Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 декабря 2008

Counter-Strike в мире профессионалов – спорт или забава?

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» Так, повторяя Тредиаковского, до недавних еще пор представляли себе кибер-спорт многие представители старшего поколения, наблюдая из-за плеча за тем, как сыплет по сторонам пулями их чадо, прикрывая в жаркой схватке товарища – не управляемого искусственным интеллектом «бота», а живого человека – виртуального спортсмена-соратника.
Среди же сверстников, неглубоко погруженных в среду кибер-спорта, или же вовсе не слышавших о профессиональных состязаниях в Counter-Strike, весьма распространен довольно негативный (и весьма далекий от действительности) образ киберспортсмена-профессионала – городской фольклор изображает его «живым овощем» с трясущимися руками, слезящимися красными глазами и полным отсутствием интересов в реальной жизни.

Федерация компьютерного спорта города Москвы в лице вице-президента Дмитрия Смита и самого опасного бойца (а ныне – профессионального тренера в среде виртуальных спортсменов) Константина Пикинера на вчерашней пресс-конференции с участием представителей компаний Acer и Intel, прошедшей на Гостином Дворе в кафе-баре «Версия 1.5», предприняли отважную попытку разрушить этот миф и донести до массовой аудитории всю правду о том, что же из себя представляет кибер-спорт на самом деле. 


О подробностях пресс-конференции вы узнаете из продолжения этой статьи, которое будет опубликовано отдельным материалом, а в этом речь пойдет прежде всего о интересных подробностях из мира виртуального спорта, которые открылись мне в ходе неофициальной беседы с Дмитрием Смитом и Константином Пикинером. В преддверии розыгрыша очередного кубка Intel Challenge Cup, который состоится в эту субботу с участием иностранных гостей (в числе которых – легендарные игроки из Кореи, Беларуси и Германии), нашим читателям, думаю, будет интересно узнать, какими чаяниями живут кибер-спортсмены в повседневной жизни.

Константин не производит впечатления человека с психикой, расшатанной стрельбой в многопользовательских игрушках. Честно говоря, он держится куда более спокойно и уравновешенно, чем многие из моих старых знакомых, которые не проводят много времени за виртуальными развлечениями, высказываясь о них или равнодушно, или с плохо скрываемым презрением. Пожалуй, самая важная из озвученных им мыслей – это необходимость здравого подхода к компьютерным баталиям независимо от «глубины погружения» в эту реальность и времени, проводимого в ней ежедневно.

Если извлечь из нашей долгой беседы самую суть, получится примерно следующее: пока человек может здраво распределять свое время между виртуальным спортом и прочими гранями жизни, даже ежедневные тренировки за монитором, нередко длящиеся по 4-5 часов, не превратят человека в овощ. Командный дух и совместное преодоление трудностей – вот что превращает ремесло в искусство, когда речь заходит о кибер-спорте. Ни одна команда не сможет одолеть квалифицированного соперника, если между братьями по оружию не объединены духом взаимопомощи. Половина победы в профессиональном Counter-Strike – это грамотное взаимодействие членов одной команды; в отличие от искусственного интеллекта ботов, живые люди в основу любой кооперации возлагают прежде всего доверие и взаимопомощь. Правильно применять собственные навыки недостаточно, нужно досконально знать особенности своих соратников и уметь полагаться на их помощь в опасные моменты, а в иные – вовремя приходить на помощь.

Именно поэтому профессиональные кибер-спортсмены с полным правом могут утверждать, что для них многопользовательские игры – не просто потеха или способ убить время и нервы, а настоящий спорт, занятие, которое апеллирует не только к рефлексам спинного мозга, но и к социально-гуманитарным принципам. Такое открытие не слишком хорошо вяжется с распространенным заблуждением о том, что компьютерные «стрелялки» потакают чрезмерной жестокости и животным инстинктам, косвенно помогая переносить асоциальную модель поведения с экрана компьютера в реальную жизнь.

Не ручаюсь, правда, за какого-нибудь паренька в футболке с собачкой и слоганом «Воруй-Убивай», который целыми днями напролет воплощает девиз в жизнь в играх из серии Grand Theft Auto или Hitman, но совершенно ясно одно – игры, успех в которых зависит от эксплуатации шаблонов поведения игрока, которые вместе с тем лежат в основе любого социально приемлемого поведения, никогда не подтолкнут увлекающегося ими молодого человека к совершению противоправных действий.

 Не слишком известный, но весьма любопытный факт: даже самый меткий стрелок с невообразимо острой реакцией станет для команды обузой, а не подмогой, если будет неспособен выполнять взятую на себя тактическую роль.

Серьезный просчет на поле боя – не только подвести соратников, но и по самонадеянности попытаться решить задачу одному, не рассчитывая на помощь товарищей. Классический пример – не в меру ретивый игрок с криком «Авось!» бросается грудью на амбразуру, ловит головой успокоительную внутричерепную пилюлю и до конца раунда выбывает из боя, фактически лишая «тело» команды одной из «конечностей». Одного или двух таких «смельчаков» в команде вполне достаточно, чтобы она начала проигрывать полным составом.

Карьера профессионального игрока в Counter-Strike подходит к концу в 23-24 года, когда притупляются рефлексы и реакция. Однако усвоенные на протяжении долгих лет чемпионатов и тренировок социальные и тактические навыки позволяют профессиональным игрокам оставаться в этом спорте и после завершения виртуальной карьеры, превращая ее в карьеру реальной жизни. 

Сейчас же вся жизнь Константина вращается вокруг его увлечения, хотя свое время в Counter-Strike он теперь в основном посвящает роли тренера, а не активного участника команды (речь, правда, не идет о ключевых чемпионатах – Константин никогда не против вспомнить былое, если требуется удержать титул чемпиона или появляется шанс встретиться в схватке с иностранным чемпионом). За плечами – многочисленные поездки по всему свету, неповторимый опыт общения с представителями других культур (да-да, наши «ворошиловские стрелки» в командировках проводят за виртуальной войной не так много времени, сколько тратят на общение и необычные открытия). Впереди – широкие возможности для построения собственного бизнеса в области виртуального спорта.


Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Hi-Tech Mail.Ru
Apple iPhone 6S 32GB
от35 980руб.
Apple iPhone 7 32GB
от43 400руб.
Samsung Galaxy A5 (2016)
от17 100руб.
Apple iPhone SE 64GB
от30 180руб.
Xiaomi Redmi 3S Pro 32GB
от9 131руб.
Samsung Galaxy S7 32GB
от32 500руб.
Meizu M3 Note 16GB
от9 290руб.
Samsung Galaxy S7 Edge 32GB
от37 000руб.
Apple iPhone 7 128GB
от51 500руб.
Samsung Galaxy A3 (2016)
от14 000руб.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru