Обзор фотокамеры Fujifilm X-M1: доступная беззеркалка X-серии

Fujifilm медленно, но верно развивает свою X-серию, постепенно приблизив ее к массовому потребителю. Цены на первые камеры серии, APS-C компакт X100 и беззеркалку X-Pro1, заставляли если не шевелиться волосы на затылке, то, по крайней мере, долго взвешивать все «за» и «против» перед покупкой. Это камеры для узкой аудитории. Но постепенно, в том числе и через компактные модели (XF1, X20) и ультразумы (X-S1), X-серия перестала восприниматься как нечто элитарное. При этом ореол фирменного качества и премиальности создан, а для беззеркального семейства накоплен и неплохой багаж оптики. Пора вступать в борьбу за массовую аудиторию. Первой по-настоящему массовой системной камерой Fujifilm стала модель X-M1.

При этом нельзя сказать, что Fujifilm прошла по простому пути «отсечь все лишнее». Да, X-M1 в сравнении с X-E1 и X-Pro1 лишена видоискателя, более проста по компоновке и урезана по функциональности, но при этом оснащена поворотным экраном больших диагонали и разрешения, нежели на этих камерах, и модулем Wi-Fi, которого старшие модели лишены. Самое же главное, что есть у камер Fujifilm — это фирменный X-Trans CMOS сенсор, дающий превосходную картинку. Да, это компромиссная модель, чего и следовало ожидать от бюджетного решения, — но далеко не простая.

Основные характеристики

  • CMOS-матрица формата APS-C системы X-Trans с первичным цифровым фильтром, число эффективных пикселей — 16,3 млн
  • Байонет X-mount
  • Система очистки матрицы от пыли: ультразвуковая вибрация
  • Стабилизатор: только встроенный в объектив
  • Размер снимков: до 4896 x 3264
  • Форматы снимков: JPEG (Exif Ver 2.3), RAW (формат RAF), RAW+JPEG (поддержка формата DCF (Design Rule for Camera File System)/DPOF)
  • Светочувствительность: от 200 до 6400 ISO + режим расширенной светочувствительности 100, 12800 и 25600 ISO; режимы-диапазоны Auto 400/800/1600/3200/6400
  • Дисплей: ЖК диагональю 3'' с разрешением в 920000 точек; поворотный
  • Управление экспозицией: замер в режиме TTL по 256 зонам; многоточечный, точечный, средневзвешенный
  • Режимы экспозиции: программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручной режим
  • Коррекция экспозиции: -2,0EV-+2,0EV, шаг 1/3EV
  • Затвор: в фокальной плоскости
  • Выдержка: (в режиме P) от 1/4 до 1/4000с, (Остальные режимы) от 30 до 1/4000 с + длительная (макс. 60 мин)
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5,6 кадров/c
  • Автобрекетинг: брекетинг с автоэкспозицией (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV); брекетинг с имитацией пленки; брекетинг с динамическим диапазоном (DR 100%, 200%, 400%); брекетинг по чувствительности ISO (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV)
  • Фокусировка: TTL-фокусировка контрастным методом; покадровая АФ/непрерывная АФ/РФ; выбор точки (49)
  • Баланс белого: авто, солнечный день, тень, флуоресцентная лампа (дневной свет), флуоресцентная лампа (теплый белый), флуоресцентная лампа (холодный белый), лампа накаливания, выбор температуры цвета
  • Симуляция пленки: PROVIA/ стандартная, Velvia/ живая, ASTIA/мягкая, SEPIA, MONOCHROME (черно-белый)
  • Расширение динамического диапазона: 100%/200%/400%
  • Таймер: 2 с,10 с
  • Вспышка: встроенная выдвижная вспышка с ведущим числом 7; горячий башмак
  • Видоискатель: нет
  • Запись видео: 1920 х 1080 пикселей (30 кадров в секунду) со стереозвуком. Не более 14 минут
  • Функции фотосъемки: обнаружение лиц, автоматическое удаление эффекта красных глаз, настройка (цвет, резкость, динамический диапазон, градация цветов, имитация пленки), многократная экспозиция, имитация пленки, отображение глубины резкости, отображение гистограммы, инструкции по кадрированию, запоминание количества кадров, режим Monitor Sunlight, функция выделения центра фокусировки, датирование снимков, настройка кнопки Fn
  • Функции воспроизведения: преобразование RAW, поворот изображения, удаление эффекта красных глаз, функция Photobook assist, удаление выбранных снимков, многокадровый показ (с возможностью отображения миниатюр), показ слайдов, отметка файлов для загрузки, защита, кадрирование, изменение размера изображения, панорама, избранное
  • Дополнительные функции: PictBridge, печать Exif, выбор языков, разница во времени, режим быстрого запуска, бесшумный режим
  • Встроенный Wi-Fi: IEEE 802.11b / g / N
  • Беспроводные функции: настройка функции геотеггинга, передача снимков (отдельных и нескольких выбранных), просмотр и получение снимков, функция PC Autosave
  • Интерфейсы: USB 2.0, miniHDMI
  • Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC

Цена в России в среднем на комплектацию body — 25 500 рублей. В комплекте с объективом 16—50 мм — 29 990 рублей. Цветовых решения три — в полностью черном корпусе, в черно-серебристом и серебристо-коричневом.

Дизайн и конструкция

Смотрится X-M1 неплохо, особенно в черно-серебристом и коричнево-серебристом исполнениях. Небольшой ретро-налет, рубленые формы, греющие душу фотографа аналоговые селекторы на верхней панели. Симпатичная камера, которой не хватает качественных материалов, чтобы радовать не только глаз, но и быть приятной в обращении.

Вместе с уходом видоискателя ушла и необходимость выделять под него место на корпусе — и, соответственно, камеру удалось сделать компактной, сравнимой по габаритам с самыми небольшими представителями беззеркального семейства.

На этих фотографиях можно увидеть X-M1 рядом с младшей и самой маленькой беззеркалкой Sony — NEX-3N.

На своем сайте Fujifilm сравнивает размеры X-M1 и компакта X20, причем не в пользу последнего. Это уже некоторый перебор. Дело в том, что оценивать габариты камер со сменной оптикой стоит исключительно учитывая размеры этой самой оптики — а для камер с APS-C матрицей небольшими бывают только фиксы на малое фокусное расстояние и объективы с электронным зумом, которых в ассортименте Fujifilm нет. То есть да, X-M1 заметно меньше и X-E1, и, тем более, X-Pro1 — но реально компактной ее назвать трудно.

При этом да, она значительно меньше всех зеркальных камер (кроме, может быть, Canon EOS 100D). На фотографиях выше можно увидеть ее рядом с Canon EOS 70D. А за счет применения простых материалов (X-M1 облицована легким и недорогим пластиком) удалось и максимально снизить вес. Вместе с батареей и картой памяти она весит 330 граммов, это совсем немного. Габариты — 116,9 x 66,5 x 39 мм.

Материалы, кстати, — одна из главных жертв бюджетного позиционирования камеры. Ощущения от использования X-M1 разительно отличаются от таковых при общении с металлическими X-E1 или X-Pro1. В этом плане это, безусловно, камеры из разных классов. К сожалению, даже и на фоне прямых конкурентов X-M1 смотрится нелучшим образом — пластик действительно применен максимально простой, а места соприкосновения с руками не прорезинены (все тот же пластик, только обогащенный фактурой). В сочетании с привычно для Fujifilm небольшим наплывом в месте хвата это создает неудобства при работе с камерой, она выскальзывает из руки. Площадка для большого пальца также слишком скользкая. Назвать ее эргономику оптимальной я не могу.

Функциональные элементы. На фронтальной панели находится байонет X-mount, кнопка высвобождения объектива, лампа подсветки автофокуса.

Слева мы видим проушину для ремешка и динамик. Справа — прикрытые крышкой интерфейсы (USB, HDMI) и вторую проушину.

На верхней панели находится вспышка, аксессуарный разъем (горячий башмак), стереомикрофон, селектор режимов, многофункциональный селектор, кнопка спуска с выключателем, а также функциональная клавиша (по умолчанию активирует Wi-Fi функции).

Снизу находится отсек для батареи и карты памяти, совсем рядом с ним — штативное гнездо. При установке камеры на штатив доступ к аккумулятору и карте памяти будет блокирован.

Тыльная панель. Большую ее часть занимает 3-дюймовый экран. Над ним размещена только механическая кнопка активации вспышки. Справа от экрана мы видим второй селекторный диск (чувствительный к нажатию), навигационную пятипозиционную клавишу и четыре дополнительные кнопки: смена типа отображаемой на дисплее информации, вызов быстрого меню, воспроизведение снимков и, наконец-то (Fujifilm долгое время игнорировала ее), кнопка запуска видеозаписи.

И качество материалов, и общее ощущение от сборки не производят сильного впечатления. Как я уже писал выше, это подчеркивает более простой статус модели — и да, это то, что пользователям X-M1 придется терпеть. Собирается камера в Таиланде.

Интерфейс и управление

Схема управления приближена к стандартам по рынку. На X-M1 компания отказалась от излюбленной (и мной в том числе, да) схемы с регулировкой экспопары кольцом на объективе и диском на верхней панели и добавила полноценный селектор режимов (ранее его на беззеркалках Fujifilm и на X100/X100S не было, равно как и режимов как таковых). И в целом число управляющих элементов уменьшилось. Зато добавился дополнительный селекторный диск, а колесо, на других камерах серии отвечающее исключительно за экспокоррекцию, получило дополнительные функции. В частности, в режиме ручной экспозиции именно оно отвечает за выдержку, тогда как второй диск — за диафрагму. На самом деле управление X-M1 не вызывает больших затруднений — оно приближено к таковому на зеркальных камерах, ущерб удобству минимален. Но шарма, присущего старшим камерам Fujifilm, «младшенькая» лишилась вместе с премиальным материалам исполнения корпуса. Есть небольшие претензии к исполнению определенных элементов: в частности, не слишком удачно реализован в плане расположения второй селекторный диск (он находится в той же плоскости, что и первый, и требует того же пальца для управления им - одновременная регулировка диафрагмы и выдержки затруднена; при этом такая конструкция обусловлена стремлением к максимальной компактности), да и кнопку видеозаписи не так-то просто нажать, не дернув при этом камеру.

Сам интерфейс при этом не изменился. И главное, и быстрое меню (за счет которого обеспечивается надлежащая оперативность смены основных параметров) хорошо знакомы по предыдущим камерам Fujifilm. Приличная русификация прилагается.

На экране в режиме наведения можно вывести гистограмму, сетку нескольких типов. Виртуальный горизонт отсутствует. Выбор точки фокусировки осуществляется по нажатию кнопки AF. Смена типа фокусировки — из быстрого меню. Отмечу, что в режима ручного выставления экспозиции картинка на мониторе не меняется (в связи с особенностями реализации функции Live View) — контролировать экспозицию необходимо по экспонометру; с одной стороны, удобно строить композицию в условия недосвета или пересвета, с другой стороны, когда почти все камеры с Live View умеют показывать на экране перед съемкой ровно ту картинку, что получится в итоге, это вызывает вопросы.

Экран в ситуации отказа от видоискателя становится еще более важным элементом, нежели обычно. И Fujifilm, понимая это, сменили морально устаревший 2,8-дюймовый экранчик (знакомый по моделям X100S, X20 и X-E1, X-Pro1 оснащается более качественным экраном) на новый, трехдюймовый с удвоенным разрешением (теперь 920 000 точек). Он поворачивается в вертикальной плоскости, обладает очень достойными цветопередачей и яркостью. Последней, в принципе, хватает для успешной работы в условиях даже яркого солнечного света — дисплей сильно блекнет, но не слепнет до конца.

Функциональность

Главное достоинство камер Fujifilm безболезненно перешло и к младшей модели X-M1. Речь о 16,3-мегапиксельной матрице формата APS-C с первичным цветовым фильтром, позволяющим отказаться от низкочастнотного фильтра и тем самым повысить попиксельное разрешение матрицы. Подробности об этой матрице можно прочитать в обзоре модели X-Pro1, на котором она впервые и «засветилась». В сочетании с процессором EXR II она себя уже зарекомендовала как один из лучших ASP-C сенсоров на рынке.

При этом X-M1 столь же шустра, как и X-E1, медлительность, присущая X-Pro1, ее не отличает. На включение, правда, уходит более секунды (около 1,5 секунд, если быть точным), зато она мгновенно переходит в рабочее состояние из режима ожидания. Лаг затвора практически отсутствует. Скорость серийной съемки — 5,6 кадров в секунду, очень неплохо. Радует и не самый маленький буфер обмена — можно записывать до 30 кадров в формате JPEG и до 10 в формате RAW, причем наши тесты в различных условиях подтверждают заявленную производителем информацию. Запись RAW-файлов на карту памяти занимает какое-то время, но, опять же, прогресс по сравнению с X-Pro1. На самом деле новинка очень сильно напоминает повадками старшую сестру X-E1.

У нее точно такой же автофокус. 49 точек, контрастная система. Обеспечена неплохая скорость, хотя на фоне тех же контрастных фокусировок, применяемых Sony, Panasonic и Olympus, фокусировка Fujifilm все-таки немного теряется. Но наибольшая проблема, с точностью — к сожалению, остается. Иногда ошибки с передним-задним планом случаются не только в режиме макро (его надо активировать отдельной кнопкой), но и в простых портретных ситуациях.

При ручной фокусировке можно активировать подсказку при помощи подсветки резких объектов в кадре (focus peaking), а нажатие на второй селекторный диск приводит к увеличению зоны фокусировки. Хорошо развитая и удобная ручная фокусировка хорошо помогает при работе с не родными объективами - Fujifilm подчеркивает широкие возможности в этом плане за счет короткого рабочего отрезка. Ручной фокус управляется, кстати, электроникой; диск на объективе просто подает сигнал. В итоге мы имеем дело с небольшим, но некритичным запаздыванием реакции.

X-M1 приближена к любительскому сегменту и наличием простых и понятных режимов работы: P/A/S/M, пользовательский, SR+ (расширенное опознавание сцен), авто, расширенный (различные художественные фильтры, мультиэкспозиция), сюжетные режимы. Отдельно на селектор вынесены режимы «спорт», «пейзаж» и «портрет». В принципе, пояснений требует только SR+ — он отличается от обычного авторежима максимальным делегированием полномочий камере. Она сама решает, когда включить макро, здесь невозможно управлять режимом фокусировки (в отличие от автомата), а число распознаваемых сцен достигает 58. Но X-M1 не поддерживает привычное для компактов Fujifilm EXR-расширение — со всевозможными склейками кадров и программным подавлением проблем. Ожидать в режиме SR+ многокадровых композиций не стоит - но и потеря в связи с высокими возможностями крупной матрицы невелика.

X-M1 присуща и стандартная свобода по задаванию выдержки — диапазон же не ограничен колесом на верхней панели. Свободно можно перемещаться между 30 секундами и 1/4000. По достижению максимального предела активируется режим Bulb со свободной выдержкой. Но нет и резьбы для спускового тросика на кнопке спуска, которой характерны «премиальные» камеры Fujifilm. При этом, несмотря на наличие встроенного Wi-Fi, функции удаленного управления камерой со смартфона не предусмотрено. Так что в этом плане будут проблемы.

Wi-Fi. Встроенный модуль беспроводной связи позволяет при установке на смартфон/планшет фирменного приложения FUJIFILM Camera Application быстро передавать снимки на него (в том числе и управляя воспроизведением прямо с удаленного устройства), а также проставлять геотеги. Почему не предусмотрено удаленное управление камерой со смартфона, достаточно востребованное в среде фотографов — при всей очевидности этого решения, — остается загадкой.

Дополнительная фотографическая функциональность слегка урезана по сравнению со старшими моделями: камера не умеет, в частности, клеить панорамы, уменьшено число фирменных симуляторов пленки. При этом оставлена мультиэкспозиция и художественные фильтры. Примеры снимка с применением различных фильтров вы можете увидеть выше.

Камера умеет симулировать следующие типы пленок Fuji: PROVIA/ стандартная, Velvia/ живая, ASTIA/мягкая, SEPIA, MONOCHROME (черно-белый). Примеры снимка с различными пленочными эффектами выше.

Поддаются настройке следующие параметры: цвет, резкость, тон светов, тон теней, уровень шумодава (по градации от слабого к сильному), динамический диапазон. Можно вручную регулировать сдвиг баланса белого.

Предлагаются четыре варианта брекетинга: по экспозиции, чувствительности ISO, динамическому диапазону и имитации пленки. При одном нажатии кнопки спуска затвора создаются 3 различных изображения с брекетингом.

Камера не оснащена встроенным стабилизатором по матрице, но комплектный объектив для нее (16-50mm F3.5-5.6) оснащен стабилизатором по сдвигу линз. Учитывая, что именно он станет основным для покупателей X-M1, проблема отсутствия внутрикамерного стабилизатора не должна встать слишком остро. Но стоит уйти немного в сторону — хотя бы фирменных «фиксов», а то и сторонней оптики (которой на эту камеру можно найти огромное количество), — и возникнут вопросы.

Встроенная вспышка обладает ведущим числом 7, есть подавление красных глаз. Вспышка интеллектуальная, к засветам не склонна. Синхронизация происходит за 1/180 с. Есть и горячий башмак для установки нужных вам аксессуаров. Вообще из аксессуаров Fujifilm предлагает, помимо подходящих по дизайну и эргономике вспышек (три вида), кожаный чехол для камеры и упор для правой руки, позволяющий частично решить проблему с не самым удобным хватом.

Видео. Постепенно Fujifilm, понимая, что многие современные пользователи фотокамер одной только фотосъемкой не ограничиваются, делает шаги и в этом направлении. Помимо специальной кнопки видеозаписи X-M1 обрела способность писать ролики на скорости 30 кадров в секунду. Настроек, конечно, минимум, нет и разъема под микрофон. Запись производится в формате MOV (H.264) и только на протяжении 14 минут (720p дольше). Не ахти какие характеристики, конечно. Fujifilm все-таки по-прежнему позиционирует свои продукты как специализированные фотокамеры.

Качество съемки

Как и обещалось, Fujifilm довольно быстро насыщает рынок своей оптикой под X mount. Пользователи беззеркальных камер Fujifilm уже не будут вынуждены постоянно пользоваться переходниками и пытаться на свою X-камеру привинтить ретро-объективы. То есть такая, весьма приятная, возможность все равно остается, но она далеко не безальтернативна. Причем в парке есть уже не только различные фиксы, но и определенное число зум-объективов, в том числе и бюджетных. В комплекте с X-M1 идет объектив XC16-50mmF3.5-5.6, главными достоинствами которого справедливо называют легкость (по компактности все-таки спорно) и стабилизатор изображения. Он обладает вполне неплохими оптическими характеристиками, но порадовать настоящих фотогурманов не сможет — и по резкости, и по картинке вне зоны резкости он проявляет себя не слишком интересно. Но на общем фоне комплектных беззеркальных (да и зеркальных зумов) он смотрится не так уж плохо. И не страдает падением резкости на телерасстоянии, как тот же старший зум линейки XF 18-55mmF2.8-4.5.

В поисках чего-то более интересного можно как обратиться к фирменной линейке или оптике Leica (в ассортименте Fujifilm есть специальный переходник на M mount), так и поискать объективы сторонних производителей под X mount. Они уже появляются — в частности, отметим Zeiss Touit 2.8/12 и 1.8/32. Но это, конечно же, вещи скорее для энтузиастов, на которых рассчитаны модели X-E1 или X-Pro1.

Любителям важен не столько парк оптики, сколько способность камеры «снимать самой». Здесь у Fujifilm X-M1 дела обстоят неплохо, но и не блестяще. Режим SR+ действительно позволяет не думать ни о чем, кроме композиции (камера предельно адекватно определяет сюжеты съемки), а начальные навыки управления съемкой можно применять и в режиме «авто» — но камера проявляет тенденцию к передержкам, не компенсирующимся стабилизатором объектива; в темноте стоит все-таки контролировать процесс. Также есть проблемы с балансом белого — при лампах накаливания камера заметно «зеленит» картинку.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 320

ISO 400

ISO 640

ISO 800

ISO 1250

ISO 1600

ISO 2500

ISO 3200

ISO 5000

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

В плане съемки с высокой светочувствительностью X-M1 проявляет себя, само собой, так же, как и старшие модели — то есть более чем хорошо. Рабочий диапазон до ISO 3200 и не самый критичный уровень шумов при правильном экспонировании на ISO 6400 позволяет камере на этом фронте выступать наравне с зеркальными камерами среднего сегмента (а порой и заходить на территорию полного кадра). Диапазон доступных значений ISO — от 200 до 6400 при возможном расширении до 100 в одну сторону и до 25600 в другую.

Пример работы встроенного шумоподавления на ISO 6400. Слева направо от минимального шумоподавления к максимальному.

X-M1 определенно будет радовать владельца своей цветопередачей — фирменное качество камер Fujifilm никуда не исчезло. Также X-Trans CMOS отличается замечательной детализацией. Недостатком матрицы стоит признать не самый широкий динамический диапазон. Но в целом по качеству съемки X-M1, безусловно, находится на лидирующих позициях среди конкурентов.

Галерея снимков, сделанных на Fujifilm X-M1:

Батарея

Комплектной батареи NP-W126 емкостью 1260 мАч хватает примерно на 300—320 снимков без подзарядки. Это очень мало. Безусловно, короткое время автономной работы — бич всех камер с экраном в качестве единственного варианта для компоновки кадров. Также время автономной работы может сократиться от использования Wi-Fi.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Когда мы говорили о первой беззеркальной камере со сменной оптикой Fujifilm — при описании всех ее достоинств и прелестей за спиной все равно маячила запредельная цена; рассматривая X-Pro1, нельзя было не оговариваться про перспективы линейки. С выходом X-E1 и, в особенности, доступной X-M1 при параллельном расширении парка оптики эти перспективы обрисовались весьма четко. И выглядят более чем притягательными.

Безусловно, многим Fujifilm в погоне за бюджетным статусом пожертвовала: видоискателем, фирменной аналоговой схемой управления (при этом новая схема очень неплоха), частично функциональностью (нет панорам, меньше пленочных фильтров, отсутствует вход для микрофона, резьба для тросика), но не стала жертвовать самым главным — качеством картинки. Плюс к тому X-M1 обзавелась Wi-Fi функциональностью (слегка урезанной) и откидывающимся экраном, не присущими старшим моделям.

X-M1 очень удобно рассматривать как вариант «первой серьезной камеры». Она конкурирует не сама с собой или с полупрофессиональными зеркалками, а с такими же беззеркалками среднего уровня. Да, их много, конкуренция жесткая, но за счет X-Trans CMOS, фирменного шарма и парка оптики, однозначно уступающего только системе Micro Four Thirds (с Sony и Samsung уже можно сравнивать), у нее есть все шансы оказаться в итоге победительницей. Не лучшая работа с видео (хотя наконец-то появилась специальная кнопка на корпусе, а также выросла частота), качество материалов и сборки не позволяют однозначно поставить новинку на пьедестал, но именно как аппарат для получения качественных фотоснимков X-M1 заслуживает нашей награды «Оптимальная покупка».