Обзор JVC DLA-X35 и Sony VPL-HW50ES: кино без границ

Проекторы все еще остаются редкими устройствами на домашнем рынке, а зря. Их возможности постепенно растут, а цены снижаются, что в некоторых случаях может сделать их отличной заменой топовому телевизору в составе домашнего кинотеатра. Конечно, грамотная инсталляция проектора потребует определенных манипуляций и затрат как минимум на экран и для мало-мальски эффективного затемнения помещения. Зато результат может быть весьма впечатляющий, когда диагональ экрана ограничена лишь размерами помещения. Это позволяет по-настоящему испытать эффект кинотеатра и погрузиться в происходящее на экране.Сегодня мы познакомимся с двумя кинотеатральными проекторами, которые находятся на передовой домашних линеек. Это модели JVC DLA-X35 и Sony VPL-HW50ES с поддержкой Full HD и 3D. У них немало общего: они обещают великолепное изображение с отменной контрастностью, которая достигается благодаря технологии LCoS (D-ILA для JVC и SXRD для Sony). Но кое в чем они отличаются, и мы исследуем это подробнее в нашем обзоре.

JVC DLA-X35

Основные характеристики

  • Используемая технология: D-ILA (разновидность LCoS)
  • Разрешение: Full HD (1920 x 1080)
  • Поддержка формата 3D
  • Заявленная яркость: 1300 люмен
  • Заявленная контрастность: 50000:1 (нативная)
  • Моторизованный объектив с памятью на 5 установок
  • Минимальное фокусное расстояние: 21,4 мм
  • Максимальное фокусное расстояние: 42,8 мм
  • Оптический зум: 2х
  • Размер проецируемого изображения: 1,52—5,08 м (16:9)
  • Дистанция проекции: 1,78—6,06 м
  • Сдвиг объектива: ±80% по горизонтали, ±34% по вертикали (моторизованный)
  • Мощность лампы: 230 Вт
  • Ресурс лампы: порядка 4000 часов (в режиме пониженного энергопотребления)
  • Шум вентилятора: 23 дБ (при работе лампы в режиме пониженного энергопотребления)
  • Габаритные размеры проектора: 455 x 179 x 472 мм (ШхВхД)
  • Масса проектора: 14,8 кг

Средняя стоимость JVC DLA-X35 — 168 600 руб. Стоимость у официального дистрибьютора — 149 900 руб.

Дизайн и конструкция

Внешний вид JVC полностью соответствует содержанию. По своей сути это кинотеатральный проектор высокого класса с весьма высокотехнологичной начинкой. Отсюда строгая внешность с холодноватым «техногенным» дизайном. Угловатый на первый взгляд корпус сочетает слегка выгнутые плоскости. Вентиляционные отверстия в виде «пчелиных сот», несомненно, оживляют картину. Лично мне такой подход к дизайну понравился, как и решение в белом цвете. В любом случае, на проектор придется смотреть гораздо реже, чем на изображение с него, — дизайн не столь критичен.

Объектив проектора таит приятный сюрприз. На корпусе нет никаких колесиков или других механических регулировок. Дело в том, что объектив здесь полностью моторизованный, и всевозможные манипуляции, наподобие настройки фокуса/зума или сдвига объектива, можно проводить исключительно с пульта.

Более того, настройки объектива можно сохранить в памяти устройства, где хранится до 5 различных предустановок. Удобство этой системы трудно переоценить! Однако жужжание сервоприводов жутковато звучит в тишине кинотеатра.

Сзади расположены основные интерфейсы для подключения: 2xHDMI и компонентный вход Y/Pb/Pr (3xRCA). На первый взгляд может показаться негусто — например, не помешало бы наличие VGA, но в JVC приберегли его для моделей, располагающихся еще выше в линейке (да, есть и такие). Для интеграции есть интерфейс RS-232С (D-Sub 9-pin), сетевой разъем RJ-45, разъем для ДУ и триггерный выход.

Также здесь расположены кнопки для управления основными функциями устройства. Ими можно включить/выключить устройство, выбрать нужный источник изображения или перемещаться по меню с помощью курсора.

Снизу расположены ножки, позволяющие отрегулировать высоту и угол наклона проектора. Общие габариты устройства: 455 x 179 x 472 мм. Масса —14,8 кг. Проектор предназначен для стационарного использования и инсталляций в домашних кинотеатрах высокого уровня.

Качество сборки нареканий не вызывает. Увесистый металлический корпус надежно защищает хрупкую и изощренную начинку от внешнего мира. Думаю, что в долгосрочной перспективе конструкция JVC только подтвердит свою практичность.

Управление и функциональность

Пульт дистанционного управления JVC вполне стандартен, из него не пытались сделать причудливую игрушку. Он удобно лежит в руке, имеет встроенную подсветку и позволяет переключаться между предустановками изображения в одно нажатие, включая пользовательские пресеты.

Меню проектора оформлено строго и минималистично — честно говоря, новичку здесь даже с учетом хорошей русификации и логики меню будет непросто понять некоторые настройки. Зато продвинутые пользователи и профессионалы найдут для себя массу полезнейших функций и возможностей — от управления моторизованным объективом (какое же это все-таки счастье!) до продвинутых средств калибровки изображения. Которыми я, кстати, не преминул воспользоваться, о чем расскажу подробнее в соответствующем пункте.

Работа проектора в режиме высокой яркости сопровождается достаточно тихим шумом охлаждающих вентиляторов. При переходе в экономичный режим яркости шум становится еще чуть ниже. Нареканий по поводу шумности не возникает.

Для просмотра 3D потребуются дополнительные аксессуары — генератор синхроимпульсов в виде отдельного подключаемого модуля и соответствующие 3D-очки с активными затворами. Причем доступны комплекты как с инфракрасной синхронизацией (IR), так и радиочастотной (RF). Было бы неплохо видеть какое-нибудь из решений в комплекте с проектором, но JVC рассматривают 3D-функционал исключительно как опцию. Что ж, не могу их в этом упрекнуть — забегая вперед, с таким 2D можно прожить вовсе без третьего измерения!

Тестирование

Я оценил характеристики и возможности проектора с помощью лучших видео-бенчмарков, а также аппаратным методом. Результаты — перед вами.

Контрастность

Чем поистине славится технология D-ILA от JVC — так это впечатляющей глубиной черного цвета и контрастностью в затемненном помещении. После минимальных настроек реалистичность и глубина изображения оказались просто сногсшибательными! Яркость изображения не зашкаливает — скорее, она в самый раз для затемненного кинотеатра — а вот глубина черного цвета весьма и весьма завидная. Это и есть составляющие высокой нативной контрастности.

Более того, зрителю доступно ручное управление диафрагмой. Если кому-то захочется получить еще более впечатляющую глубину черного цвета (пускай и ценой сниженной яркости), то диафрагму можно прикрыть. Но я не думаю, что многим это действительно понадобится — контрастность в любых сочетаниях великолепна. И уж точно она не заставит скучать по автоматической подстройке диафрагмы, которая на многих других проекторах лишь имитирует то, что умудряется достичь JVC без всякой помощи.

На детализации изображения это, кстати говоря, не сказывается. Темные и яркие детали остаются разборчивыми, разве что в самых темных градациях, находясь поближе к экрану, можно разглядеть небольшое количество шума. Чтобы максимально повысить диапазон градаций, я активировал функцию “Super White”, которая позволяет сохранить градации видеосигнала «выше белого» (235—255). Сочетание подробных деталей на обоих краях диапазона и по-настоящему высокой нативной контрастности — все это делает изображение JVC очень сильным в своей категории.

Цветопередача

Чтобы оценить цветопередачу, я отобрал наиболее пригодные для просмотра фильмов режимы: «Натуральный» и «Пользовательские» пресеты с максимальной возможностью настройки.

Режим «Натуральный» по умолчанию имеет гамму со средним значением 1,91 — вполне возможно, что это было сделано, чтобы яркость изображения казалась выше. Возможно, это имеет смысл для не самых идеальных условий (при наличии света, например), но для затемненного помещения я бы ориентировался на значения гаммы в пределах 2,2—2,4. Соответствующие значения можно установить в пользовательском меню.

Баланс белого имеет уклон в теплые тона. Средняя цветовая температура — порядка 6000K, хотя значения цветового отклонения DeltaE на шкале серого в разумных пределах.

На самом критичном диапазоне шкалы DeltaE колеблется от 6 до 8 единиц, что вполне приемлемо для заводской настройки.

Отдельного внимания требует цветопередача: если с оттенками серого все более-менее в порядке, то насыщенность цветов сильно зависит от настройки «Цветовое пространство». По умолчанию включен «широкий» профиль с цветовым охватом, который отдаленно метит в кинотеатральный стандарт DCI. Поскольку для домашнего пользования в этом нет никакого проку, то корректно будет установить цветовой охват под названием «Стандартный». Он более близок к стандарту Rec. 709, в котором производится весь домашний HD-контент.

В этом случае цветопередача становится более натуральной, без «перегретых» оттенков. Хотя точность довольно средняя, цветовое отклонение DeltaE — от 4,8 единиц и выше. С учетом некоторых огрехов в балансе белого, проектор может выиграть от индивидуальной калибровки цветопередачи.

Калибровка

Качество заводских настроек вполне способно удовлетворить не слишком требовательного пользователя. Но для продвинутых зрителей у JVC есть в запасе немало полезнейших настроек, с помощью которых можно максимально точно откалибровать изображение. Например, присутствует не только стандартная настройка баланса белого по двум точкам, но и расширенная регулировка гаммы.

Она позволяет менять значения RGB поканально, действуя, как регулировка гамма-кривой для каждого цвета по отдельности. К тому же, она использует уже не 2, а целых 12 точек! Это позволяет привести в порядок не только гамма-кривые, но и общий баланс белого. Что ж, посмотрим на результаты после калибровки.

Гамма вышла весьма линейная, среднее значение после калибровки — 2,37. Это максимально близко к нашему эталону для полностью затемненного помещения — 2,4. Отличный результат.

Баланс белого максимально выровнялся, и на критичном диапазоне шкалы серого ошибки, выраженные в DeltaE, не превышают 3 единиц.

Лишь один интервал — 10 IRE — имеет видимый, но легкий дисбаланс, что стало единственным шагом в сторону от эталона. В целом, изображение нейтральное и сбалансированное.

Отсутствие продвинутой системы управления цветами (CMS) стало некоторой помехой для калибровки. Поэтому полностью искоренить некоторое отклонение цветов не удалось, хотя ситуация после настройки баланса белого все равно стала лучше. Основные цвета так и остались немного перенасыщенными, зато вторичные цвета стали ощутимо ближе к эталонам. Это поправило множество критичных оттенков — например, оттенки кожи. Яркость цветов имеет приемлемый разброс, но чтобы окончательно избавиться от отклонений, нужны расширенные средства управления цветами CMS, которые, кстати, есть на старших проекторах JVC (модели DLA-X55 и выше).

Тем не менее общие результаты DLA-X35 после калибровки можно назвать как минимум впечатляющими. Линейная гамма и ровный баланс белого вносят самый ценный вклад, а оставшиеся неточности цветопередачи не столь критичны. Посмотрим, как это отразилось на изображении.

Изображение (2D)

Завидная контрастность сразу воспринимается как один из главных козырей JVC. В вопросе визуальной глубины изображения он ставит жирную точку за счет потрясающе глубокого черного цвета, который становится отличным «холстом» для изображения. И пусть проектор не имеет большого запаса по яркости, качество изображения просто изумительное. Особенно после калибровки.

Реализм откалиброванного изображения JVC просто поражает. Высокий динамический диапазон соседствует с прекрасной детализацией, что позволяет видеть на экране мельчайшие подробности и нюансы изображения, о которых некоторые менее удачливые зрители, быть может, и не подозревали.

Цвета также обретают «вторую жизнь» благодаря высокому контрасту. Причем небольшая перенасыщенность не слишком вредит, а линейность насыщения цветов адекватная. Стресс-тест в виде черно-белых фильмов, которые легко обнаруживают недостатки в балансе белого, откалиброванный DLA-X35 проходит «на ура», представляя нейтральное изображение без паразитных окрасов. Впрочем, и без калибровки однородность изображения на высоком уровне.

Обработка сигнала не подкачала, проектор качественно работает с сигналами разной частоты (24, 50 или 60 Гц) и разного разрешения, которое довольно эффективно масштабируется в родные 1920 x 1080 точек. Не стоит ожидать чуда, но, например, DVD за неимением лучшего смотреть можно. Конечно же, проектор максимально раскрывает возможности на более качественных источниках. Тем не менее чересстрочные сигналы или низкое разрешение не станут для DLA-X35 помехой.

Передача движения, как обычно, не стала сильной стороной ЖК-панелей внутри устройства. Если на частоте 24 кадра ограничения еще не столь заметны, то на 50 или 60 кадрах (например, спортивные трансляции или видеоигры) изображение в динамике ощутимо теряет четкость. Чтобы повысить четкость или убрать изначальное «дрожание» на панорамах при 24 кадрах в секунду, можно воспользоваться функцией Clear Motion Drive, которая включает интерполяцию промежуточных кадров. Конечно, она несколько повышает воспринимаемую четкость, но заодно искусственно «ускоряет» кинофильмы и придает эффект неестественного движения. Соответственно, область применения CMD довольно ограничена — уж слишком легко «уничтожить» ею весь кинотеатральный эффект от проектора.

В любом случае, я остался очень и очень довольны качеством изображения JVC DLA-X35. Количество сильных сторон однозначно перевешивает слабые моменты, среди которых можно назвать лишь не самую лучшую передачу динамичных сцен без помощи искусственной интерполяции (что справедливо практически для всех ЖК-панелей) и не самую высокую яркость. Но это не столь критично для просмотра фильмов в затемненном помещении. Глубина и выразительность 2D-изображения позволяет обходиться вовсе без 3D!

Изображение (3D)

Как уже говорилось, для просмотра 3D используется активная технология с затворными очками. Причем помимо очков понадобится еще и специальный дополнительный модуль — генератор синхроимпульсов. На свое усмотрение можно выбрать инфракрасный или радиочастотный комплект. Нам достался радиочастотный комплект из передатчика и одной пары 3D-очков, который работал вполне стабильно даже на приличном удалении друг от друга.

Честно говоря, если необходимость покупки очков еще можно понять, то в вопросе синхронизации можно было остановиться на чем-то одном и обеспечить встроенный модуль синхронизации. Большинство 3D-проекторов этим уже обзавелись.

Впрочем, если кто-то решит докупить все необходимое — он едва ли разочаруется в 3D-возможностях DLA-X35. Качество стереоскопического изображения, в целом, находится на столь же высоком уровне, как и 2D, за исключением цветопередачи — естественно, активные 3D-очки склонны «подкрашивать» изображение и смещать оттенки на экране.

Яркость 3D-изображения не вызывает нареканий, а количество перекрестных помех находится вблизи разумного минимума. Зачастую это больше зависит от качества 3D-контента, нежели от проектора. Он без труда справляется с разными форматами. Поэтому 3D-эффекты здесь не уступают иному кинотеатру.

В общем, JVC DLA-X35 продемонстрировал потрясающие возможности в большинстве дисциплин. Но итоги подводить еще рано, потому что далее речь пойдет о неслабом конкуренте из того же сегмента кинотеатральных проекторов — Sony VPL-HW50ES.

Sony VPL-HW50ES

Основные характеристики

  • Используемая технология: SXRD (разновидность LCoS)
  • Разрешение: Full HD (1920 x 1080)
  • Поддержка формата 3D
  • Заявленная яркость: 1700 люмен
  • Заявленная контрастность: 100000:1 (динамическая)
  • Объектив с ручными регулировками
  • Минимальное фокусное расстояние: 18,7 мм
  • Максимальное фокусное расстояние: 29,7 мм
  • Оптический зум: 1,6х
  • Размер проецируемого изображения: 1,02—7,62 м (16:9)
  • Дистанция проекции: 1,20—9,31 м
  • Сдвиг объектива: ±25% по горизонтали, ±71% по вертикали (ручной)
  • Мощность лампы: 200 Вт
  • Ресурс лампы: порядка 4000 часов (в режиме пониженного энергопотребления)
  • Шум вентилятора: 21 дБ (при работе лампы в режиме пониженного энергопотребления)
  • Габаритные размеры проектора: 407,4 × 179,2 × 463,9 мм (ШхВхД)
  • Масса проектора: 9,6 кг

Средняя стоимость Sony VPL-HW50ES — 173 200 руб. Стоимость у официального дистрибьютора — 166 380 руб.

Дизайн и конструкция

Внешний вид проектора Sony вышел не таким скучным, как у привычных проекторов. Например, поверхности корпуса закруглены сверху и сзади, вопреки обычной «прямоугольной» форме проекторов. Наверное, такой дизайн приятнее смотрится в домашней обстановке.

Большая вентиляционная решетка на задней части подает надежды на умеренный нагрев и шум при работе, но это мы проверим чуть позже. Конечно же, белый цвет придает устройству элегантности — многие пользователи успели вдоволь насмотреться на скучные черные устройства. Впрочем, повторюсь, смотреть на сам проектор приходится довольно редко.

Объектив Sony тоже таит сюрприз, как и JVC. Но на этот раз скорее неприятный. Регулировки объектива исключительно ручные, и производятся они с помощью механических колесиков. Но проблема совершенно не в этом, а в том, что на нашем экземпляре они казались немного разболтанными и не слишком надежно фиксировали состояние. Возможно, это следствие «богатого прошлого» нашего семпла, поэтому я отнесся к ситуации с пониманием. В целом, регулировки позволяют легко подстроить фокус и положение объектива. Хотя странно, что при схожей стоимости проектор Sony не предлагает моторизованный объектив, как на JVC. Ну и ладно, ведь подстраивать его придется не так часто, особенно, если проектор используется стационарно в одном и том же помещении.

Органы управления расположены не совсем обычно. Если смотреть на проектор чуть сверху, то поначалу можно найти лишь клавиши управления основными функциями, которые расположены на корпусе сбоку. Задняя стенка, как уже говорилось, испещрена отверстиями вентиляции, но привычных разъемов там нет.

Оказывается, панель для коммутации находится в нише сбоку и внизу, в самом основании проектора. Возможно, боковое и «утопленное» расположение разъемов облегчает коммутацию. Во всяком случае, разъемы и кабели будут частично «спрятаны» за корпусом проектора, а не торчать сзади.

Кстати, из разъемов там есть 2xHDMI, VGA (15-контактный D-Sub) и компонентный вход Y/Pb/Pr (3xRCA). Для интеграции есть интерфейс RS-232С (D-Sub 9-pin), разъем для ДУ и разъем для дополнительного 3D-трансмиттера для синхронизации с очками.

Снизу расположены ножки, позволяющие отрегулировать высоту и угол наклона проектора. Общие габариты устройства: 407,4 × 179,2 × 463,9 мм. Масса — 9,6 кг. Проектор предназначен для стационарного использования и инсталляций в домашних кинотеатрах высокого уровня.

Качество сборки нареканий не вызывает, пластиковый корпус собран крепко и надежно защищает внутреннюю начинку, но весит при этом ощутимо легче металлического JVC. В общем, единственная претензия — немного расхлябанные колесики регулировки объектива. И еще непонятно, кто в этом виноват — сборочное предприятие Sony или предыдущие пользователи сэмпла.

Кстати, на заводской табличке красуется гордая и ставшая большой редкостью надпись: “Made in Japan” («Сделано в Японии»). Да, проектор и часть его модулей производится на собственных предприятиях Sony в Японии, и таких устройств на рынке осталось совсем немного. Впрочем, собранный в Китае проектор JVC по качеству сборки ничем не хуже, но, возможно, для кого-то это будет важно.

Управление и функциональность

Пульт дистанционного управления Sony едва отличается от JVC. Он точно так же удобно лежит в руке, имеет встроенную подсветку и позволяет циклически переключаться между разными установками изображения, что удобно при быстрой настройке.

Меню проектора оформлено в духе минимализма, а дизайн интерфейса и шрифты наверняка будут знакомы поклонникам Sony по предыдущим устройствам. В общем, бывалые пользователи чувствуют себя как дома, а новички тоже не должны запутаться — структура меню предельно простая. Количество настроек не самое большое, и вряд ли кому-то придется гадать, за что они отвечают. К сожалению, расширенные настройки для профессиональной калибровки на манер JVC доступны только в специальной программе для ПК — ImageDirector 3. Впрочем, об этом чуть позже.

Работа проектора в режиме нормальной яркости сопровождается весьма тихой работой охлаждающих вентиляторов. При переходе в экономичный режим яркости шум становится еще ниже, по факту проектор работает практически бесшумно. Даже динамическая диафрагма при работе ведет себя достаточно тихо и не нарушает общий фон резким жужжанием, как это нередко бывает на других проекторах.

Для просмотра 3D в комплекте к проектору прилагается две пары 3D-очков, а средства синхронизации встроены в проектор. Поэтому никаких внешних модулей большинству зрителей не понадобится — разве что дополнительные очки, если зрителей планируется много. На наш взгляд, это ощутимый плюс по сравнению с JVC, который поставляется без необходимых 3D-аксессуаров. Все-таки многим будет лень докупать и очки, и передатчик для синхронизации, это лишние хлопоты и расходы. Комплектация Sony позволяет смотреть 3D прямо «из коробки».

Тестирование

Я оценил характеристики и возможности проектора с помощью лучших видео-бенчмарков, а также аппаратным методом. Результаты — перед вами.

Контрастность

Итак, вот он, момент истины. Сможет ли Sony соперничать с JVC на равных по контрастности? Ведь это ключевая характеристика изображения, в которой проекторы LCoS стабильно показывают высокие результаты.

Что ж, если верить нашим замерам, то нативная контрастность изображения Sony VPL-HW50 все-таки несколько проигрывает JVC. Ситуацию может выровнять применение автоматического управления диафрагмой, которое, кстати, работает достаточно тихо и деликатно. Тем не менее без дополнительной помощи глубина черного цвета изображения с проектора Sony немного недотягивает до JVC.

Что интереснее — Sony VPL-HW50 обладает более высоким запасом яркости. Естественно, черный цвет ухудшается по мере роста яркости (контрастность не меняется), но, например, для слабо освещенного помещения это уже не будет критично. Впрочем, кому захочется смотреть кино в неидеальных условиях при внешнем свете? Тем более, самые яркие режимы изображения Sony уже не так радуют цветовым балансом и аккуратной картинкой.

В результате мы имеем паритет лишь по одной стороне диапазона: либо яркость одинаковая, но черный цвет проигрывает, либо приблизительно одинаковая глубина черного, но яркость ниже. Динамический диапазон JVC DLA-X35 остался непревзойденным, хотя возможности Sony VPL-HW50 все равно подбираются достаточно близко к нему. Контрастность Sony если и позади, то не слишком далеко.

Цветопередача

Несмотря на не столь исчерпывающие возможности настройки, проектору Sony здесь удалось несколько отыграться. Качество заводских настроек здесь весьма приличное, особенно если отталкиваться от режима изображения «Образец», который, в принципе, действительно может послужить неким образцом.

Судите сами: по умолчанию «Образец» имеет потрясающе линейную гамму со средним значением 2,14 — это и правда весьма близко к стандартной гамме 2,2. Такая настройка хорошо подойдет и для слабоосвещенного помещения, и для полностью затемненного.

Баланс белого имеет уклон в холодные тона. Средняя цветовая температура — порядка 7000K, но значения цветового отклонения DeltaE на шкале серого не слишком высокие.

На самом критичном диапазоне шкалы DeltaE колеблется в районе 7-8 единиц, что вполне приемлемо для заводской настройки.

Установка цветового пространства BT.709 действительно близка к стандарту ITU-R BT.709, если говорить про основные цвета RGB. Их оттенок и насыщенность сравнительно близки к эталонам, но вторичные цвета смещены сильнее. Третья координата — яркость цветов — оставляет желать лучшего, поэтому значения отклонения DeltaE довольно высокие (от 5 до 10).

Калибровка

Качество заводских настроек Sony вполне удовлетворит большинство зрителей. Для самых продвинутых пользователей традиционно есть дополнительные настройки для индивидуальной калибровки цветопередачи. Но, если отталкиваться от встроенных возможностей, то Sony немного уступает JVC в гибкости настроек. Здесь доступна лишь 2-точечная регулировка баланса белого, а для расширенной многоточечной настройки нужно дополнительно подключать ПК с программой ImageDirector. Я решил ограничиться только скромными автономными настройками. Зато для управления цветами есть система RCP (Real Color Processing). Посмотрим, насколько полезными они окажутся для калибровки.

Я снова придерживался гаммы 2,4 в настройке для полностью затемненного помещения. После калибровки измеренное значение составило 2,33, что вполне близко к цели.

Баланс белого ощутимо выправился, но при 2-точечной настройке не удалось обеспечить полную линейность. Впрочем, ошибки, выраженные в цветовом отклонении DeltaE, остались небольшими.

Среднее значение DeltaE на всей шкале серого — 2,45. Несмотря на легкую нелинейность, визуально оттенок изображения выглядит достаточно однородным и нейтральным.

Наличие системы управления цветами RCP позволяет корректировать цвета по трем координатам: насыщенность, оттенок и яркость. Калибровка баланса белого сама по себе помогла исправить оттенок вторичных цветов, а оставшиеся отклонения убрались RCP. Все цвета стали весьма близки к эталонам, средняя DeltaE — порядка 1,79. Это отличный результат, без всяких скидок. В отношении аккуратности цветов Sony переиграл JVC, благодаря наличию RCP.

Общие результаты Sony VPL-HW50ES после калибровки вышли отличными. Пускай баланс белого не такой точный и линейный, как у JVC, зато цветовой охват точнее. Радует и линейная гамма, которая без сомнений положительно скажется на изображении.

Изображение (2D)

Как уже говорилось, по контрастности Sony лишь немного не дотянул до JVC, но его сложно в этом упрекнуть, так как изображение все равно довольно глубокое даже без автоматической регулировки диафрагмы. По этому параметру оба LCoS-проектора уверенно лидируют перед системами на базе 3LCD. Качество изображения Sony и JVC одинаково высокое, но общий характер несколько отличается.

Если JVC брал реализмом, то Sony VPL-HW50ES выводит на передний план пленочный характер изображения или, если угодно, «кинематографичность». Не самая плохая черта для проектора! С типичным эффектом «смазывания» на жидкокристаллических панелях здесь предлагают бороться двумя способами.

Первый — искусственная интерполяция промежуточных кадров MotionFlow со всеми присущими плюсами и минусами. За это отвечает опция «Улучш. движ.» в соответствующем разделе меню. Она, конечно, повышает воспринимаемую четкость изображения, но в то же время фильмы начинают выглядеть, будто были сняты на видеокамеру, и становятся похожими скорее на «мыльную оперу». В общем, искусственная интерполяция лучше всего подходит для видеоматериалов, снятых в 50 и 60 Гц.

Второй способ — функция «Проекц. Кино.», которая осуществляет вставку черного кадра. Цифровой проектор в этом режиме не только повышает четкость изображения в движении за счет вставки черного кадра, но и как бы «имитирует» кинопленку, где между соседними кадрами всегда есть перерыв. Конечно, это приводит к определенному мерцанию на фильмах, снятых со скоростью 24 кадра/сек., но восприятие изображения становится ближе к кинопленке. Многие синефилы, для которых «магия кино» — не пустые слова, должны попробовать эту функцию, чтобы получить более кинематографичное изображение, в противовес сухой «цифре». В этом отношении проектор Sony имеет свой характер.

Цветопередача «из коробки» хорошо настроена в режиме «Образец». Повышение установленной гаммы до 2,4 дало изображению больше объема, подчеркнув богатые тени и довольно глубокий черный цвет, но без потери детализации. Для затемненного помещения такой вариант подходит лучше. Дополнительная калибровка позволила «очистить» шкалу серого от незначительных примесей, изображение стало более добротным.

Возможности обработки сигнала вполне соответствуют статусу проектора — проблем не возникает ни при разных частотах сигнала (24, 50 или 60 Гц), ни при разных форматах и разрешениях. На чересстрочных форматах (480i, 576i, 1080i) есть функция адаптивного деинтерлейсинга, которая убирает «гребенчатый» эффект и при необходимости применяет обратную кинокоррекцию 3:2/2:2. Масштабирование сигналов низкого разрешения проходит довольно эффективно, но, как обычно, не стоит ожидать чудес от «растянутых» DVD. Подлинный потенциал можно увидеть только в форматах HD, таких как Blu-Ray.

Выходит, что главные претензии к Sony — это некоторый проигрыш JVC по нативной контрастности и не слишком гибкие настройки. С другой стороны, качество заводской настройки здесь хорошее и устроит большинство зрителей. Передача движения на Sony вышла чуть лучше, чем у JVC, к тому же, здесь есть любопытный режим вставки черного кадра. Это дает дополнительное преимущество на фильмах и повышает ощущение кинотеатра. Если же не вдаваться в нюансы слишком сильно, то по общему качеству изображения между ними наблюдается паритет — все зависит скорее от персональных вкусов и предпочтений пользователя.

Изображение (3D)

Для просмотра 3D на проекторе Sony используется активная технология с затворными очками. Как уже говорилось, необходимые 3D-очки поставляются в комплекте (2 шт.), а внешний передатчик для синхронизации не требуется, так как он уже встроен в проектор.

Качество изображения в 3D едва ли уступает «плоскому» режиму 2D, но как обычно, активные 3D-очки немного искажают оттенки на экране. В этом отношении 3D-режим особенно выигрывает от калибровки. Впрочем, по умолчанию дела не так уж плохи, ничего криминального с цветопередачей не происходит.

Яркость 3D-изображения достаточно высокая, большого недостатка яркости после 2D не наблюдается. Перекрестных помех довольно мало, и заметить их можно лишь в определенных случаях. На всевозможных частотах 3D-сигналов не имеется лишнего стробирования либо принудительной интерполяции – они отображаются как положено, то есть по принципу «как есть». Вообще, VPL-HW50 отлично работает с 3D, и хорошо справится с фильмами или играми с поддержкой стереоскопического изображения.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Итак, попробуем подвести итоги и расставить все по своим местам. Оба протестированных проектора — JVC DLA-X35 и Sony VPL-HW50ES,— в полной мере оправдали ожидания и продемонстрировали качество, соответствующее своему статусу и цене.

Проектор JVC DLA-X35 — это выбор энтузиастов, которым нравится гибкость настроек. Моторизованный объектив, многоточечная калибровка баланса белого и прочее, прочее — вот лишь маленькая часть из списка того, что можно и нужно покрутить в меню JVC. Ко всему прочему, у DLA-X35 отменная нативная контрастность, которая при должной подготовке помещения даст потрясающе глубокое и живое изображение. И все это достигается в спокойной тишине, без автоматической диафрагмы! В то же время комплектация проектора вышла скромной — например, для 3D нужно докупать много дополнительных аксессуаров. Вот такая вот ложка дегтя в самой настоящей бочке меда.

Проектор Sony VPL-HW50ES — это сбалансированный и универсальный вариант. Да, его контрастность не такая рекордная, как у JVC, но зато он неплохо настроен по умолчанию. Пускай объектив настраивается исключительно вручную, зато характер изображения «кинематографичный». К тому же, в комплекте есть двое 3D-очков. В общем, это вариант «для ленивых», здесь все готово к тому, чтобы проектор использовался с минимальными усилиями.

Что же из них выбрать именно вам? Этот вопрос — исключительно дело вкуса. С точки зрения качества изображения, вы едва ли останетесь разочарованы, поскольку обе модели в этом плане дают весьма высокие результаты. Это как раз тот случай, когда перед покупателем стоит практически беспроигрышный выбор! Поэтому я без малейших колебаний присваиваю проекторам JVC DLA-X35 и Sony VPL-HW50ES награду «Hi-Tech.Mail.Ru рекомендует».

Редакция благодарит группу компаний «DIGIS» за предоставленные проекторы, а также компанию «Графитек» за предоставленное оборудование!