Обзор фотокамеры Fujifilm X-E2: высокие технологии в классическом корпусе

Fujifilm продолжает развивать свою X-серию, начатую уже три года назад моделью X100 и продолженную первой беззеркальной камерой со сменной оптикой Fujifilm — X-Pro1. Взятый с ходу упор на верхний сегмент рынка, старт с флагмана казался ходом причудливым, необычным и, при бешеной конкуренции в этом секторе, не самым выигрышным. Но последовательность, аккуратность в развитии линейки и фирменный акцент на качестве съемки делают свое дело — сейчас с X-series уже нельзя не считаться: камеры, выходящие под этой литерой, почти неизменно собирают всевозможные титулы от прессы и постепенно завоевывают массовое признание. В том числе и благодаря приходу в относительно бюджетный сегмент: вспоминаем беззеркальные модели X-M1 и X-A1 и компакты X20, XF1. Но и старшие модели линейки Fujifilm не забывает — и если X-Pro1 пока остается без преемника, то серия X-E получает логическое продолжение уже спустя год после выхода первенца.

Fujifilm X-E2 — простое и логичное развитие модели X-E1, выполненное практически «по заявкам пользователей». Медленная скорость фокусировки? Добавляем фазовые датчики на матрицу и получаем скоростной гибридный автофокус. Устаревший экран малого разрешения? Устанавливаем новый, выросший на 0,2 дюйма и в два раза увеличенной четкости. Маленький диапазон экспокоррекции? Расширяем. Нет беспроводных соединений? Пожалуйста, модуль Wi-Fi встроен. Подобных изменений масса (добавим сюда такие «незначительные» вещи, как новая матрица и новый процессор) — и они позволяют считать X-E2 полностью новой моделью по сравнению с предшественницей. Fujifilm X-E1 при этом не считается камерой, выработавшей свой ресурс, — и остается в продаже.

Основные характеристики

  • Сенсор: APS-C (23,6 × 15,6 мм) X-Trans II CMOS с фильтром основного цвета, число эффективных пикселей — 16,3 млн
  • Байонет: X-mount
  • Система очистки матрицы от пыли: ультразвуковая вибрация
  • Стабилизация: только встроенная в объектив
  • Размер снимков: до 4896 x 3264. Motion Panorama до 9600 х 1440
  • Форматы снимков: JPEG (Exif Ver 2.3), RAW (формат RAF), RAW+JPEG (Поддержка формата DCF (Design Rule for Camera File System)/DPOF)
  • Светочувствительность: от 200 до 6400 ISO + режим расширенной светочувствительности 100, 12800 и 25600 ISO; режимы-диапазоны Auto до ISO 6400
  • ЖК-дисплей диагональю 3,0'' с разрешением в 1 040 000 точек
  • Управление экспозицией: замер в режиме TTL по 256 зонам, многоточечный, точечный, средневзвешенный
  • Режимы экспозиции: программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручной режим
  • Коррекция экспозиции: -3,0EV-+3,0EV, шаг 1/3EV
  • Затвор: в фокальной плоскости
  • Выдержка: (в режиме P) от 1/4 до 1/4000 с, (Остальные режимы) от 30 до 1/4000 с + длительная (макс. 60 мин)
  • Максимальная скорость серийной съемки: 7 кадров/c
  • Автобрекетинг: брекетинг с автоэкспозицией (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV); брекетинг с имитацией пленки; брекетинг с широким динамическим диапазоном (DR 100%, 200%, 400%); брекетинг по чувствительности ISO (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV)
  • Фокусировка: покадровая АФ/непрерывная АФ/РФ; выбор точки (49 точек, 7х7); тип — гибридный; имеется вспомогательная подсветка
  • Баланс белого: точный, тень, флуоресцентная лампа (дневной свет), флуоресцентная лампа (теплый белый), флуоресцентная лампа (холодный белый), лампа накаливания, подводная съемка, авто, пользовательский режим, выбор температуры цвета
  • Симуляция пленки: PROVIA/STANDARD, Velvia/VIVID, ASTIA/SOFT, PRO Neg Hi, PRO Neg. Std, MONOCHROME, MONOCHROME+Ye FILTER, MONOCHROME+R FILTER, MONOCHROME+G FILTER, SEPIA
  • Художественные фильтры: Ломография, Миниатюра, Насыщенный цвет, Высокий ключ, Низкий ключ, Динамические тона, Мягкий фокус, ч/б с одним цветом (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый)
  • Расширение динамического диапазона: 100%, 200%, 400%
  • Таймер: 2 с,10 с
  • Вспышка: встроенная выдвижная вспышка с ведущим числом 7; горячий башмак
  • Видоискатель: электронный цветной OLED-видоискатель 0,5” с разрешением 2 360 000 точек (отображение зоны просмотра относительно зоны съемки: прибл. 100 %); встроенный датчик глаза, точка обзора — прибл. 23 мм; подстройка диоптрий
  • Запись видео: 1920 х 1080, 60/30p со стереозвуком. Не более 14 минут в максимальном разрешении, не более 27 минут в HD-качестве
  • Функции фотосъемки: автоматическое подавление эффекта «красных глаз», настройки (цвет, резкость, динамический диапазон, градация), пользовательские настройки, панорамирование, цветовое пространство, инструкции по кадрированию, запоминание количества кадров, экран гистограммы, предпросмотр глубины резкости, оптимизация модуляции света в объективе, предварительный АФ, проверка фокуса, выделение центра фокусировки, цифровое разделение изображения*3, электронный уровень, многократная экспозиция, настройка кнопки Fn (режим Raw, видеосъемка и пр.)
  • Функции воспроизведения: преобразование RAW, поворот изображения, подавление эффекта «красных глаз», функция Photobook assist, удаление выбранных снимков, поиск изображений, многокадровый показ (с возможностью отображения миниатюр), показ слайдов, отметка файлов для загрузки, защита, кадрирование, изменение размера изображения, панорама, избранное
  • Дополнительные функции: PictBridge, печать Exif, выбор языков, разница во времени, режим быстрого запуска, бесшумный режим
  • Беспроводная связь: встроенный модуль Wi-Fi (IEEE 802.11b/g/n); возможности: Геотеггинг, беспроводная передача изображений, просмотр и получение изображений, автосохранение на ПК
  • Интерфейсы: USB 2.0, miniHDMI, разъем для микрофона/внешней кнопки спуска затвора 2,5 мм, стерео мини-джек
  • Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC

Цена в России в среднем на комплектацию body — 42 000 рублей. В комплекте с объективом 18—55 мм — 55 999 рублей. Новинка стоит на старте чуть больше, чем X-E1.

Дизайн и конструкция

Ретро-дизайн модели X-E1 остался без изменений — новинка, фактически, ничем не отличается внешне. Прямоугольный корпус с небольшим наплывом под хват правой рукой, большое число аналоговых органов управления — мысли о дальномерных камерах середины прошлого века возникают сами собой. Осмысленная и привычная для Fujifilm ориентация на эталоны стиля. В продаже будут снова два варианта камеры — черный и серебристо-черный. Качество исполнения превосходно, камера монолитна. Материалы неплохи: с металлом сочетается резина на выступе для хвата и фактурный пластик (его можно было бы заменить на что-то более интересное).

Но, конечно, подобный стиль ведет за собой специфическую манеру обращения с камерой. Размещенные на корпусе селекторы экспокоррекции, выдержки, выведенное на объектив кольцо выбора диафрагмы — в сочетании с маленьким выступом для хвата правой рукой это может вызвать споры.

Лично со мной ситуация такая: в руке X-E2 лежит не очень удобно, но схема управления хороша, и за нее хочется многое прощать. Кстати, в арсенале Fujifilm есть опциональная ручка для более удобного хвата.

Габариты камеры — 129 x 74,9 x 37,2 мм, вес — 350 граммов (с батареей и картой памяти). Корпус для беззеркалки довольно крупный. Традиционно отмечаем также крупную оптику под матрицу формата APS-C. В сравнении с зеркальными системами подобного формата X-E2, конечно, выигрывает, но не столь значительно, как многие ее конкурентки в беззеркальном сегменте. Это камера, для которой компактность — не главное достоинство.

Функциональные элементы. На фронтальной панели находится байонет с кнопкой высвобождения объектива, переключатель режимов фокусировки и диод подсветки автофокуса.

Слева: проушина для ремешка, разъемы для внешнего микрофона, microUSB и miniHDMI, прикрытые пластиковой крышкой. Справа проушина для ремешка красуется в одиночестве.

Верхний торец: вспышка, горячий башмак, стереомикрофон, кнопка спуска, «окольцованная» выключателем, селектор выдержки, селектор регулировки экспокоррекции и функциональная клавиша (по умолчанию отвечает за активацию беспроводной функциональности). Кнопка спуска приспособлена под крепление в ней тросика вынесенного спуска.

Нижний торец: отсек для батареи и карты памяти и резьба для штативной площадки. Последняя расположена к отсеку слишком близко, поэтому сменить карту памяти, например, не снимая камеру со штатива, невозможно.

Тыльная панель: слева вверху мы видим окуляр электронного видоискателя, снабженный датчиком приближения и колесиком диоптрийной регулировки; по центру — трехдюймовый экран; слева от экрана — кнопка просмотра сделанных снимков, кнопки регулировки экспозиции и способа съемки, а также вторая функциональная клавиша; над экраном располагаются кнопка активации вспышки, кнопка вызова быстрого меню, нажимаемое колесо-селектор; справа от экрана — динамик, индикатор обработки информации, клавиши блокировки автофокуса/автоэкспозиции, смены типа отображаемой в режиме Live View информации, а также пятипозиционный навигационный «джойстик», центральная кнопка которого также отвечает за вызов основного меню, верхняя за активацию режима макросъемки, а нижняя — за выбор точки автофокуса.

Интерфейс и управление

Система управления X-E2 не изменилась в сравнении с предыдущей моделью серии, но несколько поменялось расположение клавиш (исчезла кнопка смены вывода информации, появилась вторая функциональная клавиша), на селекторе выдержек добавилось значение 180X (для работы со вспышкой), а экспокоррекция стала доступна в диапазоне +/-3 вместо +/-2.

Максимальное число аналоговых селекторов и две функциональные клавиши позволяют большую часть настроек вводить, не входя в меню. Регулировка диафрагмы может осуществляться при помощи кольца на объективе при использовании специализированной под X-mount оптики.

Но не все настройки можно регулировать таким образом, конечно. Время от времени заходить в меню придется. Оно не претерпело никаких изменений, равно как и быстрое меню, выводимое по нажатию соответствующей клавиши. Отмечу, что в нем вводить поправки можно простым движением джойстика, не переходя в подменю выбранного параметра. По удобству управления камеры Fujifilm мне кажутся едва ли не образцовыми на сегодняшний день.

На экран в режиме Live View можно вывести гистограмму, сетку нескольких типов, горизонт. Матрица для выбора точки фокусировки выводится по нажатию клавиши AF (нижняя на навигационном «джойстике»). Также на экран можно вывести информацию о текущих настройках — при постоянном наведении по видоискателю подобное решение может быть осмысленным.

Все то же самое, кроме информации о настройках, можно вывести и на видоискатель — чисто электронный, OLED, разрешением в 2 360 000 точек и 100%-й зоной охвата кадра. Это один из самых качественных ЭВИ на рынке, сравнимый с теми, что используются на топовых камерах Sony (например, SLT-A99) и близкий к используемому на Olympus OM-D E-M1.

Дисплей улучшился. Три дюйма, 1 040 000 точек, хорошая яркость и цветопередача — это что-то уже больше похожее на современность, чем то, чем оснащается модель X-E1 (но похуже, чем на X-Pro1). К сожалению, экран неповоротный — хотя эта функция была бы очень востребована. Равно как и сенсорное покрытие экрана, благодаря которому было бы удобнее выбирать точку фокусировки. К сожалению, ориентирование инженеров Fujifilm на традиционные ценности не всегда идет продуктам компании на пользу.

Функциональность

Fujifilm X-E2 оснащена новым сенсором X-Trans CMOS II, отличающимся от предыдущего X-Trans CMOS, в первую очередь, расположением фазовых датчиков автофокуса на матрице. В остальном он неизменен — формат APS-C (23,6 × 15,6 мм), первичный цветовой фильтр, позволяющий отказаться от низкочастотного фильтра и тем самым повысить попиксельное разрешение матрицы. Отличительной чертой X-E2 стало последнее ноу-хау Fujifilm — технология оптимизации модуляции света. Цитируем официальный сайт компании:

«Высокоточная обработка параметров фокусного расстояния и апертуры каждого устанавливаемого объектива и данных со всей площади кадра позволяет системе исправлять дифракционное смазывание при съемке с малым открытием диафрагмы и компенсировать небольшую размытость изображения на периферии объектива. В результате получается изображение высокого качества и удивительной контрастности, создающее ощущение пространственной реалистичности».

По сути, процессор EXR II в связке с фирменной оптикой сводит на нет проблемы диафрагмирования. Со сторонней оптикой L-optimizer не работает.

На фото выше — два снимка, с выключенной оптимизацией (слева) и включенной (справа). Стоит смотреть на периферийные зоны кадра, например, на углы. Определенное увеличение четкости легко заметить. Категорического прироста эта технология не даст, но неэффективной ее назвать нельзя. Рекомендую просто не выключать оптимизатор при использовании фирменной оптики.

Слегка подросла скорость серийной съемки: X-E2 умеет делать до семи кадров в секунду вместо шести, на которые была способна X-E1. Но сократился буфер обмена: X-E2 способна записывать только 6-7 кадров формате RAW+JPEG подряд до паузы, в то время как X-E1 могла записывать до 11. Я даже не знаю, что в данной ситуации лучше и является ли увеличение скорости серийной съемки при данных условиях преимуществом. Такое «сокращение» буфера связано с увеличением глубины цвета записываемого RAW с 12 бит до 14 бит. В остальном камера вполне шустра: не тянет время при записи RAW-файлов на карту памяти, быстро работает с дополнительными фильтрами.

Автофокус тоже больше нельзя назвать слабым звеном беззеркальной камеры Fujifilm, как было с первыми поколениями X-series. На новинке применен гибридный фокус с расположением фазовых датчиков в зеленых пикселях матрицы в дополнение к 49 точкам контрастной фокусировки. Это третья камера X-серии с гибридной фокусировкой, после X100s и X20. Фазовые датчики покрывают примерно 36% кадра в районе центра и позволяют добиться быстрого определения расстояния до объекта — и тем самым избежать неприятного «ерзания» фокуса в ситуации, когда определение расстояния критично; типичная проблема контрастного фокуса всплывает при фокусировке в зонах по краям кадра. В центре же фокусировка очень быстра, но все-таки не всегда безошибочна — особенно когда дело касается макросъемки. Но часть проблем точно можно списать на оптику. Отметим добавленную поддержку определения лиц в кадре.

Ручная фокусировка опосредована мотором, встроенным в объектив, — при том, что она осуществляется так же, как и обычно, через кольцо на объективе. На Fujifilm X-E2 доступны три варианта помощи ручному наведению на резкость: увеличение объекта, на котором вы фокусируетесь; focus peaking (популярная система, подсвечивающая края резких объектов в кадре); цифровое разделение объектов, получаемых с датчиков фазовой детекции на матрице и выводимых в центральной области кадра (естественно, в монохромном режиме). Подобные решения мы видели на модели X100s. Здесь они еще более оправданны — вспоминаем о возможности применения с этой камерой неавтофокусной оптики, в частности, Leica (есть и специальный адаптер под M-mount, и рабочий отрезок позволяет работать с этой оптикой без малейших проблем).

Режимов работы как таковых на Fujifilm X-E2 нет — от них отказались в результате оригинальной схемы управления экспопарой. Но для возможности задавать произвольную выдержку, большую, нежели 1/4 секунды, необходимо переводить камеру в специальный режим T, в котором уже допустимо задавать выдержку вплоть до 60 секунд. Доступен и спуск при помощи USB-подключения, а не только при помощи спускового тросика (который, тем не менее, поддерживается, обратите внимание на характерный рельеф кнопки спуска), как на X-Pro1. А вот удаленное управление камерой со смартфона, несмотря на наличие модуля Wi-Fi, не предусмотрено.

Wi-Fi здесь позволяет при установке на смартфон/планшет фирменного приложения FUJIFILM Camera Application быстро передавать снимки на него (в том числе и управляя воспроизведением прямо с удаленного устройства), а также проставлять геотеги. На этом возможности беспроводного модуля исчерпываются — надеюсь, разработчики исправятся, и в новых прошивках мы увидим удаленное управление камерой со смартфона.

Дополнительная функциональность. Камера умеет клеить 120-градусные и 180-градусные панорамы, делая это весьма четко и быстро (пример выше). При этом нет давно привычной на современных камерах склейки HDR. Вместо этого предлагается программное расширение динамического диапазона (достаточно эффективное, но на максимуме поднимающее нижнюю планку светочувствительности до ISO 400) и самые различные варианты брекетинга (по экспозиции, этому самому ДД, ISO и имитации пленки). Доступна склейка кадров с мультиэкспозицией, без настройки по количеству кадров и плотности каждого кадра.

Поддаются настройке следующие параметры (помимо уже упомянутого выше динамического диапазона): цвет, резкость, тон светов, тон теней, уровень шумодава (по градации от слабого к сильному). Можно вручную регулировать сдвиг баланса белого. Никаких изменений по сравнению с той же X-E1 в плане работы этих функций я не заметил — обработка достаточно эффективная и качественная.

В отличие от предшественницы, камера оснащена фильтрами постобработки картинки, такими же, как и Fuhifilm X-M1.

Но никуда не делись и фирменные режимы имитации классических пленок Fuji, причем в полном объеме.

На X-E2 есть встроенная вспышка, самая обычная, ведущее число — 7 (при ISO 200), есть подавление эффекта «красных глаз». Вспышка здесь оснащена интеллектуальным управлением, помогающим регулировать свет — и не пересвечивать или недосвечивать в различных ситуациях. Горячий башмак позволяет прикрутить самые разнообразные внешние вспышки, с характеристиками, вам необходимыми. Но, в отличие от X-Pro1, у X-E2 нет синхроконтакта для внешней вспышки, что ограничивает ее использование в студии.

Камера не оснащена матричным стабилизатором — но число стабилизированной оптики под X-mount постепенно растет: в частности, эта камера тестировалась со стабилизированными объективами 18-55mm f2.8-4 и 55-200mm f3.5-4.8.

Видео. Понимая, что видеосъемкой увлекаются многие потенциальные покупатели фотокамер для энтузиастов, Fujifilm все-таки работает и в этом направлении. X-E2 умеет снимать FullHD-видео с частотой 30/60 кадров и прогрессивной разверткой. И с полностью рабочим автофокусом, на что в презентации модели делался отдельный акцент. И да, видео смотрится заметно лучше, чем на прошлой итерации серии. Есть также разъем под внешний микрофон. Но вот сделать вынесенную на корпус кнопку видеозаписи или быстрый доступ к режиму видеозаписи разработчики снова не пожелали. Чтобы начать видеозапись, необходимо покопаться в разделе DRIVE, сделав три-четыре лишних движения. Нет и ручных настроек.

При постоянной работе над функцией видео ей оставляют все-таки второстепенное место в арсенале камеры, заточенной под фотосъемку.

Качество съемки

Парк оптики под X-mount непрерывно расширяется — и сейчас если и уступает имеющемуся под систему Micro Four Thirds, то вполне сравним с тем, что предлагают другие компании, выпускающие APS-C беззеркалки (Sony, Samsung, Canon). Причем по качеству оптика XF, на мой взгляд, превосходит конкурентные системы (правда, и по цене тоже).

На тесте с X-E2 было два объектива: стандартный комплектный зум 18-55mm f/2.8-4 (интересная светосила, хорошее качество сборки, стабилизатор и вполне обычная картинка, с небольшим падением резкости на телерасстоянии) и крупный телеобъектив 55-200mm f/3.5-4.8 (не отличающийся светосильностью, очень большой и тяжелый, но со стабилизатором, опять же, отлично собранный и с приятной картинкой). Кадры в галерее, сделанные на тот или иной объектив, снабжены соответствующими пометками.

Стоит сказать, что под X-mount есть и адаптеры, позволяющие при коротком рабочем отрезке использовать почти любую оптику, и уже появляются специально созданные под байонет объективы сторонних производителей — статус и репутация беззеркальных камер Fujifilm обеспечивают им такую поддержку.

Камера традиционно для верхнего сегмента линейки Fujifilm заточена под ручной контроль — полного автомата и заданных сцен, как, например, на X-M1, здесь не встретишь.

Хотя они есть даже в ориентированных на ту же публику камерах-конкурентках: Sony NEX-7, Panasonic GX7, Olympus OM-D E-M1. Все-таки Fujifilm в большей степени рассчитывает именно на продвинутых энтузиастов, которые точно знают, чего хотят от камеры. При этом она прилично работает с JPEG, обеспечивая хорошее качество сжатия. Но бывают проблемы с балансом белого при искусственном освещении и в ночных сценах — стоит обратить на это внимание и работать с его регулировкой вручную. При этом X-E2 корректно экспонирует кадры и допускает гибкую настройку автоматики: минимальный порог затвора, оптимальное и максимальное значение светочувствительности.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 320

ISO 400

ISO 640

ISO 800

ISO 1250

ISO 1600

ISO 2500

ISO 3200

ISO 5000

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Прорыва в чувствительности на новой матрице не последовало — но он здесь и не был нужен: и так рабочий диапазон до ISO 3200 позволяет отнести топовые беззеркалки Fujifilm к числу лучших на рынке. Единственная претензия — высокий нижний порог чувствительности. Допустимые значения ISO при съемке в формате RAW начинаются с двухсот. ISO 100 (равно как и ISO 12800 с ISO 25600) можно задать только при переходе на съемку JPEG.

Есть встроенное шумоподавление, задается в диапазоне от «-2» (отключено) до «+2» (максимальное). Примеры работы шумодава на примере снимка с ISO 6400. Слева направо — от «-2» через «0» к «+2».

Сенсор, использующийся на X-E2, позволяет добиться превосходной детализации и фирменной, очень сочной, цветопередачи — за это, в первую очередь, камеры Fujifilm и ценятся.

Не слишком хорош динамический диапазон по умолчанию — но с этой проблемой частично помогает справиться программное расширение. В целом, картинка, получаемая на X-E2, производит отличное впечатление.

Галерея снимков, сделанных на Fujifilm X-E2:

Батарея

Аккумулятор не поменялся — все тот же NP-W126 на 1260 мАч. Его хватает примерно на 300—320 снимков. К сожалению, проблему слишком малого времени автономной работы от одного заряда аккумулятора Fujifilm пока не решают.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Модель X-E2 выходит на рынок уже в другой ситуации, нежели ее предшественница. В конце прошлого года это был определенный прорыв — Fujifilm делала робкий, но шажок в сторону массового рынка с «подрезанной» версией своей первой беззеркальной камеры X-Pro1. После выхода X-M1 и X-A1 Fujifilm окончательно продемонстрировала свой интерес к массовому рынку — и X-E2 выпускалась уже как полноценно премиальный фотоаппарат для энтузиастов, по многим характеристикам даже превосходящий модель X-Pro1: новый гибридный автофокус, работающий действительно быстро; встроенный модуль Wi-Fi (пусть и с ограниченной сферой применения); улучшена видеозапись; скорость серийной съемки выросла до семи кадров в секунду (правда, при сокращении буфера обмена); добавлена новейшая система оптимизации модуляции света. Это не просто обновление модели X-E1, а действительно новая модель, способная на время даже потеснить модель X-Pro1 с позиции флагмана (если вам не критичен оптический видоискатель, конечно).

При этом, разумеется, это модель не для всех. В первую очередь, она для вдумчивых и внимательных фотографов, не сильно интересующихся видеосъемкой, для которых качество получаемых снимков важнее всего остального. И при этом для тех, кто готов заплатить крупную сумму — камера вышла совсем не дешевой. При этом терпеть обилие недостатков, свойственных предшественницам X-E2 (медлительность, нелучший автофокус, слабый экран), уже не придется. Fujifilm работает над недостатками и делает это последовательно и четко.