Обзор Sony HMZ-T3: персональный 3D-дисплей с OLED-экранами

Компания Sony время от времени любит выпускать на рынок необычные либо вовсе причудливые устройства. Так, на очередной волне экспериментов в 2011 году появился персональный 3D-дисплей Sony HMZ-T1. Он как бы возрождал идею видеошлемов, которая на тот момент была слегка подзабыта. Вместо огромного экрана в гостиной зрителю предлагались два передовых OLED-дисплея с HD-разрешением, которые, благодаря своему близкому расположению к глазам, заполняли широкое поле обзора. Но с тех пор утекло много воды, и идея персональных дисплеев снова стала популярной — будь то нашумевший VR-шлем Oculus Rift или Avegant Glyph, а IT-гигант Google запустил амбициозный гаджет Google Glass. В то же время Sony не перестает развивать свои идеи, и недавно компания выпустила вот уже третье поколение персонального 3D-дисплея. Встречайте, перед нами Sony HMZ-T3!

Основные характеристики Sony HMZ-T3

  • Два мини-экрана OLED
  • Поддержка 3D
  • Разрешение: 1280 x 720
  • Расстояние между глазами: 53,0 — 76,7 мм
  • Поле обзора: 45 градусов
  • Виртуальный окружающий звук Virtualphones 7.1 (LPCM/DTS®/Dolby Digital®)
  • Комплектация:
    • Головной модуль и аккумулятор
    • Процессорный модуль (3xHDMI)
    • Наушники
    • Защита от внешнего освещения
    • Кабели HDMI (1,5 м и 3 м)
    • Кабель microUSB
    • Адаптер переменного тока (зарядка головного модуля)
    • Адаптер переменного тока (питание процессорного модуля)
    • Чехол для переноски

Рекомендуемая розничная цена Sony HMZ-T3 — 44 990 рублей.

Дизайн и конструкция

Столь непривычное устройство не может обладать «обычным» дизайном. Прошлая модель HMZ-T2 действительно имела весьма футуристичный вид, а вот третье поколение HMZ-T3 стало чуть спокойнее, дизайн головного блока выглядит более строго.

*Фотографии кликабельны до полного размера

Основа конструкции не изменилась — головной блок состоит из дисплея, который удерживается с помощью регулируемого оголовья. Подобрать размеры не составляет труда, так как диапазон регулировок достаточно широк. И все же головной блок не может похвастать высоким удобством. Ведь его масса едва снизилась — он весит 320 граммов, а развесовка сильно смещена вперед. Даже при условии удачного крепления это дает ощутимую нагрузку на шею и кожу головы.

Важная часть «примерки» заключается в том, чтобы удачно подобрать положение головного упора спереди. Расстояние между индивидуальными линзами для глаз регулируется с помощью двух «ползунков». Сложнее всего добиться хорошей фокусировки по центру изображения. К сожалению, в оптическом блоке нет регулировки диоптрий для зрителей с ослабленным зрением. Использовать головной блок вместе с медицинскими очками вполне можно, хотя и с ожидаемым ущербом для удобства. А вот зрители с хорошим зрением могут быть спокойны — добиться оптимального фокуса им будет проще.

Коммутационный блок HMZ-T3-P — незатейливая коробочка с сугубо функциональным дизайном. Тем не менее она является важным узлом в общей цепочке. Возможно, кому-то будет интересно знать, что весь комплект устройства несет маркировку “Made in Japan”/«Сделано в Японии». По крайней мере, это касается нашего тестового экземпляра.

В комплекте поставляется чехол для переноски головного модуля. Туда легко помещается весь необходимый комплект, который можно взять с собой в поездку.

Интерфейсы, управление и функциональность

В Sony постарались наделить HMZ-T3 разнообразными коммутационными способностями. Очевидно, что аккумуляторный блок дисплея можно подключить напрямую к источнику (HDMI/MHL) — но будет ли удобно постоянно переключаться, например, между приставкой и BD-плеером?

Для этого и предназначен коммутационный блок HMZ-T3-P. По сути, это HDMI-свитч на 3 порта. Других входных интерфейсов, увы, не предусмотрено, но в наших реалиях HDMI уже давно стал основным видом подключения. Переключиться между источниками можно либо через меню головного дисплея, либо кнопкой на коммутаторе.

Стоит отметить, что в комплекте поставляются два HDMI-кабеля разной длины (1,5 и 3 м), так что дисплей HMZ-T3 готов ко всем подключениям прямо «из коробки».

Коммутатор имеет два HDMI-выхода: основной подключается к аккумуляторному блоку и, собственно, самому дисплею, а вторичный выход позволяет продублировать сигнал, например, на основной телевизор в гостиной. Такая схема дает возможность безболезненно переключаться между персональным дисплеем для индивидуального просмотра или телевизором, если вы хотите посмотреть фильм с друзьями. Кстати, поддерживается подключение мобильных устройств по MHL 1.0 — картинку со смартфона или планшета можно вывести на дисплей.

Любопытно, что в мире встречаются вот уже 3 модификации персонального дисплея. Наша модификация HMZ-T3 — это базовый проводной вариант. Другая модификация, HMZ-T3W, предполагает беспроводное подключение между коммутационным блоком и приемником/аккумулятором головного блока. Третья модификация, которая недавно была показана на CES ‘2014, — это HMZ-T3Q. Она оборудована встроенным датчиком положения головы, который может быть использован в играх и других интерактивных приложениях. Правда, еще не совсем ясно, в каких именно продуктах будет реализована поддержка хедтрекинга. Тем не менее в таком варианте Sony HMZ-T3Q уже можно отдаленно сравнить с продуктами наподобие Oculus Rift.

Все управление устройством осуществляется кнопками на головном блоке. Привыкнуть к управлению и расположению клавиш достаточно просто. К тому же, после первичной настройки вряд ли придется часто заглядывать в меню. Один лишь нюанс: меню устройства не русифицировано, на выбор есть несколько языков, но основной — английский. Впрочем, названия предельно ясные, и освоить меню не составит труда даже без знания английского. Достаточно лишь иметь небольшой опыт взаимодействия с любой видеотехникой.

На корпусе дисплея есть стандартный разъем 3,5 мм для подключения наушников. На коммутационном блоке — позолоченный 6,3 мм джек.

Кстати, в комплекте с дисплеем поставляются «вкладыши» Sony MDR-EX0300. Одна из новых фишек устройства — встроенный декодер многоканального звука DTS/Dolby Digital и поддержка виртуального окружающего звучания 7.1.

Звук

Звуковое сопровождение — неотъемлемая часть любого фильма или игры. В Sony постарались максимально передать его скромными средствами с помощью технологии Virtual Phones (VPT), которая имитирует звук 5.1 или 7.1, используя стереодинамики наушников.

Как и следует ожидать, объемные эффекты здесь уступают «честным» системам окружающего звучания. Если проверять каналы по отдельности — то виртуальное позиционирование будет неплохим, но сложные сочетания объемных эффектов вызывают затруднения с проработкой объема, не говоря уж про LFE-канал. В конечном итоге все сводится к хорошему стереозвуку, где добавляется некая глубина переднего плана. А вот тыловые эффекты вряд ли заставят вас подпрыгнуть или инстинктивно обернуться.

Хотя было бы нечестно сравнивать «персональную» систему с полноценным домашним кинотеатром. В сущности, ей удается передать общее настроение и атмосферу происходящего, а разве не этого добиваются авторы? Зрителю не составит труда подключить любимые наушники и с головой (в прямом и переносном смысле) погрузиться в происходящее с помощью HMZ-T3. Даже комплектные «вкладыши» Sony MDR-EX0300 вполне справляются со своей задачей — они энергично звучат в нужных моментах, а прозрачные верха приукрашивают саундтреки.

Наиболее удачными режимами объемного звука можно назвать “Cinema” и “Game”. Здесь достигается оптимальная ширина виртуальной сцены, в том числе и с комплектными наушниками. И, конечно же, при желании можно выбрать «честный» режим стерео. Звуковых настроек не так уж много, но их достаточно, чтобы подобрать вариант на свой вкус.

Способность декодировать звук высокой четкости DTS Master Audio и Dolby TrueHD придется кстати владельцам ранних версий PlayStation 3 или BD-плееров без поддержки этих форматов. Прослушивание тестовой записи с дискретизацией 24 бит/96 кГц демонстрирует хорошее качество встроенного ЦАП (сама компания заявляет о применении 32-битного ЦАП). В плане детализации звук скорее упирается в качество подключенных наушников, чем в возможности собственного тракта.

Изображение

Идея персонального дисплея была бы гораздо менее интересной, будь он оснащен обычными ЖК-экранами. Но Sony HMZ-T3 досталась прогрессивная технология OLED, которая успела нас порадовать на PlayStation Vita. Ультраконтрастные экраны отлично подходят для персонального дисплея — они полностью раскрывают свои возможности в «затемненном» визоре головного модуля, куда едва поступает внешний свет. Как только дисплей поудобнее устроится на голове, зритель погружается в персональный кинотеатр, и практически ничто не отвлекает от изображения.

С точки зрения настроек дисплей изначально «заточен» под кино и игры. Им посвящены сразу несколько режимов изображения. Они некоторым образом различаются по яркости, обработке контуров или режимам развертки. Для просмотра фильмов хорошо подойдут режимы “Cinema” или “Custom 1-2”. Надо сказать, что яркость очков вообще подобрана оптимально. Ее достаточно, чтобы придать изображению реализм, но чтобы глаза при этом не уставали. Все дело в превосходной контрастности OLED-панелей. При условии невероятно глубокого черного цвета изображение приобретает объем и реализм — и запредельная яркость тут уже не нужна.

Цветопередача по умолчанию «приукрашивает» цвета, их насыщенность немного выше нормы. За настройку отвечает один-единственный ползунок “Colour”, и его вполне хватает. Если понизить цветность на пару кликов — то насыщенность вернется в норму. К палитре в кино или играх претензий нет: баланс белого по умолчанию достаточно аккуратный, без перепадов, поэтому изображение радует однородностью во всем диапазоне, включая глубокие тени. Тонкая работа с градациями вблизи черного цвета способствует хорошей проработке теней и позволяет в полной мере насладиться фильмами с темной цветовой гаммой. Впрочем, яркие сцены также не вызывают никаких проблем — изображение здесь «сочное», но не выходит за рамки дозволенного.

Несмотря на то, что разрешение осталось на прежнем уровне — 1280 x 720 (HD), экран прибавил в четкости. Улучшились и линзы, и масштабирующие способности. Например, сигнал 1080p едва ли теряет детализацию, благодаря хорошей обработке. Более того, сигналы низкого разрешения (например, DVD) отлично выглядят на персональном дисплее. В нашу эру, когда форматы HD достаточно распространены, HMZ-T3 демонстрирует высокую «всеядность» по отношению к качеству контента.

Передача движения, как ни странно, вызывает затруднения даже у OLED-панелей со сверхбыстрым временем отклика. В штатном режиме развертки (“Normal”) дисплей HMZ-T3 отображает около 300 четко различимых линий, что вдвое ниже родного вертикального разрешения в 720 строк. Быстродвижущиеся объекты и контуры имеют за собой «шлейф», причиной которого является не послесвечение или долгое переключение пикселей, а режим обновления, напоминающий ЖК-панели («выборка и хранение»). В Sony явно знали о данном недостатке, поэтому внедрили второй режим развертки — “Clear”. В помощь динамичным сюжетам приходит метод вставки черного кадра, который помогает снизить визуальные искажения. Этот метод повышает четкость уже до 550 линий в динамике. Правда, обратной стороной медали тут является снижение общей яркости, что не слишком критично, и достаточно выраженное мерцание изображения. Этот побочный эффект способен отпугнуть некоторых зрителей, поэтому придется выбирать между высокой (но все еще не максимальной) четкостью в динамике либо комфортом.

Игровому применению явно было уделено отдельное внимание: изображению здесь выделены аж 4 различные предустановки (“Game 1-4”)! Они несколько отличаются по гамме, цветовой насыщенности и другим параметрам. Объединяет же их прекрасная «отзывчивость» и крайне низкая входная задержка сигнала (input lag). По заявлениям производителя, задержка сигнала не превышает 1 кадра — а значит, дисплей вносит всего лишь около 16 мс задержки при частоте обновления 60 Гц. Надо сказать, что субъективные ощущения лишь подтверждают это — играть на HMZ-T3 действительно очень приятно! И немалый вклад здесь вносит родное разрешение дисплея 1280 х 720, которое в точности соответствует большинству игровых блокбастеров на PlayStation 3 или Xbox 360. Например, Grand Theft Auto V выглядит на HMZ-T3 немного четче, чем после масштабирования на телевизионных экранах Full HD. Впрочем, если говорить о приставках нового поколения, то возможностей HMZ-T3 в плане разрешения будет для них маловато.

Sony HMZ-T3 корректно определяет используемый диапазон цифрового сигнала: переключение между видеодиапазоном (16—235) и полным диапазоном RGB (0—255) происходит автоматически. Можно смело включать настройку «Полный диапазон RGB» на PlayStation 3 и PlayStation 4, не боясь при этом потерять градации. Помимо этого, HMZ-T3 прекрасно работает с сигналом Y/Cb/Cr частотой 24 Гц — это пригодится при просмотре Blu-Ray. Оригинальная частота кадров вкупе с недурным изображением дает хороший кинотеатральный эффект.

Конструкция персонального дисплея с индивидуальными экранами для каждого глаза — это превосходный вариант для отображения 3D. Если обычные дисплейные технологии идут на компромиссы, пытаясь отобразить два ракурса на одном экране (мерцание либо снижение разрешения), то здесь многих проблем заведомо удается избежать. Два экрана обеспечивают идеальное разделение ракурсов — а значит, и удивительно стабильный эффект 3D-объема. Многие сцены, которые выглядят «расплывчато» на 3D-телевизорах, легко и натурально смотрятся в персональном дисплее Sony. Становится гораздо проще разглядеть детали объемных переходов, и этому еще способствует честное HD-разрешение для каждого глаза.

Конечно же, воспринимаемый размер экрана тут тоже играет большую роль — вы словно переноситесь в качественный 3D-кинотеатр, который работает специально для вас. Одним словом, такой сценарий использования HMZ-T3 может стать весьма ярким опытом для любителей 3D-видео или игр. Прекрасное 3D-изображение без мерцания, перекрестных помех и размытия — не об этом ли мечтают зрители, который год ожидая «безочковые» 3D-телевизоры?

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Персональный дисплей Sony HMZ-T3 вышел достаточно интересным продуктом, если рассматривать его, как явление. Допустим, взять с собой большой телевизор в поездку проблематично, а персональный дисплей предполагает определенный уровень мобильности — что-то среднее между стационарным устройством и портативным. Вы все еще не сможете пользоваться им вдали от розеток в 220 В, но вы запросто можете его взять собой, к примеру, на дачу. Устройство дает действительно большую картинку, которая заполняет большую часть поля зрения, но, в отличие от проектора, персональный дисплей менее прихотлив в использовании. Смотреть яркое 3D можно даже при свете дня, ведь HMZ-T3 обеспечивает должную изоляцию зрителя — а значит, и погружение.

По многим параметрам HMZ-T3 заслуживает высокой оценки — это и хороший звук, и отличное изображение. Две OLED-панели никого не оставят равнодушным, когда внешний свет не мешает наслаждаться глубочайшим контрастом и реализмом изображения. С другой стороны, есть и давно знакомые минусы: например, процесс «примерки» устройства и подбора правильной позиции во многом происходит наугад. Регулировок много, но все-таки не каждому зрителю по-настоящему удобно с дисплеем на голове. К тому же, головной блок неизбежно напрягает мышцы шеи — боюсь, что выдержать двухчасовой фильм без дискомфорта получится не у каждого. И, наконец, дисплей довольно сложно использовать с медицинскими очками, а регулировки диоптрий не предусмотрено.

Получается, что в персональном дисплее Sony отличная идея сочетается с неидеальной реализацией. Как, впрочем, и у многих продуктов. Остается лишь один вопрос: насколько привлекателен такой компромисс для конечного покупателя? Розничная цена устройства, откровенно говоря, высокая — 44 990 рублей. Это уже ставит Sony HMZ-T3 в отдельную узкую нишу. Прямых альтернатив на нашем рынке пока нет, и, наверное, немногие предпочтут экспериментировать с экзотическим дисплеем вместо покупки 50-дюймового HD-телевизора. Но если вы все же осмелитесь попробовать это устройство в деле, и оно подойдет вам по эргономике — то подобная покупка может быть оправдана. В конце концов, покупают же Ultra HD-телевизоры в отсутствие достойного применения... А персональный дисплей Sony HMZ-T3 уже сейчас хорошо сочетается с существующими форматами. Возможно, его стоит порекомендовать тем, кто хочет побаловать себя любимого фильмами или видеоиграми в 3D в любых условиях, не борясь с «телевизионными» или «проекторными» недостатками. Поместить дома 70-дюймовый экран бывает проблематично, а Sony HMZ-T3 — это кинотеатр, который всегда ждет именно вас.