Секреты работы AliExpress. Интервью с топ-менеджером крупнейшего онлайн-маркета мира

Во время самоизоляции покупки в интернете стали необходимостью, а не привилегией. Рынок интернет-торговли к концу года вырастет с 2 трлн до 2,5 трлн рублей, прогнозирует Ассоциация компаний интернет-торговли. AliExpress на рынке занимает особое место, им пользуются десятки миллионов россиян. Как себя чувствует во время пандемии китайский маркетплейс и какие обновления готовит? Спросили у Сергея Черемисина, коммерческого директора по стандартным категориям AliExpress Россия.
Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Как сильно выросли продажи на AliExpress за последние 2 месяца?

Мы не раскрываем абсолютные цифры, но по товарным категориям видно, что спрос на многое растет. В апреле наблюдался бум продаж бытовой техники — +200% по сравнению с апрелем 2019 года. Особенно активно покупали холодильники, спрос на них вырос на 350%. А еще в апреле локальные продажи игровых консолей показали рост более чем на 600% по сравнению с прошлым годом. Растут и другие категории: товары для хобби, детские товары, домашняя одежда и так далее.

Все они в какой-то момент превратились в опасный груз из-за коронавируса. Люди боялись получать свои посылки. Как вы решили эту проблему?

У наших покупателей нет оснований для беспокойства. Еще в феврале всемирная организация здравоохранения сообщила, что получение писем и посылок из Китая не представляет угрозы заражения коронавирусом. По данным ВОЗ, коронавирусы не живут долго на таких объектах как письма или посылки. Об этом же говорит Роспотребнадзор и многие эксперты из области медицины. Трансляцией этого месседжа занимались наши коллеги из маркетинга и PR, которые раскрывали его во всех доступных каналах: СМИ, социальные сети, рассылки для покупателей и так далее.

Планируете заниматься доставкой продуктов, готовых блюд? Сейчас это супер актуально.

Мы сконцентрированы на продаже продовольственных продуктов. На нашей платформе уже можно приобрести продукты питания с долгим сроком хранения. Среди наших селлеров — «Ашан», «Гармония цен» и другие. В последнее время ассортимент сильно увеличился за счет локальных товаров: появились чай, кофе, напитки, каши, сладости и другие продукты. Покупатели живо отреагировали на новый ассортимент: в конце марта продажи продуктов выросли на 154%. Лидирующими категориями стали сладости, кофе и чай. Почти также стремительно растут продажи кормов для кошек и собак. Будем расширять ассортимент продуктов подобных тем, что уже представлены.

Сергей Черемисин. Фото: Aliexpress
Сергей Черемисин. Фото: Aliexpress

Cтоит ли ждать от вас инноваций? Виртуальных примерочных, доставки дронами.

Уровень виртуальных технологиях еще не дошел до появления применимых решений для большой площадки, однако мы внимательно смотрим за прогрессом в этой области. Говорить про дроны тоже пока преждевременно, поскольку соотношение возможностей курьера с машиной и дрона несравнимо. Но мы запускаем новые сервисы, например AliExpress LIVE, это интерактивные прямые эфиры со звездами, экспертами или блогерами. В них встроены товары и можно делать покупки. Есть еще один новый проект — AliExpress Plus, это бесплатная быстрая доставка (от 2 до 15 дней) до двери.

Важная часть AliExpress — «алиэкспресский» язык, который давно стал мемом. Будете ли его исправлять или все-таки оставите как фишку?

Мы начали активно развивать местную разработку: до конца 2020 года планируем нанять 200-300 ИТ-специалистов и еще 100-150 в следующем году. Первоочередной задачей новой большой команды станет улучшение того, с чем взаимодействует пользователь: внешний вид сайта, поиск и переводы описаний товаров. Однако процесс перевода всей площадки сложнее, чем может показаться, поэтому говорить о полном переводе площадки пока рано. Проект будет развиваться постепенно. Уже сейчас можно увидеть много российских товаров и переводы китайских карточек товаров. В AliExpress более 10 млн товаров, эффект будет постепенным.

Мы также планируем скорректировать пользовательский опыт после совершения заказа: настроить быструю доставку и удобный способ возврата. Будем адаптировать подход и забирать лучшие практики коллег из Китая, применяя наиболее релевантные разработки и добавляя туда функции, востребованные локально. Мы хотим создать качественный продукт, используя мощнейшую платформу Alibaba Group.

У вас часто бывают распродажи, но реальных скидок все меньше с каждым годом. Их нужно искать с помощью специальных браузерных расширений. Скидка действительно может быть, но она копеечная. Вы как-то контролируете продавцов или они делают, что хотят?

Наша площадка работает по модели маркетплейса, селлеры самостоятельно устанавливают цены на товары. Но если продавец планирует участвовать в распродаже, то скидка на товар будет установлена от самой низкой цены на него за последние 30 дней или даже полгода (в зависимости от масштабности распродажи). Этот инструмент позволяет нам избежать спекулирования: когда селлер искусственно завышает цену, а затем устанавливает большую скидку. Недобросовестного селлера мы вправе заблокировать на какое-то время или полностью удалить с площадки без возможности возвращения.

Если говорить о небольших размерах скидок, то это воля продавца, который самостоятельно рассчитывает размер скидки. Мы не устанавливаем жестких рамок по величине скидки, главное для нас — корректность ее вычисления.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

К чему вы стремитесь в плане сроков доставки? Наверняка есть какой-то достижимый «срок мечты».

Наш проект Plus с ускоренной доставкой — большой шаг в сторону срока доставки мечты. Доставка за 10-15 дней из Китая — это очень хороший показатель. Мы долго прорабатывали логистические схемы. Теперь посылки приходят морем во Владивосток и далее следуют по железной дороге в Москву, это лишь один из многих вариантов доставки. Сейчас наша цель — привлечь как можно больше зарубежных селлеров в этот раздел, чтобы увеличить количество предложений с быстрым сроком доставки до наших покупателей. Что касается остальных товаров из-за рубежа, которые не входят в раздел Plus, то здесь сроки доставки составляют в среднем до 30 дней. Над его сокращением мы тоже работаем, но какой-то конкретный показатель не готовы анонсировать.

Другой значимый проект — запуск прямых авиарейсов из Китая в Москву, Новосибирск, Екатеринбург грузовыми самолетами ТУ 204. Также, в 2019 году AliExpress и «Почта России» объявили об изменении процедуры отслеживания товаров в рамках одного заказа. Теперь российские пользователи, сделав заказ, получают единый номер для отслеживания нескольких товаров в объединенной посылке. Кроме того, компании принимают участие в проекте ФТС по взиманию пошлин онлайн, предоставляя покупателю возможность оплатить таможенный сбор в момент покупки.

В прошлом году вы стали доставлять заказы в постаматы PickPoint и в пункты выдачи в «Пятерочке» и «Перекрестке». Планируете работать с другими сетями, ставить собственные постаматы?

За год мы более чем в три раза увеличили количество точек выдачи заказов. На середину января количество точек выдачи превысило 13 тысяч (из них 8600 выдают в том числе локальные заказы) в почти 3500 населенных пунктах России. Мы не будем останавливаться на достигнутом, но пока не готовы раскрывать подробности будущих проектов.

Смотрите в нашей галерее, как пользователи рунета развлекают себя во время самоизоляции:

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/48ad76f95d9de244deec46a5148778cb/1809802/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/bc23f76005f177cf88dd07fb4f425ca2/1809817/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/36075c3a713cf0348c18fdf37fd35944/1809808/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/fa1d9d69637198cb7a8823e2718da172/1809521/
58фотографий

Это тоже интересно:

Контент недоступен