Лучшие мобильные игры 2014 года

Мы продолжаем подводить итоги 2014 года. Голосование за лучшее мобильное приложение идет вовсю. Теперь настала очередь мобильных игр. Схема та же, что и с приложениями: вы выбираете из составленного нами списка 25 лучших игр ту, которая вам нравится больше всего. Совокупность мнений расставит все игры по местам.

Мы собрали наш топ-25 из игр, вышедших в 2014 году. Исключения сделаны только для пары тайтлов, появившихся в конце декабря 2013-го и не успевших попасть в наш прошлогодний хит-парад. Как и приложения, игры расставлены по алфавиту. Голосование продлится до 23:59 (по Москве) 30 декабря. На следующий день мы подведем его итоги. Знакомьтесь с перечнем претендентов и голосуйте!

Broken Sword 5 (Android, iOS)

Продолжение известной серии квестов с конъюнктурными сюжетами в духе книг Дэна Брауна (или, если угодно, Умберто Эко). И через 18 лет главные герои — американец Джордж и француженка Нико — остались лучшим дуэтом в истории компьютерных игр. Сюжет про похищенную картину и гностические тексты не такой интересный, как в предыдущих Broken Sword (там были ацтеки и тамплиеры!), но локации очень красивые (Париж, Каталония), а пазлы — качественные.

Five Nights at Freddy’s (Android, iOS) / Five Nights at Freddy’s 2 (Android, iOS)

Вы — ночной сторож пиццерии, за которым на протяжении рабочей недели охотятся эксплуатируемые в рекламных целях механические животные (включая титульного мишку Фредди). Убежать или спрятаться нельзя; можно лишь следить за перемещениями роботов на камерах внутреннего наблюдения, щелкать выключателем и ненадолго закрывать двери офиса. Звери любят стоять в темноте у самой двери, трепать нервы и не нападать, но с каждой ночью становятся все более агрессивными. На пятую ночь в игре без труда опознается «Вий» Н.В. Гоголя. В сиквеле дверей нет; от роботов нужно отбиваться при помощи фонарика и запасной головы медведя Фредди.

Двумерная, но гениальная игра, породившая новый субжанр: менеджмент команды боевого звездолета. Управление кризисное: на борт телепортируются гигантские разумные богомолы-пираты (словно пришедшие из космооперы «Путешествие в преисподнюю» Стругацких!), кислородный отсек пылает, система управления огнем разбита прицельным огнем вражеского крейсера... Сохранений нет, и балансирование на грани гибели дает незабываемые ощущения. Будем надеяться, что FTL выйдет на Android в 2015-м. (Еще хотелось бы, чтобы все версии игры одновременно с релизом на Android получили апдейт, как в случае с iOS-вариантом.)

Кровавое путешествие по Вестеросу в период смуты. Возможно, у вас получится увидеть Королевскую гавань перед тем, как медленно и мучительно умереть. Как и все наводнившие App Store и Google Play эпизодические квесты от Telltale Games, Game of Thrones состоит преимущественно из разговоров: но ни в одной другой игре TG (даже в The Walking Dead) расплата за поспешность или нерешительность не оказывается настолько неожиданной и брутальной.

Красивый (ну, в зависимости от мощи вашего устройства) слэшер, напоминающий игры из консольной серии God of War. Только здесь сборную персонажей древнегреческих мифов колошматит и расчленяет не какой-то Кратос из Спарты, а лично титан Прометей. (Культ Прометея был распространен в СССР, поэтому революционер из мифов хорошо знаком многим россиянам в возрасте за тридцать.) Боевые приемы у Прометея довольно простые, но разрубание и потрошение в Godfire выглядят чрезвычайно зрелищно.

Бесплатная ККИ по мотивам World of Warcraft с одной из самых честных бизнес-моделей на рынке, после релиза мгновенно взлетевшая вверх во всевозможных рейтингах и ставшая главной карточной игрой как на ПК, так и на планшетах. Blizzard такой популярности не ожидала, выпустив в 2014 году всего два дополнения — надеемся, в следующем году мы увидим не одну сотню новых карт. Чтобы все понять, прочитайте наши рецензии на оригинал и на дополнение «Гоблины и гномы».

Hellraid: The Escape (Android, iOS)

Мрачное (но красивое) приключение, в котором нужно сбежать из адского Шоушенка — обшаривая подземелья, смешивая зелья, решая загадки и уворачиваясь от костлявых ручищ нежити. Драться нет никакой возможности; приходится пробиваться навстречу свободе с помощью подручного хлама. Можно вторгаться в личную жизнь монстров, забросив собственный глаз в соседнюю комнату.

Умная, но не слишком требовательная головоломка с визуальным и звуковым оформлением высочайшей пробы: фигурки персонажей шаркают, смешно бьются друг о друга и просятся в 3D-принтер, а каждый уровень представляет собой небольшую диораму. При этом от Hitman GO вообще ничего не ждали, как ничего не ждут от мобильных игр по мотивам других долгоиграющих серий с ПК или консолей. Сюрприз года — это она.

Третья «защита башен» в популярной серии от уругвайской студии Ironhide. Схема осталась прежней: монстры набегают огромными стадами, ряды атакующих прорежают расставляемые игроком статичные башни, оставшихся добивают динамичные герои. Пространство для стратегического мышления расширилось. Несколько изменился антураж: многоликому (многомордому) злу противостоят эльфы и их союзники. Дело в том, что Origins — приквел: дело происходит в далеком прошлом волшебного мира.

Платформер про неопрятный на вид усатый шерстяной шарик, владеющий самым недооцененным скиллом в истории видеоигр: умением раздуваться и застревать в узких проходах. Дизайн уровней, сложность и графическое оформление — на уровне лучших консольных аналогов, но для нормальной игры с открытием труднодостижимых уровней нужен внешний геймпад.

Просто-напросто лучший шутер от первого лица на мобильных платформах. За четыре предыдущие игры все отточено настолько, что зрелища и геймплей ничуть не уступают гремящим на ПК и консолях флагманским военным шутерам из серий Battlefield и Call of Duty. Единственное серьезное отличие — очень тесные уровни. Но как доказывает портированная с ПК BioShock, на просторных уровнях на мобильных платформах играть невозможно. Управляя с сенсорного экрана, получается либо перемещаться, либо стрелять. Состоящие из двух коридоров и трех комнат уровни эту проблему снимают.

Минималистский пазл про безымянную принцессу, бродящую по картинам-иллюзиям в духе Маурица Эшера. Главное отличие игры от знакомых с детства иллюстраций с бесконечными лестницами — в том, что элементами иллюзии можно манипулировать при помощи разбросанных по уровню рычагов. Пазлы несложные, уровней немного, врагов нет (не считая довольно пассивных людей-воронов), но это свежий и неожиданный взгляд на жанр платформера-головоломки.

Если вы думали, что в FTL все грустно (все эти члены экипажа, погибающие быстрее, чем в фильме Джосса Уидона — даже девушки-механики!), то в Out There царит прямо-таки космическая чернота. Астронавт-капитан на своем корабле один, встречные пришельцы его не понимают, способов умереть огромное количество (даже при отсутствии военных действий). Удастся ли вернуться в Солнечную систему — непонятно. Помимо атмосферы (которую усугубляет музыка Сиддхартхи Барнхоорна), игра ценна своей сложностью.

Republique (Android, iOS)

Девушка в серой толстовке бегает по помпезным барочным особнякам и художественно задымленным лабораториям антиутопического общества. Управлять героиней напрямую нельзя, но можно следить за перемещениями охранников при помощи (да, опять!) камер внутреннего наблюдения и использовать различные вуайеристские способности для помощи барышне. (Хотя нам кажется, это все предлог для того, чтобы безнаказанно пялиться на г-жу Хоуп.) В 2014 году вышло три эпизода со все более сложными пазлами и все более непредсказуемыми охранниками; ожидаются еще два.

Shadowrun: Dragonfall (Android, iOS)

Режиссерская версия сиквела одной из наших любимых ролевых игр вызывает сложные ощущения. С одной стороны, аляповатая берлинская эстетика и низко упавшее качество текста заставляют ностальгически вспоминать дождливый Сиэтл и великолепные описания и диалоги оригинальной Shadowrun Returns. С другой — великолепные пошаговые бои, разнообразные ролевые миссии и общая ретро-киберпанковская атмосфера поглощают без остатка и отбивают охоту играть в любые другие игры.

Единственный скролл-шутер на мобильных платформах, который в самом деле может поспорить с консольными эталонами вроде Ikaruga или Gradius V. Подтянутая в переиздании картинка и сложность уровней (где часто огнем покрыто все, кроме единственной безопасной точки с вашим самолетиком) меняют представление о том, на что способны iOS- и Android-игры в аркадном жанре. Изящное управление (если поднять палец, действие замедляется) возможно только на сенсорном экране и убирает потребность в геймпаде. Пожалуй, единственное, в чем можно упрекнуть эту игру — это необходимость прокачивать самолетик и оружие перед заходом на сложные уровни (на консолях все зависит от умения игрока).

The Banner Saga (Android, iOS)

Викинги в безрогих шлемах и великаны-варлы, у которых рога крепятся непосредственно к голове, бредут караваном по холодной и неприветливой (но волшебной) стране. Тактические битвы с отвратительными монстрами перемежаются эпизодами, которые раскрывают характеры персонажей. (Надо сказать, происходящее в игре вызывает в памяти популярный телесериал, снятый по книгам одного бородатого маньяка.) The Banner Saga отличают отменный художественный стиль и отличный саундтрек.

The Room Two (Android, iOS)

Головоломка, требующая усидчивости, работы ума и внимательности. Лучший (до грядущего выхода The Room Three) представитель жанра «найди выход из комнаты с помощью зубочистки и фена». У игры реалистичный визуальный стиль, хитрые задачки, давящая хмурая атмосфера. При всей своей сложности The Room Two имеет очень удобное управление, которое не мешает погружаться в мир игры с головой.

Valiant Hearts (Android, iOS)

Малоинтерактивный, но очень трогательный и художественный комикс про Первую мировую войну, продающийся четырьмя эпизодами. Троица солдат (француз, немец и американец), бельгийская медсестра и весьма симпатичная собака пытаются выжить в мясорубке, где с каждым эпизодом используются все более передовые технологии (дирижабль, гигантский танк, отравляющие газы). Наверное, через полгода после релиза игры уже можно предупредить: концовка очень мрачная.

Threes! (Android, iOS)

Threes! — пазл, благодаря которому первенство классической схемы «собери три» в магазинах мобильных приложений начали оспаривать математические головоломки в духе игры «Пятнадцать». Гоняем по экрану плитки с цифрами; чтобы фишки сложились вместе, нужно, чтобы их сумма была кратной числу «3». Поначалу все просто и нагляднее некуда, но игра очень быстро начинает требовать просчитывания перемещений плиток (и сумм чисел) на несколько ходов вперед. Threes! вызвала к жизни игру «2048» (где нужно оперировать степенями числа «2») и бессчетное количество ее вариантов — с Доге, с обнаженными женскими бюстами, с анимированными обнаженными женскими бюстами и т.д.

Wave Wave (Android, iOS)

Игра, которая вас сломает. Игра, которая вас потрясет. Игра, в которую вы, скорее всего, просто не сможете играть. Пока что лучшая твитч-аркада в мире. Wave Wave — развитие культовой Super Hexagon в правильном направлении: больше режимов, выше сложность, безумнее происходящее на экране. На мобильных платформах подобное встречается не так уж часто — проходить мимо просто нельзя.

Wayward Souls (Android, iOS)

Хардкорный ролевой экшен, управлять которым удобно даже на небольшом экране смартфона — в принципе, этим предложением можно было бы и закончить. Но в Wayward Souls помимо хорошего управления есть еще случайно генерирующиеся уровни и множество видов по-настоящему отличающихся друг от друга врагов. Игра достойна отдельного приза за самые красивые пиксельные подземелья года.

Белорусская компания Wargaming сделала мобильную версию своего командного танкового симулятора очень похожей на ПК-оригинал. Команды и карты в Blitz немного меньше, игровые сессии чуть короче. Но большинство Android- и iOS-игроков (как и их ПК-товарищи) больше всего любит краснозвездные танки; и даже процент игроков-женщин в Blitz тот же, что и в «большой» World of Tanks. И да, мультиплеер здесь кроссплатформенный.

XCOM: Enemy Within (Android, iOS)

Стратегия с пошаговыми тактическими сражениями и менеджментом международного агентства по борьбе со злыми инопланетянами; XCOM: Enemy Unknown с приклеенным намертво дополнением, которую (так и быть!) стоит купить во второй раз. Почему? Хотя бы из-за увеличившегося количества видов врагов и резко возросшей сложности. А также — из-за эмоциональной напряженности: сцена с ампутацией конечностей бойца (который иначе не поместится в тяжелый боевой экзоскелет) вызывает в памяти и «Повесть о настоящем человеке» Полевого, и «Омон Ра» Пелевина.

Отечественная стратегия, немного напоминающая новогодний салат — тот, который стоит ближе к центру стола и в который намешаны самые качественные ингредиенты (да побольше). В «Эволюции» строительство базы сочетается с исследованием чужой планеты, прокачкой героев, тактическими сражениями. Мультиплеер в этой игре уживается с хорошим научно-фантастическим сюжетом; а еще здесь есть робо-пес, с которым можно ходить в миссии.