Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.ru

Безопасные места в самолете и другие мифы авиаперелетов

Алексей Кочемасов — один из самых известных и публичных пилотов современной России. Сейчас он — пилот-инструктор авиакомпании «Победа», но при этом продолжает регулярно выполнять полеты в качестве командира воздушного судна. Интернет знает Кочемасова как «Летчика Леху»: под этим ником он развил собственный ЖЖ, потом завел аккаунты на других площадках. Алексей рассказывает аудитории о том, как на самом деле выглядит мир пилота, как устроены самолеты и обо всем, что связано с полетами. По просьбе Hi-Tech Mail.ru Кочемасов прокомментировал самые популярные мифы о перелетах.
Алексей Кочемасов. Источник: Личный архив Алексея Кочемасова
1

В самолетах есть безопасные и опасные места

Постоянно встречаются гайды о том, как правильно выбирать места в самолете на случай аварии. В основном там советуют выбирать места в хвостовой части, а передние места напротив считают опасными.

Мнение Кочемасова: Это, конечно, всего лишь мнение. Нет, никаких безопасных или более опасных мест в самолете нет. Все рассуждения на эту тему если и ведутся, то профессионализма в них либо нет совсем, либо минимум. Есть места возле аварийных выходов, и всё. Через них, в случае аварийной ситуации, пассажиров эвакуируют. Остальное — выдумки. Ни безопасных, ни более опасных, чем остальные — таких мест в самолёте нет.

Во время загрузки произошла ошибка.
2

Практически кто угодно может посадить самолет, если ему будут говорить, что делать

В некоторых голливудских фильмах сценарий авиакатастрофы начинается с того, что оба пилота внезапно теряют сознание. Как правило, буквально из ниоткуда возникает либо стюардесса, либо особо опытный пассажир, способный взять на себя управление бортом. Такое, конечно, возможно, но при крайне удачном стечении обстоятельств. Например, если в салоне самолёта летит командир воздушного судна, либо второй пилот. Кстати, никакой инструкции, как действовать в случае выхода из строя сразу двух лётчиков, нет.

Есть знаменитый ролик, где хрупкая стюардесса сажает пассажирский Airbus A320 с помощью авиадиспетчера.

Во время загрузки произошла ошибка.

Такое, конечно, тоже возможно, но стюардесса при этом должна пройти хотя бы минимальное обучение и налетать с десяток часов на реальных самолётах. А если проводить такую процедуру не на симуляторе, а на реальном самолёте, все намного сложнее. Если пилотов на борту не оказалось, а стюардессы не знают, где расположены селекторы курса, высоты и тяги двигателей, то быть беде.

Мнение Кочемасова: Обычный пассажир посадить машину не может. Будь он даже семи пядей во лбу, но управлять современным самолётом — это не играть в симулятор! 99,999% успеха полета зависит вовсе не от знаний, а от психологического состояния пилота. Я не думаю, что человек, никогда не бывавший в реальной кабине настоящего самолета в полете, в экстремальной ситуации сможет совладать с волнением. Там ведь целый комплекс процедур — связь установить, правильно сориентироваться, внимательно выслушать диспетчера и понять. Если первый раз попадаешь в кабину самолёта и сразу такая ситуация — то посадить борт собственными силами нереально.

Во время загрузки произошла ошибка.
3

Самолёт без двигателей посадить нельзя

Если речь о пассажирских самолётах, то никакой проблемы в том, чтобы сесть без двигателей, в современной авиации нет вообще. Стоит сказать, что посадка с отказом обоих двигателей (на современных самолётах они устанавливаются симметрично под левой и правой частью крыла) — штатная процедура, которая давно не пугает даже курсантов авиационных ВУЗов.

Отказ двух двигателей на круизной высоте — примерно 10 тыс. метров, хоть и превращает самолёт в планер с сотней пассажиров на борту, но ни о какой авиакатастрофе речи, конечно, не идёт. Да, такой «полёт» будет страшным и неприятным, но лётчиков учат реагировать на такое спокойно и без паники.

Мнение Кочемасова: Сесть без двигателей вообще не проблема. Главное, чтобы было куда сесть, а сама посадка не представляет собой ничего сложного. Тип покрытия играет ключевую роль, поэтому пилот, если его опыт позволяет быстро принимать решения, должен моментально оценить обстановку и принять решение, куда садиться и как это делать.

Во время загрузки произошла ошибка.
4

Пилоты и пассажиры едят одну и ту же еду

Что едят пилоты и бортпроводники во время полётов — большая загадка. Пользователи интернета любят спорить на эту тему. Целая куча доводов и фотографий про «одну еду на всех» — и для экипажа и для пассажиров, как оказалось, ничто иное, как шум. Командир воздушного судна Алексей Кочемасов рассказал, что на самом деле еда у бортпроводников и пассажиров разная, и так было всегда.

Мнение Кочемасова: Питание для экипажей другое. Это связано с тем, что рацион постоянно одинаков и отработан. Примерно раз в полгода его меняют. Я думаю, что это связано с калорийностью и ГОСТами.

Во время загрузки произошла ошибка.
5

Летать может научиться каждый

Это утверждение и справедливо, и несправедливо одновременно. Учиться на лётчика, конечно, может пойти каждый. Но не каждый сможет завершить обучение.

Мнение Кочемасова: Конечно все нужно делать в жизни в свое время. После школы — самое оно. Чем моложе человек, тем он быстрее обучаем. Но это вовсе не значит, что в 30-35 лет уже поздно. Нет! Я знаю примеры когда и за 40 люди приходили в авиацию, просто чем старше, тем сложнее

Но чем старше мы становимся, тем больше у нас отклонений по состоянию здоровья. И если, в общем, для жизни эти отклонения не критичны, то для работы в авиации, они могут стать непроходными. Требования регулярно ужесточаются, повышается планка для лётчиков.

Во время загрузки произошла ошибка.
6

Пилоты скоро исчезнут

Разговоры о том, что водители машин, операторы кранов и многие другие профессии скоро исчезнут из-за автоматизации, ведутся не один десяток лет. Сторонники перевода гражданской авиации на полностью беспилотные технологии оперируют простым аргументом — чем меньше человек принимает решений, тем безопасней полёт.

Когда споры среди авиационных экспертов доходят до авиации военной, но тоже беспилотной, все соглашаются с более или менее приличной надёжностью ударных или разведывательных БПЛА. Но к гражданским самолётам такой подход неприменим.

Алексей Кочемасов. Источник: Личный архив Алексея Кочемасова

Мнение Кочемасова: Без всяких сомнений, когда-то и гражданская авиация станет беспилотной. Прогресс не остановить Ведь когд-то и лифт в доме был с лифтером, и никто себе не мог даже и представить, что когда-то люди даже не будут знать об этой профессии. Так же и с авиацией. Но сегодня еще не достигнут уровень контролируемой безопасности автоматики в отношении самолетов перевозящих людей. Конечно, сегодня летают боевые дроны, скоро станут возить грузы без экипажей, ну а затем и всё остальное. Но случится это не сегодня, и даже не завтра. Перевозить людей не то же самое, что возить ракеты или бомбы. Здесь требований больше, ну и они просто другие. Искусственный интеллект с человеческим мозгом, интуицией и опытом сравниться пока не может. Машина считает варианты, а у человека есть интуиция, опыт и много чего ещё.

Это тоже интересно:

Поделись полезной информацией с друзьями — нажми одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
8
Сергей Григорьев
В ответ на комментарий от Алексей С История переписки4
Алексей С
В этой цитате явно указано, что темные очки можно использовать: "Разрешается нейтральный серый светофильтр". И указано, какие варианты запрещены (поляризационные и фотохромные линзы).
Насчет мониторов вы правы, но то, что многослойное оргстекло поляризует свет,- тоже факт. (А плоская или выпуклая форма никакого отношения к поляризации не имеет).
Ваше пренебрежительное отношение к известным пилотам-инструкторам любопытно. У вас в области гражданской авиации какие достижения/звания?
СсылкаПожаловаться
В области гражданской авиации у меня банально больше. А отношение всегда вытекает из оценки действий.
СсылкаПожаловаться
Алексей С
В ответ на комментарий от Сергей Григорьев История переписки3
Сергей Григорьев
Разрешается использовать средства коррекции зрения в полете, если медицинское заключение выдано с использованием средств коррекции зрения. Разрешается нейтральный серый светофильтр. Запрещено использование фотохромных и поляризационных фильтров, т.к. они существенно влияют на цветовосприятие в полете. Первые быстро затемняются и медленно просветляются. Вторые существенно изменяют восприятие информации с дисплеев. Через стекла свет не поляризуется, к вашему сожалению. Чтобы свести преломление светового потока к минимуму, стекла в самолетах стараются делать плоскими. А вот мониторы являются сугубо поляризованным источником и выдают картинку в узком световом спектре. Да, конечно из головы, там кладезь информации. Только туда надо для начала всё это знание положить и закрепить. Про дениску - неинтересно.
СсылкаПожаловаться
В этой цитате явно указано, что темные очки можно использовать: "Разрешается нейтральный серый светофильтр". И указано, какие варианты запрещены (поляризационные и фотохромные линзы).
Насчет мониторов вы правы, но то, что многослойное оргстекло поляризует свет,- тоже факт. (А плоская или выпуклая форма никакого отношения к поляризации не имеет).
Ваше пренебрежительное отношение к известным пилотам-инструкторам любопытно. У вас в области гражданской авиации какие достижения/звания?
СсылкаПожаловаться
Сергей Григорьев
В ответ на комментарий от Алексей С История переписки2
Алексей С
Вы это явно из головы взяли, а не из реальных требований.
Окань, например, тоже писал по очки - вполне он их использует, только поляризационные линзы недопустимы, потому что многослойные стекла кабины сами поляризуют свет.
СсылкаПожаловаться
Разрешается использовать средства коррекции зрения в полете, если медицинское заключение выдано с использованием средств коррекции зрения. Разрешается нейтральный серый светофильтр. Запрещено использование фотохромных и поляризационных фильтров, т.к. они существенно влияют на цветовосприятие в полете. Первые быстро затемняются и медленно просветляются. Вторые существенно изменяют восприятие информации с дисплеев. Через стекла свет не поляризуется, к вашему сожалению. Чтобы свести преломление светового потока к минимуму, стекла в самолетах стараются делать плоскими. А вот мониторы являются сугубо поляризованным источником и выдают картинку в узком световом спектре. Да, конечно из головы, там кладезь информации. Только туда надо для начала всё это знание положить и закрепить. Про дениску - неинтересно.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.ru