Технология, которая принесет миллиарды. Что еще делят Россия и США

Уже в 2035 году основным продуктом, который транспортируется по Северному морскому пути, может стать СПГ — сжиженный природный газ. Чем перспективно это топливо? Объясняем.

Что это такое?

Производство СПГ в промышленных масштабах ведется еще с 1960-х годов, но Россия на рынок сжиженного газа основательно выходит лишь сейчас. Это направление развивается невероятно быстро: если в 2018 году суммарный объем проданного СПГ составил около 315 миллионов тонн, то прогноз на 2030 составляет, по различным оценкам, от 550 до 700 миллионов тонн сырья.

Что же это за магический «жидкий газ», который такими темпами завоевывает все большую и большую долю в мировой торговле топливом? Это обычный природный газ, но сжатый при большом давлении и низкой температура (163 градуса ниже нуля по Цельсию). В таком виде он превращается в жидкость и занимает объем в 600 раз меньше, чем природный газ в том виде, в котором его добывают из недр Земли. Так что одна тонна СПГ соответствует 1380 кубометрам газа при нормальных температуре и давлении.

Плюсы и минусы технологии

Для чего сжижать газ, который можно просто перекачать по трубам? В том то все и дело, что иногда строить и обслуживать трубопровод очень накладно. А в сжиженном виде газ можно погрузить на танкер и отправить в нужную страну по морю. Или же отправить его потребителям в автоцистерне. Уменьшение объема при аналогичной энергоемкости позволяет решать проблему с доставкой сырья отдаленным потребителям. Так, именно благодаря технологии СПГ свои позиции в списке лидеров по добыче и экспорту газа в мире удерживает Катар.

В отличие от обычного газа, который легко воспламеняется, сжиженный газа негорюч и нетоксичен. Кроме того, из сжиженного газа можно добывать вещества так называемой широкой фракции легких углеводородов — этана, пропана, бутанов и пентанов. Эти вещества, которые также можно использовать в качестве топлива, можно добывать из СПГ после доставки потребителю — в процессе регазификации (нагревания с переходом в газообразное состояние).

Главный минус технологии — необходимость затрат на инфраструктуру по сжижению и регазификации. Если обычный газ можно просто закачать в трубу, то для получения СПГ нужно строить целый завод. Если топливо необходимо транспортировать на расстояние трех и более тысяч километров, то окупаемость постройки СПГ терминалов и транспортировки сжиженного газа становится выше, чем у необработанного сырья. Однако для газификации потребителей, расположенных ближе к месторождениям, проще проложить трубу.

Несмотря на то, что сжиженный газ по своему составу идентичен природному, его энергетическая ценность ниже. Дело в том, что для сжижения газ несколько раз проходит стадии последовательного сжатия и резкого расширения (это нужно для того, чтобы вещество не конденсировалось в виде росы. На такой процесс уходит в общем около четверти всей энергии, заключенной в сырье. Иными словами, из каждых 100 кубометров газа придется потратить 25 для преобразования остальных 75.

Танкер-газовоз. Фото: Macoptic
Танкер-газовоз. Фото: Macoptic

Также стоит учитывать, что большая часть транспортировок СПГ осуществляются по морю. А это — один из самых непрогнозируемых видов транспорта, поэтому нередки срывы поставок сжиженного газа. К тому же танкер с таким грузом не может войти просто в любой порт и там разгрузиться: как в порту отгрузки, так и в месте выгрузки должны быть построены специальные терминалы.

Ситуация в мире

Безусловным лидером на рынке СПГ сейчас является Катар. Если в глобальном рейтинге газодобывающих стран он находится на четвертом месте, то по сжиженному газу эта страна на первом месте с заметным отрывом. Правда, уже в ближайшее время Катар способна догнать и перегнать Австралия — главный бенефициар развития технологии.

По данным компании Shell, в 2018 году Катар произвел 77 млн тонн СПГ, Австралия — 66 млн тонн, а третья в этом списке Малайзия — менее 30 миллионов. Российская Федерация и США в этом рейтинге были девятой и седьмыми соответственно. Наша доля на этом рынке составляет лишь 6%, но согласно стратегии развития топливно-энергетического комплекса, уже к 2025 году эта цифра должна составить 15%, а еще через 10 лет — 20%.

На данный момент в России три завода по производству сжиженного газа, причем первый был построен в 2009 году, а последние два были запущены в 2018-2019 годах. В Алжире таких заводов — 6, в Австралии — 7, в Индонезии — 9, а в Катаре полтора десятка.

Планы России по завоеванию доли рынка — грандиозные. В 2022-2024 годах должны быть построены и запущены три крупнотоннажных завода по сжижению газа: Арктик-СПГ-2 на Губанском полуострове (территория ЯНАО), Балтийский СПГ в порту Усть-Луга Ленинградской области и Дальневосточный СПГ, который планируют строить в Хабаровском крае. Суммарная мощность этих трех производств составит порядка 33 миллионов тонн продукта в год. До сих пор не отказались от идеи постройки крупнотоннажного завода неподалеку от Владивостока.

«Cахалин-2» — первый российский завод по производству СПГ. Фото: Газпром
«Cахалин-2» — первый российский завод по производству СПГ. Фото: Газпром

Ворвемся ли мы на рынок?

Сможет ли Россия занять анонсированные 25% рынка? Предпосылки к этому есть. Во-первых, в РФ самые большие в мире запасы газа, и сырье для перерабатывающих заводов, несомненно, найдется. Во-вторых, как бы странно это ни прозвучало, нашей стране помогает глобальное потепление. Как мы уже писали в самом начале материала, именно СПГ должен стать основой для организации перевозок по Арктическому морскому пути. А благодаря изменению климата судоходный период существенно увеличится — может быть, он растянется на весь год.

Наверняка именно с этим связано опубликованное в декабре постановление Правительства РФ о предоставлении субсидий на постройку крупнотоннажных газовозов. Государство готово возмещать до 20% затрат на корабли полной грузоподъемностью свыше 45 000 тонн. В справке к правительственному постановлению о субсидировании производства СПГ-танкеров подтверждено следование плану перспективной загрузки СК «Звезда» до 2035 года. Он предусматривает строительство 118 судов и объектов морской техники, в том числе и судов-газовозов ледового класса.

Российский газовоз «Великий Новгород». Фото: seatrade-maritime.com
Российский газовоз «Великий Новгород». Фото: seatrade-maritime.com

Получится ли выйти в лидеры рынка СПГ? Здесь все зависит от конкурентов. В первую очередь — от США, тоже имеющих виды на развивающуюся отрасль. Совокупная мощность всех американских СПГ-терминалов в 2019 году составила более 71 млн тонн. В 2020 году Соединенные штаты планируют ввести в строй еще три завода мощностью 10 млн тонн.

Ни для кого не секрет, что США своей активностью пытается подвинуть как с рынка СПГ, так и с рынка газа в целом в первую очередь Россию. Именно с этим связаны наращивание добывающих мощностей и активная разработка технологий добычи сланцевого газа. К сожалению, из-за позднего выхода на рынок пока наша страна находится в положении отстающей — но при должном старании шансы на успех сохраняются.

Это тоже интересно:

Контент недоступен