Бесполезная скорость. Почему стелс-вертолеты оказались никому не нужны?

Попытку создать скоростной вертолёт-разведчик впервые предприняли ещё в конце 80-х. Тогда посредственные характеристики вертолёта стали главной причиной отказа от программы. Но прошло 30 лет и тему стелс-машины «выкопали» и активно продают военным. Мы выяснили, зачем.
Первый прототип
«Команч» по-русски
Главный «могильщик»
Первый прототип
«Команч» по-русски
Главный «могильщик»
Ещё

Первый прототип в США строили 5 лет. Он успел устареть

Идея построить специальный вертолёт для разведки и молниеносного удара появилась почти сразу после того, как 14 января 1942 года состоялся первый полёт вертолёта R-4 фирмы Sikorsky. Американский Вьетнам, а затем и советский Афганистан показали, что ударные машины хорошо подходят для разведывательных миссий, однако из-за вооружения, брони и топлива они становятся слишком лёгкой добычей при обстреле с земли.

Примерно тогда в США и возникла идея построить малозаметный вертолёт с лёгким пушечным вооружением для ограниченной огневой миссии, который был бы способен развивать большую скорость и мог не попадать в поле зрения радаров. Но практическая реализация это затеи подкачала. В 1991 году Boeing/Sikorsky победила в тендере Минобороны США и начала работы над скоростной малозаметной машиной. Однако чудовищный объем работ, прежде всего, по малозаметности и бортовому оборудованию, практически похоронил шансы армии США на быстрое получение такой машины.

Boeing/Sikorsky SB1 Defiant. Фото: Pinterest
Boeing/Sikorsky SB1 Defiant. Фото: Pinterest

Первый прототип RAH-66 Comanche совершил полет только через пять лет, но к тому моменту системы ПВО почти любого потенциального противника, пусть и не самого технологически продвинутого, существенно улучшились. И машина, фактически, оказалась никому не нужна. Несмотря на смену приоритетов, достигнутые результаты оказались вполне неплохими — крейсерская скорость в 310 километров в час, отличная манёвренность, передовая авионика (ее кстати позднее использовали для V-22 Osprey) и боевой радиус в 280 километров открывали неплохие рейдовые возможности при использовании передовых баз.

На смену концепции «Команча» пришла потребность в ещё более быстрой машине, в которой могли сочетаться высокая скорость и возможности среднего транспортного вертолёта, и этой темой не только в США, но и в России активно занимаются до сих пор.

Озаботившись темой скоростного вертолета, переделать который в разведчик или транспортник можно за несколько минут, США, а именно Boeing/Sikorky, произвели на свет машину SB-1 Defiant. Однако заявленной скорости в 500 километров в час машина с двумя соосными несущими винтами пока не достигла. Делу не помогают ни композитные лопасти, ни винторулевая группа с компьютером и нейросетью, ни «спортивный» авиационный керосин, которым Defiant заправляют для установления рекорда хотя бы на испытаниях.

Члены испытательной группы обещали разогнать машину до 463 километров летом 2020 года, однако рекордный пролет так и не состоялся. Есть и хорошие для остальных стран новости. Двигатели нового единого вертолета для армии США (машина, вероятно, будет выполнять и огневые миссии) довели лишь до половины максимальной мощности. На уровне половины шага вертолет достиг скорости 207 узлов (390 километров в час), чем знатно удивил не только авиационных экспертов, но и разработчиков. Правда, оказалось, что после полёта на скорости около 400 километров в час пришлось менять комплект лопастей — они просто сточились о воздух, и новая версия машины получит кевлар-графеновые лопасти, которые не «ломаются» о воздух.

Boeing/Sikorsky SB1 Defiant. Фото: Wikimedia / Sgt. Dana Clarke, U.S. Army
Boeing/Sikorsky SB1 Defiant. Фото: Wikimedia / Sgt. Dana Clarke, U.S. Army

«Команч» по-русски: есть позитивные сдвиги, но до триумфа далеко

Создание российской перспективной малозаметной машины «буксует» по тем же причинам, что и в США. Технологически давно известны и параметры, и материалы, которые нужно применять, однако серьезного прорыва по части проектирования и производства сверхскоростного вертолета в РФ пока не произошло. Результаты работ по этому направлению скромнее, чем у американских конкурентов, однако они есть.

Цельнокомпозитные лопасти несущего и рулевого винтов уже получили вертолеты Ми-38, Ми-35М (модернизированный Ми-24 с винтами по типу Ми-28), Ми-171А2 и самый тяжелый в мире транспортный вертолет Ми-26М2. Всего композитные лопасти до конца 2020 года должны получить почти 900 машин, но одним из самых выдающихся результатов применения композитов стал «разгон» Ми-28 до скорости в 400 километров в час. Это на 100 километров в час больше, чем сейчас.

Однако до создания полноценной машины следующего поколения пока речи не идёт. Эксперты связывают такую задержку сразу с несколькими причинами. Во-первых, не до конца исследованы все возможности двигателей, композитов и других материалов, например, того же графена. Карбон, состоящий из графеновых волокон, в перспективе может в три раза удешевить стоимость лопастей и почти в 10 раз снизит их износ. Во-вторых, соосная винторулевая группа пока не рассматривается в качестве перспективной силовой установки. Единственный вертолет, участвующий в испытаниях по теме ПСВ (перспективный скоростной вертолет) построен на базе летающей лаборатории Ми-24ЛЛ и пока не подвергался существенной модернизации.

Ми-24ЛЛ. Фото: airwar.ru
Ми-24ЛЛ. Фото: airwar.ru

Главный «могильщик» технологии – беспилотники

Однако главная проблема перспективных вертолетов — это не отсутствие финансирования и трудности производства, а беспилотники. С помощью БПЛА в современной войне можно сделать почти всё — провести разведку, доразведку и удар за один заход, а затем вернуться и ударить снова. При этом скорость полета беспилотников увеличивается с каждым годом. К примеру, БПЛА SG-2, которым в США планируют заменить MQ-9, развивает скорость в 500600 километров и сохраняет боевой радиус в почти в две тысячи километров. Это почти в четыре раза больше, чем у любого перспективного вертолета.

Единственное, чего пока не могут беспилотники — это возить морпехов или спецназ на дальние расстояния, однако и эта проблема в скором времени будет решена. Осталось дождаться появления нейросети, обучать которую будут реальные летчики. С такими навыками любой транспортный Ми-8 или «Чинук» можно будет переоборудовать в беспилотник. Считается, что такая технология появится ближе к 2030 году, и американцы, судя по всему, что-то об этом знают, поскольку «активный жизненный цикл» перспективного скоростного вертолета SB-1 Defiant рассчитан только на 20 лет.

После этой отметки служить людям, скорее всего, будут исключительно беспилотные машины.

Посмотрите на самые «загадочные» истребители, ракеты и подлодки разных стран, которые «случайно» попали на камеру. В частности, в галерее есть разработки России, США, Китая и Японии.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/0c1ec7514bb56992b0e5929f4902250f/1919940/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/2b45537f46eedc027b6044161b057067/1919938/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/9b282aa5076c65260e5cfd7746aa7eb8/1919939/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/49ad13aa73200e47765f6d83f2c370e3/1919943/
19фотографий

Это тоже интересно: