Обзор Epson EH-TW8100: 3D-кинотеатр у вас дома

Компания Epson уже давно завоевала признание как производитель отличных и зачастую доступных проекторов. И пусть на домашнем рынке эти устройства все еще не слишком популярны, но постепенное развитие не может не радовать. Мы уже знакомились с прошлогодним флагманом EH-TW9000, который предложил поддержку 3D, а сегодня перед нами — новая кинотеатральная модель EH-TW8100. Она во многом идентична текущему флагману EH-TW9100, лишь комплектация и некоторые дополнительные возможности поскромнее. Зато основные преимущества сохранены: матрица 3LCD собственного производства, высокая яркость и контрастность, поддержка 3D и солидное оснащение функциями, включая интерполяцию промежуточных кадров и прочее. Насколько уместен будет Epson EH-TW8100 в домашнем кинотеатре? Что он может предложить за свои деньги? Попробуем разобраться в этом в ходе обзора.
  • Используемая технология: 3LCD (P-Si TFT)
  • Разрешение: Full HD (1920 x 1080)
  • Поддержка формата 3D
  • Заявленная яркость: 2400 люмен ANSI (обычный режим), 680 люмен ANSI (экономичный режим)
  • Заявленная контрастность: 320000:1
  • Варианты проекции: крепление к потолку, обратная, фронтальная
  • Основной формат изображения: 16:9, есть поддержка 16:10 и 4:3
  • Фокусировка: ручная
  • Минимальное фокусное расстояние: 22,5 мм
  • Максимальное фокусное расстояние: 47,2 мм
  • Кратность изменения фокусного расстояния (оптическая): 1-2.1
  • Размер изображения по диагонали: 0,76—7,62 м
  • Сдвиг объектива: по горизонтали, по вертикали (ручной)
  • Мощность лампы (Вт UHE): 230
  • Ресурс лампы: 4000 часов (стандартный режим), 5000 часов (эко-режим)
  • Коррекция трапецеидального искажения по вертикали: ±30 градусов
  • Шум вентилятора: 22 дБ
  • Габаритные размеры проектора: 395 х 446 х 158 мм (ГхШхВ)
  • Масса проектора: 8,4 кг

Средняя стоимость Epson EH-TW8100 — 90 000 руб.

Дизайн и конструкция

Кинотеатральные проекторы, как правило, редко удивляют дизайном. Стандартная компоновка не позволяет далеко уйти от привычного шаблона, но, на мой взгляд, проектору Epson удалось достичь здесь кое-чего. Epson EH-TW8100 очень приятно выглядит в белом цвете, в меру строго и при этом в меру стильно. Хотя к этому дизайну мы уже привыкли по предыдущим моделям.

В центре композиции, как нетрудно догадаться, находится линза объектива. Она прикрыта моторизованной шторкой, которая автоматически открывается при включении устройства. При необходимости открыть шторку можно и вручную.

Под черными воздуховодами, которые контрастируют с белым корпусом, скрываются воздушные фильтры — начинка устройства хорошо защищена от попадания мелких частиц, пыли и дыма. Кстати, фильтры легко меняются, поэтому проектор Epson EH-TW8100 можно использовать в достаточно «суровых» условиях работы.

Слева расположены кнопки для управления основными функциями устройства. Они припрятаны под сдвижной крышечкой. Ими можно включить/выключить устройство, выбрать нужный источник изображения или перемещаться по меню с помощью курсора.

Сверху расположены колеса для ручного управления фокусом, сдвигом объектива и оптическим зумом. Конечно, хочется помечтать о моторизованном объективе с памятью для разных настроек, но в данном случае он, скорее всего, излишне усложнил бы конструкцию и повысил общую стоимость проектора. Механические регулировки вполне справляются со своими задачами, в нашем случае совсем не трудно было настроить фокусировку, положение и размер изображения.

Сзади расположены основные интерфейсы для подключения: 2xHDMI, VGA, компонентный вход Y/Pb/Pr (3xRCA), композитный вход CVBS (RCA). Для интеграции есть интерфейс RS-232 (D-Sub 9-pin) и триггерный выход.

Снизу расположены ножки, позволяющие отрегулировать высоту и угол наклона проектора, а также втулки для потолочного крепления.

Общие габариты устройства: 395 х 446 х 158 мм. Масса — 8,4 кг. Проектор предназначен для стационарного использования и инсталляций в домашних кинотеатрах, переносить с места на место такое устройство, конечно, можно, но не слишком удобно. Устройство поддерживает настольный и потолочный режимы с фронтальной и обратной проекцией — годится на все случаи жизни, хотя это вполне стандартно для проекторов подобного класса.

Отдельно следует упомянуть качество сборки — хоть корпус проектора и сделан из матового белого пластика, люфты или поскрипывания в нем отсутствуют. Панели хорошо подогнаны, а конструкция в целом надежная и прочная. Судя по всему, приятная внешность не лишена практичности — в общем, к материалам и качеству сборки проектора Epson претензий не возникает.

Управление и функциональность

Пульт дистанционного управления уже хорошо знаком по предыдущим проекторам Epson, как и дизайн главного меню. Возможно, кому-то это покажется привычным и скучным, но, как говорится, зачем чинить то, что не сломано?

Меню имеет логичную структуру и достаточно грамотную русскоязычную локализацию. Названия пунктов читабельные, а содержание не перегруженное. Это особенно важно, поскольку здесь доступны достаточно серьезные настройки изображения, пользоваться которыми в меру удобно независимо от вашего опыта.

Работа проектора в нормальном режиме яркости сопровождается умеренным шумом охлаждающих вентиляторов. При переходе в экономичный режим яркости шум становится еще ниже, проектор достаточно молчалив даже с динамической диафрагмой.

Достаточно важное нововведение — переход на радиочастотную синхронизацию 3D-очков с проектором, как предписывает единый стандарт Full HD 3D Glasses RF. Пускай проектор Epson EH-TW8100 поставляется без 3D-очков в комплекте, к нему подойдут любые сторонние очки стандарта Full HD 3D Glasses RF от множества других производителей — например, от телевизоров Panasonic или Samsung последних серий (естественно, с активной технологией 3D). Возможна и обратная ситуация: купив 3D-очки для последних проекторов Epson, вы сможете использовать их с телевизорами, которые поддерживают стандартные очки Full HD 3D Glasses RF. Хорошая возможность «убить двух зайцев», вопреки знаменитой пословице.

Тестирование

Поскольку Epson EH-TW8100 относится к проекторам для домашнего кинотеатра, то мы вправе ожидать высокого качества изображения. Кинотеатральные модели должны иметь высокую контрастность и хорошую цветопередачу, чтобы изображение выглядело глубоким и реалистичным, а обработка сигнала должна быть корректной и качественной, чтобы не искажать изображение. Все это мы опишем в данном разделе.

Контрастность

Характеристики яркости и цветопередачи были оценены с помощью колориметра X-Rite i1Display Pro, который нам любезно предоставила компания «Графитек». Мы не будем указывать конкретные значения яркости по той причине, что они достаточно ощутимо зависят от индивидуальной конфигурации. Размер и тип экрана, дистанция проекции, да даже степень затемнения и отражающая способность стен помещения, в конечном счете, влияют на воспринимаемое зрителем изображение. Поэтому мы не будем привязываться именно к нашей конфигурации, а проведем оценку в целом.

Точно так же следует помнить, что фотографии изображений приводятся лишь как иллюстрации и ни в коем случае не могут служить для оценки качества. Чтобы по-настоящему оценить изображение проектора, вам придется увидеть его своими глазами. Остальное, надеюсь, достаточно подробно описано в обзоре.

Уже без замеров было ясно, что Epson EH-TW8100 обладает достаточно большим запасом яркости. Насколько же большим? Нет, смотреть кино при свете дня без ущерба изображению все еще не получится. Однако при должном затемнении помещения проектор Epson EH-TW8100 способен продемонстрировать довольно высокую контрастность для своего класса. Глубина черного цвета в нашей конфигурации была впечатляющей и играла на руку многочисленным темным сценам из фильмов наподобие «Темного рыцаря». Сочетание ярких и темных оттенков на одном экране также обнаружило другую сильную сторону проектора — хорошую детализацию изображения в переходах яркости.

Детали в тенях обладают отличной различимостью, поэтому мы предпочли повысить гамму от значения 2,2 по умолчанию (кстати, весьма линейного) до 2,4 — это придало изображению в кромешной темноте больше объема с подчеркнутыми тенями, но без лишних компромиссов в детализации. Аналогично мы поступили и с яркими оттенками: функция Epson Super White позволяет задействовать диапазон сигнала YCbCr условно «выше белого» (цифровые уровни 235—255), поэтому мы решили оставить ее включенной. Это никак не повредит обычному видео, которое имеет диапазон 16—235, зато поможет избежать лишнего «клиппинга» в ярких сценах. В целом, у проектора не возникло никаких трудностей при отображении диапазона RGB (0—255) и YCbCr (16—255 с учетом «выше белого»), что свидетельствует в пользу отличной детализации.

Пиковая яркость изображения, впрочем, сильно зависит от настроек. Тихий и довольно тусклый «экономный режим» лампы подойдет для идеально затемненного помещения. А вот максимальная яркость достигается лишь в отдельных режимах изображения, наподобие «Динамического». Вместе с этим цветопередача несколько ухудшается — начинает преобладать зеленоватый оттенок. В аккуратных режимах, наподобие «Нейтрального», максимальная яркость несколько уменьшается, но цветопередача улучшается. Это и есть, на мой взгляд, самый хороший баланс. В целом, яркость изображения за исключением «эко-режима» оказывается достаточно высокой даже для больших экранов.

Цветопередача

Чтобы оценивать цветопередачу, мы сразу отобрали два наиболее пригодных для просмотра фильмов режима: «Кино» и вышеупомянутый «Нейтральный». Настройки режима «Кино» по умолчанию имеют не слишком линейную гамму со средним значением 2,05 — вполне возможно, что это сделано с прицелом на помещения без должного затемнения.

Баланс белого относительно линейный, но в нашем случае изображение имело небольшой уклон в холодные оттенки.

Цветовой охват режима «Кино» — это главное, что отделяет его от по-настоящему аккуратных режимов. Цвета здесь достаточно ощутимо перенасыщены, особенно красный и зеленый. Это придает изображению несколько «подкрашенный» вид. Например, оттенки кожи отдают, увы, нездоровым красным румянцем, а трава — неоновым зеленым. Кто-то, безусловно, найдет это уместным и приятным глазу, но мы подыщем более точное и натуральное изображение.

Название режима «Нейтральный» говорит само за себя: он действительно оказался самым правильным (то есть нейтральным) по умолчанию. Для начала, гамма настроена весьма линейно, а среднее значение — около 2,16.

Баланс белого очень близок к тому, что мы видели в режиме «Кино». В нашем случае здесь снова преобладал холодный оттенок, а значения цветового отклонения Delta E, которые характеризуют ошибку в оттенках, слишком высоки.

Цветовой охват стал намного ближе к норме, то есть к стандарту Rec. 709. Перенасыщенные цвета уступили место умеренным, хотя «сдержанность» зеленого цвета и холодный оттенок не совсем идут на пользу. Вторичные цвета, такие как желтый и циан, довольно далеки от эталонов. Зато маджента почти на месте, да и такие важные сочетания, как оттенки кожи, выглядят более здоровыми.

Калибровка

Как видно, «Нейтральный» режим уже близок к нашему эталону, но все еще остались некоторые огрехи, которые требуют исправления. Для этого в проекторе Epson EH-TW8100 предусмотрены специальные настройки для калибровки изображения. Присутствует 2-точечная настройка баланса белого и индивидуальное управление цветами RGBCMY по трем осям (насыщенность, оттенок и яркость). Конечно же, мы попробовали ими воспользоваться, чтобы максимально улучшить результат.

Прежде всего, возникло желание повысить гамму и выбрать значение 2,4 — оно лучше подходит для полностью затемненного помещения. Результатом стала измеренная гамма со средним значением 2,35 — именно то, что нужно.

Настройка баланса белого по двум точкам проблем не вызвала, но шаги регулировки достаточно резкие, и оптимальное сочетание нашлось далеко не после первой пары итераций. В результате среднее отклонение Delta E снизилось с 20,79 до 2,85 после калибровки. За исключением пары интервалов, оттенки очень близки к эталону 6500K.

К сожалению, при всех усилиях, убрать дисбаланс на интервале 50—60 IRE не удалось. Так или иначе, это приводило к более серьезным отклонениям в нижнем или верхнем диапазоне. Пришлось смириться с тем, что Delta E здесь поднимается до 4,4 единиц. Что ж, от этого никуда не денешься, учитывая общий грубоватый характер двухточечной настройки. Но на реальном изображении это сказывается не слишком сильно — общий результат значительно лучше, чем был до калибровки.

Цветовой охват удалось максимально приблизить к эталонам Rec. 709. Среднее значение Delta E упало с 16,75 до 1,12 единиц. В сущности, это говорит о том, что оттенки неотличимы от эталонов на глаз. Хотя насыщенность зеленого цвета (самая высокая Delta E = 1,9) полностью вернуть в норму не удалось — в данном режиме просто-напросто не хватило диапазона регулировки. Возможно, сказывается наличие оптического фильтра, который позволяет переключаться между широким и стандартным цветовым охватом при смене режимов изображения. Что еще важнее, яркость основных цветов вернулась в норму с разбросом не более 2%.

Тем не менее результаты после калибровки весьма достойные. Изображение стало максимально реалистичным, оттенки кожи живыми, а зеленые луга утратили неоновое свечение. Искажения цветопередачи достаточно низкие, чтобы быть уверенным — Epson EH-TW8100 не искажает сигнал и не вносит ненужные изменения, а показывает все красоты «как есть».

Изображение (2D)

Аккуратное изображение дарит удовольствие от просмотра фильмов. Еще до калибровки «Нейтральный» пресет вполне радует качеством, а после калибровки и вовсе выглядит отлично. Даже в сложных контрастных сценах сохраняется отменная детализация, изображение насыщенное и достаточно «объемное». На мой взгляд, особых поводов использовать динамическую диафрагму здесь не находится. Да, глубина черного цвета бывает лучше, но стабильность тоже важна. Хотя это во многом будет зависеть от условий просмотра и вкусов зрителя. Безусловно, «кинотеатральная» обстановка — затемненная комната с минимально отражающими стенами — это лучшая среда для кинотеатрального проектора. Об этом стоит помнить для достижения максимального качества.

Обработка сигнала на достойном уровне. Проектор одинаково удачно работает с любой частотой сигнала (24, 50 или 60 Гц), а низкое разрешение эффективно масштабируется до 1920 х 1080. Причем данный процесс порождает минимум нежелательных артефактов. Этому способствует еще и хороший деинтерлейсинг, который адекватно справляется с чересстрочными сигналами. В общем, проектор демонстрирует хорошие результаты независимо от типа и разрешения входного сигнала.

Для работы с детализацией изображения есть функция “Super Resolution”. Она активирует глубокую обработку контуров для повышения визуальной резкости изображения. Честно говоря, заигрывать с этой функцией я не стал — четкость HD-материалов и так передается в полной мере, а обработка лишь вносит дополнительные искажения, вычерчивая контуры. А вот для материалов в низком разрешении (например, DVD) вполне можно выставить минимальное значение “Super Resolution”, чтобы получить легкую прибавку в четкости без лишних побочных эффектов.

Передача движения, как и следовало ожидать от ЖК-технологии, имеет свои нюансы. Без какой-либо помощи со стороны обработки сигнала, на стандартном тесте для определения разрешения в движении было различимо около 300 строк. Да, динамичное изображение изрядно теряет четкость, и это нормально для любого устройства на базе ЖК-панелей. А чтобы повысить воспринимаемую четкость, у Epson присутствует функция интерполяции промежуточных кадров. Она работает достаточно эффективно, устраняя наследственную «отрывистость» панорам на контенте частотой 24—30 кадров в секунду. Однако на высших значениях присутствует очевидный «эффект мыльной оперы», что придется по вкусу не каждому. Для того чтобы сохранить кинотеатральный характер развертки, интерполяцию кадров лучше держать выключенной, либо на минимальной настройке. В таком случае разрешение в динамике повышается примерно до 500 строк, но без побочных эффектов — это, пожалуй, самый оптимальный способ смотреть фильмы с частотой 24 кадра/сек. на Epson TW8100.

Изображение (3D)

Для просмотра 3D используется активная технология с затворными очками. Хоть в комплекте к проектору и не прилагаются 3D-очки, их стоит докупить отдельно — потому что Epson EH-TW8100 отлично справляется со стереоскопическим изображением. К тому же, совсем необязательно покупать «родные» очки — как уже говорилось, сюда подойдут любые очки с маркировкой “Full HD 3D Glasses RF”. Радиочастотная синхронизация обеспечивает устойчивую работу очков с проектором в радиусе около 10 метров. Фирменные очки обладают строгим дизайном без излишеств, довольно легкие и удобно сидят даже поверх медицинских очков. Питаются они от встроенного аккумулятора, а в комплекте есть зарядка и парочка аксессуаров: мягкий чехол и салфетка для протирки.

Хороший запас яркости позволил Epson очень достойно выступить и в этой дисциплине. Поскольку активные очки ощутимо снижают яркость, то ее нужно компенсировать на уровне проекции. Что ж, в затемненном помещении это удается TW8100 без лишнего труда. Стереоскопическое изображение яркое и насыщенное, а 3D-эффект радует стабильностью. Перекрестные помехи видны крайне редко, что само по себе впечатляюще для ЖК-технологии. Не последнюю роль играет и размер проекционного изображения — как обычно, чем больше диагональ, тем выше эффект погружения.

В стереоскопическом режиме доступны два пресета изображения: «Динамический 3D» и «Кино 3D». Из них более предпочтителен «Кино 3D», но будьте готовы к тому, что изображение ощутимо перенасыщено (примерно та же ситуация, как с режимом «Кино» для 2D). Возможно, кому-то это покажется уместным на красочных фильмах наподобие «Аватара», но, на мой взгляд, 3D-изображение тоже стоило бы подстроить, а еще лучше откалибровать с учетом индивидуального «окраса» 3D-очков. Такая возможность тоже есть, и как-нибудь при случае я продемонстрирую, как это работает. Впрочем, простейшее решение «на скорую руку» найти нетрудно — нужно лишь прибрать «Насыщенность» цветов, что несколько усмирит изображение и сделает цвета спокойнее, а заодно и разборчивее.

Также в плюсы однозначно стоит записать «всеядность» проектора в отношении частоты сигнала. Точно так же, как в случае с 2D, проектор Epson одинаково эффективно работает с частотами 24, 50 и 60 Гц для 3D. Лишних трюков, наподобие неотключаемой интерполяции или преобразований, не используется. Сигналы отображаются на кратной частоте, а панорамы не приобретают лишних рывков и других артефактов развертки. Никаких проблем при переходе от 24-кадровых фильмов на 3D Blu-Ray к 3D-играм в 60 Гц наблюдаться не будет. Также не возникает проблем и с разными методами «упаковки» стереопар. Не каждому производителю удается обеспечить такую универсальность в 3D, не прибегая к компромиссам.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Проектор Epson EH-TW8100 продемонстрировал уверенную и качественную работу как в 2D, так и в 3D-режиме. Он достаточно аккуратно обращается с изображением и способен продемонстрировать впечатляющую контрастность и детализацию, которая сопоставима с более дорогими моделями, включая «родственный» Epson EH-TW9100. Хорошая обработка сигнала позволяет использовать его с самыми разными источниками, получив при этом оптимальное изображение.

В общем, все намекает, что перед нами вполне «взрослый» кинотеатральный проектор с минимальными компромиссами — главным образом они касаются невысокой четкости в динамике при выключенной интерполяции кадров (что, впрочем, является наследием ЖК-технологии) и не слишком удачной цветопередачи в 3D (не хватает «Нейтрального» режима для 3D). Еще хочется помечтать о более продвинутых настройках для калибровки изображения с раздельной памятью для 2D и 3D или о моторизованном объективе, но для этого есть более продвинутые (и более дорогие) модели.

Хоть розничную стоимость Epson EH-TW8100 нельзя назвать низкой, но при должном подходе к инсталляции и настройке он вполне может поспорить с более дорогими конкурентами. Ключ к максимальному удовольствию — качественно подготовленное затемненное помещение. При таком раскладе у меня остались ощущения, что проектор отрабатывает свою стоимость на все 110%. Все зависит лишь от того, насколько вы готовы превратить свое жилище в настоящий кинотеатр. И Epson EH-TW8100 можно смело рассматривать здесь в качестве центрального и относительно доступного компонента за недурное соотношение цены, возможностей и качества. Рекомендуем!