Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

«Хочу быть как BadComedian и Дудь — сколько это стоит?» 7 наивных вопросов о создании блогов

Кирилл Агашков — тот, кто делает блогеров звездами, оставаясь за кадром. За десять лет его видеомастерская поучаствовала в сотнях проектах, включая обзоры BadComedian, работу с Ильей Варламовым и трэвел-шоу «Пора валить». Специально для Hi-Tech.Mail.ru Кир рассказал о главных принципах индустрии и объяснил, почему для создания качественного контента мало одного смартфона.
Кир Агашков. Фото: ВК-страница Кира Агашкова

Я проснулся и понял, что хочу стать популярным. Какой формат проще?

Поздравляем! Вы примерно миллиардный человек на Земле, кого посетила эта мысль. Рекомендуем начать с форматов попроще, которые сберегут ваши деньги и, возможно, избавят зрителей от психологической травмы.

В последние полгода особенную популярность получил формат «голова читает новости»: комментировать события бросились Артемий Лебедев, Сергей Минаев и сама Ксения Собчак.

Соответствующая рубрика появилась даже на канале «Редакции», стартовавшем с полновесных журналистских историй. В 20-минутных выпусках Алексей Пивоваров высказывается на темы, показавшиеся ему интереснее других. Если есть желание, повторить это может каждый, но ждать большого резонанса не стоит:

— Лично для меня лучший формат — не смотреть видео, а слушать. Я могу включить его в машине или фоном, когда монтирую, — говорит Кир. — То есть видео, наполнение которого дает больше, чем визуальная часть.

Сейчас все ринулись снимать новостные блоги. Я бы сказал, что этого уже хватит. Включаешь 3–4 блогеров подряд, у всех одни и те же новости. Люди не пытаются формировать какую-то необычную выборку. Порой и шутки одни и те же.

На самом деле, когда ты поддерживаешь интерес, люди будут смотреть более или менее все. Но в каментах все равно станут писать: «Верни старый формат!»

Буду читать новости и нести чушь на камеру. Что мне нужно?

Первая проблема, с которой сталкивается начинающий блогер, — написание текста. Оно сжирает много времени, а когда текст готов, оказывается, что его надо как-то запомнить. Проблему может решить покупка суфлера, но читать с него еще нужно учиться.

Раньше суфлеры делались кустарно у какого-нибудь «сварщика», теперь компактный вариант для камеры (не для смартфона) можно найти меньше, чем за сотню долларов. Это около 7 тысяч рублей:

Нажмите на фото, чтобы узнать больше!

Вариант побюджетнее — беспроводные наушники. Вы читаете текст с бумаги, записываете голос на смартфон, а затем воспроизводите то, что слышите. Желательно, чтобы наушник не торчал, поэтому «эйрподс» лучше не использовать. На AliExpress вакуумные модели обойдутся в 50 долларов:

Нажмите на фото, чтобы узнать больше!

Но самый дешевый вариант — тренировать память и не портить зрение.

Кир рассказывает, из чего еще складывается стоимость продакшена:

  • Аренда оборудования

— 4–5 тысяч рублей за сутки. От 1,5 тысяч за камеру, столько же — за набор света. И еще 500 рублей за аренду петлички. Доставка оплачивается отдельно. Еще есть залоги, они в зависимости от компании могут быть очень большими. Оставлять паспорт не очень законно, но это может помочь. После двух-трех раз у тебя уже накапливается история, и ты можешь брать оборудование без залога. Камеру и свет — точно. А если продашь интеграцию какой-нибудь букмекерской конторе, можно считать, что продакшен уже окупил.

  • Услуги съемочной группы

— Оборудованием, которое ты взял в аренду, надо управлять. Соответственно, добавляется стоимость работы людей. Если, конечно, тебе не помогают друзья-любители или ты не спасаешь мир в одиночку, как супермен. И здесь речь идет о том, насколько твой формат окупается. Пример: наш кейс с Ильей Варламовым, где он сидит за столом и зачитывает новости. Такой кейс обходится в достаточно крупную сумму для начинающего блогера, но для именитого, у которого в каждом ролике есть интеграция, это не так ощутимо. С Ильей на площадке работает один человек, еще есть сценарист и режиссер монтажа.

Во время загрузки произошла ошибка.

В крупных ютуб-продакшенах люди более функциональны: оператор может быть и постановщиком, и следить на базовом уровне за звуком. Поэтому его оплата выше, чем у обычного оператора, но в его лице ты получаешь 34 человек.

Рабочая смена монтажера в нашем продакшене стоит 12 тысяч рублей и включает в себя 9 часов работы. Или 1,5 тысячи за час. Этого хватит на 40-минутный ролик «говорящей головы» с двух камер со всякими вставками и простой инфографикой.

Можно найти очень дешевые варианты: школьников и самоучек. Они сделают не совсем монтаж, но хотя бы склейку. И в какой-то момент ты придешь к тому, что нужна камера получше: чтобы было укрупнение планов, наезды. Айфона на это уже не хватит. Возможно, задумаешься о второй камере, которая будет стоять сбоку для перебивок.

У оператора все зависит от времени нахождения на площадке. Это где-то 3–3,5 тысячи в час, если он снимает со штатива. У оператора стедикам (переносная система стабилизации) цена на 600 или 700 рублей выше. Там нужно больше терпения, выдержки и больше навыков работы с аппаратурой. Технику, естественно, человек привозит и выставляет сам. Смена стоит 24 тысячи и, как правило, ее хватает всегда и всем.

Формат «говорящей головы» не подразумевает сложного света: один-два рассеивающих источника на лицо, контровик. Эти навыки есть у любого оператора, но в более сложных проектах, где нужно выстроить художественную сцену, привлекается постановщик. Цена за смену — около 15 тысяч. И смена начинается с момента погрузки аппаратуры в машину.

Что делать, если я хочу быть модным интервьюером?

После появления шоу «вДудь» было сложно удержаться и не начать интервьюировать друг друга. Клоны Юрия Дудя захватили ютуб, кому-то удалось найти собственный стиль, кто-то остался сидеть на двух стульях, но самым успешным все равно оказался оригинал.

Сейчас на канал Дудя подписаны 7,5 миллионов человек. В 2019, по данным агентства SALO, это конвертировалось в 206 млн просмотров и 57,5 млн рублей (учитывались количество рекламных интеграций и средняя стоимость размещения по прайс-листу).

В то же время производство роликов обошлось ему в 16,6 млн. Отчасти цифра объясняется сменой формата: в последних сезонах больше внимания уделяется документальным фильмам, об экономике которых мы поговорим дальше.

Отметим, что в тройку самых богатых интервьюеров по итогам 2019 также вошли: Регина Тодоренко — 26 млн (5,2 млн — затраты на производство, 49,1 млн просмотров, 958 тыс подписчиков) Ирина Шихман, канал «А поговорить?» — 16,6 млн (8,36 млн затрат, 53,4 млн просмотров, 785 тыс подписчиков). В пятерку попали канал «Редакция» и Ксения Собчак.

Интерес к жанру интервью можно понять. Но это сложнее и дороже, чем быть просто «говорящей головой». Вам придется выбраться из дома (после снятия самоизоляции это особенно актуально) и найти декорации поинтереснее. Или даже потратиться на перелет.

— В Москве несколько агломераций, где находятся основные видеостудии, — рассказывает Кир Агашков. — В первую очередь, бывшее здание «Электрозавода». На улице Правды варианты не самые бюджетные — от 1,5 до 10 тысяч. Но в среднем студии стоят 1–3 тысячи в час. Если не требуется какой-то невероятный интерьер, 1,5–2 тысяч хватит.

Для съемки двухчасового интервью студия арендуется на 4 часа — чтобы расставить аппаратуру, а затем ее собрать. С точки зрения погрузки-разгрузки удобнее всего студия на «Электрозаводе». На «Красном Октябре», к примеру, условия для парковки плохие. Туда трудно добраться, и все нервничают.

Формат прогулок с мэром — первый, где мы начали работать с Ильей Варламовым. На съемки я летаю со вторым оператором. В интервью на ходу это обязательно: когда один пишет звук и снимает со стабилизатора общий план, второй должен бегать, делать перебивки и слушать, о чем говорит Илья с героем передачи. Одна прогулка длится в среднем три часа, второму оператору тяжелее всех. Я же являю собой трех человек: оператора, механика камеры и звукооператора. Отсюда и повышенная стоимость.

Во время загрузки произошла ошибка.

Смотрю BadComedian, обзор «Викинга» — просто вау! Что по деньгам?

Блогер Евгений Баженов — пример того, как можно сделать работой любовь к кино. Российские медиа называют его «главным кинокритиком российского YouTube», «Новая газета» писала, что «с любыми заявлениями Баженова приходится считаться: у него около 4 млн подписчиков и более 600 миллионов просмотров».

Теперь это знает и Алексей Пивоваров: после недавнего выпуска о ЧП в Забайкалье ему пришлось «отмазываться» от обвинений Жени в предвзятости. Сейчас количество подписчиков BadComedian скрыто, но это не единственное, что отличает Баженова. По оценкам РБК, из-за отказа от рекламы он ежегодно недополучает 20 миллионов рублей.

Кир вспоминает:

— С Женей Баженовым мы не работаем уже два или три года. А когда работали, просто кайфовали от того, что делали. И никто из нас не зарабатывал столько, на сколько это выглядит.

Женя живет за счет денег, которые посылают ему за просмотр ролика. Выставлять при таких сборах полноценную смету глупо и неправильно. Я в тот момент больше работал для имени, узнаваемости, оттачивал навыки. Не скажу, что все было сделано на профессиональном уровне. Из-за усталости руки опускались, косяки и халтурку можно найти.

Очень часто производство обзоров «сжималось» до трех суток, абсолютно бессонных. И все средства мы направили в производство роликов. Жене, к примеру, нравится добавлять разные цветовые акценты. Он вкладывал много денег, чтобы у него была своя аппаратура.

Мы все делали сами, но, если опираться на обзор «Викинга», подобный заказ у продакшена может стоить около 150 тысяч.

— В одном из выпусков ты не пожалел собственную машину, направив ее в стену.

— Просто Женя горит качественными отсылками к фильмам. В тот раз мы взяли сцену из «Джека Ричера» с Томом Крузом, там машина на легком ходу докатывается до стены... Не помню, во сколько мне обошлась починка бампера, но я бы и сейчас это повторил. Очень кайфово делать то, чего никто не делал. Я тогда получил очень много фидбэка, люди писали: как вы так сделали графику? А просто лучшая графика — не графика.

В обзоре на один из фильмов Александра Невского был момент, когда мы снимали в подвале завода. Как будто Женя ведет допрос Невского. Почти сутки дышали известняком, с рассветом добрались домой на монтаж, и оказалось, что на одной из камер был брак. На следующий день пришлось ехать обратно и повторять заново!

Хочу быть блогером-путешественником – это дорого?

Скажем сразу: мы все любим путешествия, но это один из самых дорогих форматов, и без спонсора осилить его невозможно. К обычному набору трат плюсуются билеты, расходы на проживание и возможная аренда техники. Пример – одно из самых популярных шоу подобного формата на российском ютубе – «Пора валить». Один выпуск «ПВ» снимается пять дней. Ребята летают на съемки втроем (кроме Кира это двое ведущих: Руслан Усачев и Михаил Кшиштовский). Значит, три билета туда-обратно, три номера в отеле и аренда машины на 5 дней.

Кир:

– Иногда мы бронируем жилье на Airbnb, чтобы лучше проникнуться колоритом города. Так, например, в турецком Невшехире мы жили в квартире, выдолбленной в настоящей скале! Часто под какие-то задачи мы берем в аренду технику, чаще всего это супердлиннофокусный объектив, который обходится около 15 тысяч на период съемки. В случае с тем же Невшехиром жилье в скале на трех человек можно снять за тысячу-две в сутки. Получается 10 тысяч на период съемок. Долететь туда проблематично не только, когда границы закрыты, но и в обычное время. Перелет Москва — Стамбул — Невшехир — Стамбул — Москва в июле 2020 обойдется в 30 тысяч на одного. На троих — 90, вместе с проживанием — сотня».

Можно сэкономить и доехать из Стамбула до Невшехира на машине, но это 725 км и примерно 10 часов пути. Кстати, об автомобиле: аренда условного Volkswagen Polo — еще 200 долларов (около 14 тысяч). Плюс еда. Аппетит у всех разный, особенно в Турции, поэтому оценивайте силы сами, но, кажется, даже голодание не сильно изменит ситуацию. Это — если вы вообще никуда не пойдете, что вряд ли. В той же Каппадокии, куда гоняли парни, основным развлечением считается полет на воздушном шаре. Подъем в корзине с большим количеством людей обойдется в 150–200 долларов на одного. Вот и цена качественного контента.

Кир:

– Вообще, «Пора валить» я считаю одним из лучших трэвел-шоу. Формат не столько про города, сколько про развлечения. Один день всегда уходит на написание сценария, ребята гуляют по городу и прикидывают, что тут вообще предлагается. Мы веселимся, снимая, зрители веселятся, когда смотрят. Самое сложное — не забывать, что ты приезжаешь работать. Бывает, что срываешься на какие-то развлечения, и съемочный день выпадает. Несколько раз нам приходилось задерживаться в стране на день дольше».

Во время загрузки произошла ошибка.

В ролике, снятом во время путешествия на Северный полюс, ведущий шоу «Пора валить» Руслан Усачев рассказывал о технике, которую использует его команда. Тут есть чему позавидовать:

  • основная камера — премиальная Panasonic Lumix GH5 и объектив Olympus, с помощью которого можно разглядеть медведей на далеких льдинах,
  • стабилизатор DJI Ronin-S для кинематографичных кадров,
  • петличный микрофон Sennheiser EW 112P G4,
  • компактная камера Insta 360 One X,
  • Sony RXO II, похожая на экшн-камеру, но не экшн-камера,
  • экшн-камера DJI Osmo Action, которая, к сожалению, погибла во время съемок.
Во время загрузки произошла ошибка.

Отдельно поговорим о микрофоне:

Кир:
— Стоимость такой модели — около 50 тысяч, и это самая распространенная система звукопередачи: ее используют в кино, на телевидении и в блогах. Признание она получила за стабильность сигнала, относительно небольшой размер, «дальнобойность» и отличный звук.

Есть более бюджетные передатчики — Rode Filmmaker Kit стоимостью 30 000. Но они более хрупкие и часто подводят в крупных городах, где множество посторонних сигналов и помех.

Новички и бюджетные фильммейкеры часто используют фирму Saramonic, но к ней у меня достаточно много нареканий».

Отдельный пункт — дрон, без которого задумываться о путешествиях как-то неловко. По словам Кира, Дрон в трэвеле необходим, потому что всегда важно показать зрителю город с необычного угла: красочность фасадов, перепады высот и игру света в окнах какой-нибудь колокольни.

От этого гарантированно захватывает дух, хоть в наше время и меньше: почти у каждого путешественника сейчас есть дрон. Однако индустрия расширяется, добавляются разные фишки. Например, Dolly Zoom — оптический эффект, когда объект в центре остается на месте, а фон приходит в движение.

От кадров ребят, которые летают на FPV-дронах (кастомные самоделки, трюковые и скоростные, управление которыми ведется от первого лица), вообще можно обалдеть.

Во время загрузки произошла ошибка.

Это сложно, требует много тренировок, но стоимость такого дрона в сборке гораздо ниже, чем какого нибудь «Мавика». Mavic Pro 2, на который снимаем мы, стоит сумасшедшие 190 000 рублей, в то время как собрать FPV-дрон можно за 25–30 тысяч. Правда, еще придется потратиться на пульт и FPV-очки (около 7 и 10 000 рублей соответственно)».

Хочу снимать документалки как Дудь. Сколько денег готовить?

Еще один формат, в который нельзя не влюбиться.

На съемки своих полотен Юрий Дудь берет двух операторов. Всего в его команде меньше десятка человек, которых сам Юра называет «мои кореша». Трио редакторов дополняет мастер «императорского монтажа», а еще один человек занимается цветокоррекцией.

Во время загрузки произошла ошибка.

— «Камчатку» я пока не смотрел, — говорит Кир. — На основании фильма про Магадан могу представить сколько это стоит, но не факт, что столько заплачено. Может быть, ребята делают на кайфе и за небольшие деньги выдают такой продукт. 

По сути, это все еще формат интервью, просто ты снимаешь его в другом месте. И параллельно делаешь перебивки с местностью. Этот формат стоит дороже, потому что ты везешь оператора с собой. Если бы ко мне пришли с таким предложением, я бы отправил двух операторов и звукача. Это комфортный вариант, но то же самое можно сделать с одним человеком».

Во время загрузки произошла ошибка.

Добавим, что если исходить из расценки в 24 тысячи за смену оператора, за двух получается 48. Плюс 15 тысяч — смена звукооператора. То есть около 60 тысяч за один день. Это не считая монтажа, возможной цветокоррекции и того, что какую-то аппаратуру ребята, возможно, берут в аренду. Питание, проживание и перелет сюда также не входит. Суммарно такой фильм может обойтись и в полмиллиона. В «Камчатке» приводится точная стоимость тура: группа из трех человек летала на вертолете Bell, недельная путевка каждого стоила 591 тысячу рублей. Если бы Дудь с операторами использовал Ми-8 в группе из 12 человек, цена составила бы 345 тысяч на одного.

В стоимость включены 8 часов вертолетного времени, питание, проживание, работа гидов, противолавинное оборудование, трансфер и страховка.

В общем, начните лучше с «говорящей головы». Или потанцуйте.

Все слишком дорого. Может, в «Тик-Ток»?

Кир:
— С тиктоком интересно: тут тебе могут понадобиться свет, звук и стабилизатор, а может, вообще ничего из этого. Все зависит от твоего таланта уместить интересности в 15 секунд. Меня в тиктоке радуют ребята, которые делают так называемые in-camera effect, то есть спецэффекты с помощью хитрости, игрой с перспективой или светом. В последнее время их становится все больше.

Расскажи друзьям, сколько денег тратят блогеры — нажми на одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
22
Денис Брайтон
В ответ на комментарий от Desot Garper
Desot Garper
"Хочу быть как BadComedian и Дудь" - убого как-то, странные цели.
BadComedian - вообще однообразные выпуски из серии к серии, строение его предложений не меняется. Перестал его смотреть еще пару лет назад.
Дудь - вообще кошмар, он говорит так как-будто его ударили по голове, речь ужасная, подача средняя, информативность - 50/50, слишком растянуто и пусто. Харизмы нет, речь не поставлена, внешность не актерская, никакого интереса это смотреть нет.
Больше вниманию уделяю западным блоггерам - там действительно чувствуется цивилизация, профессионализм, душевность. Что же у нас - это вообще никуда не годится.
СсылкаПожаловаться
Согласен. Посмотрел один раз его посещение Эстонии, был поражен красивой русской речи главного участника съемки, который большую часть времени говорит на эстонском и понял. что я это смотреть не смогу. Если даже человек редко говорящий на русском языке умеет красиво выразить свою мысль, а Дудь ведет себя как ыдло с рабочего района, то... я бы смотрел ютуб, если этот эстонец его завел.
СсылкаПожаловаться
Денис Брайтон
Забавно)))) Если послушать американских блогеров, то простой совет - начинайте с простой смартфон камеры. Советы от россиян - вам нужна голливудская студия, чтобы вести блог на Ютубе. Такой ржачный контраст))
СсылкаПожаловаться
Serge
Чтобы быть как Бэд надо стать народным любимцем, чтобы быть как Дудь надо сесть на страпон буржуазных инвесторов от правящей верхушки. Вот и все секреты успеха.
СсылкаПожаловаться
Мехмондуст Барахленович
В недалеком будущем человечество перестанет товары производить, все станут блогерами, будут смотреть и лайкать контент друг друга, благо, для этого даже не надо школу заканчивать.
СсылкаПожаловаться
EVgEN
завтра интернет отключат и все эти блогеры в момент безработными станут
СсылкаПожаловаться
Desot Garper
"Хочу быть как BadComedian и Дудь" - убого как-то, странные цели.
BadComedian - вообще однообразные выпуски из серии к серии, строение его предложений не меняется. Перестал его смотреть еще пару лет назад.
Дудь - вообще кошмар, он говорит так как-будто его ударили по голове, речь ужасная, подача средняя, информативность - 50/50, слишком растянуто и пусто. Харизмы нет, речь не поставлена, внешность не актерская, никакого интереса это смотреть нет.
Больше вниманию уделяю западным блоггерам - там действительно чувствуется цивилизация, профессионализм, душевность. Что же у нас - это вообще никуда не годится.
СсылкаПожаловаться
Влад Зотов
Ой неужели есть еще кто то, кому не пофиг на этого продажного блогера ? Не разу его не смотрел, и как то нету желания.
СсылкаПожаловаться
Александр
В ответ на комментарий от Georg Bruzgaloff
Georg Bruzgaloff
Раньше люди хотели стать экономистами, юристами, теперь в моде блогешство.... ппц.
СсылкаПожаловаться
пропустил бандитами и чиновниками :)))
СсылкаПожаловаться
Александр
В ответ на комментарий от x3m
x3m
Если бы половина населения планеты были разумны как я, все эти блогеры сдулись бы за ненадобностью.
А статья рекламная все же, всей этой техники, услуг, и этого Киры.
СсылкаПожаловаться
хорошо, а что вы смотрите ТВ, или может в теарт ходите там, в Оперу... блогеры те же контент создатели что и ТВ и театры, разница лишь в площадке и доступности для обывателя... он не платит за это кроме как своего времени, а у многих время считай бесплатно.
СсылкаПожаловаться
Александр
Тратить время на Дудя жалко, не осилю столько времени смотреть ролик. Но в целом понятно, что блогером сейчас дешево не стать, прошло время.
Про трэвал таких не знаю, но вот Птушкин прям огонь делает трэвал съемку.
СсылкаПожаловаться
x3m
Если бы половина населения планеты были разумны как я, все эти блогеры сдулись бы за ненадобностью.
А статья рекламная все же, всей этой техники, услуг, и этого Киры.
СсылкаПожаловаться
/\КOS/\
дауны некчёмные,палец об палец не ударят,какой то бред несут,лучше фильм глянуть,чем очередную пургу тупаря вроде дуда и тому подобных олухов гриватых в лосинах
СсылкаПожаловаться
Павел Майский
В ответ на комментарий от Georg Bruzgaloff
Georg Bruzgaloff
Раньше люди хотели стать экономистами, юристами, теперь в моде блогешство.... ппц.
СсылкаПожаловаться
в моде, потому что платят там больше ))
СсылкаПожаловаться
КАСЫМ
дуд мошенник
СсылкаПожаловаться
Georg Bruzgaloff
Раньше люди хотели стать экономистами, юристами, теперь в моде блогешство.... ппц.
СсылкаПожаловаться
Бабай
В ответ на комментарий от Данила Тюнев
Данила Тюнев
"Джек Ричер" с Том Крузом, Киану Ривз - это Джон Уик. Проверяйте хоть инфу перед написанием комментов
СсылкаПожаловаться
Такие вот дилетанты пишут эти проплаченные рекламные статьи. Перед хозяевами им не стыдно
СсылкаПожаловаться
Бабай
В ответ на комментарий от ЭдбБай История переписки2
ЭдбБай
что простите, с Киану Ривзом?
СсылкаПожаловаться
Эти черти в статье написали про Джека ричера с Кивну Ривзом, но быстро исправили на Круза после моего комментария. Видимо, читают)))
СсылкаПожаловаться
Алексей
продать себя нужно и задницу лизать компаниям, которым себя продал - где они тебе деньги платят
СсылкаПожаловаться
ЭдбБай
В ответ на комментарий от Бабай
Бабай
«Джек Ричер» с Киану Ривзом... такие вот обзорщики, которые ничего не соображают в том, чем занимаются. Слабые умы смотрят их творения...
СсылкаПожаловаться
что простите, с Киану Ривзом?
СсылкаПожаловаться
Данила Тюнев
"Джек Ричер" с Том Крузом, Киану Ривз - это Джон Уик. Проверяйте хоть инфу перед написанием комментов
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас