Как делают холодильники: репортаж с завода бытовой техники Bosch

Холодильники Bosch GoldEdition победили по итогам народного голосования в рамках премии «Лучшая бытовая техника 2014 года» (в категории «Двухкамерные холодильники»). Не только их, но и новую серию – «Кристалл» – с наружным покрытием из цветного стекла, а также другие модели, выпускают на заводе концерна BSH под Санкт-Петербургом. Как это происходит? Как из гранулированного пластика и других отдельных друг от друга элементов получается целый холодильник, без которого, согласитесь, современную кухню сложно представить. В этом материале мы разложим по полочкам весь производственный цикл этих незаменимых кухонных устройств и вообще расскажем о том, чем живет предприятие в Стрельне.


Главное о заводе

Выпуск двухкамерных холодильников с нижним расположением морозилки на заводе компании ООО «БСХ Бытовые приборы», российского производственного подразделения известного немецкого концерна, начался летом 2007 года. Первая линия цеха обеспечивала производство 250 000 холодильников в год. В июне 2010 года к ним добавились еще 250 000 – заработала вторая очередь предприятия. Увеличились, с 10 000 до 20 000 м2, и складские площади. В 2012 году в Стрельне начат также выпуск стиральных машин Siemens. Производственные мощности – 450 000 устройств в год. Планируется, что общий объем инвестиций в петербургское предприятие концерна (со времени начала строительства в 2005 году) к концу 2015 года достигнет 160 млн. евро.

Один из корпусов завода концерна BSH в Стрельне

Площадь участка, на котором находится завод – 24 Га. Есть место для развития, есть и планы в этом смысле, но пока в компании их не конкретизируют, что вполне понятно на фоне спада продаж бытовой техники (в общем, по всем товарным категориям – около 20% в первом квартале 2015 года, по данным GFK). Впрочем, на пресс-конференции во время нашего посещения завода, его руководством вскользь была упомянута возможность выпуска посудомоечных машин.

Завод расположен по соседству с Нойдорфом – историческим поселением российских немцев, воссозданным в 90-х годах прошлого века. Интересно, что в соседях у предприятия числится еще свободная экономическая зона технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург (один из кластеров), бронетанковый ремонтный завод, а также полностью построенный, но так и не введенный в эксплуатацию завод по производству «Ё-мобиля».

Продукция, выпускаемая на заводе BSH, продается не только в России. Более 10% уходит на экспорт. География его довольно широкая: страны СНГ, Западная и Восточная Европа (включая «домашний регион» концерна — Германию), Турция и даже Гонконг. До 2015 года заграницу уходили только стиральные машины. Сейчас же на предприятии планируют экспортировать и холодильники, доведя тем самым общий показатель вывозимой продукции до 20%.

На наш вопрос об отношении зарубежных покупателей к технике российской сборки, в BSH ответили, что никакой особенной истории поломок у собранных в России моделей нет, а потому и относятся к ним также, как и к технике Bosch или Siemens произведенной в любой другой стране мира (конечно, прозвучало определение «также хорошо»). А ведь у многих российских пользователей до сих пор есть предубеждение – часто ничем не подкрепленное – против произведенных у нас моделей.

Конечно, интересна степень локализации производства. Есть ли российские поставщики? Да, есть. И их доля в общей добавленной стоимости готовой продукции превышает сейчас 50 %. Надо сказать, что в компании гордятся высокой степенью адвалорной (рассчитанной в форме зафиксированного процента от стоимости товара, сделки) локализации, но не собираются останавливаться на достигнутом – поиск новых российских партнеров продолжается.

Вот примеры того, что поставляют на завод BSH отечественные партнеры: металл (прокатный лист с полимерным покрытием для корпуса, штамповка, крепежи, аксессуары), пластик (гранулят – частично, литые элементы корпуса), стекло (частично), упаковка. Кстати, узнать о том, какие еще заводы иностранных брендов бытовой техники есть в России и как у них дела с локализацией производства, можно из нашего специального материала.

Площадь завода по выпуску холодильников – 24 000 м2 . Он состоит из двух сборочных линий, на которых выпускают двухкамерные модели с морозилкой снизу, системой No Frost и со статическим охлаждением, с одним и двумя компрессорами

Так делают холодильники

Чтобы понять, как строится процесс производства холодиников, нужно знать, на чем он основан. Казалось бы, что тут интересного? Пришел рабочий на завод (вернее, приехал – сотрудников привозят и увозят транспортом компании), встал к конвейеру, выполнил требуемые от него операции, и, по заводскому гудку, ушел домой. Примерно так все выглядит для тех, кто в секреты производства не посвящен.

Вообще, дело это куда более интересное. Знаете ли вы, например, что российский завод немецкого производителя бытовой техники работает по японской производственной системе (знаменитая TPS – Toyota Production System)? Теперь знаете. Конечно, она адаптирована под производство бытовой техники и называется BSH PS, но принципы в ее основе все те же. Например, lean management («бережливое производство»), kanban («точно в срок»), kaizen (continual improvement, «непрерывное улучшение»), gemba («решать на месте»), 5S («сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование») и другие. Причем внедрены они не только на производстве, но и в офисах.

Холодильник на конвейере

Жизнедеятельность предприятия в Стрельне контролирует целая автоматизированная система (ERP SAP). «Жизнедеятельность» – это, например, все этапы производства, производственная и складская логистика, закупки и поставки, управление персоналом. На заводе холодильников система управляет четким как часы (здесь такое сравнение – вовсе не преувеличение) ходом изготовления отдельных партий – ведь завод выпускает 145 моделей, каждые 47 секунд с конвейера сходит готовый холодильник. На складе готовой продукции система позволяет быстро и эффективно рассортировать приборы по ячейкам хранения, сама формирует партии приборов на отправку клиентам, дает указания водителям погрузчиков – сотрудникам склада остается лишь распечатать товарно-сопроводительные документы.

Самое время рассказать об основных этапах производства холодильников на заводе концерна BSH.

1. Plastic parts preproduction (время цикла: 13 минут). На этом этапе гранулированный пластик на экструзионной линии превращается в пластиковые листы. Далее они поступают на машины термовакуумной формовки. Благодаря сложному сочетанию высокой температуры и перепадов давления, пластиковые листы превращаются в будущие внутренние элементы холодильника: стенки, двери. Изготовленные пластиковые детали поступают на участок предварительной сборки морозильных и холодильных отделений, где происходит их стыковка и крепление остальных частей холодильника.

В начале производства пластиковый гранулят обретает форму

2. Evaporator production (16 минут). Специальные роботы под контролем операторов производят испарители (они и создают холод в холодильнике). Здесь же другие роботы наматывают трубки испарителей на морозильные камеры. Готовые модули поступают на участок предварительной сборки, где они соединяются со стенками корпуса.

3. Cabinet Foaming (19 минут). В запенивающей машине корпус холодильника устанавливается в пресс-форму, в которой происходит заполнение внутреннего пространства его стенок технологической пеной. Эта пена производится здесь же в смешивающих компонентах машины. Процесс запенивания холодильника изолирующей (сохраняющей холод) массой достаточно долог. Но каждая машина может одновременно работать с 8-ю холодильниками, что позволяет ей быть в одном производственном ритме со всей сборочной линией. Дальше корпуса холодильников поступают на линию финальной сборки. Одновременно на другом участке производят двери.



4. Gasket production (22 минуты). Производство дверных уплотнителей, которые состоят из резинового покрытия и магнитной основы – они позволяют сделать двери герметичными. Экструзионная машина перерабатывает гранулят в уплотнительную ленту. Затем в эту ленту вживляют магниты. Далее лента нарезается и сваривается готовая рамка уплотнителя. После этого уплотнители перевозят к запенивающей станции для установки на двери. Готовые двери вывозятся на линию финальной сборки.

5. Final assembling Line (24 минуты). На линии финальной сборки встречаются друг с другом детали, изготовленные в других частях цеха: корпуса холодильников, двери, полки. Устанавливаются элементы управления и компрессоры (их концерн не производит – в зависимости от модели холодильника, используются произведенные в Словакии компрессоры Secop или китайские Jiaxipera). Здесь холодильник принимает свой окончательный вид, чтобы далее отправиться по конвейеру в зону контроля качества.

6. 100% control area (27 минут). На первом этаже двухэтажной зоны контроля качества находится тестовая линия, где сотрудники проверяют состояние холодильника до и после заполнения его системы охлаждения хладагентом. Контролируют электробезопасность и внешний вид приборов. Второй этаж – AWP: особая зона, где специалисты из отдела контроля качества проводят тестирования, которые могут продолжаться от 3 до 24 часов. Через зону AWP проходит до 13% холодильников. При любых сомнениях в качестве холодильники автоматически блокируются и направляются ремонтную зону, где недостатки устраняют. Прошедшие контроль холодильники отправляются на участок упаковки готовой продукции.

7. Packaging are (30 минут). Здесь холодильники готовят к транспортировке. На них устанавливают пластиковые уголки и крышки, чтобы исключить повреждения на пути к покупателю. Затем упаковочная станция надежно защищает холодильник термоусадочной полиэтиленовой пленкой. Далее уже полностью готовые холодильники вывозятся в логистический центр.

Отметим, что холодильники Bosch на заводе в Ленинградской области упаковывают в прозрачную термоусадочную пленку. Почему не картон, например? Дело в том, что, по данным компании (результат собственных исследований), прозрачная упаковка является дополнительным защищающим фактором — психологически тому, кто работает с упакованным в нее прибором, хочется быть с ним аккуратнее. Эта пленка достаточно прочная, чтобы упаковка была качественной, действительно защищала (полиуретановый каркас), к тому же она биоразлагаемая – нет ущерба окружающей среде.

Контроль качества

Согласитесь, нам с вами, покупателям и пользователям холодильников, действительно важен, по сути, один момент – качество работы: долговечность, беспроблемная эксплуатация устройства. Все остальное, конечно, тоже: объем, проработанная внутренняя эргономика, новые технологии, но главное – надежность. Так что будет правильным чуть больше рассказать о проверке качества сошедших с конвейера российского завода BSH холодильников.

Начнем с того, что есть не только финальный контроль качества, но и отслеживание его на всех этапах производства. На заводе холодильников работники пользуются красными магнитными метками, чтобы помечать вызывающие сомнения места. Пропустить метку нельзя — система (все та же ERP SAP), обнаружив это, поднимет тревогу и удалит холодильник с конвейера. Абсолютно все готовые устройства проходят так называемый участок стопроцентного теста (100% control area): для холодильников это визуальный контроль и проверка работоспособности холодильного контура, электробезопасности и устойчивости к перепадам напряжения.

Те холодильники, которые попадают на второй этап контроля (зона AWP) проходят еще более тщательную проверку, позволяющую в течение нескольких часов испытаний убедиться, что прибор работает совершенно нормально – обеспечивает например, требуемые температурные режимы.

В лаборатории по проверке качества демонстрируют прочность отделки из закаленного стекла, которая реализована в новых холодильниках Bosch серии «Кристалл». Металлический шар (542 г) падает с одинаковой высоты на закаленное и обычное стекло: на первом никаких следов, а второе разбивается

Упакованные холодильники также проходят испытания: в механической лаборатории их трясут, роняют и бьют об стену. Так моделируют возможные условия транспортировки и контролируют сохранность прибора внутри упаковки.

В испытательной лаборатории завода холодильников BSH проводятся различные высокоточные исследования в климатических и шумоизмерительных камерах, на контрольно-измерительных машинах (устройство для измерения физических и геометрических характеристик объекта), тесты электробезопасности, испытания холодильного контура и жизненного цикла приборов и их деталей. Отметим, что, по информации производителя, это единственная в России испытательная площадка такого уровня. Она, к тому же, сертифицирована Немецким научно-техническим союзом электротехники, электроники и информационных технологий VDE.

При разработке новых моделей, внедрении новых деталей или технологий (подборка самых значимых технологий в холодильниках – здесь), проводятся испытания жизненного цикла приборов, моделируются условия десятилетней интенсивной эксплуатации. Например, постоянно открываются и закрываются двери отделений. Есть, наконец, и практика испытаний непосредственно в домашних условиях, когда сотрудники-добровольцы получают домой новую модель холодильника и ведут подробный дневник наблюдений за его работой.

В испытательной лаборатории завода BSH холодильники в прямо смысле проверяют на прочность

Что до новых технологий, то в последнее время набирает популярность, в том числе и в России (хоть и медленней, чем, например, в Японии, Южной Корее или в США), удаленное управление бытовой техникой. Кое-кто из конкурентов BSH уже выводит на наш рынок полную линейку крупной кухонной техники, которой можно управлять со смартфона или планшета из любой точки мира. Но немцы с этим не спешат, хотя такими технологиями обладают. В Европе некоторые их «удаленные» решения уже доступны. Отвечая на наш вопрос о перспективах выхода с ними на российский рынок, представители концерна, сославшись на то, что сейчас идут исследования пользовательских предпочтений, обозначили возможный срок не ранее 2017 года.

Не только конвейер

Какой бы высокой не была степень автоматизации производства – любой завод пока еще невозможно представить без людей, которые на нем работают. Сейчас коллектив предприятии концерна BSH – это примерно 900 человек: около 650-ти непосредственно заняты на производстве (400 – на заводе холодильников, более 200 – на заводе стиральных машин). Порядка 1% работников – приглашенные зарубежные специалисты, в основном это высококвалифицированные кадры: руководители, менеджерский состав. Но в «БСХ Бытовые приборы» отмечают, что в этой сфере наблюдается определенное «импортозамещение» – на важные позиции приходят наши соотечественники, профессионально выросшие и обученные именно в российском отделении компании.

Завод, вроде как, дело мужское. Но благодаря высокой автоматизации производства и упрощению многих процессов на предприятии в Стрельне работает много представительниц прекрасного пола – не только в офисе, но и у конвейера. Немало женщин среди бригадиров и начальников смен. Принимают на завод и людей с особыми потребностями. Поскольку все-таки производство – вещь небезопасная, не со всеми ограничениями по здоровью на завод BSH можно устроиться, но люди с нарушением речи и слуха здесь трудятся.

График работы для тех, кто непосредственно занят на производстве – пятидневка, 2 смены по 8 часов (с учетом нескольких перерывов производственный процесс длится около 16 часов в сутки). А вот большинство офисных сотрудников имеет возможность пользоваться гибким графиком: обязательно присутствие в офисе в рабочие дни с 10:00 до 15:00, остальные часы до требуемых Трудовым кодексом сорока в неделю сотрудники добирают по своему усмотрению и согласованию с руководителем. Контроль времени прихода и ухода – электронный, с помощью магнитных пропусков.

Один из работников завода у конвейера

На обоих заводах (по выпуску холодильников и стиральных машин) есть столовые, в которых все сотрудники могут позавтракать, пообедать или поужинать. Причем питание оплачивается компанией – речь о стандартном наборе из 4 блюд. Если хочется чего-то большего – никаких проблем, но стоимость будет вычтена из зарплаты.

В концерне действует глобальная BSH Academy: проводятся онлайн- и оффлайн-тренинги в самых разных сферах, которые назначаются сотрудникам по результатам анализа их работы (совместного с руководством). Из передовых работников на предприятии формируют кадровые резервы: внутренний, молодежный и международный. Попавшие в эти группы – первые кандидаты на открывающиеся перспективные позиции в компании и концерне. Почти все линейные руководители на производстве – бригадиры, начальники участков и смен – выросли из слесарей механосборочных работ, начали с самой первой ступени рабочей иерархии.

Какая зарплата у заводчан? Несомненно, этот вопрос интересует многих. Мы спросили об этом у руководства предприятия, но ответа не было – коммерческая тайна. По полученной нами из неофициальных источников информации, тем, кто работает на производственном конвейере, платят 30 000-35 000 рублей (средняя зарплата по Ленинградской области, по данным территориального органа Росстата, составила в марте 2015 года, например, чуть более 33 000 рублей). Кроме того – это уже информация BSH – работникам полагается соцпакет, включающий полис ДМС со стоматологическим обслуживанием и страховку от несчастных случаев.

Интересный факт. Хоть большой текучки кадров на заводе BSH и нет, можно выделить так называемый фактор сезонности. Многие работники, особенно женщины, живущие в близлежащих небольших поселках, увольняются с завода в мае, а потом, осенью, пытаются вернуться (и их часто берут обратно, если опыт работы положительный). Мотивировка – садово-огородный сезон. Это, как вы понимаете, типично российская особенность.

Есть на заводе под Санкт-Петербургом (и вообще на всех производствах BSH) еще такая вещь, как Консультативный совет (в Германии это Arbeitsrat – Совета труда). Избираемый самими сотрудниками по пропорциональной системе, он ежемесячно собирается для обсуждения с руководством компании разных насущных тем: от стратегии развития до удобства форменной одежды и качества блюд в столовой.

Рационализаторские способности работников также не остаются без внимания. Программа topIdea и ее Интранет-инструмент ideaChannel позволяют любому сотруднику – офисному со своего рабочего места, а производственному – со специального компьютерного киоска – оформить свою идею в несколько простых шагов. Естественно, предусмотрены материальные поощрения в случае внедрения предложения в жизнь.

Каждые 47 секунд с конвейера завода BSH в Стрельне сходит холодильник. На фото: новые холодильники Bosch серии «Кристалл» с отделкой из высокопрочного стекла разных цветов

Конечно, у читающего эти строки может возникнуть резонный вопрос – все это прекрасно, но как немцы справляются с пресловутым отечественным менталитетом? Мол, наши люди работать не любят, но любят критиковать и вовремя получать зарплату (она, кстати, в Стрельне действительно выплачивается без задержек). Конечно, на заводе сталкивались с разными ситуациями, но, по словам представителей BSH, за несколько лет работы (а в этом году будет отмечаться 10 лет со дня начала строительства – планируется большой корпоративный пикник для всех работников) удалось сформировать костяк коллектива, с которым нет в этом смысле каких-то неразрешимых проблем. Немецкие стандарты и правила производства за эти годы вполне прижились на российской почве, о чем говорит бесперебойная работа завода, постепенное расширение модельного ряда и стабильный спрос на произведенную под Санкт-Петербургом бытовую технику, увеличение экспорта (падение спроса на бытовую технику в России в начале 2015 года было всеобщим, вызванным объективными причинами, так что тут, как говорят в компании, «мы просто в рынке»).

Еще материалы о работе заводов: Karcher в Германии, Indesit в Липецке, LG в Подмосковье.