Реальная виртуальность вчера, сегодня и завтра

Тема виртуальной реальности на слуху по той простой причине, что сегодня впервые появились коммерчески реализуемые проекты. VR-комплекты Sony, Valve, Oculus представлены широкой аудитории и запушены в массовое производство. Компания Microsoft активно развивает технологию голограмм HoloLens. Зарождается новый стандарт развлечений и работы с цифровым медиа, а индустрия жадно ищет специалистов готовых придумать нечто невообразимое и освоить открытые возможности.

Прошлый раз мы рассказали о бесплатном видеокурсе Microsoft Virtual Academy Content, который помогает начинающим разработчикам разобраться в вопросах программирования виртуальных приложений, понять с чего началась история VR и что нужно сделать сейчас, чтобы стать частью зарождающейся отрасли. В этой статье затронем прошлое и будущие технологии в целом. Ведь до сих пор виртуальной реальность для многих остается чем-то фантастическим, хотя первые наработки в этом направлении продвинулись еще 1967 году. Сам же термин появился на заре 30-х, но применялся исключительно к театру.

В 1962 году проект «Сенсорама» (Sensorama), разработанный Мортоном Хейлигом (англ. Morton Heilig) стал первой ласточкой в построении виртуальных миров. Идея была в том, чтобы поймать зрителя в мир иллюзий серией коротких фильмов, которые сопровождались запахами, дуновением ветра и шумом мегаполиса. Постепенное развитие технологии превратилось в то, что сегодня можно увидеть в 4D-кинотеатрах.

Первый же прототип того, что мы называем виртуальной реальностью сегодня, появился в 1967 году, когда американский ученый Айвен Сазерленд (англ. Ivan Edward Sutherland) описал и сконструировал шлем, изображение на который генерировалось при помощи компьютера. Шлем был настолько тяжелый, что подвешивался к потолку. Конечно, интерфейс, как и виртуальная среда, были довольно примитивны. К тому же за свои массивные габариты он получил прозвище «Дамоклов Меч» (англ. The Sword of Damocles). Впрочем, это был вполне себе VR-шлем, пускай и тяжелый.

Впоследствии разнородные эксперименты в области создания виртуальных миров привели к развитию двух интересных направлений: виртуальной реальности, как цифровой альтернативы реальному миру; и дополненной реальности, которая вносит отдельные искусственные элементы в восприятие окружающего пространства. Проект Google Glass и многочисленные приложения использующие камеру смартфона, чтобы проецировать информацию на захваченные камерой объекты, можно отнести к последней. Первая же нашла свою нишу в области цифровых развлечений, компьютерные игры яркий тому пример.

Постепенно концепция дополненной реальности привела инженеров к идее голографии. Голография оптически восстанавливает действительность, позволяя человеку взаимодействовать с ней, манипулировать воссозданными 3D-объектами, как реальными предметами. Проект Microsoft HoloLens как раз создан в рамках этой концепции, которая находится на стыке дополненной и виртуальной реальности.

По своей сути Microsoft HoloLens — это полноценный компьютер, который обладает собственным набором микросхем, а также принципиально новым процессором, специально созданным обрабатывать голографические объекты в реальном времени. Устройство сканирует комнату вокруг вас, распознает жесты и самостоятельно создает пространственную карту. Например, на реальный стол можно поставить виртуальный дом, чтобы разобрать или собрать его руками. Вокруг стола можно ходить, уйти в другую комнату, вернуться, а дом будет все еще стоять там же и в том же виде, в котором его оставили. Такой подход открывает невероятные возможности, особенно для 3D-моделировалия. За процесс отвечают четыре камеры, мощное железо и целый измерительный блок, куда входят: гироскоп, акселерометр и магнитометр. Microsoft HoloLens способен обрабатывать терабайты информации.

Другой проект, который обязательно стоит упомянуть в рамках развития технологии голограмм и виртуальной реальности, Microsoft RoomAlive. Вообразите себе возможности HoloLens, но уже без необходимости носить что-либо на голове. Дополненная реальность конструируется прямо у вас в гостинной, благодаря специльному оборудованию из нескольких проекторов и сенсоров Kinect. Нечто подобное мы наблюдали в кинофильме «Железный человек», когда Тони Старк моделировал элементы железной брони на виртуальном постаменте. Интересно, что с виртуальными объектами можно будет взаимодействовать даже напрямую, а не только при помощи специальных инструментов или команд.

В Сан-Франциско 30 марта прошла конференция Microsoft Build 2016, где компания поделилась своим видением будущего технологии голограмм, продемонстрировала возможности устройства, а также объявила о начале поставок Microsoft HoloLens партнерам и разработчикам по цене в $3000. Гаджет того стоит, однако может быть не по карману небольшим студиям или инди-разработчикам, но это не повод отчаиваться, ведь все необходимое для разработки приложений виртуальной реальности можно собрать в домашних условиях! Впервые способ нашли Дэвид Коз (David Coz) и Дамиен Генри (Damien Henry), два инженера Google, которые в рамках эксперимента смастерили Cardboard — шлем виртуальной реальности из подручных материалов.

В итоге для начала разработки виртуальных приложений вам всего-то понадобиться: смартфон, картон, пара линз и ссылка на бесплатный видеокурс Microsoft. А вот каким образом собрать VR-шлем своими руками — расскажем в следующем материале.