Обзор Canon PowerShot G1 X Mark II: очень мощный компакт

Вышедшая больше двух лет назад камера Canon G1 X не произвела большого фурора, несмотря на нетипичное и очень интригующее сочетание качеств для относительно компактной камеры: крупный сенсор стандарта 1,5 (больше Micro Four Thirds, меньше APS-C) + объектив с 4-кратным зумом и видоискатель. Но подвела реализация идеи — довольно слабая оптика не позволила раскрыть потенциал сенсора, а проблемы с фокусировкой и медленная обработка снимков (на G1 X был установлен откровенно слабый процессор) довершали впечатление. Canon решила провести масштабную работу над ошибками и выпустила полностью измененную вторую версию, в своем стиле обозначив ее как Mark II: она получила новый сенсор, новую оптику, процессор, измененный корпус и функциональность, но лишилась видоискателя.

При этом у G1 X до сих пор нет прямых конкурентов: на рынке представлены либо компакты с крупной матрицей и оптикой с фиксированным фокусным расстоянием (Fujifilm X100S, Nikon Coolpix A, Ricoh GR, Sigma DP3 Merrill), либо камеры с меньшим сенсором и зум-оптикой (целая плеяда камер во главе с Sony RX100 II, Olympus Stylus 1 или Fujifilm X20). Есть, конечно, Leica X-Vario, но это иной, люксовый, сегмент. Это достижение немецкой инженерной мысли находится вне массового рынка. Canon же, несмотря на высокую цену своей новинки (в районе 35 тысяч), вполне в него укладывается — и претендует в нем на звание одной из самых универсальных моделей.

Основные характеристики

  • Сенсор: CMOS типа 1.5, размеры 18,7 x 14,0 мм, эффективное разрешение — приблизительно 12,8 Мп.
  • Разрешение снимков: до 4352 x 2904.
  • Объектив: f= 12,5–62,5 мм (35 мм эквивалент: 24–120 мм); 5-кратный оптический зум, 10-кратный при использовании технологии цифрового зума Zoom Plus; светосила f/2,0–f/3,9; 14 элементов в 11 группах (1 двухсторонняя асферическая UA-линза и 2 односторонние асферические UA-линзы)
  • Стабилизация изображения: есть (с подвижной группой линз), эквивалентна 3,5 ступеням выдержки; интеллектуальный стабилизатор изображения
  • Процессор обработки изображений: DIGIC 6 с использованием технологии iSAPS
  • Видоискатель: нет; возможно использование опционального
  • Дисплей: TFT, PureColor II, диагональ 3 дюйма, разрешение 1 040 000 точек, поворотный, 5 степеней регулировки яркости
  • Фокусировка: TTL, интеллектуальная автофокусировка AiAF (31-точечная, функция распознавания лиц или сенсорная автофокусировка с выбором и отслеживанием объекта или лица), 1-точечная автофокусировка (в любой точке или с фиксированным центром)
  • Автофокусировка: покадровая, непрерывная, коррекция автофокусировки/автоэкспозиции, сенсорная автофокусировка
  • Диапазон выдержки (сек.): 60–1/4000 с
  • Скорость съемки: 5,2 кадра/с без Live View; 3 кадра/с с Live View
  • Способы съемки: покадровый, автоматический, непрерывный, непрерывный с автофокусировкой, автоспуск
  • Соотношение сторон: 4:3, 3:2, 16:9, 1:1, 4:5
  • Режимы работы: режим Smart Auto (58 распознаваемых сцен), режим Hybrid Auto, программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручной режим, 2 х пользовательские установки, сюжетные программы, творческие фильтры, видеосъемка
  • Сюжетные режимы: портрет, режим интеллектуальной выдержки (улыбка, автоспуск с контролем моргания, автоспуск с определением нового лица в кадре), звезды (звездный ночной пейзаж, следы от звезд, интервальная видеосъемка звезд), ночная съемка с рук, подводная съемка, снег, фейерверк
  • Фотоэффекты («мои цвета»): живые цвета, нейтральный, сепия, черно-белый, позитивная пленка, осветление тона кожи, затемнение тона кожи, ярко-синий, ярко-зеленый, ярко-красный, пользовательский
  • Творческий фильтр: высокий динамический диапазон, эффект старины, эффект «рыбий глаз», эффект миниатюры, эффект игрушечной камеры, дефокусировка фона, мягкий фокус, черно-белый, сверхъяркий, эффект плаката
  • Светочувствительность: ISO 100—12800
  • Баланс белого: автоматический режим (включая технологию обнаружения лиц с балансом белого), дневной свет, тень, облачно, лампа накаливания, флуоресцентные лампы, высокотемпературные флуоресцентные лампы, вспышка, подводная съемка, пользовательская установка х 2; коррекция баланса белого по нескольким областям доступна в режиме Smart Auto
  • Формат файла фото: JPEG (Exif 2.3), RAW, совместимый с форматом Digital Print Order Format [DPOF] версии 1.1; RAW (14 бит, оригинальный RAW-файл второй версии от Canon)
  • Формат файла видео: MP4 [Видео: MPEG4-AVC (H.264), аудио: MPEG2 AAC-LC (стерео)], iFrame
  • Видео: до 1920 x 1080, 30 кадров/с; продолжительность записи — 29 минут 59 секунд; доступна интервальная видеосъемка звезд, эффект миниатюры, Hybrid Auto и iFrame
  • Режимы съемки видео: режим Smart Auto (21 распознаваемая сцена), стандартный, программная автоэкспозиция, портрет, эффект старины, эффект миниатюры, черно-белый, сверхъяркий, эффект плаката, подводная съемка, снег, фейерверк, скоростная съемка для замедленного воспроизведения
  • Вспышка: встроенная, 50 см — 6,8 м (W) / 50 см — 3,5 м (T), подавление эффекта красных глаз, блокировка экспозиции; есть башмак для внешней вспышки
  • Память: слот для карт памяти формата SD, с поддержкой карт SDHC, SDXC (до UHS-I)
  • Интерфейсы: USB, miniHDMI, синхронизация
  • Беспроводные соединения: Wi-Fi, NFC

Canon PowerShot G1 X Mark II будет предлагаться в продаже по цене 34 990 рублей.

Дизайн и конструкция

Canon G1 X была по своему дизайну наследницей серии PowerShot G по прямой линии. Немного неказистый, несимметричный облик с окошком видоискателя и большим числом всевозможным селекторов и кнопок в сочетании с неизменным черным цветом. Версия Mark II смотрится немного иначе: изменилась форма ручки для хвата правой рукой, исчез видоискатель (с его пропажей удалось немного облегчить верхнюю кромку камеры), изменился и формат шарнира поворотного экрана. G1 X mark II стала современнее, но красотой по-прежнему не блещет. Это классический prosumer-аппарат, где выполняется задача на небольшом корпусе разместить крупную оптику и достаточное число органов управления. А об изяществе речь, по сути, не идет.

Зато речь идет о хорошем качестве сборки и солидных материалах. Корпус металлический, в меcтах хвата облицован прорезиненным материалом. Сборка японская.

Габариты Canon PowerShot G1 X Mark II — 116 x 74 x 66 мм, вес — 556 граммов (с батареей и картой памяти). Это весьма крупная камера, тягающаяся своими размерами и весом с иными беззеркалками. Причем не только заведомо меньшего формата вроде недавней Samsung NX mini, но и с обладающими сенсором большего размера.

На этих фото G1 X Mark II представлена рядом с Sony a6000. В карман она, как понимаете, не поместится. Она остается в рамках общепринятой терминологии компактом — много места в сумке не займет, дополнительной оптикой ношу не отяготит. Но это вещь более крупная и тяжелая, чем и Fujifilm X100S, и Nikon Coolpix A, например. Зум-объектив в сочетании с металлическим корпусом дает о себе знать.

В руке Canon PowerShot G1 X Mark II лежит хорошо, выступ анатомический, площадка для большого пальца есть; кнопка спуска находится не под углом, но в правильном месте. Камера пригодна и для съемки с двух рук, и с одной, навскидку. Единственное препятствие — вес. Удержать на весу почти 600-граммовое устройство можно без труда, но не допустить сотрясения корпуса с последующим смазом нелегко.

Функциональные элементы. Лицевая сторона: крупный телескопический объектив с двумя управляющими дисками, лампа подсветки автофокуса.

На правом ребре располагаются интерфейсы, прикрытые крышкой: miniUSB, miniHDMI, разъем для пульта ДУ. Слева находится рычажок, поднимающий вспышку, динамик, а также контактная площадка NFC-соединения.

Сверху: выстреливающая вертикально вверх вспышка, горячий башмак для типовых аксессуаров, стереомикрофон, кнопка воспроизведения снимков, кнопка включения, кнопка спуска с рычажком зуммирования рядом и селектор режимов работы.

Снизу: отсек для батареи и карты памяти с расположенным совсем близко штативным пазом, не предусматривающим «пит-стоп» у установленной на штатив камеры.

Тыльная сторона: крупный откидывающийся экран; справа и выше — кнопка активации беспроводных функций, программируемая клавиша рядом с кнопкой быстрого включения видеозаписи; вокруг пятипозиционной, окантованной селекторным кольцом, навигационной клавиши (лучи и центр ее снабжены дополнительными функциями) находятся кнопки активации ручной фокусировки, выбора точки фокусировки, смены типа отображаемой на дисплее информации и вызова основного меню.

Интерфейс и управление

Позиционирование G1 X Mark II как камеры, рассчитанной на энтузиастов, заставило инженеров более внимательно отнестись к организации управления в рамках относительно компактного корпуса и придумывать нетривиальные способы быстрой настройки ее всевозможных функций. На объективе расположены два кольца: переднее отвечает только за наведение на резкость при ручной фокусировке, второе управляет трансфокатором. Но на них можно повесить множество иных функций: например, полностью распределить между ними экспопару.

По сути, на этой камере есть сразу три настраиваемых селекторных диска — этого более чем достаточно для быстрой смены нужных настроек и персонализации. Также отмечу программируемые копки: специализированную S и кнопку активации видеозаписи, на которую можно назначить что-то еще, если видео вас не привлекает. Исчез механический селектор экспокоррекции. Кнопки небольшие и порой с весьма тугой отдачей, у обладателей крупных пальцев могут возникнуть некоторые проблемы с их нажатием. Но в целом Canon PowerShot G1 X Mark II можно назвать хорошим примером грамотного управления компактной камерой.

Интерфейс предельно прост. Есть быстрое меню, выполненное в виде вертикальной линейки функций с горизонталью их настроек. Черно-бело-оранжевое, минималистичное, вызывается центральной кнопкой навигационного блока, пригодно к сенсорному контакту. Основное меню выполнено в той же цветовой гамме, разделено на три группы: параметры съемки, параметры камер, «мое меню». Причем настроек, дублирующих те, что есть в быстром меню, в основном меню нет. Лишний раз ходить туда не придется. Выглядит все довольно неказисто, но пользоваться несложно.

В режиме Live View на экран выводятся основные параметры, виртуальный горизонт (камера снабжена гироскопом), сетка, гистограмма. Доступно сенсорное управление точкой автофокуса, причем ее размеры можно менять с помощью кольца вокруг объектива.

Экран — трехдюймовый, ЖК, разрешением 1 040 000 точек. Ввиду отсутствия комплектного видоискателя визировать придется по экрану — и он для этого вполне подходит. Яркий, с естественными цветами, с хорошим углами обзора, на солнце блекнет, но не слепнет. Снабжен шарниром, но поворачивается только в вертикальной плоскости: вниз на 45 градусов, вверх — на 180.

То есть снова мы видим камеру, рассчитанную в числе прочего на съемку автопортретов-«селфи». Правда, не сказал бы, что шарнир сделан удачно — чтобы повернуть экран вверх, его необходимо оторвать от основной рамки, применив силу; сломать его так не то чтобы просто, но все равно страшновато. Дисплей, как уже упоминалось выше, снабжен сенсорным емкостным покрытием.

Функциональность

Canon PowerShot G1 X Mark II базируется на сенсоре формата 1,5 (18,7 x 14,0 мм) эффективным разрешением 12,8 мегапикселя. Разрешение по сравнению с матрицей, используемой на первой G1 X, немного понижено — погоня за большими цифрами здесь неуместна, в отличие от погони за хорошим качеством картинки на высоких ISO (чего можно достигнуть при увеличении размера отдельных пикселей). Размер снимка остался примерно таким же, как у G1 X. Но главное обновление в сравнении с предшественницей — новый процессор DIGIC 6. Появившийся еще в прошлом году, он, тем не менее, способен дать серьезнейший прирост в производительности и скорости работы камеры. То есть то, с чем раньше были серьезные проблемы.

Частично проблемы есть и сейчас. На включение G1 X Mark II требуется около двух секунд (с учетом выдвигающегося телескопического объектива) — но ждать от компакта, пусть и продвинутого, реакции профессиональной зеркалки все-таки неверно. А вот снова низкая скорость серийной съемки стала скорее сюрпризом: заявленные 5,2 кадр/с без Live View/3 кадр/с с Live View достигаются только при съемке JPEG, а вот при съемке RAW или JPEG+RAW скорость примерно равна одному кадру в секунду, что приблизительно соответствует уровню прошлой G1 X. Камера, конечно, совсем не претендует на звание пригодной для репортажа. Буфер обмена позволяет снять подряд 9 кадров в RAW и ограниченное лишь скоростью и размером карты памяти число кадров JPEG.

А вот автоматическая фокусировка стала работать куда быстрее, как и обещалось. Контрастная система, 31 точка, никаких откровений. Но работает довольно шустро в большинстве сцен, теряясь только временами, ерзая и не фиксируясь. Не слишком четко автофокус работает при наведении по одной точке. Использование многоточечной схемы (в авторежиме, например) приводит к более точной его работе. Безупречной его работу, в любом случае, назвать не получается. Но хотя бы появилась макросъемка — камера способна сфокусироваться на объекте, расположенном в 5 см от объектива при его широкоугольном положении. Та роскошь, которой G1 X не обладала. Доступна ручная фокусировка, причем не только с помощью двукратного или четырехкратного увеличения зоны фокусировки, но и с использованием подсветки контуров объектов в зоне резкости (focus peaking) — это очень удобно; есть и фокус-брекетинг — камера делает три снимка с различной дистанцией фокусировки. Вещь не самая нужная и весьма редкая.

Камера снабжена встроенной вспышкой: ведущее число примерно 6.8, синхронизация 1/250 c. Но доступен горячий башмак, куда можно прикрутить более мощный осветительный прибор. Также G1 X Mark II обладает встроенным оптическим стабилизатором изображения, позволяющим получить кадры с приличной резкостью при выдержках в районе 1/6-1/15 секунды (зависит уже от верности руки фотографа).

Затвор электронный, самый обыкновенный. Диапазон — от 60 секунд до 1/4000 секунды. Ручной выдержки нет.

Режимы работы: авто, P/A/S/M, два пользовательских, сюжетные режимы, творческие фильтры, гибридное авто, «творческий снимок», видео.

Особого внимания заслуживают, конечно, режимы «гибридное авто» и «творческий снимок». Они нетипичны для старших камер Canon, но мы их уже видели, например, на модели Canon PowerShot N. Первый позволяет записывать на видео короткие отрезки в момент съемки фото (семь секунд), тем самым сохраняя в памяти небольшие видеоролики, сопровождающие вашу съемку. Достаточно занятная вещь, которая может быть востребована во время путешествий.

В режиме «творческого снимка» камера делает кадр и обрабатывает его в шести различных вариациях, случайным образом накладывая фильтры, меняя кроп и используя цифровой зум. Можно все отдать на откуп камере, а можно выбрать вариации: ретро-стиль, монохромный, спецэффекты, натуральные цвета. Фотографам, привыкшим контролировать каждую деталь своего снимка, этот режим не понадобится вовсе. Но как эксперимент, возможность взглянуть на кадр под необычным углом — почему бы и нет. Для Instagram же и вовсе — чем причудливее и страннее фильтр, тем лучше. Учитывая, что G1 X Mark II предполагает взаимодействие с мобильным устройствами и может делать снимки в формате 1:1, можно учитывать и такую возможность.

Примеры «творческих снимков».

Есть и классические творческие фильтры в количестве десяти штук, настраиваемые. Снимок с различными наложенными фильтрами можете найти выше.

Не обошлось и без HDR. На мой взгляд, реализованного топорно и не слишком удачно, без гибкой настройки. Снимок без примененного HDR (слева) и с ним (справа) можно найти выше. Есть и фильтр нейтральной плотности, он позволяет снимать в солнечную погоду на более длинных выдержках, не пересвечивая небо, но его эффективность по сравнению с той же Fujifilm X100S, где он тоже встроен, невысока.

Доступны и обычные для Canon автокоррекция динамического диапазона, темных участков, возможность коррекции цветов (фирменный режим «Мои цвета»; примеры выше) — все это только при съемке в JPEG.

Беспроводные возможности. На Canon PowerShot G1 X Mark II предусмотрены модули Wi-Fi и NFC — все как и подобает современной камере, рассчитанной на массового потребителя. Приложение Canon CameraWindow, доступное для Android и iOS, позволяет управлять камерой без проводов на расстоянии до 5 м (причем сохраняя и ручные настройки). Конечно же, можно и сохранять изображения сразу на мобильном устройстве по одному нажатию кнопки (также функция доступна для домашнего компьютера, Twitter, Flickr, Google Drive и Facebook). Есть и функция присваивания фотографиям меток при помощи встроенного в мобильное устройство GPS. Функциональность, ставшая в последнее время обыденной, Canon здесь не отстает.

Видео. Canon PowerShot G1 X Mark II вполне успешно записывает видео: FullHD, 30 кадров в секунду, прогрессивная развертка. Есть поддержка некоторых фильтров и эффектов, доступна программная экспозиция, но ручных настроек для видео тут нет. Зато есть запись в формате iFrame и возможность применения фильтра нейтральной плотности. Запись ведется в формате MP4. Качество записи достойное для любительского аппарата без выраженного акцента на видеосъемке.

Качество съемки

Помимо нового сенсора и процессора, Canon G1X Mark II получила новую оптику. Место не светосильного объектива с четырехкратным увеличением занял f= 12,5 – 62,5 мм (35 мм эквивалент: 24–120 мм; 5-кратный оптический зум), светосила f/2,0–f/3,9. Показатели выросли по всем фронтам, объектив по своим характеристикам стал куда больше соответствовать крупной и качественной матрице, трагического несовпадения первой G1 X больше не наблюдается. Но он обладает весьма специфическими оптическими свойствами. В первую речь дело касается плавающей резкости на открытой диафрагме. И в широкоугольном, и в телеположении она оставляет желать немного лучшего. Глубина резкости, которая и так должна быть небольшой в сочетании высокой светосилы и крупной матрицы, подчеркивается программным размытием (также понижающим резкость фотографий), создающим эффект «заблюренности» снимков. Про появившуюся возможность снимать какое-никакое макро я уже упоминал выше.

Авторежим серьезный — камера выставляет одну из 58 распознаваемых сцен (против 21 у G1 X), делая это обоснованно и аккуратно. Нет, правда, поддержки RAW (14-битного, кстати) при активации полного автомата, но пользователям «зеленого» режима он и не потребуется. PowerShot есть PowerShot. Баланс между высоким ISO и длинной выдержкой соблюдается — нет претензий ни по слишком шумным, ни по смазанным снимкам на автомате. Отдельно радует, что автоматике можно задать любой диапазон светочувствительности — вплоть до ISO 12800. C балансом белого G1 X Mark II работает нормально, не допуская откровенных провалов, но и не поражая абсолютной точностью в сценах с искусственным светом.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

Камера отличается хорошей работой на широком диапазоне светочувствительности, что неудивительно при таком сочетании размера матрицы и ее разрешения. Это, наверное, главный козырь G1 X Mark II. Рабочим можно назвать диапазон до ISO 3200 (при хорошем экспонировании). На ISO 6400 уже сильно заметны падение детализации (при активации шумоподавления) либо монохромные шумы (при его отключении), но можно получить вполне пригодные для публикации в сети снимки.

Выше можно увидеть примеры работы шумоподавления. Слева направо, сверху вниз от выключенного шумодава к максимально активному. Снимки сделаны с ISO 3200.

Снимки, сделанные на Canon PowerShot G1 X Mark II, отличаются хорошей цветопередачей в JPEG — без ярких акцентов, в меру теплыми, в меру холодными цветами. То, что называют «естественными». Детализация нормальная, но не поражает воображение — сильной стороной камеры ее не назвать, но в проблемные области заносить не стоит. А вот динамический диапазон мог бы быть получше — не помогает и программное расширение при съемке JPEG; энтузиастам остается только «вытягивать» недосвеченные или пересвеченные участки, неизбежные при съемке контрастных сцен, из RAW.

Галерея снимков, сделанных на Canon PowerShot G1 X Mark II:

Батарея

Классическое слабое место компактной камеры — слабая комплектная батарея. Здесь она не такой уж малой емкости (1910 мАч), но хватает ее все равно ненадолго. Лишь 260—280 снимков (максимум — в эко-режиме с более блеклым экраном) за один заряд. Этого может не хватить даже на один съемочный день. С учетом того, что камера заряжается традиционным способом, с помощью отдельного зарядного устройства, а не напрямую, кабелем (то есть для быстрой подзарядки нельзя использовать внешний аккумулятор), образовывается некоторая проблема. К которой каждый потенциальный пользователь компактной камеры должен быть готов.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Canon при разработке G1 X Mark II сделала самое главное — исправила ключевые недостатки первой версии: неудачный объектив и слабый процессор, делавший камеру слишком медленной, заодно обновив и сенсор (ставший еще более работоспособным на высоких ISO). К этому добавились признаки времени: сенсорная поверхность экрана (делающая и так удачную схему управления еще более простой), беспроводные модули и расширенные возможности программной постобработки сделанных снимков.

Но хитом этому компакту с сенсором формата «почти APS-С» все равно стать не суждено. Модель лишилась видоискателя — но с этим смириться с учетом яркого поворотного экрана нетрудно. Более критичны другие вещи. Во-первых, новая, светосильная оптика не слишком здорово себя проявляет по резкости на минимальной светосиле. Во-вторых, камера очень крупная и тяжелая, по опыту использования она конкурирует не с Sony RX100 II или Fujifilm X20, а с Olympus Styus 1 и беззеркальными камерами.

В-третьих, конечно, цена. Canon PowerShot G1 X Mark II стоит на старте продаж 34 990 рублей. Это ценовой сегмент зеркальных камер среднего уровня (Nikon D5300, Canon EOS 700D) и серьезных беззеркалок (Panasonic Lumix G6, Sony a6000, Samsung NX30). Обоснование такой покупке найти, в принципе, можно, модель универсальна и дает хорошее качество снимков при неспешной работе (скорость серийной съемки по-прежнему хромает). И при этом не требует дополнительных вложений по оптике, занимает не так уж много места, полнофункциональна. Она более чем успешно конкурирует с упомянутыми в начале Nikon Coolpix A, Fujifilm X100S и Ricoh GR, предлагая мощный козырь в виде оптического зума. Но преодолеть узость ниши, о которой я говорил еще в обзоре первой G1 X, у камеры едва ли получится.