технологии Cinetic — полный отказ от расходников в процессе эксплуатации пылесоса. От мешков для сбора пыли отказались давно, благодаря цклонической системе всасывания. Но фильтры в пылесосах нужно было обслуживать (чистить, мыть), иногда менять. Так вот, модели с технологией Cinetic позволяют вообще ничего не делать. То есть только пылесосить и не забывать вытряхивать мусор из контейнера-пылесборника. Менять фильтры в пылесосах Dyson Cinetic не нужно вообще, обслуживать (мыть, чистить) — тоже. В тех же DC52 вообще нет предмоторного фильтра — за ненадобностью. Выходной фильтр — высокой степени очистки (HEPA). Однако, по информации представителей производителя, он нужен только для очистки воздуха от возможных, особенно при длительной эксплуатации, продуктов «жизнедеятельности» мотора. Непосредственная же очистка воздуха от мелкодисперсной пыли (крупный мусор отсеивается ранее — благодаря основному циклону) производится при прохождении его через 54 маленькие циклонические камеры, расположенные на двух уровнях. Отверстия этих циклонных камер настолько маленькие (это служит увеличению скорости воздушного потока — циклона — внутри каждой из них), что могли бы со временем засориться. Могли бы, но не засорятся. Потому что снабжены вибрирующими наконечниками из материала, полный состав которого держится производителем в секрете (известно, что резина в составе есть). Воздух проносится через циклонные камеры, мягкие, но прочные наконечники за счет потока воздуха вибрируют — не дают образовываться загрязнениям на стенках при выходе воздуха из циклонных камер. Мощность всасывания (она хоть и является параметром в «пылесосостроении», можно сказать, неофициальным, поскольку пока нет четко зафиксированной и стандартной для всех методологии ее измерения, но все же весьма важна) остается при этом без заметных изменений. Все гениальное — просто.

Прародительницей технологии Ball является... обычная садовая (строительная) тележка. Вернее, тележка, к которой молодой Джеймс Дайсон (было это в семидесятые годы прошлого века) вместо увязавших в песке колес приделал мяч — Ballbarrow («шаротачка»). Несмотря на смешное название, тачки производили и продавали (правда, сам изобретатель к этому отношения не имел — деловые партнеры постарались).

Технология Ball. Рассказывая о циклонических пылесосах Dyson, нужно рассказать и о технологии, которая сегодня для многих из них точно является второй по значимости (после, собственно, циклонического всасывания) из всех технологий в них реализованных. На выставке, кстати, ей было уделено немало внимания. Смысл технологии Ball — компактность, маневренность и устойчивость пылесоса. Все важнейшие элементы пылесоса (мотор, HEPA-фильтр, система автосматывания электропровода и т. д., всего более 100) находятся в шарообразном корпусе (ball — шар, в переводе с английского). Левая и правая части шара подвижны — несут на себе еще и функцию основных колес.

Благодаря технологии Ball пылесосы Dyson могут легко развернуться на одном месте. При этом корпус («шар») дополнен у некоторых моделей (за исключением цилиндрических компактных) специальным подруливающим механизмом, обеспечивающим точное следование пылесоса за пользователем (основание, на котором закреплен циклонический пылесборник, снабжено дополнительными колесиками): при повороте шланга вправо или влево колесики также свободно и быстро поворачивают в нужную сторону.

Не пылесосы

Без сомнения, марка Dyson известна в России, да и в мире прежде всего своими пылесосами. Основатель компании придумал новый класс пылесосов, без которого сегодня, как говорится, наша радость была бы неполной — циклонические модели здорово потеснили на прилавках мешковые и имеют над ними ряд неоспоримых преимуществ (как минимум это отсутствие мешков-расходников, мало подверженная изменениям, даже при довольно плотно заполненном уже контейнере-пылесборнике, мощность всасывания). Но не только пылесосами жива компания Dyson.

Стиральная машина Dyson Contrarotator была создана на рубеже ХХ и ХХI веков. В компании решили, что стиральная машина должна максимально имитировать ручную стирку, которая, вообще-то, и сейчас гораздо эффективней машинной — 10—15 минут ручной стирки дают обычно результаты ощутимо лучшие, чем бывают после двухчасовой стирки белья в стиральной машине. Думается, многие с этим согласятся (другое дело, что стирка вручную — очень уж трудоемкое занятие). Решили и придумали, что их стиральная машина должна быть с двумя вращающимися во время стирки (не во время отжима) в противоположных направлениях барабанами — имитация энергичных движений рук для удаления грязи. Придумали и воплотили в жизнь. Так появилась стиральная машина Dyson Contrarotator CR01. У нее были те самые два перфорированных металлических барабана (что, конечно, усложнило механику прибора) с пятью тысячами отверстий в каждом, пластиковый корпус (это хоть немного облегчало тяжеловесный прибор) и набор различных программ стирки. В 2005 году появилась даже версия CR02 с несколькими дополнительными программами (в частности, противоаллергенными). Машины однако были очень дороги в производстве, а значит, и стоили недешево — продажи шли слабо. В итоге от их выпуска компания отказалась. Но это не значит, что проект Dyson Contrarotator закрыт. В компании, по словам ее представителей, вообще нет закрытых проектов. Если что-то не получилось с первого раза или со второго, с третьего — нужно просто не прекращать поиски правильного решения. Рано или поздно оно находится.



Пока стиральная машина Dyson ждет своего часа, компания развивает другие направления. Например, производит сушилки для рук. Многие из вас, несомненно, пользовались сушилками семейства Dyson Airblade — скорее всего где-то в кафе, ресторанах, торговых центрах. Смысл в том, что сушка происходит очень быстро — буквально за 10 секунд. Поток воздуха подается к рукам на очень большой скорости (до 690 км/ч), что позволяет не сушить руки традиционно (когда вода медленно испаряется), а просто быстро сдуть влагу с кожи рук. Сушка традиционной сушилкой, горячим воздухом, занимает, как все мы знаем, времени гораздо больше (секунд 40 — если высушить руки до конца), из-за чего многие из нас руки просто недосушивают, бросают это гиблое дело, используя одежду в качестве полотенца.


Есть и еще один момент, на который обратили внимание инженеры-конструкторы Dyson при создании сушилки Airblade. Они сделали процесс сушки рук чистым. Ведь обычные сушилки не способны улавливать бактерии из воздуха туалетной комнаты. Они засасывают загрязненный воздух и выдувают его на руки. В сушилках для рук Dyson Airblade используется фильтр HEPA H13. Задерживаются 99,9% бактерий и микробов, содержащихся в воздухе туалетной комнаты. Таким образом, высушивание рук осуществляется при помощи чистого, а не грязного воздуха. В сушилках установлен бесщеточный мотор с цифровым управлением, разработанный компанией, — Dyson V4 (один из самых маленьких в мире, мощность 1600 Вт, способен прогнать 35 литров воздуха в секунду через HEPA-фильтр). Последняя версия этих сушилок для рук — Dyson Airblade dB — работает, по информации производителя, на 50% тише более ранних версий.


Именно в процессе создания сушилок Dyson Airblade инженерами было замечено, что воздух, проходя через определенный аэродинамический профиль и выходя «в пространство» через очень узкое, но длинное отверстие, увлекает за собой дополнительный объем воздушных масс. Это наблюдение и легло в основу создания первых в мире безлопастных вентиляторов Dyson Air Multiplier. Они гораздо безопасней традиционных в эксплуатации (нет лопастей, нет опасности получить травму), за ними гораздо легче ухаживать (просто вытер пыль с корпуса, а не с каждой лопасти). Ощущения от их работы гораздо приятней, мягче — нет лопастей, нет «рубленного» воздуха. В нижней части корпуса крыльчатка мотора засасывает воздух через специальные отверстия.

С мая в России начнутся продажи вентиляторов Dyson Multiplier AM06, 07 и 08 (настольные, напольные, разных размеров и конфигурации воздушного канала). Это новое поколение моделей. Они придут на смену вентиляторам AM01, 02, 03. В создании вентиляторов Multiplier принимал активное участие Ник Шнайдер — инженер-разработчик компании Dyson. Именно он и рассказал нам, в чем будет главное отличие новых моделей.

По словам Ника Шнайдера, новые вентиляторы Dyson Multiplier гораздо тише предыдущих моделей. Была несколько изменена конструкция аэродинамического профиля, по которому прогоняется воздух, сглажены углы, использованы новые материалы, которые позволили снизить шумовой эффект от прохождения воздуха в профиле и выхода его из вентилятора. Это был основной запрос пользователей. Продукт понравился, получился коммерчески успешным, породил массу клонов, но, по информации от пользователей, на режимах максимальной интенсивности работы шум желательно было бы уменьшить. «Именно это мы учли и сделали в новых вентиляторах», — сообщил Ник. Надо сказать, что разница в «звучании» модели AM01 и AM06 действительно весьма ощутима. «Шестой» работает гораздо тише — вместе с Ником (сиявшим, надо сказать, от гордости, ловя одобрительные и заинтересованные взгляды журналистов) Hi-Tech.Mail.Ru убедился в этой новой победе инженеров компании. Также новые вентиляторы комплектуются теперь пультом дистанционного управления.

Этапы большого пути

Бельгийская выставка Dyson — это не просто витрины с техникой из прошлого и настоящего. Планируя это мероприятие (подготовка длилась два года), компания преследовала цель показать еще и то, как вообще происходит появление нового продукта. Какой путь он проходит от идеи до появления на прилавке магазина. Немаловажный момент — тестирование техники, опытных образцов, на этапах производства и после производства. Прибор, купленный пользователем, должен служить ему так, как это было задумано, и служить долго, а это значит, что нужно не просто создать прибор, но и проверить его работу, «поведение» в разных ситуациях. Проверить действие отдельных систем прибора... То, как это происходит, тоже представлено на выставке.

Несколько слов о дизайне

Все знают, что техника Dyson выглядит необычно. Она явно отличается от остальной бытовой техники. Обычно ее дизайн вызывает эмоции, близкие к восторгу. Разговоры о футуризме. Однако слышал ли кто-то, чтобы компания Dyson заявляла что-нибудь в стиле: «Мы пригласили разрабатывать облик нашей техники знаменитого дизайнера...» Этим не то чтобы грешат, но, в общем, это позволяют себе некоторые известные компании — производители бытовой техники. Но не Dyson. Ни «известных дизайнеров», ни «команд знаменитых дизайн-ателье», ни даже просто фраз в пресс-релизах о том, что «наши дизайнеры совершили маленькое чудо» (или что-то в этом роде). Ничего. Объяснение простое. Оно в одной фразе Джеймса Дайсона:

«Дизайн — это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает. Дизайн без технологии и инжиниринга — это фигня».

Дизайн продуктов Dyson — всегда производная от реализованных в них технологий. По словам представителей компании (а нас по залам музея, вместе с инженером-разработчиком Ником Шнайдером, сопровождал еще креативный директор Dyson и вдохновитель выставки Тим Секстон, проработавший в компании уже более 20 лет), в приборах Dyson нет ничего, что просто украшает прибор и не несет смысловой (технологической) нагрузки.

То ли еще будет

Когда покидаешь Музей дизайна, выходя на сказочные улицы старинного Гента, ощущение этой городской магии не перебивает полученного впечатления. Не «съедает» ощущение от увиденного. Ощущение это простое. Оно, без сомнения, знакомо многим. Это чувство, возникающее после хорошо выполненной работы. Удивительно, но именно такие чувства испытываешь после осмотра выставочных павильонов. Хотя работа-то вроде бы чужая. Это же не ты ее сделал — не ты изобрел тачку с мячом вместо колес, циклонический пылесос, не ты создал стиральную машину с двумя барабанами, сверхбыструю сушилку для рук, вентилятор без лопастей... Но все равно — ощущение хорошо сделанной работы, и все тут!



Конечно, компания Dyson — это бизнес. Главный офис располагается в английском местечке Малмсбери. Здесь, по сути, рождаются все новые продукты Dyson, происходит доработка уже выпускающихся продуктов. Собственный (это важно) завод по производству техники в Малайзии (здесь тоже есть центр разработок). Собственный завод по производству цифровых моторов в Сингапуре. Но это бизнес, который не утратил то, с чего он начинался — дух стремления к созданию нового, новых удобных для людей решений. Можно по-разному относиться к продуктам Dyson (кому-то они кажутся излишне дорогими, например), но не понимать и не ценить качество и оригинальность этих продуктов — все же, на наш взгляд, довольно сложно. Заметьте, эта компания не стесняется своих коммерческих неудач (стиральная машина Contrarotator, разработанный, но не производившийся серийно робот-пылесос) — она показывает их на собственной выставке. Это говорит о многом, об адекватном подходе к собственному делу, прежде всего.

Выставка «Dyson. Секреты раскрыты» в Генте, в Музее дизайна, проработает до 9 июня 2014 года.

«Пусть требуется время, чтобы заработать такую репутацию, когда люди начнут рассказывать своим знакомым о моем продукте и искренне поверят, что он самый лучший. Ну и что же? Я никуда не спешу. Лучше я заложу прочный фундамент, обусловленный самими свойствами продукта, чем буду пытаться раздувать бренд искусственными методами».

Джеймс Дайсон