Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 мая 2012

Билайн пропускает в метро по NFC-проездному

В прошлую пятницу компания Билайн представила технологию НФС в метро города Санкт-Петербург.  Теперь жители северной столицы России могут оплачивать проезд в метрополитене, приложив свой мобильный телефон к турникету. Вспомните, сколько времени вы проводите в очереди за билетом с утра? Сколько неудобств причиняют карточки или жетоны, которые надо носить с собой? Билайн решает обе проблемы, объединив мобильный телефон с устройством для оплаты проезда.


Для пользователя все выглядит предельно просто и прозрачно: вставляешь в телефон специальный модуль, перед поездкой в метро заходишь в меню телефона, покупаешь необходимое число поездок, затем прикладываешь телефон к считывающему устройству турникета и проходишь в подземку. Подобная система уже была запущена в прошлом году компанией Мегафон. Правда там всё было немного по-другому. Дело в том, что в Санкт-Петербурге есть универсальный проездной "Подорожник". Это такая карточка, которую нужно оплачивать (можно и с СМС), затем активировать оплаченный платеж у любого терминала проверки статуса карты (установлены на каждой станции) и лишь затем проходить. По сути, система у Мегафон такая же, с разницей лишь в том, что последнюю можно наклеить на корпус телефона, но порядок активации тот же. Понятно, что это неудобно, особенно когда к терминалам оплаты стоят очереди. У Билайна всё проще: нажал пару кнопок на телефоне и можно проходить, ничего активировать у специального аппарата не нужно. Но давайте обо всё по порядку.

 

Презентация

Прежде чем мы смогли сами протестировать новую технологию NFC в метро, компания Билайн совместно с Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга, платежной системой RURU и ООО «Амбик Тэк СПб» провели пресс-конференцию, на которой рассказали о необходимости данной технологии для города, о задачах, которые были выполнены, а также о трудностях и перспективах на будущее. Это новый совместный проекта по оплате проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC, услуга называется "Мобильный проездной". 18 мая произошёл переход проекта в стадию коммерческого пилота, на этой стадии компания Билайн планирует распродать и протестировать 2000 устройств. До этого был закрытый пилот, во время которого таким проездным пользовались всего 100 человек.

NFC (Near Field Communication) - это технология беспроводной высокочастотной связи, позволяющая производить защищенный обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров). Пассажирам достаточно установить под крышку используемого ими мобильного телефона специальный NFC-модуль. Проделав один раз эту несложную операцию, телефон обретает функции платежного устройства и проездного билета, абонент может начать пользоваться мобильным телефоном, как обычным проездным.

   

 «Впервые в России именно в Санкт-Петербурге пассажиры общественного транспорта получат возможность отказаться от необходимости наличной оплаты и использования пластиковых проездных карт. Теперь проездной билет можно купить в буквальном смысле «по воздуху». Это большой шаг в развитии транспортных технологий Северной столицы, поэтому необходимо отметить заслуги наших партнеров – компании «Билайн» и «Амбик». Важно отметить, что в наших совместных планах дальнейшее развитие NFC технологий оплаты проезда, в том числе на наземном и водном общественном транспорте Петербурга», - рассказал о перспективах проекта Максим Глазков, начальник отдела развития и инновационных технологий на транспортном комплексе Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.

   

«Мы поддерживаем внедрение новейших технологий в процесс оплаты проезда в городском общественном транспорте. Подобное решение позволит пассажирам значительно сэкономить время на приобретении билетов, используя универсальное устройство – свой мобильный телефон. С экономической точки зрения, предлагаемое «Билайн» и «Амбик» решение дает возможность сократить затраты Метрополитена на реализацию билетов за наличный расчет», - так прокомментировал запуск проекта заместитель начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Игорь Выборнов.

Таким образом, технология NFC позволяет оплачивать не только поездки в метро, но и производить практически все платежи. Конечно, в России всё затягивается, но я думаю, что к далекому 2025 году можно будет выходить из дома и брать с собой только телефон, а не кучу карточек и наличных денег. Что касается запуска такого проекта в Москве, то в компании Билайн точные сроки не называют. Все зависит от чиновников и руководства подземки, но есть планы по внедрению такой технологии в районе 2014 года. Трудности пока заключаются в административном ресурсе, а не в технологическом, т.к. в Москве были проведены некоторые тесты и результаты были положительными. Так что, кто знает, но может быть уже скоро и жители Москвы не будут страдать от очередей в кассу метро, оплачивая его со своего мобильного. Кстати, известно, что между операторами уже сейчас есть некоторые договорённости, так что эта технология будет доступна не только пользователям Билайн, но и всем абонентам мобильной связи, но пока модуль NFC работает только с SIM-картами Билайн.

Тестирование


Для того, чтобы протестировать новую технологию, которую Билайн вводит в массы, мы посетили станцию метро Адмиралтейская в Санкт-Петербурге.  Это самая современная станция на данный момент, так что выбрана она была не случайно. По сравнению с московским метро, в питерском отличий не особо много, но они всё же есть. Во-первых, здесь есть автоматы для пополнения счета проездных. Вкладываешь свою карту, оплачиваешь нужное количество поездок и билет готов. У нас пока похожие автоматы работают лишь на продажу билетов на 1 и 2 поездки. Во-вторых, здесь ещё есть жетоны. А в остальном всё практически так же.
 
Модуль выглядит как тонкая пленка с шлейфом, который производят там же, где делают шлейфы для жестких дисков, так что запас прочности у него большой. Данный модуль необходимо вложить под крышку любого мобильного телефона, а вторую часть приклеить к SIM-карте. Последнее необходимо для того, чтобы обеспечить быструю оплату поездок с SIM-карты . На данный момент выпущено 4 форм-фактора данных модулей для различных телефонов. На свой страх и риск, я вытащил модуль из тестируемого телефона и пробовал вставить его в смартфон Samsung Galaxy S II. Это сложно, т.к. шлейф приходится перегнуть 4 раза, но сделать это возможно и модуль работает.

Стоимость модуля составляет 125 рублей в любом салоне Билайн в Санкт-Петербурге, причем на нём уже есть 5 поездок, то есть стоимость модуля равна нулю (билет на 1 поездку в СПб стоит 25 рублей). Таким образом, вы просто покупаете себе 5 поездок, зато теперь можете не стоять в очередях и использовать свой мобильный телефон для оплаты проезда. Кстати, те, у кого телефон уже с NFC модулем могут не радоваться, работать как проездной он не будет. Впоследствие Билайн сделает специальные SIM-карты для таких телефонов, но пока всё равно необходим фирменный модуль.

К сожалению, закон о связи РФ не позволяет прямую оплату проезда с SIM-карты, то есть, чтобы пройти в метро с помощью телефона, сначала необходимо купить поездки, которые тут же закачаются на модуль NFC , а уж потом прикладывать телефон к турникету. Купить поездки можно несколькими способами. Первый, самый простой, - оплатить поездки с помощью специального Java-приложения от компании Билайн. Второй – через SIM-меню, в нём появляется новый пункт «Проездной». И третий – оплата через терминал на станции метро: просто вкладываете свой телефон в специальный отсек и оплачиваете так же, как и в случае с обычным проездным.

При установке NFC-модуля, на мобильном телефоне автоматически устанавливается SIM-меню «Проездной», позволяющее купить необходимое количество поездок через меню телефона, а также проверить количество купленных ранее билетов и их срок использования. Стоимость поездок списывается с баланса телефона в режиме реального времени. Далее, чтобы воспользоваться поездкой, достаточно приложить мобильный телефон к считывающему устройству на турникете. Информация о поездках в модуле шифруется 128-битным ключом, так что разгадать его, чтобы начислить себе бесплатные поездки, будет непросто. Считайте сами, это 2^128 комбинаций и подобрать шифр можно лишь полным перебором, на это потребуется не один год.

   
 

В процессе реализации услуги «Мобильный проездной» будет использоваться существующая инфраструктура и ограниченное количество моделей телефонов. Клиент сможет заказать билет без обращения в кассы города с баланса телефона через специальное мобильное приложение. Услуга доступна абонентам - физическим лицам с тарифными планами предоплатной и постоплатной системы расчетов.

 
   

Как бы интересно не выглядела технология или проект, но минусы есть всегда, есть они и у проездного Билайн. Во-первых, модуль NFC можно вставить только в ограниченное число телефонов, которые были протестированы на данный момент на совместимость. Проблема в размерах, например, я смог вставить модуль в Blackberry 9700, но с большим трудом. Во-вторых, владельцы несъемных батарей могут сразу забыть о том, чтобы проходить в метро с помощью такой технологии. Да-да, в iPhone такой модуль пока вставить невозможно. Конечно, можно его положить в чехол, но с таким же успехом там можно носить и обычный проездной, ведь оплатить с SIM-карты будет невозможно. Немного больше повезло владельцам телефонов с NFC, для них, быть может, ещё и будут выпущены специальные SIM-карты, но о датах выпуска пока очень рано говорить. В-третьих, пока довольно сложна сама система установки модуля. В конце концов, мы живем в XXI веке и способ с наклеиванием карточки (как у Мегафона) был бы разумнее, чем разбор телефона, наклеивание на SIM-карту модуля, укладка этого в корпус и.т.п. Но ничего не поделаешь, система разработана так и пока так будет работать, а потом, может быть, что-нибудь переделают.

   

От себя хочу добавить, что пользоваться новой технологией просто. Да, некоторые трудности возникли при установке модуля, зато потом можно навсегда забыть про карточки, жетоны, нехватку наличных денег в кармане и всё то, чем зачастую нас обременяет метро при покупке билетов. Если на мобильном счету есть деньги, то можно за 5 секунд купить себе поездку и войти в метро. Кстати, что примечательно, для прохода даже необязательно, чтобы телефон был включен, ведь информация о купленных билетах хранится в самой метке и никак не связана с SIM-картой. Можно вообще носить метку отдельно от телефона и оплачивать её с помощью терминалов, но тогда теряется весь смысл быстрой оплаты. Мне, как жителю мегаполиса, кажется, что такая технология будет востребована у людей, по крайней мере, я бы точно был одним из первых, кто купил бы такой модуль в Москве. Жалко лишь то, что основной категорией людей, кто будет хотел бы покупать такие модули будет молодежь и гики, а у них сейчас у многих именно iPhone или современные смартфоны без съемных аккумуляторов.

   

С созданием модуля оплаты от Билайн можно надеяться на расширения его возможностей в будущем. Вполне возможно, что в скором времени все данные о наших платежных картах будут в таком модуле и мы сможем быстро оплачивать проезд, покупки в магазинах, передавать деньги друг другу и использовать другие возможности NFC. Ведь уже сейчас NFC используется в новом флагмане Samsung Galaxy S 3 для передачи данных на высоких скоростях, поэтому оплата покупок с помощью телефона не за горами. Будем надеяться, что компании Билайн и её компаньонам удастся продвинуть идею Мобильного кошелька на рынке, скооперироваться с другими операторами и избавить всех пользователей мобильных телефонов от очередей и многих других трудностей. Ну а сейчас жители Санкт-Петербурга уже избавлены от очередей в метро, что не может не радовать.

Комментарии
85
****
Ну неужели не могли блин сделать просто чтоб с симки шла оплата для тех у кого есть NFC ?=)эх рашка блин...
СсылкаПожаловаться
ole obt
Мегафон тоже пускает в метро Екатеринбурга с помощью NFC
http://vk.com/wall-43462183_12
СсылкаПожаловаться
faroma@bk.ru
Петербуржцы не торопитесь приобретать данный модуль, т.к он еще очень сырой. Купил сегодня в центральном офисе. Покупать билет не сложно, но муторно (занимает где-то 5мин), оправляются всякие запросы, потом ответы нужно ждать и в конце концов ждать когда билет загрузится в аппарат. Электронные считыватели у турникетов очень плохо считывают (приходится открывать крышку и прикладывать голый модуль) и то не сразу считывает. А уж о аппаратах которые показывают количество поездок и пополнение проездных билетов стоит вообще забыть. Первый ничего не показывает, а второй говорит "Выньте карточку из аппарата"
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Hi-Tech Mail.Ru
Samsung Galaxy A5 (2016)
от17 700руб.
Apple iPhone 7 32GB
от44 390руб.
Apple iPhone 6S 32GB
от35 740руб.
Apple iPhone SE 64GB
от31 000руб.
Samsung Galaxy S7 Edge 32GB
от37 000руб.
Samsung Galaxy S7 32GB
от32 500руб.
Xiaomi Redmi 3S Pro 32GB
от9 131руб.
Samsung Galaxy A3 (2016)
от14 000руб.
Meizu M3 Note 16GB
от9 490руб.
Apple iPhone 7 128GB
от51 910руб.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru