«Хочу быть как BadComedian и Дудь — сколько это стоит?» 7 наивных вопросов о создании блогов

Кирилл Агашков — тот, кто делает блогеров звездами, оставаясь за кадром. За десять лет его видеомастерская поучаствовала в сотнях проектах, включая обзоры BadComedian, работу с Ильей Варламовым и трэвел-шоу «Пора валить». Специально для Hi-Tech.Mail.ru Кир рассказал о главных принципах индустрии и объяснил, почему для создания качественного контента мало одного смартфона.
Кир Агашков. Фото: ВК-страница Кира Агашкова
Кир Агашков. Фото: ВК-страница Кира Агашкова

Я проснулся и понял, что хочу стать популярным. Какой формат проще?

Поздравляем! Вы примерно миллиардный человек на Земле, кого посетила эта мысль. Рекомендуем начать с форматов попроще, которые сберегут ваши деньги и, возможно, избавят зрителей от психологической травмы.

В последние полгода особенную популярность получил формат «голова читает новости»: комментировать события бросились Артемий Лебедев, Сергей Минаев и сама Ксения Собчак.

Соответствующая рубрика появилась даже на канале «Редакции», стартовавшем с полновесных журналистских историй. В 20-минутных выпусках Алексей Пивоваров высказывается на темы, показавшиеся ему интереснее других. Если есть желание, повторить это может каждый, но ждать большого резонанса не стоит:

— Лично для меня лучший формат — не смотреть видео, а слушать. Я могу включить его в машине или фоном, когда монтирую, — говорит Кир. — То есть видео, наполнение которого дает больше, чем визуальная часть.

Сейчас все ринулись снимать новостные блоги. Я бы сказал, что этого уже хватит. Включаешь 3–4 блогеров подряд, у всех одни и те же новости. Люди не пытаются формировать какую-то необычную выборку. Порой и шутки одни и те же.

На самом деле, когда ты поддерживаешь интерес, люди будут смотреть более или менее все. Но в каментах все равно станут писать: «Верни старый формат!»

Буду читать новости и нести чушь на камеру. Что мне нужно?

Первая проблема, с которой сталкивается начинающий блогер, — написание текста. Оно сжирает много времени, а когда текст готов, оказывается, что его надо как-то запомнить. Проблему может решить покупка суфлера, но читать с него еще нужно учиться.

Раньше суфлеры делались кустарно у какого-нибудь «сварщика», теперь компактный вариант для камеры (не для смартфона) можно найти меньше, чем за сотню долларов. Это около 7 тысяч рублей:

Нажмите на фото, чтобы узнать больше!
Нажмите на фото, чтобы узнать больше!

Вариант побюджетнее — беспроводные наушники. Вы читаете текст с бумаги, записываете голос на смартфон, а затем воспроизводите то, что слышите. Желательно, чтобы наушник не торчал, поэтому «эйрподс» лучше не использовать. На AliExpress вакуумные модели обойдутся в 50 долларов:

Нажмите на фото, чтобы узнать больше!
Нажмите на фото, чтобы узнать больше!

Но самый дешевый вариант — тренировать память и не портить зрение.

Кир рассказывает, из чего еще складывается стоимость продакшена:

  • Аренда оборудования

— 4–5 тысяч рублей за сутки. От 1,5 тысяч за камеру, столько же — за набор света. И еще 500 рублей за аренду петлички. Доставка оплачивается отдельно. Еще есть залоги, они в зависимости от компании могут быть очень большими. Оставлять паспорт не очень законно, но это может помочь. После двух-трех раз у тебя уже накапливается история, и ты можешь брать оборудование без залога. Камеру и свет — точно. А если продашь интеграцию какой-нибудь букмекерской конторе, можно считать, что продакшен уже окупил.

  • Услуги съемочной группы

— Оборудованием, которое ты взял в аренду, надо управлять. Соответственно, добавляется стоимость работы людей. Если, конечно, тебе не помогают друзья-любители или ты не спасаешь мир в одиночку, как супермен. И здесь речь идет о том, насколько твой формат окупается. Пример: наш кейс с Ильей Варламовым, где он сидит за столом и зачитывает новости. Такой кейс обходится в достаточно крупную сумму для начинающего блогера, но для именитого, у которого в каждом ролике есть интеграция, это не так ощутимо. С Ильей на площадке работает один человек, еще есть сценарист и режиссер монтажа.

В крупных ютуб-продакшенах люди более функциональны: оператор может быть и постановщиком, и следить на базовом уровне за звуком. Поэтому его оплата выше, чем у обычного оператора, но в его лице ты получаешь 34 человек.

Рабочая смена монтажера в нашем продакшене стоит 12 тысяч рублей и включает в себя 9 часов работы. Или 1,5 тысячи за час. Этого хватит на 40-минутный ролик «говорящей головы» с двух камер со всякими вставками и простой инфографикой.

Можно найти очень дешевые варианты: школьников и самоучек. Они сделают не совсем монтаж, но хотя бы склейку. И в какой-то момент ты придешь к тому, что нужна камера получше: чтобы было укрупнение планов, наезды. Айфона на это уже не хватит. Возможно, задумаешься о второй камере, которая будет стоять сбоку для перебивок.

У оператора все зависит от времени нахождения на площадке. Это где-то 3–3,5 тысячи в час, если он снимает со штатива. У оператора стедикам (переносная система стабилизации) цена на 600 или 700 рублей выше. Там нужно больше терпения, выдержки и больше навыков работы с аппаратурой. Технику, естественно, человек привозит и выставляет сам. Смена стоит 24 тысячи и, как правило, ее хватает всегда и всем.

Формат «говорящей головы» не подразумевает сложного света: один-два рассеивающих источника на лицо, контровик. Эти навыки есть у любого оператора, но в более сложных проектах, где нужно выстроить художественную сцену, привлекается постановщик. Цена за смену — около 15 тысяч. И смена начинается с момента погрузки аппаратуры в машину.

Что делать, если я хочу быть модным интервьюером?

После появления шоу «вДудь» было сложно удержаться и не начать интервьюировать друг друга. Клоны Юрия Дудя захватили ютуб, кому-то удалось найти собственный стиль, кто-то остался сидеть на двух стульях, но самым успешным все равно оказался оригинал.

Сейчас на канал Дудя подписаны 7,5 миллионов человек. В 2019, по данным агентства SALO, это конвертировалось в 206 млн просмотров и 57,5 млн рублей (учитывались количество рекламных интеграций и средняя стоимость размещения по прайс-листу).

В то же время производство роликов обошлось ему в 16,6 млн. Отчасти цифра объясняется сменой формата: в последних сезонах больше внимания уделяется документальным фильмам, об экономике которых мы поговорим дальше.

Отметим, что в тройку самых богатых интервьюеров по итогам 2019 также вошли: Регина Тодоренко — 26 млн (5,2 млн — затраты на производство, 49,1 млн просмотров, 958 тыс подписчиков) Ирина Шихман, канал «А поговорить?» — 16,6 млн (8,36 млн затрат, 53,4 млн просмотров, 785 тыс подписчиков). В пятерку попали канал «Редакция» и Ксения Собчак.

Интерес к жанру интервью можно понять. Но это сложнее и дороже, чем быть просто «говорящей головой». Вам придется выбраться из дома (после снятия самоизоляции это особенно актуально) и найти декорации поинтереснее. Или даже потратиться на перелет.

— В Москве несколько агломераций, где находятся основные видеостудии, — рассказывает Кир Агашков. — В первую очередь, бывшее здание «Электрозавода». На улице Правды варианты не самые бюджетные — от 1,5 до 10 тысяч. Но в среднем студии стоят 1–3 тысячи в час. Если не требуется какой-то невероятный интерьер, 1,5–2 тысяч хватит.

Для съемки двухчасового интервью студия арендуется на 4 часа — чтобы расставить аппаратуру, а затем ее собрать. С точки зрения погрузки-разгрузки удобнее всего студия на «Электрозаводе». На «Красном Октябре», к примеру, условия для парковки плохие. Туда трудно добраться, и все нервничают.

Формат прогулок с мэром — первый, где мы начали работать с Ильей Варламовым. На съемки я летаю со вторым оператором. В интервью на ходу это обязательно: когда один пишет звук и снимает со стабилизатора общий план, второй должен бегать, делать перебивки и слушать, о чем говорит Илья с героем передачи. Одна прогулка длится в среднем три часа, второму оператору тяжелее всех. Я же являю собой трех человек: оператора, механика камеры и звукооператора. Отсюда и повышенная стоимость.

Смотрю BadComedian, обзор «Викинга» — просто вау! Что по деньгам?

Блогер Евгений Баженов — пример того, как можно сделать работой любовь к кино. Российские медиа называют его «главным кинокритиком российского YouTube», «Новая газета» писала, что «с любыми заявлениями Баженова приходится считаться: у него около 4 млн подписчиков и более 600 миллионов просмотров».

Теперь это знает и Алексей Пивоваров: после недавнего выпуска о ЧП в Забайкалье ему пришлось «отмазываться» от обвинений Жени в предвзятости. Сейчас количество подписчиков BadComedian скрыто, но это не единственное, что отличает Баженова. По оценкам РБК, из-за отказа от рекламы он ежегодно недополучает 20 миллионов рублей.

Кир вспоминает:

— С Женей Баженовым мы не работаем уже два или три года. А когда работали, просто кайфовали от того, что делали. И никто из нас не зарабатывал столько, на сколько это выглядит.

Женя живет за счет денег, которые посылают ему за просмотр ролика. Выставлять при таких сборах полноценную смету глупо и неправильно. Я в тот момент больше работал для имени, узнаваемости, оттачивал навыки. Не скажу, что все было сделано на профессиональном уровне. Из-за усталости руки опускались, косяки и халтурку можно найти.

Очень часто производство обзоров «сжималось» до трех суток, абсолютно бессонных. И все средства мы направили в производство роликов. Жене, к примеру, нравится добавлять разные цветовые акценты. Он вкладывал много денег, чтобы у него была своя аппаратура.

Мы все делали сами, но, если опираться на обзор «Викинга», подобный заказ у продакшена может стоить около 150 тысяч.

— В одном из выпусков ты не пожалел собственную машину, направив ее в стену.

— Просто Женя горит качественными отсылками к фильмам. В тот раз мы взяли сцену из «Джека Ричера» с Томом Крузом, там машина на легком ходу докатывается до стены... Не помню, во сколько мне обошлась починка бампера, но я бы и сейчас это повторил. Очень кайфово делать то, чего никто не делал. Я тогда получил очень много фидбэка, люди писали: как вы так сделали графику? А просто лучшая графика — не графика.

В обзоре на один из фильмов Александра Невского был момент, когда мы снимали в подвале завода. Как будто Женя ведет допрос Невского. Почти сутки дышали известняком, с рассветом добрались домой на монтаж, и оказалось, что на одной из камер был брак. На следующий день пришлось ехать обратно и повторять заново!

Хочу быть блогером-путешественником – это дорого?

Скажем сразу: мы все любим путешествия, но это один из самых дорогих форматов, и без спонсора осилить его невозможно. К обычному набору трат плюсуются билеты, расходы на проживание и возможная аренда техники. Пример – одно из самых популярных шоу подобного формата на российском ютубе – «Пора валить». Один выпуск «ПВ» снимается пять дней. Ребята летают на съемки втроем (кроме Кира это двое ведущих: Руслан Усачев и Михаил Кшиштовский). Значит, три билета туда-обратно, три номера в отеле и аренда машины на 5 дней.

Кир:

– Иногда мы бронируем жилье на Airbnb, чтобы лучше проникнуться колоритом города. Так, например, в турецком Невшехире мы жили в квартире, выдолбленной в настоящей скале! Часто под какие-то задачи мы берем в аренду технику, чаще всего это супердлиннофокусный объектив, который обходится около 15 тысяч на период съемки. В случае с тем же Невшехиром жилье в скале на трех человек можно снять за тысячу-две в сутки. Получается 10 тысяч на период съемок. Долететь туда проблематично не только, когда границы закрыты, но и в обычное время. Перелет Москва — Стамбул — Невшехир — Стамбул — Москва в июле 2020 обойдется в 30 тысяч на одного. На троих — 90, вместе с проживанием — сотня».

Можно сэкономить и доехать из Стамбула до Невшехира на машине, но это 725 км и примерно 10 часов пути. Кстати, об автомобиле: аренда условного Volkswagen Polo — еще 200 долларов (около 14 тысяч). Плюс еда. Аппетит у всех разный, особенно в Турции, поэтому оценивайте силы сами, но, кажется, даже голодание не сильно изменит ситуацию. Это — если вы вообще никуда не пойдете, что вряд ли. В той же Каппадокии, куда гоняли парни, основным развлечением считается полет на воздушном шаре. Подъем в корзине с большим количеством людей обойдется в 150–200 долларов на одного. Вот и цена качественного контента.

Кир:

– Вообще, «Пора валить» я считаю одним из лучших трэвел-шоу. Формат не столько про города, сколько про развлечения. Один день всегда уходит на написание сценария, ребята гуляют по городу и прикидывают, что тут вообще предлагается. Мы веселимся, снимая, зрители веселятся, когда смотрят. Самое сложное — не забывать, что ты приезжаешь работать. Бывает, что срываешься на какие-то развлечения, и съемочный день выпадает. Несколько раз нам приходилось задерживаться в стране на день дольше».

В ролике, снятом во время путешествия на Северный полюс, ведущий шоу «Пора валить» Руслан Усачев рассказывал о технике, которую использует его команда. Тут есть чему позавидовать:

  • основная камера — премиальная Panasonic Lumix GH5 и объектив Olympus, с помощью которого можно разглядеть медведей на далеких льдинах,
  • стабилизатор DJI Ronin-S для кинематографичных кадров,
  • петличный микрофон Sennheiser EW 112P G4,
  • компактная камера Insta 360 One X,
  • Sony RXO II, похожая на экшн-камеру, но не экшн-камера,
  • экшн-камера DJI Osmo Action, которая, к сожалению, погибла во время съемок.

Отдельно поговорим о микрофоне:

Кир:
— Стоимость такой модели — около 50 тысяч, и это самая распространенная система звукопередачи: ее используют в кино, на телевидении и в блогах. Признание она получила за стабильность сигнала, относительно небольшой размер, «дальнобойность» и отличный звук.

Есть более бюджетные передатчики — Rode Filmmaker Kit стоимостью 30 000. Но они более хрупкие и часто подводят в крупных городах, где множество посторонних сигналов и помех.

Новички и бюджетные фильммейкеры часто используют фирму Saramonic, но к ней у меня достаточно много нареканий».

Отдельный пункт — дрон, без которого задумываться о путешествиях как-то неловко. По словам Кира, Дрон в трэвеле необходим, потому что всегда важно показать зрителю город с необычного угла: красочность фасадов, перепады высот и игру света в окнах какой-нибудь колокольни.

От этого гарантированно захватывает дух, хоть в наше время и меньше: почти у каждого путешественника сейчас есть дрон. Однако индустрия расширяется, добавляются разные фишки. Например, Dolly Zoom — оптический эффект, когда объект в центре остается на месте, а фон приходит в движение.

От кадров ребят, которые летают на FPV-дронах (кастомные самоделки, трюковые и скоростные, управление которыми ведется от первого лица), вообще можно обалдеть.

Контент недоступен

Это сложно, требует много тренировок, но стоимость такого дрона в сборке гораздо ниже, чем какого нибудь «Мавика». Mavic Pro 2, на который снимаем мы, стоит сумасшедшие 190 000 рублей, в то время как собрать FPV-дрон можно за 25–30 тысяч. Правда, еще придется потратиться на пульт и FPV-очки (около 7 и 10 000 рублей соответственно)».

Хочу снимать документалки как Дудь. Сколько денег готовить?

Еще один формат, в который нельзя не влюбиться.

На съемки своих полотен Юрий Дудь берет двух операторов. Всего в его команде меньше десятка человек, которых сам Юра называет «мои кореша». Трио редакторов дополняет мастер «императорского монтажа», а еще один человек занимается цветокоррекцией.

Контент недоступен

— «Камчатку» я пока не смотрел, — говорит Кир. — На основании фильма про Магадан могу представить сколько это стоит, но не факт, что столько заплачено. Может быть, ребята делают на кайфе и за небольшие деньги выдают такой продукт.

По сути, это все еще формат интервью, просто ты снимаешь его в другом месте. И параллельно делаешь перебивки с местностью. Этот формат стоит дороже, потому что ты везешь оператора с собой. Если бы ко мне пришли с таким предложением, я бы отправил двух операторов и звукача. Это комфортный вариант, но то же самое можно сделать с одним человеком».

Добавим, что если исходить из расценки в 24 тысячи за смену оператора, за двух получается 48. Плюс 15 тысяч — смена звукооператора. То есть около 60 тысяч за один день. Это не считая монтажа, возможной цветокоррекции и того, что какую-то аппаратуру ребята, возможно, берут в аренду. Питание, проживание и перелет сюда также не входит. Суммарно такой фильм может обойтись и в полмиллиона. В «Камчатке» приводится точная стоимость тура: группа из трех человек летала на вертолете Bell, недельная путевка каждого стоила 591 тысячу рублей. Если бы Дудь с операторами использовал Ми-8 в группе из 12 человек, цена составила бы 345 тысяч на одного.

В стоимость включены 8 часов вертолетного времени, питание, проживание, работа гидов, противолавинное оборудование, трансфер и страховка.

В общем, начните лучше с «говорящей головы». Или потанцуйте.

Все слишком дорого. Может, в «Тик-Ток»?

Кир:
— С тиктоком интересно: тут тебе могут понадобиться свет, звук и стабилизатор, а может, вообще ничего из этого. Все зависит от твоего таланта уместить интересности в 15 секунд. Меня в тиктоке радуют ребята, которые делают так называемые in-camera effect, то есть спецэффекты с помощью хитрости, игрой с перспективой или светом. В последнее время их становится все больше.