Обзор Olympus PEN E-PM1: самая сбалансированная беззеркалка

Летом этого года компания Olympus полностью обновила свою линейку системных камер формата Micro 4/3. Долгожданный флагман, аппарат среднего класса, а также новый сегмент для компании, о котором и пойдет сейчас речь. Про топовый PEN E-P3 я уже писал, следом за ним идет PEN Lite E-PL3, а самым доступным решением становится PEN Mini E-PM1. Флагман стоит около 32 тысяч рублей, E-PL3 – около 22, а E-PM1 – от 17 тысяч рублей. Таким образом именно E-PM1 становится одной из самых интересных беззеркалок на рынке, предлагая почти все возможности очень дорогого флагмана по цене, почти вдвое меньшей.

Olympus занимает третье место в мире (а также в России) по продажам беззеркальных камер после Panasonic и Sony, соревнуясь с Samsung, у которой из актуальных моделей есть только одна, NX11. Странная ситуация, когда Olympus с хорошим модельным рядом время от времени уступает компании с одной моделью. Это объясняется тем, что до недавнего времени была доступна только флагманская E-P3 с очень высокой ценой, в то время как Samsung NX11 стоит от 15 тысяч, то есть вдвое меньше. Именно сейчас появляется E-PM1, которая при такой цене способна стать хитом продаж, ведь это прямой конкурент Sony NEX-C3 и Panasonic GF3, с такой же ценой, с металлическим корпусом, большим парком оптики, стандартным разъемом (горячий башмак) для подключения аксессуаров. Такой модели очень не хватало в портфолио Olympus.

Основные характеристики Olympus PEN Mini (E-PM1)

  • Матрица: Live MOS, стандарт Micro Four Thirds, разрешение 12,3 МПикс
  • Байонет: Micro Four Thirds
  • Объектив в комплекте: M.ZUIKO DIGITAL f 3.5-5.6, 14-42 мм (28-84 мм эквивалент);
  • Дисплей: 3 дюйма, TFT, разрешение 460 тыс. точек
  • Графический процессор: TruePic VI
  • Максимальное разрешение фото: 4032х3042
  • Стабилизация изображения: сдвиг сенсора, вертикальная или горизонтальная, с эффективностью до 3 ступеней EV
  • Защита матрицы от пыли: ультразвуковой волновой фильтр
  • Экспозиция: мультиэкспозиция, режим Live Preview
  • Экспозамер: TTL, 324 зоны; ESP, точечный, центрально-взвешенный, светлая зона, тень
  • Режимы: Программный Авто, Приоритет выдержки, Приоритет диафрагмы, Ручной, i-Auto, Сюжетные программы, Видеосъемка
  • Сюжетные режимы: 24 (Портрет, е-портрет, Пейзаж, Пейзаж и портрет, Макро, Спорт, Ночная съемка, Ночная съемка с портретом, Дети, Высокий ключ, Низкий ключ, Цифровая Стабилизация Изображения, Макро природа, Свеча, Закат, Документы, Панорама, Фейерверк, Пляж и снег, Конвертер Рыбий глаз, Макро конвертер, 3D, Широкоугольный конвертер)
  • Художественные фильтры: 10 штук (поп арт, мягкий фокус, бледные цвета, светлая тональность, зернистая пленка, пинхол, диорама, кросс процесс, легкая сепия, расширенная тональность)
  • Встроенная вспышка, режимы: Авто, Ручной, Ручной (Полный, 1/4, 1/16, 1/64), Подавление "красных глаз", Медленная синхронизация со снижением эффекта "красных глаз", Медленная синхронизация, Медленная синхронизация по 2-й шторке, Заполняющая, Отмена вспышки
  • Фокусировка: 35 зон / Автоматический и ручной выбор, Ручной фокус, Покадровый автофокус, Следящий автофокус, Покадровый автофокус + ручной фокус, Следящий автофокус
  • Светочувствительность: ISO 200-12800 в ручном режиме
  • Баланс белого: Лампа накаливания, Флуоресцентный 1, Дневной свет, Вспышка, Облачность, Тень, ручная регулировка в Кельвинах 2000К – 14000К
  • Серийная съемка: 4 кадр./сек, 5,5 кадр./сек при отключенном стабилизаторе
  • Формат изображения: 4:3 / 3:2 / 16:9 / 6:6 / 3:4
  • Цветовое пространство: sRGB / Adobe RGB
  • Формат файла: JPEG, RAW
  • Видео: Full HD 1920x1080, 60i AVCHD / AVI Motion JPEG, 30 кадр./сек
  • Память: слот для карт памяти формата SDHC
  • Интерфейсы: USB 2.0, HDMI, NTSC, PAL
  • Размеры (ШхВхГ) 109,5 x 63,7 x 34,0 мм (без выступающих частей), вес 217 г (без аккумулятора и карты памяти)
  • Цвета корпуса: Черный, Серебристый, Белый, Коричневый, Сиреневый, Серебристо-розовый
  • Цена в России: 17 990 в комплекте с объективом 14-42

Если в отношении флагмана Olympus очень консервативна, дизайн почти не меняется годами, то E-PM1 – разработанный с нуля аппарат. Он очень маленький (одна из самых маленьких беззеркалок на рынке в принципе), тонкий и легкий (всего 217 грамм), выглядит при этом вполне строго и профессионально. Пожалуй, в плане дизайна PEN Mini удался полностью. И если флагманский E-P3 выпускается только в классических цветах, E-PM1 можно найти в розовом, сиреневом, коричневом исполнении в дополнение к стандартным черному и серебристому. Всего – 6 цветовых решений.

По характеристикам тут практически полный паритет с топовой и дорогой E-P3: двухъядерный процессор TruePic VI, значительно возросшая скорость автофокуса, запись Full HD видео в формате AVCHD 60i, новая матрица Live MOS 12,3 МП. Из различий отмечу только экран и управление, а также вспышку – встроенной вспышки в PEN Mini нет. Все прочие возможности, режимы съемки, и даже качество снимков – совпадают практически полностью, и это главная прелесть маленькой и недорогой камеры.

Дизайн и конструкция

В PEN Mini компания Olympus отошла от классических форм и цветов первых моделей, новинка очень компактная, маленькая, больше походит на «мыльницу», чем на профессиональную системную камеру. Такой редизайн пошел явно на пользу, E-PM1 понравится большинству покупателей, она в меру строгая, металлическая, но с большим выбором цветовых решений.

Сам корпус почти полностью металлический, равномерной толщины (всего 2,5 см без байонета объевтива), так что E-PM1 становится еще и одной из самых тонких беззеркалок на рынке. В сравнении с толстым и пластиковым Nikon J1 она сильно выигрывает, начиная от внешнего вида и заканчивая тактильными ощущениями. Вес составляет всего 217 грамм, причем при обеспечении малого размера и веса Olympus сохранили горячий башмак для подключения аксессуаров. Этого, например, нет у конкурентов в лице Sony NEX и Panasonic GF3. А вот встроенной вспышки нет, нужно подключать комплектную.

В угоду минимальной толщине камера лишилась выступа для удобства хвата одной рукой при съемке, приходится применять «мыльничный» хват. Металл довольно скользкий, элементы управления небольшие и их очень немного, так что с комфортом у E-PM1 не все гладко. Впрочем, на то она и самая младшая модель с упрощенным управлением. Напомню, что во флагмане E-P3 все эти моменты реализованы по-другому.

Из элементов на лицевой панели отмечу байонет, кнопку фиксации объектива и подсветку автофокуса. На обоих ребрах имеются проушины для ремешка, на левом вдобавок к этому разъемы miniHDMI, AV. На нижнем торце, помимо резьбы для штатива, находится совмещенный отсек для карты памяти SD и батареи. На верхнем торце: кнопка спуска; выключатель, горячий башмак для аксессуаров.

А вот количество управляющих элементов было максимально сокращено. Тут есть только воспроизведение, кнопка вызова меню, информация на экране, включения видеозаписи и фирменное нажимаемое колесико. Нет ни селектора режимов, ни клавиш удаления, ни цилиндра прокрутки, ни программируемых клавиш, как во флагманской модели. Только самое необходимое. За счет этого управление ухудшилось заметно, стало еще более неочевидным даже по сравнению с не самыми удобными по этому параметру Sony NEX. Пожалуй, только Nikon со своими беззеркалками уступают Olympus E-PM1.

Экран и интерфейс

В этом пункте скрывается главное отличие PEN mini от флагмана, E-P3. У последней в арсенале отличный AMOLED экран с емкостным сенсором, за счет чего (вкупе с огромным числом кнопок и селекторов) управление камерой было идеальным и, пожалуй, лучшим на рынке. E-PM1 всей этой прелести лишился, экран тут самый обычный, несенсорный, да и по качеству явно уступающий флагману. Тут стандартные 3 дюйма и 460 000 точек.

При взгляде на панель управления сразу заметно отсутствие селектора режимов фотосъемки и горячих клавиш регулировки уровня ISO и баланса белого. Так что для чтобы просто поменять режим съемки, нужно лезть в общее меню и переключаться на нужный режим. То же самое могу сказать и про смену ISO и так далее. В общем, по управлению E-PM1 – явно не лучший вариант. Замечу, что в его старшем брате, E-PL3, хоть сенсорный экран и отсутствует тоже, остались многочисленные кнопки от флагмана E-P3.

Интерфейс тут довольно обычный, при съемке так и вовсе стандартный, на экране отображаются выбранные параметры, количество снимков, и так далее, вы можете видеть это на скриншотах.

Главное меню очень простое, есть всего шесть вертикальных пунктов – выбор режимов и настройка основных параметров камеры. Основным по мнению компании является режим iAuto, полная автоматика, которая, кстати сказать, отлично справляется со своими задачами, снимки получаются хорошими практически в любых условиях. Режим iAuto распознает до 5 распространенных сюжетов и автоматом подстраивает параметры. Так как PEN mini ориентирован больше на новичков в фотографии, iAuto будет отличным подспорьем. Для профессионалов есть E-P3 с максимальным удобством ручной настройки всего и вся.

Не обходится и без привычных сценического, художественного и, конечно же, ручных режимов (P/A/S/M). Тут настраиваются все параметры, ничего нового я вам не расскажу, все привычно.

Будет интересно сказать о художественных арт-фильтрах, их в новинке 6 штук. Почему-то четыре режима убрали (они есть в том же E-P3), это мне не совсем понятно. Какой смысл ограничивать камеру еще и программно? Впрочем, все необходимое тут имеется, особенно стоит отметить качество реализации (превосходное).

Диорама: Изменяет глубину резкости, создавая эффект игрушечного мира.

Драматическая тональность: Усиливает контраст, придавая снимку более динамичную атмосферу

Зернистая пленка: Эффект имитирует зернистую, высококонтрастную черно-белую пленку. Позволяет создавать снимки с драматической атмосферой.

Пинхол: Уменьшает яркость по краям кадра, создавая иллюзию того, что снимок сделан через небольшое отверстие.

Поп арт: Создает яркие, перенасыщенные цвета.

Мягкий фокус: Создает ощущение того, что снимок сделан в легкой дымке.

Посмотрите на примеры съемки с применением арт-фильтров:

По-прежнему есть возможность совмещения художественных арт-фильтров с режимами съемки, в том числе – видео. Также есть пять эффектов, которые можно объединять с арт-фильтрами, и целых 24 режима съемки. Присутствует и модный сейчас режим 3D фото, когда камера делает два кадра с разных углов, из которых создается стерео-снимок.

Так выглядит галерея картинок в аппарате:

Функциональность

На Olympus E-PM1 устанавливается точно такая же матрица, как на флагманский E-P3. Также тут тот же двухъядерный процессор TruePic VI, который нужен для записи Full HD видео, быстрой скорости работы камеры в целом. Весь набор функций, в принципе, знаком по как по прошлогодним камерам компании, так и E-P3. Автофокус по 35 зонам, следящий автофокус, в том числе в видео, фирменный режим i-Auto, а максимальный уровень ISO составляет 12 800, правда шумит камера при этом изрядно.

Скорость работы. Olympus E-PM1 совершенно ничем не отличается от флагманской E-P3 по этому параметру, и это – большой плюс для недорогой камеры. Скорость работы вполне хороша благодаря процессору TruePic VI и быстрому автофокусу (новая система MSC), а в случае серийной съемки число кадров в секунду составляет 4 или 5,5 в зависимости от включенного или отключенного стабилизатора. Хороший результат, хотя и не максимальный, та же Sony NEX-5N делает до 10 кадров в секунду, Panasonic GF3 – до 9. Правда, плюсом тут выступает этот самый стабилизатор, его просто нет у конкурентов.

Вспышка. Встроенной вспышки в аппарате нет, нужно подключать аксессуар, благо в комплекте он есть. Вспышка сильная, ее вполне хватает для съемки объектив, пресс-конференций в достаточно темных условиях, впрочем, смотрите сами на примеры фотографий с презентации в Лондоне.

Примеры съемки в темном помещении:

Видео. Поддерживается запись видео в разрешении Full HD, в формате AVCHD либо QuickTime Motion JPEG (скорость 60 кадров в секунду). Имеется следящий автофокус, отдельная кнопка записи видео и настройки цвета и контрастности.

Качество съемки

Для тестов был взят самый обычный комплектный объектив M.ZUIKO DIGITAL f 3.5-5.6, 14-42 мм II (28-84 мм эквивалент), который поставляется с большинством системных камер компании. Авторежим i-Auto очень хорошо проявляет себя в условиях обычной освещенности или сумерек — для новичка не составит труда сделать отличные снимки нажатием одной кнопки. В темноте и против солнца лучше настраивать камеру руками, либо играться с фильтрами, так как i-Auto часто выдавал слишком ненатуральные цвета, или давал засветы. Это хорошо видно на фотографии с белкой.

В отличие от E-P3 (возможно, была виновата сырая прошивка), тут нет проблем с шумом и скоростью съемки движущихся объектов. Мне очень понравилось, как камера отрабатывает задний фон, у фотографий нет проблем с цветопередачей, детализацией, нет и никаких дефектов. Вообще, по качеству съемки беззеркалки Olympus меня радуют, это одни из лучших вариантов на рынке, и маленькая и недорогая E-PM1 – не исключение.

В сравнении с камерами Samsung, Nikon, даже значительно более высокой ценовой категории, Olympus выигрывает, на мой взгляд. Ну и не стоит забывать о максимальном парке оптики для беззеркальных камер, тут Olympus уступает только лидеру рынка Panasonic.

Галерея прочих фотографий. Заметьте, что полноразмерные оригиналы можно скачать по ссылке ниже.

Макро:

Движущийся объект

Батарея

Стандартная батарея - BLS-5, как и у предыдущего поколения камер. По заявлениям производителя ее должно хватать на 330 снимков, эти данные полностью соответствуют реальности, в Лондоне E-PM1 прослужил мне практически два дня, в том числе при частой съемке со вспышкой.

Мнение Mail.Ru

Сначала я довольно скептически отнесся к PEN mini E-PM1, полагая, что в угоду уменьшения размеров и стоимости флагманский E-P3 урезали по максимуму. Когда оказалось, что это совсем не так, E-PM1 заинтересовал меня намного сильнее. В очень компактном и тонком корпусе используется ровно та же матрица, как у флагмана, тот же мощный процессор и новая система автофокуса; камера так же пишет Full HD видео, сравнимо и качество съемки.

Да, именно качество съемки – главный параметр, и тут у E-PM1 нет проблем, снимки очень живые, яркие, без свойственных небольшим матрицам проблем. Хорошо, что сохранился и горячий «башмак» для аксессуаров, у конкурентов его нет. Повторюсь и про очень большой парк доступных объективов.

Конечно, у E-PM1 есть и минусы, но их немного. Основной – это управление, в отсутствие сенсорного экрана и кнопок, селекторов менять параметры неудобно, это факт. Ну и все же, сенсорный экран – уже стандартный элемент во многих камерах этого сегмента, тот же Panasonic GF3 выигрывает по управлению. Резюмируя этот материал, могу сказать, что если смириться с неудобным управлением, Olympus E-PM1 – отличный аппарат в своем сегменте. Качество фото на уровне вдвое более дорогого флагмана, полностью металлический корпус, большой набор функций. Думаю, можно рекомендовать эту камеру к покупке, за 17 тысяч рублей в комплекте с объективом PEN mini E-PM1 получился очень сбалансированным.