Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Бетонные корабли — одна из самых странных вещей в истории кораблестроения

В поисках новых материалов для создания транспортных средств инженеры иногда обращались к очень странным материалам. И это работало.
Корабль СС Пало-Альто на Сиклифф Штат Бич, штат Калифорния. Изображение: Blic

В 1915 году Мировая война была в разгаре. Вся сталь уходила на нужды военной промышленности, и для мирных отраслей ее катастрофически не хватало. Например, для строительства кораблей. В поисках решения кораблестроители обратились к концепту, который использовался для речного судоходства — делать корабли из бетона и железобетона.

Первые небольшие лодки из железобетона были построены еще в середине XIX века. Широкая публика впервые увидела лодку из бетона в 1855 году на Международной Выставке в Париже. Железобетон тогда выглядел весьма перспективным материалом для того, чтобы заменить дерево, стоимость заготовки которого была очень высокой.

Во второй половине XIX и в начале XX века из железобетона в основном строились речные баржи. Железобетонного бума не случилось — суда из такого материала действительно были дешевы, но слишком уж неповоротливы. Кроме того, при малейшей пробоине они почти тут же шли на дно. Но в 1917 году интерес к железобетонным кораблям вернулся благодаря «Намсенфьорду» — 26-метровому кораблю с водоизмещением 400 тонн.

Этот корабль, построенный в Норвегии, показывал отличные результаты по скорости и грузоподъемности. Конструкцией заинтересовались в США: в марте 1918 года на воду был спущен SS Faith. Его размеры по тем временам поражали: в длину корабль был более 100 метров, водоизмещение SS Faith составляло 6125 тонн, а общая мощность силовых установок — 1760 лошадиных сил.

В том же году президент США Вудро Вильсон одобрил программу по строительству 24 железобетонных кораблей для американского флота. Однако к моменту окончания войны ни один из них не был достроен. С горем пополам были закончены 12 из них. Легендарный SS Faith потерпел бесславное кораблекрушение у берегов Кубы в 1921 году, а кораблестроители вернулись к привычным технологиям.

Второй всплеск интереса к железобетонным кораблям, что логично, произошел во времена Второй мировой. Большинство из построенных в это время судов были безмоторными баржами. Они использовались для транспортировки боеприпасов, перегораживания гаваней и наведения понтонных переправ.

После окончания войны железобетонное судостроение постепенно сошло на нет. Сейчас такие корабли строят только чудаки-энтузиасты. Большинство же из них давно списаны или сели на мель.

Это тоже интересно:

Расскажи друзьям про корабли из бетона — нажми одну из кнопок ниже!
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Комментарии
54
александр кашуба
ну уж и не забыли .... Я работал ст.механиком на вспомогательном железобетонном , несамоходном судне ВМФ построенном в 1978 году (СХ-560)
СсылкаПожаловаться
Пётр Згонник
Плавучие доки из железобетона строили и после Второй Мировой войны.
СсылкаПожаловаться
Феликс Дзержинский
В советское время была в продаже книга "Постройка яхт" 1986 г. издания. Перевод с немецкого. Авторы: К.Рейнке Л.Лютьен И.Мус Глава 5 стр. 208 Постройка яхт из армоцемента.
СсылкаПожаловаться
Михаил Иванов
бетон вообще-то использовался как защита от прилёта снаряда в виде болванки килограмм эдак под 200 и выше... остальное просто не выдерживало... Автора статьи на мыло)))
СсылкаПожаловаться
lefan10
А если из кирпичей сделать, тоже будет плавать ?
СсылкаПожаловаться
Петр Голубев
В ответ на комментарий от Димитрий Н История переписки3
Димитрий Н
Пенополистирол очень крепкий материал. Если качественные гранулы взять, да правильно сварить, то изделию сносу не будет.
СсылкаПожаловаться
ага. До первой капли бензина
СсылкаПожаловаться
prima soft
В Севастополе некоторые дебаркадеры из железобетона
СсылкаПожаловаться
Александр Шибин
В Выбрге на бережку в кустиках валяется катерок из бетона.
СсылкаПожаловаться
Nina Svi
В ответ на комментарий от dimych История переписки8
dimych
нокия это еще ладно... а вот все, без исключения обмотки в любых электрических машинах залиты специальным термореактивным компаундом, что есть полимер, он же пластмасса, он же пластик. если от него отказаться, производство, передача и частенько использование ЭЭ станет или невозможным или сильно затруднено. вы себе представляете современную цивилизацию без электрической энергии? я - нет.
СсылкаПожаловаться
Цивилизация без электричества это тема философская, можно долго рассуждать, строить фантазии и предположения. Честно говоря, как давняя поклонница Star Trek, я её себе представляю.
СсылкаПожаловаться
Nina Svi
Да, ладно :) Мышка моя из пластмассы, клава, на которой пишу, кресло под жопой, еслт не считать пару железок и шкуру животнаго, тоже. А стеклопакет был необходимостью, иначе пришлось бы ставить ещё одну раму. Банально, не хватило бы денег, про кошерность не думала тогда :)
СсылкаПожаловаться
dimych
В ответ на комментарий от Nina Svi История переписки7
Nina Svi
И мои окна деревянные. Стеклопакет в сосновой раме. Лет 100 простоят точно, правда подкрашивать время от времени нужно - дерево дышит. А дубовые окна это на века!
СсылкаПожаловаться
стеклопакет по периметру залит пластиковой мастикой. некошерненько получается )))
СсылкаПожаловаться
dimych
В ответ на комментарий от Nina Svi История переписки7
Nina Svi
Да, конечно, отказаться от пластика невозможно. В 90-х у моего знакомого была Нокия с деревянной клавиатурой :) Реально, кнопки были из дерева...
СсылкаПожаловаться
нокия это еще ладно... а вот все, без исключения обмотки в любых электрических машинах залиты специальным термореактивным компаундом, что есть полимер, он же пластмасса, он же пластик. если от него отказаться, производство, передача и частенько использование ЭЭ станет или невозможным или сильно затруднено. вы себе представляете современную цивилизацию без электрической энергии? я - нет.
СсылкаПожаловаться
Nina Svi
В ответ на комментарий от dimych История переписки6
dimych
но, справедливости ради, если вообще отказаться от пластика, то это практически полностью отказаться от благ цивилизации. полимерные материалы повсеместно используются не только в быту.
СсылкаПожаловаться
Да, конечно, отказаться от пластика невозможно. В 90-х у моего знакомого была Нокия с деревянной клавиатурой :) Реально, кнопки были из дерева...
СсылкаПожаловаться
Nina Svi
В ответ на комментарий от dimych История переписки6
dimych
хм, а мои знакомые все как один говорят, мол поставь окна нормальные. я спрашиваю, нормальные это пластиковые? ну да, отвечают... а я отвечаю, мои деревянные не сквозят, не протекают, не коробятся и стоят уже почти 60 лет. вы дадите гарантию,что ваш пластик, хотя бы 30 лет простоит без потери свойств? ну, тото же. а мои деревяшки еще 60 спокойно простоят, т.к. даже некрашеный и не лаченый, дуб почти не гниет...
СсылкаПожаловаться
И мои окна деревянные. Стеклопакет в сосновой раме. Лет 100 простоят точно, правда подкрашивать время от времени нужно - дерево дышит. А дубовые окна это на века!
СсылкаПожаловаться
dimych
В ответ на комментарий от Nina Svi История переписки5
Nina Svi
Не только :) Пластмассовые панели в автомобиле и дома, подоконники, окна, мебель, пакеты, в которых мы приносим продукты из магазина и ещё масса всего чего не перечислить! Понятно, что Вы не едите окна и не грызёте подоконники, но влияние пластика на наш быт и здоровье невообразимо огромно! Вспомнился Александр Васильев (Сплин) :
"Убей меня, внезапно гаснет свет
Нервно курит балерина в пачке сигарет
Солнце светит мимо кассы, прошлогодний снег еще лежит
Все на свете из пластмассы и вокруг пластмассовая жизнь..."
СсылкаПожаловаться
но, справедливости ради, если вообще отказаться от пластика, то это практически полностью отказаться от благ цивилизации. полимерные материалы повсеместно используются не только в быту.
СсылкаПожаловаться
dimych
В ответ на комментарий от Nina Svi История переписки5
Nina Svi
Не только :) Пластмассовые панели в автомобиле и дома, подоконники, окна, мебель, пакеты, в которых мы приносим продукты из магазина и ещё масса всего чего не перечислить! Понятно, что Вы не едите окна и не грызёте подоконники, но влияние пластика на наш быт и здоровье невообразимо огромно! Вспомнился Александр Васильев (Сплин) :
"Убей меня, внезапно гаснет свет
Нервно курит балерина в пачке сигарет
Солнце светит мимо кассы, прошлогодний снег еще лежит
Все на свете из пластмассы и вокруг пластмассовая жизнь..."
СсылкаПожаловаться
хм, а мои знакомые все как один говорят, мол поставь окна нормальные. я спрашиваю, нормальные это пластиковые? ну да, отвечают... а я отвечаю, мои деревянные не сквозят, не протекают, не коробятся и стоят уже почти 60 лет. вы дадите гарантию,что ваш пластик, хотя бы 30 лет простоит без потери свойств? ну, тото же. а мои деревяшки еще 60 спокойно простоят, т.к. даже некрашеный и не лаченый, дуб почти не гниет...
СсылкаПожаловаться
Nina Svi
Кстати, вот ещё:
join.greenpeace.ru Присоединяйтесь! Ссылку, конечно, не пропустили, но тем не менее...
СсылкаПожаловаться
Nina Svi
В ответ на комментарий от Сергей Танкист История переписки4
Сергей Танкист
Из всего Вами перечисленного я пользуюсь только ПЭТ-бутылками...
СсылкаПожаловаться
Не только :) Пластмассовые панели в автомобиле и дома, подоконники, окна, мебель, пакеты, в которых мы приносим продукты из магазина и ещё масса всего чего не перечислить! Понятно, что Вы не едите окна и не грызёте подоконники, но влияние пластика на наш быт и здоровье невообразимо огромно! Вспомнился Александр Васильев (Сплин) :
"Убей меня, внезапно гаснет свет
Нервно курит балерина в пачке сигарет
Солнце светит мимо кассы, прошлогодний снег еще лежит
Все на свете из пластмассы и вокруг пластмассовая жизнь..."
СсылкаПожаловаться
Сергей Танкист
В ответ на комментарий от Nina Svi История переписки3
Nina Svi
И Вам того-же :) Вы уже едите пластик, только не знаете об этом. ПЭТ-бутылки, пластиковые тарелки, ножи, вилки, ложки, стаканчики и прочая хрень, плюс пластиковый рис из Поднебесной... Так много всего можно перечислить... Кин-Дза-Дза сильный фильм, пророческий и философский...
СсылкаПожаловаться
Из всего Вами перечисленного я пользуюсь только ПЭТ-бутылками...
СсылкаПожаловаться
Nina Svi
В ответ на комментарий от Сергей Танкист История переписки3
Сергей Танкист
Трамп обещал Марс освоить!Так что,привезут с Марса...
СсылкаПожаловаться
Комсомолец - подводную лодку, в конце 1970-х построили из титана. На самом деле, титана не так уж и мало.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас