Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.Ru

Потребительский экстремизм: как покупатели обманывают продавцов

Одна женщина в США стала миллионером, облившись кофе в «Макдональдсе», а другая — засунув кошку в микроволновку. Такие истории продолжают будоражить умы любителей легкого заработка: ну а что они не пишут, что напитком можно обжечься, а сушить кошек в микроволновке нельзя? Это называется потребительским экстремизмом. Мы расскажем, возможно ли такое в России, и что тут можно вообще выгадать.

Закон на вашей стороне 

Российский Закон о защите прав потребителей (ЗоЗПП) вообще считается одним из наиболее либеральных в мире по отношению к клиентам, что позволяет проворачивать некоторые интересные фокусы, невозможные за рубежом.

Вот, например, простой пример из жизни: запустившись в России в 2003 году, шведский сотовый оператор Tele2 принес с собой распространенную практику дотирования телефонов. Новым абонентам бесплатно вручали телефон Siemens A50, нужно было только заплатить 500 рублей за подключение и 2000 рублей положить на счет — они равными долями зачислялись бы по 111 рублей в течение полутора лет.

Что делали хитрецы? Хитрецы получали телефон, затем требовали внесенный аванс за услуги связи назад — часто в досудебном порядке, потому что суд оператор в данном случае проиграл бы — и в итоге телефон доставался им за 500 рублей, заплаченных «за SIM-карту».

Очень быстро жульничество приняло массовый характер и акцию пришлось свернуть. Именно поэтому в России нет привычных в Европе и США контрактов на год-два:  у нас запрещено обусловливать покупку одних товаров и услуг приобретением других, так что абонент мог бы получить тот же iPhone за 100 долларов и потом на законных основаниях выйти из «кабалы».

Ремонт бесплатно!

Российское законодательство позволяет еще и продлевать срок гарантийного ремонта техники на практически неограниченный срок. Дело в том, что срок гарантии определяется по дате продажи, указанной в гарантийном талоне, а кассовый чек потребитель предъявлять не обязан.

Соответственно, хитрый потребитель при покупке просит продавца не вписывать дату (а продавцы зачастую и сами не особенно стремятся это делать) в фирменный гарантийный талон производителя и рисует ее сам после поломки в постгарантийный период. Некоторым удается и вовсе приходить в сервис-центр с распечатанным дома на принтере гарантийным талоном несуществующего магазина (главное — с печатью), и получать бесплатный ремонт.

Объясняется легкость реализации такой схемы тем, что сервис-центру за гарантийный ремонт платит производитель, и в данном случае ему выгодно починить технику, не задавая лишних вопросов насчет того, где это продают модели пятилетней давности, не бывшие в употреблении.

Заберите обратно!

Зато бывшую в употреблению технику можно сдать обратно. Хитрый потребитель знает, что имеет право не только на ремонт, который стараются навязать простофилям, а на возврат денег. Причем, если товар подорожал, то возврата денег по новой цене, чтобы хватило на такой же, а если подешевел — то по цене покупки.

Первой схемой пользовались в начале 2015 года, когда числа на ценниках увеличились раза в два. Вторая схема актуально всегда, потому что техника обычно дешевеет по мере устаревания.

То есть, если новый смартфон на момент выхода стоит, скажем, 50 тысяч рублей, а через год 35, то потребитель-экстремист через 11 месяцев получает обратно свои 50 тысяч, покупает такой же аппарат, но, во-первых, новый вместо бывшего в употреблении, во-вторых, на 15 тысяч дешевле.

Еще больше можно выгадать, если купить технику в кредит: возмещению подлежат в том числе и проценты, заплаченные за пользование средствами банка.

Кадр из сериала «Реальные пацаны»

Не спешите становиться экстремистами

На самом деле стать профессиональным «экстремистом» не так просто. Во-первых, требуется очень хорошо изучать особенности той или иной техники, например, ловить «баги» в прошивках, шерстя «гиковские» форумы. Наверняка хоть что-нибудь в современном устройстве будет работать некорректно, и эту некорректно работающую функцию нужно именно найти, а не придумать.

Совсем рисковые ребята специально выводят технику из строя: по запросам типа «как сломать телефон чтобы сдать по гарантии» выдаются горы советов, из которых самый популярный — положить девайс в микроволновку. Встречаются также инструкции по аккуратному протыканию телевизоров иголкой так, чтобы появлялись «битые пиксели» и прочие изощренные махинации.

Во-вторых, просто так деньги не возвращают — только паре крупных ритейлеров (не будем называть, чтобы не плодить экстремистов) можно в течение двух недель без вопросов сдать купленное, но «манибек» никто предоставлять не обязан. Обычно за обращением следует экспертиза в авторизованном сервисном центре, и большинство «намеренных» поломок обнаруживаются на этом этапе.

Доходит до смешного — известен случай, когда в магазин «Фотосклад.ру» принесли якобы некачественный объектив, экспертиза не нашла поломок, его вернули покупателю, а тот решил, что ему дали новый, отметил что-то типа: «Вот это другое дело», и довольный ушел.

В-третьих, в качестве компенсации морального вреда — на чем рассчитывают заработать доморощенные экстремисты — в России миллионов не отсудить, получите пару тысяч рублей, потратив много времени.

Впрочем, иногда «халява» приходит: Первый канал рассказывал о случае в Перми, когда покупательница хотела вернуть продавцам компьютер с бредовой аргументацией, мол, тот шуршит, скрипит, а главное — в нем неправильный пасьянс «Косынка». Магазин отказался принять компьютер обратно и выплатить 11 тысяч рублей, и тогда женщина подала в суд и умудрилась получить 83 тысячи.

Нас обманывают при покупке смартфонов и авиабилетов, навязывают проблемную и залежавшуюся технику. О том, как распознать мошенников и нечестных продавцов, читайте в нашей серии материалов.

Поделитесь со своими друзьями этими историями!
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
145
Вениамин.
всех на штык....
СсылкаПожаловаться
Серыч
Конечно идиотизм покупателей порой поражает, но из за пары возвратов производитель не обеднеет.
СсылкаПожаловаться
седой
бред конечно особенно по продуктам..по факту в законе вообще нет практики возврата..
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru