Сравнительный обзор самых маленьких беззеркальных фотокамер

Массированное явление в конце 2000-х/начале 2010-х годов беззеркальных камер со сменной оптикой («беззеркалок», «системных камер») было вызвано требованиями времени: миниатюризация всего и вся. Зеркальные камеры, до этого времени безраздельно властвовавшие на рынке профессиональной и полупрофессиональной фототехники, всегда были весьма громоздкими и отказ от зеркала при сохранении качества съемки должен был создать идеальный сначала для продвинутого пользователя, а затем, с развитием технологий, и для профессионала класс. Так постепенно и получается, на рынке уже есть полнокадровые беззеркалки, профессионалы для различных нужд приобретают беззеркальные камеры, сегмент быстро растет.

Но в рамках сегмента уже давно есть расслоение на камеры, по размерам не так уж далеко ушедшие от зеркальных, обладающие предельной функциональностью, привычной эргономикой, видоискателем. И на камеры со сменной оптикой, во главе угла которых стоит их компактность. Такие серии есть у нескольких производителей. Мы говорим о камерах со сменной оптикой, обладающих небольшой матрицей и, соответственно, небольшим относительным отверстием: Pentax Q (сенсор 1/2,3’’, появилась в 2011 году), Nikon 1 (сенсор 1’’, появилась в 2011 году), Samsung NX mini (сенсор 1'', появилась в 2014 году). Мы решили сделать небольшое сравнение этих камер, взяв последние модели эти серий: Pentax Q7, Nikon 1 J4 и, собственно, Samsung NX mini — близкие по позиционированию и ценовому диапазону. А в компанию к ним взять более дорогую камеру с крупной матрицей Micro Four Thirds, но так же сравнимую по габаритам — Panasonic Lumix GM1. Полноценные, подробные обзоры Samsung NX mini и Panasonic Lumix GM1 уже выходили на Hi-Tech.Mail.Ru. Также мы писали про первую Pentax Q и, совсем недавно, про старшую модель последнего поколения Nikon 1 — Nikon 1 V3. В этом тесте мы просто сравним близкие модели.

Сравнительные характеристики

В обзоре я буду минимально касаться конкретных характеристик, сосредоточившись на общих вещах. Посмотреть сходства-различия по конкретным параметрам можно, заглядывая в эту табличку.

Дизайн и конструкция

Все миниатюрные беззеркалки, как одна, привлекают не только своими компактными размерами, но и внешностью. Две из четырех участниц теста получили от нас награды за дизайн (Panasonic Lumix GM1, Samsung NX mini), две других имели бы на это вполне реальные шансы, если бы мы сделали про них отдельные обзоры. Pentax Q7 вызывает умиление своим образом классической дальномерной камеры, уменьшенной до размеров компакта — вызывая радость окружающих; успех Pentax Q я могу сравнить разве что с эффектом Leica. Отдельно стоит сказать о возможностях выбора цветовых вариантов Q7: до 120 комбинаций (20 различных цветов корпуса и 6 различных цветов ручки).

Остальные камеры также выпускаются в корпусах разных цветов — не с таким размахом, но с интересными вариациями: Nikon 1 J4, например, есть в оранжевом корпусе с оранжевым же объективом; Panasonic Lumix GM1, самый солидный из всей четверки, предлагается в рыжем корпусе; Samsung NX mini можно найти цвета морской волны и розовую.

Сказать, что какая-то из камер выглядит предпочтительнее других, нельзя. Чуть менее интересно, чем остальные, смотрится, возможно, Nikon 1 J4, которая выпускается в аккуратном корпусе из гладкого пластика с вкраплениями полированного металла — но решение о применении черного пластика для задней панели смотрится немного сомнительным. Но и это исключительно дело вкуса — все представленные камеры выглядят отлично.

По качеству сборки и материалов особняком стоит Panasonic Lumix GM1 — отделка под кожу + металл. Это логично для более дорогой модели. Pentax Q7 отделана нескользким материалом под резину, немарким и удобным для хвата, но простенький пластик и зазоры между элементами немного портят впечатление. Samsung NX mini выполнен в пластиковом корпусе, как и Nikon 1 J4, но исполнение NX mini отличается лучшим качеством, покрытие J4 быстро истирается — за время теста на нем появились потертости, местами облупилась краска.

По габаритам и весу явного фаворита нет: какая-то камера выше, но тоньше, какая-то легче. Самая тяжелая камера среди представленных — Nikon 1 J4, в ассортименте Pentax нет зум-объективов с электронным приводом зуммирования, что несколько нивелирует ее компактность. Но кардинальных различий среди представленных в обзоре камер мы не видим, все играют в одной лиге.

Но это не лига карманных устройств, необходимо об этом помнить, выбирая себе подобную камеру. Из-за неизбежно выступающего объектива убрать ее в карман не получится. Носить придется в специальном чехле, либо в сумке/рюкзаке вместе с другими вещами.

Эргономика и управление

По эргономике различия более значительны. Маленький корпус неизбежно приводит к недостатку места для всех привычных фотографу органов управления — и каждый производитель справляется с проблемой по-своему. Ни одну из камер нельзя назвать в полной мере сохранившей удобство старших моделей.

Panasonic Lumix GM1 и Pentax Q7 приближены по схеме управления к привычным сценариям: селектор режимов, относительно большое число механических кнопок, у GM1 есть и удобный переключатель режимов фокусировки; но недостаточно большое, чтобы все главные функции вынести на горячие клавиши на корпусе (у Q7 еще две проблемы — слишком маленький размер клавиш, ими неудобно пользоваться даже человеку с небольшими пальцами, и крупный селектор режимов постобработки на лицевой панели, лишенный блокировки, — в итоге можно, не заметив этого, наснимать кадров с ненужными фильтрами). У Nikon 1 J4 и Samsung NX mini проблемы еще глубже: из-за отсутствия селектора режимов (в случае Nikon — полноценного селектора) на их переключение уходит больше времени, какие-то важные параметры спрятаны слишком глубоко в меню — чтобы добраться до них, приходится тратить слишком много времени (кадр может быть в это время упущен). Частично ситуацию компенсирует сенсорный экран, который также оказывается хорошим подспорьем для неопытного пользователя — он есть у Nikon, Panasonic, Samsung. Pentax свою модель сенсорного экран лишила — и совершенно зря, это заметный недостаток Q7.

По удобству хвата очевидный лидер — Pentax Q7, за счет сочетания нескользкого материала и выступа для хвата правой рукой. Для всех остальных камер, несмотря на скромные габариты и вес, хват одной рукой неудобен, корпус будет выскальзывать из руки (даже Panasonic Lumix GM1, несмотря на отделку под кожу). Samsung NX mini также отделан шершавым пластиком, но у него добавляются небольшие проблемы с расположением кнопки спуска (не на естественном для указательного пальца месте) и площадки для упора большого пальца (выполненной неудачно, палец с нее соскальзывает).

Все фигуранты теста обладают быстрым меню, обеспечивающим относительно короткий путь к основным настройкам — реализация на всех камерах отличается, но отдать предпочтение какой-то не могу, это дело вкуса. Основные меню также относительно равноценны, хотя логика Nikon 1 мне показалась чуть менее естественной, чем у других.

Nikon 1 J4

Panasonic Lumix GM1

Pentax Q7

Samsung NX mini

Встроенным видоискателем не оснащена ни одна из представленных в обзоре камер — компактный корпус не исключает эту возможность, но затрудняет реализацию решения. Опционально доступен он может быть только для Pentax Q7. Строить кадр необходимо исключительно по дисплею.

Единственной моделью с поворотным дисплеем оказалась Samsung NX mini — ее экран поворачивается на 180 градусов вверх, тем самым занимая оптимальное положения для съемки автопортрета — в сочетании с автоматически вводимой при таком положении трехсекундной задержкой NX mini можно назвать оптимальным выбором для съемки «селфи». Да и для построения обычного кадра — тоже возможность повернуть дисплей для съемки «от бедра» или для того, чтобы бороться с бликами при ярком солнечном свете нельзя переоценить. Другие участники теста такой роскошью не блистают.

Сами экраны у всех камер трехдюймовые, сделаны по ЖК-технологии. По непосредственному качеству лидируют Nikon 1 J4 и Panasonic Lumix GM1 — более 1 млн. точек обеспечивают четкую картинку. Pentax Q7 и Samsung NX mini оснащены дисплеями со слабым разрешением в 460 тыс. точек. По яркости, углам обзора ситуация примерно та же.

Функциональность

Скорость работы, автофокус. Nikon 1 уже на старте позиционировалась как система предельно быстрых во всем камер: от серийной съемки до автофокуса. Эту репутацию они сохраняют: J4 работает очень оперативно, включаясь в работу за секунду (плюс небольшой зазор для активации объектива с электронным зумом), позволяет снимать по 5 кадров в секунду в штатном режиме и до 60 в полном разрешении при длине серии в секунду и формате JPEG. Ну, и конечно, автофокус — гибридный (с сочетанием фазовых и контрастных датчиков фокусировки), со 171 точкой, очень точный и предельной быстрый.

Panasonic Lumix GM1 уступает Nikon 1 J4 незначительно. Включается в работу эта камера еще быстрее, способна выдавать те же 5 кадров в секунду, но не делает 60-кадровых секундных серий и обладает обычным контрастным автофокусом с 21 зоной — тоже очень быстрым, но уступающим «никоновскому», в том числе и по цепкости.

Pentax Q7 включается в работу примерно за полторы секунды, умеет делать серии с той же скоростью — до 5 кадров в секунду и обладает 25-точечным контрастным автофокусом. Уступающим и по скорости, и по точности схожему решению Panasonic.

Samsung NX mini требуется больше всех времени для активации. Около двух секунд — плюс пауза для активации и оптики (то же характерно и для объектива Panasonic). Зато стандартная скорость серийной съемки самая высокая — 6 кадров в секунду. Автофокус контрастный, с 21 зоной в обычном режиме и 35 зонами в макро режиме. По точности и скорости он работает примерно на одном уровне с Pentax.

Режимы работы, дополнительные функции. Все участницы тестирования, несмотря на свой компактный статус, умеют работать с RAW и обладают ручными и полуавтоматическими режимами работы (P/S/A/M). Также, естественно, все они оснащены полной автоматикой (у Panasonic Lumix GM1 есть функция контроля отдельных параметров в авторежиме). Поговорим о частностях применительно к каждой камере по порядку.

Nikon 1 J4 имеет в арсенале характерные для серии режимы «Съемка Лучшего Момента» — съемка 20 кадров в полном разрешении за время, которое требуется для нажатия спусковой кнопки затвора, и отбор после этого самого достойного по мнению камеры или по решению фотографа; и «Моментальная Съемка Движения» — режим «живого» снимка, сочетающий пару секунд замедленного видео с фотографией. Доступны и ручные настройки снимка, и предоставление выбора автоматике, выбор формата видео (NMS для просмотра в специальном ПО или традиционный MOV), выбор, когда записывать видео — до или после фотоснимка. Традиционных сюжетных режимов Nikon 1 J4 лишена. Но есть несколько систем программной обработки снимков: фирменная «творческая палитра», позволяющая оперативно работать с цветом при помощи удобного кругового селектора и несколько фильтров. Также имеется возможность автоматической склейки HDR и панорам, фирменный режим расширения динамического диапазона Active D-Lighting и программная коррекция оптических искажений.

Panasonic Lumix GM1 более традиционен. Тут есть и сюжетные режимы (у Panasonic представленные, как всегда, очень широко), и огромный выбор спецэффектов изображения (22 штуки). При этом доступен HDR, интервальная съемка (до 9999 снимков), покадровая анимация (камера автоматом делает заданное число снимков, сюжеты которых можно варьировать, а затем сама склеивает в заданном же качестве из них покадровое видео), множественная экспозиция; есть интеллектуальное расширение динамического диапазона, разрешения, компенсация теней, доступна бесшумная съемка.

Pentax Q7 обладает арсеналом сюжетных режимов и набором гибко настраиваемых спецэффектов, традиционно для Pentax реализованных очень здорово. Помимо этого, колесо выбора режимов щеголяет значком BC — в этом режиме доступен программный контроль над размытием заднего фона: из-за маленькой матрицы у камер Q-серии с этим есть проблемы, поэтому приходится прибегать к таким «костылям», помогающим создать необходимый «блюр» на заднем плане — не слишком, впрочем, естественно выглядящий. И требующий времени на обработку — каждый кадр в таком режиме создается в районе 4-5 секунд. Другие функции камеры включают в себя программную склейку HDR, программный фильтр нейтральной плотности, коррекцию искажений, расширение динамического диапазона, электронный стабилизатор.

Samsung NX mini единственная участница обзора, которая не может снимать RAW в автоматическом режиме. При этом в комплекте с NX mini идет Adobe Lightroom 5, программа, как раз примечательная своим RAW-конвертером — интересный диссонанс. Сюжетные режимы присутствуют, входя в состав фирменного формата Smart, который помимо них включает в себя такие вещи, как «ретушь лица» (программное сглаживание кожи — для любителей эффекта blur), «лучшее лицо» (камера опознает до пяти лиц в кадре и делает пять последовательных снимков, после чего можно выбрать для каждого человека в кадре самые удачные варианты, которые камера автоматически склеит воедино), режим «насыщенные цвета», в котором объединяются снимки с различной экспозицией (так тут назвали HDR); автоматическую склейку панорам; режим «ночь», в котором также склеиваются фотографии для получения достаточно светлых и несмазанных ночных снимков, «креативный снимок» (камера сама решает, какой из доступных режимов ей применить в данный момент), «дорожки света» (съемка в ночное время с длинной выдержкой). В процессе съемки можно менять цветовую схему, резкость и насыщенность как при помощи предустановок, так и полностью вручную — все это доступно в меню «Мастер снимка». Есть и четыре «спецэффекта изображения»: виньетка, миниатюра, эскиз, рыбий глаз. Пример их применения — выше. Отмечу, что быстрого доступа к их выбору нет — только через основное меню. При постобработке снимка доступно значительно большее число фильтров. NX mini, кстати, обладает самой подробной среди участниц тестирования системой постобработки.

Две камеры из представленных (Pentax Q7 и Panasonic Lumix GM1) нуждаются в картах памяти обычного стандарта SD для записи данных, а Nikon 1 J4 и Samsung NX mini обладают портами для microSD. Не назвал бы это явным недостатком, по скорости нынешние microSD не уступают полноразмерным, но стоят полноразмерные заметно меньше. Желающим получить microSD для камеры крупной вместимости придется раскошелиться.

Wi-Fi. Все камеры, кроме Pentax Q7, оснащены беспроводными модулями. Samsung NX mini даже двумя — помимо Wi-Fi у нее есть также NFC. Возможности применения их для всех близки: удаленное управление камерой, быстрая передача снимков без проводов на мобильные устройства, проставлять геометки; для работы требуются приложения, установленные устройство под Android или iOS (для Windows Phone приложений нет ни у кого). Samsung здесь пошел дальше всех, добавив для своей камеры прямую возможность публикации снимков в социальные сети и фотохостинги (в частности, Flickr) и функцию Baby Monitor, позволяющую ограниченно, но использовать камеру для слежения за объектами, находящимися вне зоны вашего доступа.

Видео. Лучше всех в плане видеозаписи себя проявляет Panasonic Lumix GM1 — камеры этой компании давно и надежно зарекомендовали себя как прекрасные аппараты именно для записи видео. FullHD со скоростью 60 каров в секунду и прогрессивной разверткой (у GM1 только чересстрочная) умеет писать также и конкурирующий с ПЬ1 в этом плане Nikon 1 J4, но стандарт AVCHD поддерживает только GM1. Pentax Q7 и Samsung NX mini умеют писать видео скорее «для галочки»: да, есть поддержка FullHD, но только с 30 кадрами в секунду. У Q7 нет даже отдельной кнопки для старта видеозаписи на корпусе — компания традиционно не делает ставку на видео.

Качество съемки

Сенсоры. Panasonic выпустил компактную камеру, не пожертвовав стандартными для себя размерами сенсора (матрица стандарта Micro Four Thirds кроп-фактора 2 устанавливается на все другие камеры этой компании), Nikon и Samsung пошли по пути компромисса (матрица стандарта 1'' кроп-фактора 2,7 используется сейчас на универсальных камерах без сменных объективов — таких, как Sony RX100, Sony RX10 или Panasonic DMC-FZ1000).

Pentax же упростил себе задачу, взяв матрицу стандарта, давно использующегося на компактах (1/1,7'', кроп-фактор 4,55). Надо отдать Pentax должное, задирать разрешение своей маленькой матрицы они не стали (всего 12,4 МПикс), иначе ситуация с ее работой на высоких ISO стала бы аховой. Зато за счет крохотного относительного отверстия они смогли уменьшить оптику до практически игрушечных габаритов. На фото выше можно увидеть Q7 с парой фирменных toy-lens объективов. Но такой радикализм сказался на качестве картинки все-таки отрицательно. Об этом, впрочем, ниже.

Объективы. Важнейший момент для камер со сменной оптикой. Большинство пользователей использует подобные камеры с комплектными объективами, не вдаваясь в дебри — но, тем не менее, именно выбор альтернативных вариантов оптики для своей камеры был и остается ключевым преимуществом подобных. В данном случае — перед продвинутыми компактами.

Самым обширным по количеству и изысканным по качеству парком оптики щеголяет, конечно, Panasonic, мало того, что насыщающий свою линейку с 2008 года, но и за счет единого стандарта с Olympus способный без переходников работать с объективами M.ZUIKO. Единственный ограничительный фактор — цена, оптика Panasonic достаточно дорогая. А также размер — миниатюрные в сравнении с зеркальными системами, объективы MFT кажутся достаточно крупными рядом с тем, что предлагают сегодняшние конкуренты.

Nikon 1 и Pentax Q существуют с 2011 года, но сделать действительно широкие линейки компании до сегодняшнего момента не успели (или не захотели). Выбор оптики есть, но относительно скудный. На Samsung NX mini же и вовсе применен новый байонет, на который в данный момент существует только три объектива.

Тестировали мы все камеры, тем не менее, исключительно с комплектными зум-объективами. Это наиболее популярный сценарий использования подобных камер. Поэтому пара слов о каждом из таких объективов.

Nikon 1 J4 комплектуется power-zoom объективом с фокусным расстоянием 10-30 мм (27-74 — 35-мм эквивалент), светосилой f3.5-5.6. Относительно крупный (в сравнении со схожим по характеристикам объективом Samsung для того же относительного отверстия), не дающий хорошую резкость, медленный в активации, со слабой конструкцией. Из достоинств — нормальный оптический стабилизатор.

Panasonic Lumix GM1 поставляется вместе с механическим объективом 12-32 мм (эквивалент — 24-64 мм) светосилой f/3.5-5.6. Объектив очень легкий и компактный, снабжен механическим кольцом активации (из-за чего камера активируется значительно быстрее, чем с автоматизированным объективом). Но в итоге объектив лишен кольца ручной фокусировки, отчего эта операция на GM1 с 12-32 мм превращается в настоящую пытку — это серьезный недостаток. При этом объектив радует приличной резкостью и минимальным числом аберраций.

Pentax Q7 оснащается объективом 5-15 мм (эквивалент — 23-69 мм) f/2.8-4.5. Объектив сделан по типичной схеме с двумя кольцами (зуммирования и фокусировки) и обладает неплохой светосилой. В итоге он относительно крупный и длинный, но помогает камере с небольшой матрицей оставаться рабочей и в условиях недостаточного освещения. Сказать что-то особенное про выдаваемую им картинку тяжело — она довольно стандартна.

В комплекте с Samsung NX mini идет 9-27 мм (эквивалент — 24-73 мм). Важнейшее его достоинство — компактность. 73-граммовый автофокусный зум со стабилизатором — это очень хорошо. Какими-то феноменальными оптическими характеристиками он не блещет. Достаточно быстр, умеренно резок, особенным боке не выделяется, хроматическими аберрациями не грешит. Как и объектив Panasonic, он снабжен механическим активатором и лишен кольца ручной фокусировки — но за счет более внятной системы ручной фокусировки внутри камеры таких проблем, как на GM1, с этим не возникает.

Мы решили сделать главный акцент на снимки, полученные на эти камеры в авторежиме. Это, опять же, основной сценарий их использования. Главная аудитория подобных моделей — новички в фотографии, использующие для подавляющего числа своих снимков именно полный автомат. В «авто» были сделаны снимки на эти камеры в разных условиях. Ниже они предлагаются вашему вниманию.

Авторежим.

Nikon 1 J4:

Panasonic Lumix GM1:

Pentax Q7:

Samsung NX mini:

Снимки с одинаковыми параметрами, тесты ISO. Но некоторое число снимков — в частности, с разным ISO на нашем стенде, мы сделали, выставив абсолютно идентичные параметры съемки. Этим снимки предлагаются вашему вниманию без разделения по камерам, собранные в ряд. Слева-направо: Nikon 1 J4, Panasonic Lumix GM1, Pentax Q7, Samsung NX mini.

Дневная съемка, пейзаж 1/50, f/8, ISO 200:

Дневное макро, 1/100, f/5.6, ISO 200:

Вечерняя съемка, 1/200, f/6.3, ISO 800:

Портрет, 1/125, f/5.6, ISO 1600:

Ночная съемка, 1/15, f/3.5, ISO 6400:

Предметная съемка в помещении, приоритет диафрагмы, минимальное ISO:

Предметная съемка в помещении, приоритет диафрагмы, ISO 1600:

Предметная съемка в помещении, приоритет диафрагмы, ISO 6400:

Предметная съемка в помещении, приоритет диафрагмы, ISO 12800:

Результаты достаточно предсказуемые. Однозначный лидер — Panasonic Lumix GM1, изначально играющий немного в другой лиге (по цене и размеру матрицы, а не по габаритам). Камера предлагает комфортный рабочий диапазон светочувствительности — до ISO 3200, приличной детализацией и отличным (на фоне соперников) динамическим диапазоном. Цветопередача Panasonic кому-то может прийтись не по душе, показаться холодноватой — но она естественна, близка к реальности. Сказалась и довольно качественная оптика. Но выявлен и недостаток — проблемы с балансом белого при искусственном освещении. GM1 одна не справилась со сценой.

На втором месте — пожалуй, Nikon 1 J4. Nikon слегка подводит объектив, дающий «рыхлую» картинку, а также не слишком широкий диапазон светочувствительности (рабочим с натяжкой его можно назвать до ISO 1600). В плюсах — хорошая, естественная цветопередача.

Третье место я отдам Samsung NX mini — у этой камеры лучше отрабатывает оптика, чем у Nkon 1 J4, диапазон светочувствительности примерно тот же (из-за слишком активного механизма шумоподавления), примерно такой же динамический диапазон. Но: холодная цветопередача (что полезно только при съемке в темноте), слишком мощная программная обработка JPEG, есть ощущение «перешарпленности», заметно некоторое зерно на минимальных ISO и «недосвет» кадров при равных с другими заданных параметрах съемки.

Последнее место занимает Pentax Q7. И по детализации кадра, и по динамическому диапазону Q7 уступает конкуренткам. Но особенно сильно проявляются ее проблему при съемке на высоких ISO. Рабочий диапазон ограничивается ISO 800, на высоких ISO падение детализации слишком критично.

Батарея

Очевидным лидером по вопросу автономной работы выглядит, конечно, Samsung NX mini, оборудованная батареей аж на 2330 мАч, что позволяет этой камере спокойно отснять от 650 до 700 кадров без подзарядки, что близко к «зеркальным» показателям и феноменально для беззеркалок. Остальные участники тестирования демонстрируют слабый уровень — в погоне за компактностью производители оснастили их маленькими батареями, а из-за необходимости визировать каждый кадр по экрану время автономной работы очень мало. Все укладываются в диапазон 220-250 кадров — один день съемки средней активности фотографа-новичка. Опытному фотографу, который рассматривает такую камеру как вариант для путешествий, необходимо докупать дополнительный аккумулятор и всегда носить его с собой.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Первым вопросом, перед тем, как приступать к разбору по конкретным моделям, хотелось бы поставить: «а есть ли вообще перспективы у сверхмаленьких беззеркалок?» Вопрос действительно сложный. Потенциальная публика этих камер — либо энтузиасты, нуждающиеся во второй камере для путешествий и прогулок налегке, либо, с большей вероятностью, новички, которые хотят заполучить компактную камеру, которая может делать качественные снимки, с возможностью расширения ее возможностей за счет новой оптики. Очень специфическое поле для применения. Но может сработать «эффект зеркалки начального уровня» — когда сама аура «зеркалки», камеры со сменной оптикой, побуждает начинающего фотографа ее покупать, — и никогда не менять комплектный объектив. Другое дело, что стена между зеркалками и беззеркалками пока окончательно не сломана и пусть начального скепсиса по отношению к последним уже нет, воспринимаются они широкой публикой все равно иначе, чем «серьезные» зеркальные аппараты.

С другой стороны на компактные беззеркалки давит конкуренция с продвинутыми компактами: Sony RX100, Fujifilm X20 (X100S), Olympus Stylus 1, Panasonic Lumix LX7/FZ1000. Новичку зачастую проще предпочесть более универсальную камеру «все в одном» системной камере, раскрывающей весь свой потенциал только при дополнительных вложениях. Так что пока нишу я не могу назвать достаточно широкой — хотя сами камеры получились очень интересными.

Особняком среди участниц тестирования стоит, конечно, Panasonic Lumix GM1. Будучи заметно более дорогой моделью, она и предлагает большие возможности. Это упакованная в компактный корпус полноценная камера системы Micro Four Thirds со всеми вытекающими последствиями: качественным исполнением, широчайшим парком качественной оптики, относительно крупной матрицей, дающей высокое качество картинки, фирменной функциональностью. Пришлось пожертвовать удобством управления в сравнении с более крупными соратницами по линейке G — но и критических просчет практически удалось избежать (исключение — работа с ручной фокусировкой при использовании объектива 12-32mm f/3.5-5.6). Именно GM1 я могу посоветовать как камеру-дублер профессиональным фотографам и фотографам-энтузиастам.

Nikon 1 J4 и Samsung NX mini, казалось бы, играют в одной лиге по размеру матрицы и, соответственно, выбранной для них философии. Но на впечатлении от них резко сказывается цена. NX mini за свои 14 тысяч рублей выглядит наиболее оптимальным выбором из всех представленных моделей по соотношению цены и качества, предлагая вдобавок хороший дизайн, качественное исполнение корпуса, поворотный сенсорный экран, самые широкие возможности по беспроводным подключениям; плюс это самая легкая камера из представленных. Главным недостатком ее является совсем новый байонет и, как следствие, крохотный парк оптики. Это камера для новичков. Для Nikon 1 J4, входящего в систему, которая уже три года на рынке, все-таки запас объективов значительно больший. Также на ее стороне действительно быстрая фокусировка и оригинальные режимы работы. Но конкретная целевая аудитория Nikon 1 просматривается с трудом.

Pentax Q7 же смотрится на общем фоне не слишком здорово. Уступая всем конкурентам по качеству картинки, система не предлагает выигрыша по габаритам или выгодного ценового предложения. Это наиболее «игрушечная» из представленных моделей, которую в большей степени можно рассматривать как подарок (вспоминаем огромное число цветовых вариаций корпуса и крохотные toy lens как варианты оптического решения), чем как осознанный выбор компактной беззеркалки. Главная аудитория этой камеры: поклонники марки Pentax и пользователи, очарованные ее дизайном («дорогая, я уменьшил зеркалку»). Но у нее есть при этом и достоинства, которые могут прийтись по вкусу опытным пользователям: в частности, горячий башмак, наиболее удобный хват, богатый набор программным механизмов постобработки. Третий вариант публики Q7 — фотографы, которые точно знают, чего хотят, знают, как использовать эти ее достоинства.