Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Затухающая песня. США «убили» производство двигателя РД-180 в России

Теперь ракетный бестселлер может оказаться никому не нужен.

Спасибо советским конструкторам!

Двигатель РД-180 — изобретение, о котором никогда не жалеют. Оно же, по стечению обстоятельств, помогло не собственной ракетной промышленности, а зарубежной. Конструкционно РД-180 создали настолько удачным, простым и дешевым в производстве, что технология пригодилась сразу в десятке космических проектов. Именно РД-180 позволил РУМО США и Пентагону с помощью ракет «Атлас» вывести на орбиту более двух десятков разведывательных спутников.

С помощью этих же двигателей запущены важнейшие научные миссии к другим мирам: аппараты MAVEN и JUNO, миссии New Horizons и InSight и с десяток других научных экспедиций. Главное достоинство РД-180, связанное с простым технологическим циклом, позволило зарубежным агентствам законтрактовать производителя двигателей НПО «Энергомаш» на долгие годы вперёд, однако в ближайшее время монополия РД-180 на космическом рынке, скорее всего, закончится.

Двигатели РД-180 в цехе окончательной сборки. Фото: Wikimedia / Igel B TyMaHe (собственная работа) / CC0

РД-180 в США поставляли, скорее, не благодаря, а вопреки. Вопрос замещения российских двигателей был лишь вопросом времени. Ещё в 2016 году министр американских ВВС Дебора Ли Джеймс сообщила, что США необходимо иметь не меньше 18 собственных двигателей с аналогичными характеристиками, чтобы страна имела полностью национальную космическую программу.

Частники всё испортили

После того как Илон Маск показал миру, что делать собственные ракетные двигатели с приличными характеристиками может даже небольшая компания, был запущен необратимый процесс, в котором РД-180 было суждено занять роль «постепенно умирающего» пациента в больнице. Однако сам Илон Маск крупносерийное производство дешевых и эффективных наладил не так, как мечтал сенатор Джон МакКейн, запретивший импорт РД-180 в США незадолго до своей смерти. Керосин-кислородные двигатели Merlin, которые используются в ракетах Falcon 9, дальше SpaceX никуда не ушли, а Маск поставил правительству США ультиматум — либо полёты осуществляются на его двигателях, либо последует полный отказ от пусков. Понимая экономию даже в этом случае федеральные власти пошли навстречу миллиардеру и начали активно использовать многоразовые ракеты для множества миссий.

Во время загрузки произошла ошибка.
Тяжелая ракета-носитель Blue Origin New Glenn

В истории с разработкой американского аналога РД-180 много известных данных, однако есть и большое тёмное пятно. Ещё в 2015 году Пентагон и американское министерство промышленности выделили на разработку аналога РД-180 колоссальную сумму — 250 млн долларов. Эти деньги были эффективно освоены, однако «национальной гордости» так и не случилось. Точнее, её дождались, но совсем не с той стороны.

Понимая важность отказа США от российских ракетных двигателей и периодически диктуя правительству собственные условия, к созданию аналогов РД-180 приступила компания Blue Origin миллиардера и основателя Amazon Джеффа Безоса.

Важно напомнить, что за разработку «американского аналога» РД-180 Безос взялся не просто так. Помимо престижа и демонстрации технологичности собственной компании, здесь замешаны и деньги. С 1996 года Россия поставила в США не менее 120 ракетных двигателей РД-180, и не исключено, что до момента полного импортозамещения эта цифра может быть увеличена.

С учётом того, что стоимость каждого РД-180 приближается к 10 млн долларов, нетрудно убедиться, что за четверть века на его продаже за рубеж российские экспортеры заработали значительно больше 1 млрд долларов. В этой связи новости об успешных испытаниях «аналога» РД-180 — «амазоновского» ВЕ-4 для российских ракетостроителей кажутся не такими хорошими.

Космические войска, но не в России

Главный приобретатель выгоды от новых полностью американских двигателей — американский холдинг United Launch Alliance. Компанию, созданную Boeing/Lockheed, изрядно потрепали низкие цены на пусковые услуги, которые установил Илон Маск, и правительственные заказы на полеты в космос за 400 млн долларов стали стремительно сокращаться.

Сдаваться без боя и уступать кусок рынка ULA не хотели, однако собственного опыта для создания дешевого двигателя и дешевой ракеты одновременно не хватало. Влезать в технологии с небольшим опытом ULA не рискнули, но в качестве технологичной мести вложили деньги в разработку двигателя ВЕ-4 и заявили Безосу, что готовы помочь всем, чем будет нужно. В результате альянса Джеффа Безоса и ULA, создающий совместными усилиями многофункциональную ракету Vulcan с полностью американским двигателем, может совершить технологический рывок и оставить без денег многих участников космического рынка. В том числе, и Россию.

Кстати, сам подход к созданию ВЕ-4 основан исключительно на прагматизме. Единый двигатель будут использовать как на «домашних» ракетах Blue Origin, так и на ракетах-носителях холдинга ULA. Двойной заработок в космосе — идея вполне в духе Безоса.

Главная проблема состоит в том, что НПО «Энергомаш» — производитель двигателей РД-180, сразу после изготовления опытной партии ВЕ-4 перестанет получать заказы на свой космический бестселлер. Для того, чтобы проверить эту теорию, нужно подождать год-полтора. За это время Blue Origin доведут двигатель ВЕ-4 до совершенства и проведут пару испытательных пусков.

Ракета Atlas V с двигателями РД-180. Фото: NASA / ULA

Америка — основной рынок сбыта для РД-180, и отказ от закупок этих двигателей, фактически, ставит крест на их судьбе. Потенциально спрос на эти силовые агрегаты можно найти в Индии или Китае, однако ждать того же уровня финансирования и сотрудничества, что и с США, уже не стоит.

Кроме того, важно как двигатель ВЕ-4 подается в международном сообществе. Он оказался таким же технологичным, как и РД-180 — при той же удельной тяге, разном давлении в камере сгорания (257 бар у РД-180 против 135 бар у BE-4) тяговооруженность ВЕ-4 оказалась выше, чем у российского двигателя.

Прибавьте к этому экологичность и отсутствие вредных токсинов и примесей в топливе, и получится двигатель, использовать который можно даже в ракетах на частных космодромах в непосредственной близости от жилых районов.

Санта-Барбара

Первые пуски с двигателем ВЕ-4 назначены на 2021 год, однако есть вероятность, что до этого момента Джефф Безос не дотерпит, и протестирует свою же ракету New Glenn. Сразу после этого события важно будет ответить на два вопроса. Во-первых, до сих пор неизвестна цена двигателя ВЕ-4. Blue Origin не обещали, что он будет дешевле российского, а это значит, что у РД-180 по-прежнему есть шанс на полёты с территории США. Важно отметить, что большую роль в этой истории играет политика, и за отказ от российского двигателя (как в своё время с Илоном Маском) NASA/Пентагон будут готовы заплатить любые деньги.

Стендовые испытания двигателя ВЕ-4. Фото: Blue Origin

Второй вопрос — надёжность. Утверждать наверное, что первые образцы ВЕ-4 будут взрываться в самом начале пуска нет никакого смысла, но исключать такую возможность тоже нельзя. Если «амазоновские» двигатели докажут, что деньги в них вкладывались не зря, то почти со стопроцентной вероятностью последует новый пакет санкций против российских предприятий, и весь западный мир, который раньше использовал РД-180 для освоения космоса, будет платить деньги Джеффу Безосу.

Здесь же важно отметить, что остальные двигатели, которые производит «Энергомаш» — это сугубо внутренний продукт. Их используют на «Союзах» и будут использовать на «Ангаре» (когда она будет летать), однако на этом география коммерческого успеха заканчивается.

Главное в истории с импортозамещением РД-180 остаётся неизменным: историческую страницу переворачивает не госкорпорация с огромными финансовыми ресурсами, а частник-миллиардер, который свято верит, что человечество «засиделось» на Земле. Вероятнее всего, вся дальнейшая эпопея с освоением космоса будет исключительно частно-государственной, и тем, кто не может быстро адаптироваться и начать диалог, места в ней уже не будет.

Это тоже интересно:

Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
162
Александр
В ответ на комментарий от Марат Мухамедьяров История переписки2
Марат Мухамедьяров
Может и Вам лучше тогда курить. Умные читатели прекрасно поняли о чем речь. Дело в том что be4 однокамерный, рд180 двухкамерный. Ставить планируется be4 по две штуки. Соответственно суммарная тяга 270. Короче 2 однокамерный мощнее чем один двухкамерный.
СсылкаПожаловаться
Ты совсем дурачёк. Лучше помолчи....
Не знаешь ракетную тему, не открывай рот. Один кретин написал, другой его поддерживает. Почитай про это хоть немного...
СсылкаПожаловаться
Марат Мухамедьяров
В ответ на комментарий от Александр
Александр
135 против 257 бар и бОльшая тяга ???? Автор, ты что курил )))) Ну там пи..дят. Но думать то надо...
СсылкаПожаловаться
Может и Вам лучше тогда курить. Умные читатели прекрасно поняли о чем речь. Дело в том что be4 однокамерный, рд180 двухкамерный. Ставить планируется be4 по две штуки. Соответственно суммарная тяга 270. Короче 2 однокамерный мощнее чем один двухкамерный.
СсылкаПожаловаться
Alex 1
По любому, на керосине далеко не улетишь!
СсылкаПожаловаться
Вячеслав rvv
как всегда все виноваты в этой с_р_*н*ой стране, как не америка, европа., так сами люди виноваты, что уежают в поисках лучшей жизни, или не хотят за 15к пахать
СсылкаПожаловаться
Игорек
Что значит умрет РД -180?Он нам уже и не нужен давно....мы его как устаревший металлолом продавали америкосам..по их же просьбе ))У нас уже давно другие технологии!!!
СсылкаПожаловаться
Андрей Кривенков
Еще раз подтверждена великая фраза: "За хорошие деньги капиталист продаст веревку на которой его и повесят!". Это история про РД-180. Когда испытания этого двигателя прошли удачно мой отец, который работал на полигоне КБ "Энергомаш", этот успех неделю с друзьями отмечали.
СсылкаПожаловаться
AS
Россия не должна зависеть от амеров. Так что это хорошо, что они отказываются, тем самым расширяя географию нашего присутствия в других точках мира. Американцев пора загонять в угол, не позволяя нам зависеть от их денег и заказов. Как Китай американцев медленно, но верно сворачивает в бараний рог.
СсылкаПожаловаться
Академик
В ответ на комментарий от рафис султанов История переписки2
рафис султанов
А ты еше раз прочитай и постарайся понят , может и поймешь , а нет тогда не х и лезть .
СсылкаПожаловаться
В отличии от тебя, я читал.
СсылкаПожаловаться
рафис султанов
В ответ на комментарий от Александр
Александр
135 против 257 бар и бОльшая тяга ???? Автор, ты что курил )))) Ну там пи..дят. Но думать то надо...
СсылкаПожаловаться
А ты еше раз прочитай и постарайся понят , может и поймешь , а нет тогда не х и лезть .
СсылкаПожаловаться
Александр
135 против 257 бар и бОльшая тяга ???? Автор, ты что курил )))) Ну там пи..дят. Но думать то надо...
СсылкаПожаловаться
-nko
Что за бред я сейчас прочитал? Прежде чем что-то писать автор сначала бы ознакомился с темой. А так можно "за уши" притянуть всё что угодно. Например, что Австралия с Гренландией граничит, потому что это два острова.
СсылкаПожаловаться
nofate
В ответ на комментарий от в
в
Как, блин, люди переходят от космических двигателей к русофобии?! Что в голове у них?
СсылкаПожаловаться
Перестает работать и русофобия и русофилия. Когда думаешь в основном о хлебе насущном - тут не до национальных разногласий. Но это же такой удобный инструмент управления, терять не хочется его вот и кричат все громче))
СсылкаПожаловаться
Анатолий Климов
К чему весь этот ажиотаж, ну покормились псевдоскоты из РОССИИ чужими деньгами воруя труд миллионов соотечественников и наверное хватит .
СсылкаПожаловаться
Феликс Стрельцов
В ответ на комментарий от Иль-Насиб
Иль-Насиб
Отстой понятен. Всему Миру дарили достижения, а затем санкции. На голодной паёк их всех, это и будет ответные санкции.
СсылкаПожаловаться
А как это сделать - посадить на голодный паек.
СсылкаПожаловаться
Иль-Насиб
Отстой понятен. Всему Миру дарили достижения, а затем санкции. На голодной паёк их всех, это и будет ответные санкции.
СсылкаПожаловаться
Alex
В ответ на комментарий от Ady Odyssey История переписки15
Комментарий удален.Почему?
Ты уже определись. Пишешь что санкции не работают. Но потом - обесценивание и опухание с голоду - это следствие политики США. Опухание с голоду - это не следствие санкций США, это следствие того что полицейский получает от 70 тыс рублей. А рабочий на заводе или сельхоз работник получает 25 тыс. Посмотри хоть на вакансии того же Роскосмоса - сколько платят. Плакать хочется. И это ракетчики !
СсылкаПожаловаться
PSG-M
В ответ на комментарий от Alex История переписки8
Alex
Греки могут предьявить летунам. Первыми были Икар и Дедал.
СсылкаПожаловаться
Дурашка, если ты малообразован и для тебя истинной в последней инстанции является книжка для внеклассного чтения на лето в каникулы после третьего класса,мне тебя не жаль. А просто жаль мою любимую страну России и наследие великих русских. Ты уж лучше молчи, за умного сойдёшь.
СсылкаПожаловаться
Alex
В ответ на комментарий от Ady Odyssey История переписки13
Комментарий удален.Почему?
Санкции дали девальвацию рубля повышение цен и обесценивание зарплат в 2 раза. США основной потребитель китайского барахла - 40% его экспорта. И если США рухнет придется половине китайцев пухнуть с голоду. А про КНДР и говорить не стоит - китайская марионетка - с народом заложником.
СсылкаПожаловаться
Alex
В ответ на комментарий от Ady Odyssey История переписки11
Комментарий удален.Почему?
Вот ты и попался. "США не может отказаться от этих поставок невзирая ни на какие санкции - подсели на иглу)))" Политическая воля заключается в - запрет на поставки Титана, или ракетных двигателей. А у тебя странный патриотизм - И патриот и денег хочешь заработать. Суть санкций заключается в запрете в поставках какого либо товара с целью навредить их производству. А не в кричалках - Илон Маск лох, потому что он летает на наших двигателях. Так не надо продавать, что бы НАСА не летало в космос.
СсылкаПожаловаться
Alex
В ответ на комментарий от PSG-M История переписки7
PSG-M
Ну братишки Райта не первые полетели. Их назначили первыми. А это разные вещи. Ты еще скажи, что Маркони радио изобрёл!))) Не смеши мои тапки!
СсылкаПожаловаться
Греки могут предьявить летунам. Первыми были Икар и Дедал.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас