Обзор Samsung UE55F9000: Ultra HD телевизор с возможностью апгрейда

Прошлый год подарил нам целый выводок Ultra HD телевизоров разных марок. И если некоторые компании торопились изо всех сил, то Samsung размеренно представили свою серию F9000 во второй половине года. К тому моменту флагманскими телевизорами Samsung являлись Full HD-модели серии F8000 и F8500 (читайте наш обзор), которые успели себя крепко зарекомендовать благодаря универсальности. На первый взгляд, F9000 продолжает их дело: строгий дизайн с металлической отделкой, богатая функциональность Samsung Smart TV 2.0 и так далее. Но как смотрится F9000 на фоне своих аналогов? Ведь конкурировать придется с множеством моделей, где встречается HDMI 2.0, мощный апскейлинг и другие яркие "фишки". Попробуем разобраться и рассмотреть UHD-телевизор Samsung с разных сторон.

Основные характеристики

  • Диагонали экрана 55 и 65 дюймов
  • Ультратонкий дизайн
  • Нативное разрешение: 3840 x 2160 точек (Ultra HD/4K)
  • Подсветка панели Edge LED
  • Покрытие Ultra Clear Panel
  • Технология улучшения передачи движения 1000 Clear Motion Rate
  • Технология улучшения цвета Wide Color Enhancer Plus
  • Технология Micro Dimming Ultimate
  • Звуковая система общей мощностью 70 Вт (2 х 15 Вт, 2 х 20 Вт)
  • Функция AllShare Play (встроенный DLNA-клиент)
  • Функция AnyNet+ (управление HDMI-устройствами с одного пульта)
  • Samsung Smart TV 2.0
  • Smart Interaction 2.0 (управление жестами и голосом)
  • Внешний блок интерфейсов Samsung One Connect с возможностью обновления

На тестировании находилась модель Samsung UE55F9000AT с диагональю 55 дюймов (140 см). Средняя цена — 172 800 руб.

Дизайн и конструкция

Внешний вид Samsung F9000 неожиданно спокойный, что непривычно видеть на фоне дизайнерских изысков других моделей. Везде преобладают классические прямоугольные формы, телевизор выглядит строго. Рамка достаточно тонкая, но не настолько, как на ультратонких Full HD моделях Samsung.

Высокое качество материалов не дает ему затеряться и выглядеть скучно: темно-серый корпус и подставка из полированного металла напоминают титан. Выглядит как минимум солидно. По периметру корпуса — серебристая металлическая окантовка. Она окончательно подчеркивает силуэт телевизора.

Качество сборки не вызывает нареканий — телевизор ощущается крепче и устойчивее младших моделей. За тонким корпусом никто не гнался, и это дало результат. Разъемы на задней панели закрываются удобными лючками на магнитах — весьма эстетичное решение. Кстати, основные разъемы здесь расположены на выносном блоке One Connect, о котором чуть позже.

В целом, следует сказать, что старшие модели телевизоров Samsung (F8500, F9000) весьма достойны по дизайну и качеству материалов. В этом году они превосходят сами себя: их металлические формы при всяком случае радуют глаз.

Интерфейсы, управление и функциональность

Samsung F9000 предлагает любопытное решение в плане интерфейсов. Поскольку не за горами массовый переход на новую версию HDMI 2.0 с текущего стандарта 1.4a, в Samsung решили обеспечить «запас прочности» на будущее. Мы уже видели систему модульных апгрейдов Evolution Kit, но теперь телевизор оснащен выносным блоком One Connect.

Он содержит основные интерфейсы, включая 4 HDMI и тюнеры. Соответственно, этот блок легко подвергается замене с целью апгрейда в будущем. Не говоря уж про то, что выносной блок интерфейсов облегчает монтаж телевизора на стену, что не редкость для больших диагоналей. Кстати, следует учесть, что после продолжительной работы блок One Connect имеет свойство ощутимо нагреваться — ведь сюда перенесена значительная часть начинки телевизора.

Собственно, на недавней выставке CES 2014 уже была анонсирована новая версия блока One Connect с поддержкой спецификации HDMI 2.0 и передачи видео Ultra HD с разверткой 50—60 Гц. Этот блок через некоторое время поступит в продажу отдельно, но уже сейчас можно сказать, что подобный апгрейд вовсе не помешает Samsung F9000.

Телевизор оснащен цифровыми тюнерами всех европейских стандартов: DVB-T2, DVB-C и DVB-S2. Причем спутниковых разъемов предусмотрено сразу два, потому как тюнеры могут принимать два канала одновременно. Подобные возможности мы уже видели на некоторых флагманских телевизорах. Судя по всему, «железо» тюнеров тоже может обновляться с заменой One Connect, что недоступно с модулями Evolution Kit.

Разъемы USB позволяют подключать внешние накопители и проигрывать мультимедиафайлы. Количество поддерживаемых форматов очень велико — встроенный плеер, можно сказать, «всеядный». По крайней мере, если говорить про видеофайлы с разрешением до 1080p включительно. Если же вы раздобудете какое-нибудь видео в Ultra HD 2160p, то воспроизвести их с помощью встроенного плеера не удастся — вам сообщат, что «данное разрешение пока не поддерживается». Намек на то, что поддержка 2160p, вероятно, будет добавлена в будущем? В общем, в плане мультимедийных возможностей F9000 практически ничем не отличается от своих собратьев с Full HD.

В комплекте Samsung F9000 прилагается хорошо знакомый сенсорный пульт с тачпадом, про который мы уже писали ранее. Все плюсы и минусы, упомянутые в прошлом обзоре, остались актуальными. То же самое касается системы Smart TV 2.0.

Samsung Smart TV 2.0

Дабы не повторяться, мы предлагаем вам ознакомиться с выводами о Samsung Smart TV 2.0 и Smart Interaction 2.0 по предыдущему обзору. «Умный» функционал Samsung F9000, в сущности, идентичен рассмотренной ранее модели.

Звук

Качество встроенного звука Samsung F9000 оказалось неплохим. Мы уже было приготовились услышать традиционно слабый и невнятный звук ультратонких телевизоров, но F9000 превзошел ожидания. Звук четырех штатных динамиков (2 x 15 Вт и 2 х 20 Вт) оказался достаточно мощным и внятным, чтобы нюансы саундтрека не терялись.

Несмотря на то, что звук выводится в отраженном виде, типичной «закрытости» удалось избежать. Конечно, низкочастотный спектр тут не поражает глубиной, и особо яркие взрывы (и тому подобные эффекты) теряют энергию. Впрочем, для акустических возможностей телевизора все пристойно — естественно, его нельзя сравнить с полноценной внешней звуковой системой. Поэтому внешний звук все равно будет предпочтительнее. Но если вы ограничены тем, что есть в телевизоре, — то знайте, что собственная звуковая система вполне справится со средней комнатой.

Изображение

Как обычно, основное внимание мы уделяем главной функции телевизора — созданию впечатляющего изображения, которое отвечало бы всем стандартам качества. Чтобы объективно оценить изображение, мы используем лучшие тесты и видео-бенчмарки, а также уделяем внимание калибровке телевизоров, что позволяет сравнивать их в честных условиях при оптимальных настройках.

Заводские настройки

Как обычно, несмотря на обилие всяческих настроек, на телевизоре Samsung предустановленных режимов изображения не так уж много: «Динамический», «Стандартный», «Обычный» и «Кино». И совсем немного, если учесть среди них только пригодные для домашнего просмотра.

По умолчанию предлагается «Стандартный» режим, который скорее подходит для магазинных витрин, нежели для дома. Сильно завышенная яркость экрана, чрезмерно холодный оттенок изображения и неточная цветопередача — это не самое оптимальное сочетание. Изображение слишком неестественное, «искусственное» и бьет по глазам яркостью.

К счастью, режим «Кино», по большей части, исправляет ситуацию. Кинотеатральная настройка куда лучше подходит для дома, цветопередача здесь уже адекватнее, лишь яркость высоковата. Этот режим мы и возьмем за отправную точку для настройки. А пока посмотрим, какова ситуация с изображением в режиме «Кино» по умолчанию.

Средняя гамма составила 2,17 — вполне подходящий вариант для оптимального дневного просмотра. Линейность гаммы отличная, если выключена динамическая подсветка Smart LED.

Цветовая температура смещена к 6000K, по умолчанию оттенок изображения более теплый, чем эталонный.

В цветовом балансе ожидаемо преобладает красная компонента. Некий дисбаланс набирает силу только в тенях, где это наименее заметно. Средняя ошибка Delta E на шкале серого — 10,12. Пускай цветовой баланс достаточно стабилен, изображение все же ощутимо смещено по оттенку и имеет выраженную примесь красного цвета. Это один из поводов для калибровки телевизора.

Цветовой охват достаточно близко отражает стандарт Rec. 709 (HDTV). Ошибки Delta E весьма низкие — в среднем лишь 2,38 единицы, что весьма похвально для настройки «по умолчанию». Внимание привлекает лишь перенасыщенный красный цвет, его отклонение DeltaE достигает 3,9 единиц. Впрочем, это еще не полная картина.

Неменьшую важность имеет точность цветопередачи не только на 100%-й отметке насыщенности цветов, но и «внутри» треугольника цветового охвата. Здесь картина не столь радужная: цвета то и дело «вываливаются» за допустимый порог ошибок, оттенки местами изрядно смещены. Как видно, цветопередача не такая аккуратная, как на Full HD моделях Samsung.

Проверка на 24 мишенях ColorChecker демонстрирует более приличные результаты, средняя Delta E — 2,23 единицы. Но красноватая примесь дает о себе знать: эталонные оттенки как бы «притягиваются» в красную область.

В целом, настройка режима «Кино» по умолчанию вышла средняя. Уж слишком бросается в глаза выраженный уклон в красный цвет, а цветопередача несколько отклоняется в зависимости от насыщенности. Выходит, тут есть над чем поработать — попробуем-ка исправить эти изъяны с помощью расширенных средств калибровки, которые присутствуют на большинстве моделей Samsung.

Калибровка

Мы уже не раз рассматривали калибровку телевизоров Samsung, и на этот раз все прошло по проверенному сценарию. Как обычно, пользователю доступна детальная 10-точечная регулировка баланса белого, которая может служить регулятором гаммы, а также система управления цветами (CMS), в которой можно настроить параметры 6 цветов (3 основных и 3 вторичных). Благодаря тонкому шагу регулировки и адекватной работе настроек, калибровка Samsung обычно проходит без лишних трудностей.

Прежде всего я установил привычную яркость 120 кд/м2. Чтобы достичь средней гаммы 2,2, настройку «Гамма» понадобилось установить на «-1». С минимальными коррекциями удалось добиться завидной линейности.

Цветовой баланс последовательно настраивался сначала по 2-м, а затем по 10-ти точкам. В сущности, коррекции потребовал только избыток красной компоненты, который успешно выправился на всем диапазоне, вместе с остальными отклонениями. Итоговый результат — эталонная шкала серого, средняя ошибка Delta E — 0,55 единицы, а все интервалы с запасом удовлетворяют условию “Delta E<1”. Точность, прямо скажем, великолепная. Про лишние оттенки и примеси можно забыть.

Цветовой охват потребовал тонкой коррекции, поскольку цвета ведут себя нелинейно. Идеально согласовать 100% насыщенность и промежуточные значения весьма затруднительно. Поэтому вся настройка свелась к поиску компромисса, и со временем его удалось найти.

После коррекции цветов ошибки на всех интервалах от 0 до 100% насыщенности стали укладываться в условие «Delta E<3». То есть видимые искажения пропали. При этом удивляет некая нестабильность: как видно, разброс оттенков полностью исправить не удается.

Итоговая проверка на 24 мишенях ColorChecker вполне ожидаемо показала улучшенные результаты: средняя ошибка Delta E снизилась до 1,06. Цвета избавились от лишнего влияния красной компоненты.

Результаты калибровки показали, что Samsung может обеспечить великолепную нейтральность оттенков серого, но при этом Ultra HD панель оказалась немного «капризной» в плане цветов. По мере роста насыщенности цвета могут смещаться по оттенку в ту или иную сторону. Впрочем, пока ошибки остаются за пределами очевидных границ, беспокоиться об этом не стоит. В нашем случае разброс все-таки удалось усмирить в оптимальных пределах, но ситуация с настройками по умолчанию могла быть и лучше.

Контрастность

Статическая контрастность панели — все еще важнейший параметр, который во многом определяет итоговое качество изображения. От умения отображать глубокий черный фон и яркие объекты одновременно зависит воспринимаемая глубина и реализм изображения. ЖК-панели семейства VA традиционно опережают по контрастности другие типы, но как обстоят дела с Ultra HD телевизором Samsung F9000?

Если за отправную точку взять яркость на уровне 129 кд/м2, то глубина черного цвета составит 0,059 кд/м2, что дает итоговый коэффициент контрастности On/Off на уровне 2186:1.

Более достоверные результаты дает измерение контрастности на «шахматной доске» ANSI. Если усреднить яркость белых и черных полей, то коэффициент контрастности составит около 1928:1. Как видно, результат был снижен из-за некоторого перепада глубины черного в разных участках экрана, что указывает на неравномерную подсветку. Вместе с тем, статическая контрастность порядка 2000:1 для ЖК-панели — вполне хороший результат.

Несмотря на глянцевую поверхность экрана, здесь применяется эффективное антибликовое покрытие, которое успешно маскирует отражения. Контрастность изображения не сильно теряется даже под прямым светом. Глянцевый экран не стал помехой для практичности, телевизор не слишком критичен к своему расположению относительно окон и источников света.

Передача движения

Передача динамичных сцен на Samsung F9000 довольно стандартная для ЖК-телевизоров. Без посторонней помощи со стороны искусственной обработки стресс-тест Motion Resolution выдает около 300 четко различимых линий из 1080. Картинка в движении неизбежно теряет четкость и плавно «размывается» в зависимости от скорости.

Улучшить четкость в динамике помогает система MotionPlus. У нее есть многоступенчатая настройка по степени вмешательства в сигнал. В некоторых случаях присутствует навязчивый эффект «мыльной оперы», который плохо подходит для художественных фильмов. Наиболее универсальный вариант MotionPlus — так называемый «Четкий» режим. Он позволяет добиться полностью различимых 1080 линий в динамичном тесте Motion Resolution, но без побочных эффектов, сохраняя оригинальную (или кратную) частоту кадров. Такое решение хорошо подходит и для видео, и для кинофильмов.

К тому же, есть и «Пользовательский» режим, где выборочно настраивается степень сглаживания движения, а также можно активировать режим сканирующей подсветки. В общем, с помощью тех или иных настроек можно добиться существенного улучшения без лишних побочных эффектов.

Углы обзора

Углы обзора Samsung F9000 — типичные для ЖК-панелей семейства VA. При взгляде под углом цвета немного смещаются, а черный цвет приобретает синеватый оттенок. Визуальный контраст картинки снижается по мере увеличения угла. Но лишних проблем с неравномерностью удалось избежать, поэтому под углом не видно лишних «ореолов» и тому подобных проблем.

Экран под углом умеренно отражает яркие источники света, изображение остается разборчивым. Главное, что под углами в разумных пределах телевизор смотреть вполне комфортно, искажения на приемлемо низком уровне, даже если перед экраном соберется несколько зрителей.

Равномерность изображения

Как видно по замерам ANSI-контрастности, Samsung F9000 не может похвастать идеальной равномерностью подсветки. Хотя и криминальных засветок здесь тоже нет. Результаты типичны и ожидаемы для ЖК-панели с подсветкой Edge-LED. Определенные перепады яркости присутствуют по всей площади экрана.

Впрочем, трудности неожиданно возникли в другом месте. На нашем экземпляре Samsung F9000 несколько страдает равномерность цветовой температуры — изображение по краям экрана имеет розоватый оттенок. Особенно это заметно на равномерных полях, близких к нейтральному серому цвету. Выходит, F9000 нечем похвастать в плане равномерности изображения.

Источники стандартного разрешения (SD)

Задача по масштабированию сигналов стандартного разрешения (SD) многократно усложняется, если «родное» разрешение экрана составляет 3840 x 2160 точек. Подобное преобразование гарантированно не пройдет без потерь и компромиссов. В случае с Samsung F9000 баланс явно смещен в пользу гладких наклонных контуров, но общая резкость изображения после апскейлинга довольно низкая. Оно выглядит слишком «мягко», словно слегка не в фокусе. Зато при этом отсутствуют лишние артефакты, что следует признать плюсом.

И все же стоит попробовать передать этап апскейлинга либо источнику сигнала (например, плееру Blu-Ray), либо AV-ресиверу — часть свежих моделей уже умеет делать апскейлинг до формата Ultra HD/4K. Вполне возможно, что тамошняя реализация вам понравится больше. Метод Samsung лучше подходит для Full HD моделей, на которых масштабированные сигналы SD выглядят более резко.

Источники высокого разрешения (HD)

Пока шумиха вокруг Ultra HD в самом разгаре (недавняя выставка CES 2014 — тому подтверждение), не стоит забывать, что подавляющее большинство домашних источников до сих пор упирается в формат Full HD. И любому телевизору в ближайшее время предстоит работать именно с 1080p.

И здесь Samsung F9000 не разочаровал, но и не смог ничем удивить. Как ни странно, при работе с 1080p обнаружились некоторые слабости, которые мы не ожидали увидеть. Нечто подобное нам уже встречалось на Sony KDL-55X9005A. Дело в том, что телевизор изначально снижает четкость сигнала 1080p на входе. И снова камнем преткновения стал тестовый паттерн Chroma Multiburst с диска Spears & Munsil 2nd Edition: он демонстрирует, что горизонтальное цветовое разрешение немного снижено, из-за чего тонкие детали выглядят немного размытыми.

Собственно, потребительские источники и так используют субсемплинг 4:2:0 со сниженным вдвое цветовым разрешением, но Samsung накладывает дополнительное снижение. От изображения формата HD ожидаешь скрупулезной четкости и детализации, но в данном случае картинка получает лишнее «смягчение», а масштабирование до родного разрешения UHD 2160p дополнительно усиливает этот эффект. В итоге изображение не впечатляет на фоне обычных Full HD-телевизоров — скорее наоборот, местами уступает. Например, на протестированном ранее Samsung F8500 подобные слабости не обнаружились.

Впрочем, в остальном все хорошо, помимо нюансов с четкостью. Цветопередача после настройки стала весьма хороша и натуральна, а контрастность достаточная, чтобы изображение не выглядело блекло. Это прибавляет баллов в общую копилку.

Работа с градациями также не вызывает нареканий, поэтому HD-видео здесь смотреть вполне приятно. Небольшая утрата резкости Full HD не перечеркивает другие достоинства, но высокий ценовой класс устройства позволяет задать вопрос — а стоит ли переплачивать именно за Ultra HD? И ответ здесь отнюдь не очевидный. Ведь, несмотря на отличную четкость панели, разрешение сигнала становится ограничивающим фактором, а материалы в формате Ultra HD до сих пор редки.

Источники сверхвысокого разрешения (Ultra HD)

Очевидно, что панель с высоким разрешением требует соответствующего сигнала. В данном случае вся «соль» телевизора заключается в том, что он поддерживает Ultra HD — видео сверхвысокого разрешения 3840 x 2160p с частотой 25—30 Гц и 4096 x 2160p с частотой 24 Гц (максимум для HDMI 1.4a).

Естественно, детализация в этом случае серьезно подскакивает. Мельчайшие детали и контуры прорабатываются ощутимо тоньше, и 55-дюймовый экран комфортно смотреть даже вблизи — ведь картинка не «рассыпается» на пиксели. Четырехкратный выигрыш в разрешении, правда, отнюдь не гарантирует четырехкратный скачок в качестве — просто в изображении появляется больше деталей, при условии аккуратного сжатия видео.

С точки зрения колориметрии текущие материалы Ultra HD полностью опираются на «старый» стандарт ITU-R BT.709 (HDTV), видимо, из соображений совместимости, для пущей преемственности с другими домашними источниками.

Собственно, главной проблемой пока остается доступность Ultra HD контента на домашнем рынке. Конечно, в Европе запустили тестовые спутниковые каналы, но этого мало. Пока что в роли главного источника выступает ПК, ведь в Европе за весь 2013 год так и не появилось выделенных 4K-плееров. Даже если и появились бы — смотреть особо нечего, сколь-нибудь хорошая библиотека есть только у 4K-сервиса Sony, который недоступен в России.

Кстати, на недавней выставке CES 2014 было объявлено, что производители надеются договориться между собой, и группа компаний, входящих в Blu-Ray Disc Association, должна выпустить к концу года физический формат 4K Blu-Ray. До тех пор какой-либо контент будет весьма редким — максимум демонстрационные ролики. За исключением, разве что, компьютерных игр, которые уже поддерживают режимы UHD/4K на очень мощных ПК. Жаль, но полноценно «загрузить» Samsung F9000 и другие Ultra HD телевизоры пока что просто нечем.

Режим 3D

Samsung F9000 — это первый Ultra HD телевизор с активным 3D, который мы тестировали. И, признаться, ожидания были высоки. Ведь модели с пассивным 3D много выигрывали именно благодаря высокому разрешению панели UHD/4K, которое позволяло снизить потери четкости. Посмотрим, как сочетается активное 3D и 4K.

В комплекте Samsung F9000 прилагается 4 пары 3D-очков SSG-5100GB, но, в отличие от модели F8500, они лежат в общей коробке с аксессуарами. Роскошной упаковки на этот раз не предусмотрено. Про эти очки мы уже писали: эргономика не радует тем, что по сравнению с SSG-4100GB снизился обзор, так как сами стекла стали меньше, а открытие боковины затрудняют просмотр 3D днем или в ярко освещенном помещении. Впрочем, с приглушенным светом это не мешает.

Переходим к просмотру и видим, что на этот раз 3D не слишком впечатляет. Присмотревшись, можно заметить присутствие перекрестных помех на сложных контурах, а видео Full HD 3D едва ли выигрывает от масштабирования до 4K. В этом случае на прибавку рассчитывать не приходится: повышенное разрешение само по себе не привносит ничего нового.

Впрочем, 3D-материалов с разрешением 4K пока все равно не предвидится — такой формат не предусмотрен даже в HDMI 2.0. С другой стороны, приятно удивила хорошая цветопередача в 3D. Настройки телевизора учитывают, что 3D-очки «подкрашивают» изображение, и в результате получается нейтральное и корректное 3D-изображение в режиме «Кино». Яркость тоже не подкачала, ее с запасом хватает для дневного просмотра 3D. Яркое и сбалансированное по цветности 3D-изображение позволяет простить шероховатое масштабирование, но перекрестные помехи несколько снижают эффект погружения.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Samsung F9000 — первая массовая серия Ultra HD телевизоров от крупнейшего корейского производителя, которая, надо сказать, несколько опоздала с выходом на рынок. Выпуск F9000 после IFA 2013 пришелся аккурат на появление спецификации HDMI 2.0, что отчасти снизило привлекательность телевизора. Что же мы имеем в сухом остатке?

За солидную цену F9000 предлагает следующее: классический дизайн с недурными материалами и обилием металлических поверхностей, щедрое оснащение дополнительными функциями, типичными для флагманских серий Samsung. Изображение порадовало хорошей для ЖК-телевизора контрастностью, а цветопередача поддается детальной настройке с весьма хорошими результатами. Неожиданно приятным оказался и встроенный звук. Вроде бы складывается позитивная картина.

Тут же по соседству обнаруживаются и различные ограничения: встроенный плеер не «понимает» ни видео, ни фото с разрешением выше Full HD, телевизор не готов к HDMI 2.0 «из коробки» (нужен платный апгрейд). Все, что касается Ultra HD, по большому счету заканчивается применением панели с высоким разрешением. Апскейлинг до Ultra HD не впечатляет, как и режим 3D. А все это, к примеру, является одними из отличительных черт 4K-телевизоров других производителей. С учетом дефицита UHD на домашнем рынке, телевизору, вероятнее всего, придется играть роль большого 4K-монитора с подключением к ПК.

Стоит ли это серьезной прибавки стоимости над Full HD моделями? На мой взгляд, такие модели, как Samsung F8500, станут более выгодной покупкой. Там великолепный дизайн сочетается со сбалансированными возможностями, которые, кстати, на 95% идентичны F9000. Вся разница лишь в поддержке Ultra HD, но на ней свет клином не сошелся. Есть ли в ней необходимость прямо здесь и сейчас — каждый решит для себя сам, но стоит учесть, что мы вряд ли увидим изобилие UHD-контента в России в ближайшее время. В конце концов, 55 дюймов — достаточно маленькая диагональ, чтобы ощутить разницу с типичной дистанции просмотра. Если же рассматривать именно Ultra HD телевизоры, то конкуренты Samsung здесь отнюдь не дремлют. Как выясняется, F9000 — вполне хороший телевизор, но на фоне соперников ему не хватает какой-либо «изюминки».