Большой коллайдер: оправдан ли риск?

Согласно внутреннему отчету, опубликованному в круге ученых, работающих над программой запуска исполинского ускорителя элементарных частиц, расположенного под землей в районе Женевы, Большой адронный коллайдер будет приведен в исправное состояние к июлю следующего года.


Инцидент, произошедший в подземном комплексе в сентябре, всего лишь на десятый день работы агрегата, сделал очевидными все недостатки конструкции. Пробой изоляции, случившийся на коллайдере, привел к взрыву, разгерметизировавшему емкость с охлажденным жидким гелием, вызвав его мгновенное испарение. Резкий скачок давления в закрытом пространстве создал взрывную волну куда большей силы, которая повредила несколько секций коллайдера на своем пути, прежде чем рассеялась. Инженеры и конструкторы, занятые в проекте, планируют модернизировать систему нормализации давления и увеличить количество защитных мембран в секциях.



Сейчас предстоит решить, снабжать ли такой защитой все 27 километров огромной трубы, которой, по существу, является коллайдер, или начать установку защитных агрегатов в ключевых узлах, а полное оснащение завершить на более позднем этапе. Чтобы переоборудовать все кольцо, понадобится предварительно разморозить все емкости с гелием, что автоматически отложит дату повторного запуска до 2010 года или даже позднее. Другой вариант - заняться модернизацией в трех уже размороженных секторах, в 2009 году провести необходимые эксперименты, а в 2010 году закрыть коллайдер на полную модернизацию.


Директор проекта Лин Эванс высказал уверенность, что будет предпочтен именно второй вариант. Первого января 2009 года на должность генерального директора CERN будет назначаен Рольф Хёйер. «Наша приоритетная задача в 2009 году - пустить по всей длине кольца пучки частиц и накопить экспериментальные данные для последующего их анализа», - сообщает Рольф, - «Однако мы не можем запустить коллайдер скорее, чем мы можем»


Однако на прошлой неделе в своей веб-презентации Йорг Веннингер, член команды, управляющей коллайдером, отметил, что решение окончательно не принято. Если верить Веннингеру, до сих пор ведутся дискуссии. «Перестраховщики твердят, что сначала нужно полностью модернизировать коллайдер», - пишет он, - «однако имеющиеся сегодня результаты расчетов свидетельствуют о том, что безопасная работа коллайдера будет обеспечена и при частичной модернизации, это практически доказано со стопроцентной вероятностью»



Инженеры и физики сейчас пытаются воссоздать картину давней аварии в виртуальной моделируемой среде с помощью мощных вычислительных машин. Окончательные результаты будут опубликованы в феврале. Так что, даже если 12-го декабря будет опубликовано какое-то официальное заявление (скорее всего, решение о частичной модернизации), данные из февральского отчета будут вполне способны повлиять на мнение руководства, и программа дальнейшей работы комплекса будет серьезно изменена, вплоть до закрытия на полную модернизацию без предварительных экспериментов в 2009 году.