Алексей Дорофеев (Samsung): «Мне кажется, что нас ждет еще одна революция»

Samsung — одна из самых динамичных компаний на современном рынке мобильных устройств. За последние годы корейцы кардинально изменили отношение к себе и своим продуктам. Очень быстро они смогли стать лидерами по мировым и российским продажам смартфонов. И постепенно осваивают новые рынки. Главные новинки последнего времени — смартфон GALAXY Note 3 и часы GALAXY Gear. О них и не только о них Hi-Tech.Mail.Ru побеседовал c Алексеем Дорофеевым (Вице-президент, Глава Samsung Mobile Russia).

Мы уже писали о Samsung GALAXY Note 3, наши читатели первыми смогли узнать результаты подробного тестирования модели. Аппарат получился интересным, но дорогим. Аналогичная история с часами Samsung GALAXY Gear, о которых мы тоже писали. Алейсей Дорофеев рассказал Hi-Tech.Mail.Ru о ценовой политике компании, о материалах корпуса, о времени работы и о много другом.

Часы — новый рынок для Samsung. Как вы видите себе потенциального покупателя GALAXY Gear и будете ли конкурировать с известными часовыми марками?

Хотелось бы сразу оговориться, что это не часы. Мы для себя определили категорию как “носимые устройства”. И часы тут только одна из многих функций. По нашей задумке, GALAXY Gear — это продолжение смартфона.

Инновационные продукты вроде GALAXY Gear даже более закрыты, чем следующее поколение GALAXY S.

Процесс смартфонизации сейчас подходит к концу, потому что в развитых странах уровень проникновения уже более 60%, и Россия — последний оплот обычных мобильников. Сейчас продажи смартфонов уже более 50%, а проникновение более 30%. Соответственно, у индустрии возник вопрос, куда двигаться дальше?

Рынок носимых устройств нам кажется очень перспективным. По разным оценкам, к 2020 году он может составлять сотни миллионов единиц в год. Выглядит это фантастично, но если бы мы с вами заговорили о рынке планшетов пять лет назад, я думаю, что наш разговор звучал бы примерно столь же невероятно.

Для нас GALAXY Gear — это открытие двери в новый мир. Мы сами пока не знаем и не понимаем, насколько велик этот мир. Но мы довольно смело туда шагнули и будем с интересом осваивать эту новую территорию.

Одной из отличительных особенностей компании Samsung является то, что мы очень удачно перешли от позиционирования наших топовых продуктов для технических энтузиастов к ориентации на массового потребителя. Если раньше у нас была коммуникация на уровне характеристик, то сейчас мы обращаемся к нашему потребителю с точки зрения изменения его жизни. Поэтому мы ставим перед собой задачу приобщить к этим устройствам как можно более широкую аудиторию. И мы говорим, что это устройство будет хорошо для любого, кто не мыслит своей жизни без смартфона.

В 60—70-е годы часовая индустрия переживала жесточайший кризис. Связано это было с появлением электронных часов по очень низкой цене и привело к тому, что в классическом виде часовая индустрия стала умирать. Но в определенный момент она нашла в себе силы перепозиционировать себя. Часы из инструмента, показывающего время, стали элементом роскоши, фактически вариантом украшения.

Мне кажется, что нас ждет еще одна революция, когда часам в классическом виде будет брошен вызов.

Я не исключаю варианта, что через пять лет на одной руке люди будут носить классические часы, а на другой — носимое устройство. А может быть, эти носимые устройства полностью вытеснят обычные часы. Не исключено, что появятся варианты носимых устройств, которые будут сочетать и роскошь, и функциональность. Здесь есть множество вариантов.

Почему изменили стартовую цену на GALAXY Note по сравнению с предыдущим поколением, хотя на GALAXY S цена не изменилась?

Многие люди думают, что цена — это исключительно функция себестоимости. На самом деле это функция предложения и спроса. Соответственно, очевидно, что любая коммерческая структура пытается продать максимальное количество товара по максимально возможной цене. Если говорить о российской цене, то мы считаем ее правильной. Глядя на это устройство, я не сомневаюсь, что такая цена более чем справедлива для него. И у меня не возникает ощущения, что продукт переоценен.

Дизайн нового GALAXY Note серьезно изменен. Можно ли надеяться на подобное оформление в других продуктах Samsung, в том числе в более доступных?

Если мы говорим про крышку с прострочкой, то это фирменный дизайн линейки Note. Если говорить про дизайн следующих поколений флагманов, то его пока не видел никто. Он будет утверждаться гораздо позже. То, что мы изменили подход к оформлению наших устройств, во многом заслуга наших покупателей, потому что мы стараемся к ним прислушиваться. Несмотря на то, что наши “пластиковые” и “дешевые” продукты расходились многомиллионными тиражами и мы не имели повода для беспокойства, мы все же находим возможность совершать очередные технологические прорывы и предлагать синтетические материалы, которые выглядят абсолютно как натуральные. И новый GALAXY Note — это как раз хороший пример того, когда не только алюминий, дерево и железо могут выглядеть суперпремиально.

Пользуются ли ваши подчиненные смартфонами других брендов?

Пользуются. Более того, я заставляю их пользоваться, чтобы понимать, в чем разница и в чем наше преимущество. Мы смотрим на это так: все хорошие идеи, если они не запатентованы, мы с радостью заимствуем (улыбается - прим.ред.).

Сейчас большинство смартфонов Samsung пластиковые и глянцевые. При этом компания может выпускать красивые металлические модели, в частности, такие были в линейке Wave. Почему так получается?

Есть определенные технологические ограничения. Сделать корпус из металла не так просто. Например, сразу возникает проблема приема сигнала. Она решаема, но это требует дополнительных затрат и ухищрений. Эпоха кардинальным образом изменилась, и наши флагманы продаются десятками миллионов. А технологически то, что можно решить на тираже в один миллион, порой бывает невозможно решить на тираже в сто миллионов единиц. Как в любой большой компании, у нас есть конфликт дизайнеров и технологов. Но если ты хочешь развивать бизнес, то вынужден искать решения, чтобы оставаться успешным в этой индустрии. Перед глазами у нас есть много примеров наших конкурентов, которые испытывали проблемы из-за металлических корпусов.

В смартфонах Samsung до сих пор используются съемные аккумуляторы и слоты расширения, от которых отказались многие ваши конкуренты. Будете ли вы продолжать?

У меня есть предчувствие, что мы находимся на пороге если не революции, то большого эволюционного скачка с точки зрения памяти. Память в текущем формате, мне кажется, доживает последние годы. Возможно, уже в следующем поколении устройств объем встроенной памяти будет сильно увеличен. Плюс емкость “облака” тоже постоянно увеличивается. Возникает вопрос, нужен ли слот расширения? На сегодняшний день мы видим, что это нужно. Но мне тяжело сказать, нужно ли это будет в будущем.

Ожидает ли компания Samsung какого-то прорыва на рынке аккумуляторов? Если нет, то как вы решаете проблему времени работы?

Если мы не можем решить проблему с самими аккумуляторами, надо оптимизировать потребление. Мы в этом смысле ведем огромную работу. Есть базовая система, а есть наши надстройки. И по сравнению с первыми версиями у нас большой прогресс как по стабильности, так и по оптимизации энергопотребления. Несмотря на то, что в новом Note аккумулятор увеличился всего на 5%, мы смогли добиться улучшения работы до 40%. И здесь потенциал еще далеко не исчерпан. Вместе с тем я жду прорыва с точки зрения новых энергетических технологий.

Есть у вас ли картельный сговор с LG? Если нет, почему не видно судебных исков?

Мы вообще не любим судиться и приходим в суд, только когда нас вызывают. Мы предпочитаем решать свои проблемы в открытом экономическом соперничестве. Мы считаем, что наши устройства — лучшие. Если кто-то считает иначе, он должен доказать это не в суде, а на рынке.

Samsung производит смартфоны на разных процессорах, в том числе на своих собственных. Как происходит выбор процессора?

В моем понимании экономический момент преобладает над политическим. В то же время у нас в индустрии сейчас возникает огромная проблема с комплектующими. Ни для кого не секрет, что намечается большой дефицит памяти в связи с тем, что происходит смартфонный взрыв и эта категория растет по 50—60% в год, это сотни миллионов устройств. Поэтому, с одной стороны, есть цена, с другой — доступность, и это все оптимизируется, когда находится решение не в ущерб качеству конечного продукта. Поэтому мы применяем разные решения и стараемся делать продукты не только на чипах Samsung.

Сейчас у Samsung большая зависимость от Android, а у Android от Samsung. Не пугает ли вас такое хранение всех яиц в одной корзине?

Невозможно говорить о зависимости одного от другого, речь идет о симбиозе. Наша стратегия очень простая — мы за мультиплатформенность. А потребитель уже выбирает. Что он больше покупает, то мы больше и производим. Так сложилось, что Android сейчас самая популярная система. И мы пытаемся коммерциализировать этот успех. Если бы была другая рыночная ситуация, возможно, мы сейчас говорили бы о нашем успехе с какой-то другой платформой.

Tizen важен для нас как новая возможность. У него есть черта, отличающая его от всех существующих операционных систем — это первая действительно независимая платформа, другие так или иначе кому-то принадлежат. Samsung является одним из партнеров консорциума. Что важно, в него входят не только производители железа, но и софта, а также операторы. Поэтому мы с интересом восприняли этот проект, приняли решение в нем участвовать и пытаемся сделать его успешным.

Пока можно констатировать, что интерес к Windows Phone у покупателей прохладный.

Может показаться, что мы заняли выжидательную позицию и смотрим. Многое меняется. Для нас любые изменения — это дополнительные возможности, поэтому мы с интересом следим за ситуацией и будем действовать соответственно нашим собственным интересам. Если мы увидим в этом возможность, вы сразу почувствуете, что мы занялись этим направлением.

Какой цвет GALAXY Note 3 и Gear вам особенно понравился?

Я предпочитаю белый, но с часами задумался. Понравился оранжевый. Но для повседневного использования, наверное, выберу классику — черный или белый.

Планируется ли поставлять в Россию Google-версии смартфонов Samsung без интерфейса TouchWiz?

Наверное, какой-то потенциальный спрос есть. Вопрос в размере этого спроса и целесообразности, потому что ввоз каждого нового продукта — это определенные инвестиции в сертификацию, операционные процессы и т. д. Пока эта возможность существует только на рынке США. Если мы увидим, что в России есть серьезный спрос, мы вполне можем привезти подобные устройства.

Почему смартфоны Samsung в России оказываются настолько дороже, чем в Европе?

Чтобы избежать дисбаланса между локальными рынками, есть институт трансферных цен, когда цена примерно одна и та же для всех, если не считать налоги. И Россия не исключение. В основном высокие розничные цены — это следствие разницы в законодательстве. Кроме того, я вынужден констатировать, что наш ритейл считается одним из самых дорогих в мире. Наконец, Россия не является операторским рынком. Бизнес-модель операторов до сих пор строится на основе того, что устройство является инструментом для того, чтобы продвигать свой основной бизнес (услуги связи). Пока мы отстаем от всего развитого мира, но я не сомневаюсь, что мы там будем, и стоимость устройств будет постепенно снижаться. В параллельном ввозе («серый» рынок) с точки зрения объема мы не видим большой проблемы, для нас это не играет решающей роли.

Автор: Дмитрий Рябинин

@dryab, ryabinin(at)corp.mail.ru