Обзор фотокамеры Fujifilm X20: очень серьезный компакт

Ставка Fujifilm на ретро-стиль, бескомпромиссные технические решения и, в определенной степени, элитарность оправдывает себя — каждая новинка X-серии воспринимается как событие, дело не обходится без каких-либо наград. Продвинутый компакт этой серии, продолжение прошлогодней модели X10, будучи только анонсированным на CES 2013, привлек очень серьезный интерес и вполголоса характеризовался как главный претендент на звание лучшего компакта 2013 года. Что получилось по факту — разбираемся.

При первом взгляде на камеру кажется, что изменений по сравнению с X10 минимум — внешне новинка почти не отличается. Зато поменялось самое важное — начинка, — причем кардинально: новый сенсор, выполненный по фирменной технологии X-Trans CMOS (с особым расположением светочувствительных элементов и отсутствием низкочастотного фильтра), новый процессор EXR II, новый видоискатель со встроенным полупрозрачным дисплеем; значительно улучшены способности камеры в плане видеозаписи; применен новый автофокус. Камера избавилась от брендирования FinePix, X20 позиционируется как серьезная модель старшей категории, просто компактная по размерам. Стоит сказать, что это теперь также не самая младшая камера в линейке «X» — вспоминаем модель XF1.

Основные характеристики

  • X-Trans CMOS II, 2/3 дюйма (кроп-фактор — 3,93), с базовым цветным фильтром, число эффективных пикселей — 12 млн
  • Объектив Fujinon f=7.1-28.4 mm, 1:2.0-2.8. 35 мм эквивалент — 25—112 мм (4-кратный оптический зум). Минимальная дистанция фокусировки: 10 см (в режиме «макро»)
  • Размер снимков: до 4000 х 3000; Motion Panorama до 11520 x 1624 по вертикали и до 11520 x 1080 по горизонтали
  • Форматы снимков: JPEG (Exif 2.3), RAW (формат RAF), RAW+JPEG; поддержка форматов DCF (Design Rule for Camera File System)/DPOF
  • Светочувствительность: от 100 до 12800 ISO; автоISO (задаваемый интервал вплоть до ISO 3200)
  • ЖК-дисплей диагональю 2,8'' с разрешением в 460000 пикс., покрытие кадра 100%
  • Замер экспозиции: TTL-замер в 256 зонах
  • Управление экспозицией: многоточечный, точечный, средний
  • Режимы съемки: программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручной режим, авто, расширенный SR авторежим, расширенные режимы, сюжетные режимы, видеосъемка, 2-х-пользовательский
  • Сюжетные режимы: портрет, улучшенный портрет, пейзаж, спорт, ночь, ночь (со штативом), фейерверк, закат, снег, пляж, вечеринка, цветы, текст, подводная съемка
  • Коррекция экспозиции: -2,0EV-+2,0EV, шаг 1/3EV
  • Выдержка: от 30 сек. до 1/4000 сек.
  • Скорость серийной съемки: 12 кадров/c (серия до 8 снимков в формате JPEG); 9 кадров/с (серия до 14 кадров в формате JPEG); 6 кадров/с (серия до 20 кадров в формате JPEG); 3 кадра/с (серия до 39 кадров в формате JPEG)
  • Автофокус: интеллектуальный гибридный АФ (TTL-автофокусировка по контрасту и АФ TTL с фазовой детекцией), предусмотрена вспомогательная подсветка АФ
  • Фокусировка: покадровая АФ/непрерывная АФ/РФ; выбор кадра — многоточечный, зона, слежение
  • Автобрекетинг: брекетинг с автоэкспозицией (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV); брекетинг с имитацией пленки (возможен выбор любых трех режимов); брекетинг с широким динамическим диапазоном (DR 100%, 200%, 400%); брекетинг по чувствительности ISO (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV)
  • Баланс белого — автоматическое распознавание сцены; предустановка: точный, тень, флуоресцентная лампа (дневной свет), флуоресцентная лампа (теплый белый), флуоресцентная лампа (холодный белый), лампа накаливания, подводная съемка, подводная съемка, пользовательский, выбор цветовой температуры
  • Таймер: 2 с,10 с
  • Вспышка: встроенная, автоматическая (интеллектуальная вспышка Super Intelligent Flash), эффективный диапазон (ISO AUTO) для широкоугольного положения: прибл. от 30 см до 7,0 м;
    для телефотосъемки: прибл. от 50 см — 5 м; подавление эффекта «красных глаз»; горячий башмак
  • Видоискатель: улучшенный оптический видоискатель (оснащенный экраном Digital Trans), обзор прибл. 85 %, встроенный датчик глаза
  • Запись видео: 1920 x 1080 пикселей (60 кадров/с)/1280 x 720 пикселей (60 кадров/с)/640 x 480 пикселей (30 кадров/с) со стереозвуком. Формат MOV, кодек H.264
  • Дополнительные функции при фотосъемке: функция ADVANCED SR AUTO, распознавание лиц, автоматическое удаление эффекта «красных глаз», имитация пленки, инструкции по кадрированию, запоминание количества кадров, отображение гистограммы, режим выбора лучшего кадра, расширенный режим (Motion panorama 360, Pro focus, Pro low light), высокоскоростная видеосъемка (80/150/250 кадров/с), электронный уровень, поддержка формата RAW, улучшенная технология предотвращения размытости, выделение центра фокусировки
  • Функции воспроизведения: распознавание лиц, автоматическое удаление эффекта «красных глаз», многокадровый показ (с миниатюрами), защита, кадрирование, изменение размера изображения, показ слайдов, поворот изображения, отображение гистограммы, предупреждение об экспозиции, функция Photobook Assist, поиск изображения, избранное, отметка файлов для загрузки, панорама, удаление выбранных снимков, преобразование формата RAW
  • Дополнительные функции: PictBridge, печать Exif, 35 языков, разница во времени, бесшумный режим
  • Интерфейсы: USB 2.0, miniHDMI
  • Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC

Средняя цена Fujifilm X20 в России — 23 200 рублей. Два цветовых решения — черное и черно-серебристое.

Дизайн и конструкция

Как я уже писал выше, внешних отличий от X10 у X20 практически нет. За год камера не успела устареть — да и не подвержен ретро-стиль старению; специалисты Fujifilm просто решили не менять то, что и так неплохо смотрится. При этом в арсенале появился второй вариант расцветки — помимо абсолютно черной X20 можно приобрести и серебристо-черную версию.

Она, кстати, превосходно смотрится, лично мне она нравится заметно больше полностью черной (которая была у нас на тесте). Материалы применены те же, сочетание рельефного пластика и металла. Добавлю, что хороша и крышка — металлическая, с бархатной внутренней поверхностью.

Габариты Fujifilm X20 — 117 x 69,6 x 56,8 мм, вес — 353 грамма. Показатели, опять же, почти идентичные X10. Камера неплохо для своих габаритов лежит в руке, за счет материалов, небольшого выступа под хват правой руки и резинового упора для большого пальца. Безусловно, это не полноразмерная зеркалка, абсолютного слияния с камерой испытать нельзя, но в поисках компактности необходимо чем-то жертвовать — и в данном случае весьма немногим, это одна из самых удобных по эргономике компактных камер на рынке.

Но не самых маленьких в своем классе. Особенности конструкции, включающие в себя и видоискатель, и крупный, выступающий объектив, и массив из аналоговых органов управления, привели к тому, что Fujifilm X20 нельзя назвать полноценно карманной камерой. Она слегка крупнее своих основных конкурентов (Sony RX100 или Olympus XZ-2, например). При этом она достаточно легкая и помещается, скажем, в карман куртки или пальто. Это удобный, но крупный компакт. Выше можно увидеть его фотографии в сравнении с Sony RX100.

Функциональные элементы. На лицевой панели мы видим объектив с кольцом зуммирования, выполняющим также и функцию выключателя (то есть да, чтобы включить камеру, необходимо повернуть это кольцо); зум-объектив, стандартно для компакта, телескопический. Помимо него спереди можно найти окошко видоискателя, переключатель режимов фокусировки, лампу подсветки автофокуса и отверстия стереомикрофона.

Левое ребро свободно от функциональных элементов, не считая проушины для наплечного ремешка, на правом ребре находятся прикрытые единой крышечкой разъемы miniHDMi и USB.

Верхняя панель: слева — выскакивающая вертикально вспышка, по центру — горячий башмак, справа — селектор режимов, кнопка спуска с резьбой для тросика дистанционного управления, кольцо экспокоррекции и функциональная клавиша.

Снизу мы видим отсек для батареи и карты памяти, а также отнесенную достаточно далеко от него резьбу для штативной площадки (доступ к отсеку при установке на штатив перекрываться не будет).

Задняя панель. Центральную часть занимает экран. Выше него видоискатель с датчиком глаза и диоптрийной регулировкой. Слева от него четыре кнопки: воспроизведение, экспозамер, режимы протяжки, баланс белого; две центральных направлены еще и на зуммирование картинки при воспроизведении. Справа: нажимаемый селекторный диск, кнопка блокировки фокуса/экспозиции, пятипозиционная навигационная клавиша с селекторным кольцом по периметру, кнопка смены изображения на дисплее, кнопка вызова быстрого меню.

Качество сборки прекрасное, для любителей территориальных споров на видном месте красуется надпись «Made in Japan». Материалы также внушают уважение, особенно если помнить, что речь идет не о премиальной модели старшего сегмента, а о компакте, пусть и довольно дорогом. Имидж X-серии поддержан в полной мере.

Интерфейс и управление

Система управления изменилась совсем немного по сравнению с X10, но все-таки изменилась. Стоит сказать, что и в изначальном своем варианте она не оставляла желать ничего лучшего по набору элементов, близкому к классическим примерам, но немного разочаровывала размером элементов, с которыми человеку с крупными пальцами справиться не всегда будет просто. Зато ход кнопок и селекторов очень приятный. Что добавилось? По сути, самое важное, чего не хватало на прошлой модели и что успешно себя зарекомендовало на всех новых Fujifilm — быстрое меню. За его вызов отвечает кнопка Q, пришедшая на смену кнопке быстрого переключения на съемку RAW. Удобнее стала система ручной фокусировкой — за настройку отвечает навигационное кольцо, помогает focus peaking с подсветкой резких зон. А вот кнопки быстрой видеозаписи так и не дождались — Fujifilm упорно игнорирует эту деталь на своих камерах X-серии. Еще скажу, что местами поменялись кнопки выбора точки фокусировки и режима протяжки — и это обоснованное изменение, более важная кнопка оказывается под пальцами правой руки.

Главное меню, равно как и быстрое, отлично знакомо по предыдущим камерам Fujifilm — но полностью поменялось в сравнении с X10, причем в лучшую сторону. Сквозные вертикальные списки нельзя назвать чем-то оригинальным, но на данный момент более адекватного способа изменения настроек в камерах не придумано.

На экран можно вывести картинку, поступающую на матрицу, в нескольких вариантах (в том числе с сеткой, виртуальным горизонтом и гистограммой). Можно отключить картинку, выводя только информацию о настройках (с сеткой фокусировки в качестве доминирующего элемента) и наводясь исключительно по видоискателю.

Видоискатель оптический, неплохо синхронизирован с зум-объективом, хотя на широком углу кромка объектива попадает в кадр, перекрывая нижний правый угол обзора. При этом в видоискатель выдаются основные настройки и точка фокусировки — для компактной камеры особенность весьма необычная и приятная. Появился, соответственно, и датчик глаза, благодаря которому камера сама может переключаться между режимами отображения.

А вот основной экран устарел. 2,8 дюйма, ЖК, неплохие цвета, но лишь 460 000 точек. Запас по яркости есть, но он не спасает в солнечный день. Впрочем, в отличие от подавляющего большинства конкуренток, в солнечный день X20 может предложить видоискатель. И это одно из ее главных преимуществ.

Функциональность

На Fujifilm X20 установлена совершенно новая матрица. Вернее, близкая к старой (2/3’’, 12 эффективных мегапикселей), но выполненная по фирменной технологии X-Trans CMOS (подробности можно найти в этом материале, посвященном выходу Fujifilm X-Pro1, первой камеры с подобной матрицей). Достаточно крупная для своего класса (больше — только у Sony RX100), с достаточно умеренным числом точек, что обеспечивает более-менее крупный размер каждого пикселя и, соответственно, пристойную светочувствительность. За счет отсутствия низкочастотного фильтра удается добиться более высокого разрешения. Помогает матрице фирменный процессор нового поколения EXR II.

Он позволяет еще подтянуть и так достаточно шуструю в своих основных проявлениях камеру. Включается она примерно за секунду (кстати, отмечу, что для просмотра снимков не обязательно активировать объектив — достаточно на продолжительное время зажать кнопку воспроизведения). Лаг затвора отсутствует. Обработка снимков происходит очень шустро, камера не подвисает ни при записи RAW, ни при накладывании спецэффектов. Увеличилась и скорость съемки — до непривычно серьезных в этом классе 9 кадров в секунду при съемке в RAW и 12 кадров в секунду при съемке JPEG. Расширен буфер обмена, но не настолько, чтобы превратить X20 в маленькую репортажницу: на скорости 9 кадров/с его хватает на 5-6 кадров в формате RAW и 11-12 в формате JPEG; при съемке 12 кадров/с длина серии в JPEG составит примерно 7 кадров; при уменьшении скорости съемки растет длина серии.

Автофокус усовершенствован за счет становящихся привычными фазовых датчиков на матрице. Гибридная система позволяет добиться высокой скорости при съемке с мощным внешним освещением, а также более достойно себя проявляет при слабом освещении. К сожалению, на точности фокусировки это не сказалось — она неплоха, но регулярно «плавает» в контрастном стиле, не в силах зафиксироваться на объекте, расположенном на переднем плане. При этом если цепляется, то весьма быстро.

Примеры серийной съемки при помощи Fujifilm X20.

Отлично реализован макро-режим. На широком угле объектива съемка возможна на дистанции 1 см от объекта. Резкость и детализация отличные.

Режимы работы: P/A/S/M (да, это не просто «мыльница»), автоматика (с возможность ввода некоторых настроек вручную), SR (полный автомат, с делегированием камере полномочий по применению расширенной EXR-функциональности), SP (сюжетные режимы), Adv. (подробнее — чуть ниже), видеосъемка и два пользовательских режима.

Расширенные режимы (Adv.): к уже знакомым по X10 склейке панорам (от 120- до 360-градусных) снимкам с искусственным размытием заднего фона и многокадровой склейке при сложном освещении (и то и другое — с половинным разрешением) добавилась мультиэкспозиция и спецэффекты. Пример съемки панорамы и снимка с искусственным размытием фона (слева — та же композиция без искусственного размытия) можно увидеть выше.

Представляем вашему вниманию примеры различных эффектов. Достаточно стандартный набор.

Помимо стандартных спецэффектов, которые Fujifilm стал осваивать недавно, предлагается и более привычный для камер этого производителя (и уникальный относительно всех остальных) режим имитации различных классических пленок Fuji. В том числе допустим брекетинг по типам пленки (любым трем на выбор).

Помимо него, предлагаются 3 вида брекетинга: по экспозиции, чувствительности ISO и динамическому диапазону. Есть режим «выбор лучшего снимка». При его активации камера по одному нажатию кнопки делает серию заданной длины с заданной скоростью. Упрощенный вариант серийной съемки.

Поддаются настройке следующие параметры: цвет, резкость, тон светов, тон теней, уровень шумодава (по градации от слабого к сильному). Можно вручную регулировать сдвиг баланса белого. Настраивается и динамический диапазон (с возможностью выставления автоматического расширения по мере необходимости).

Есть встроенная вспышка — маленькая и довольно слабенькая, — но есть.

Видео. Камера умеет писать FullHD-видео со скоростью до 60 кадров в секунду и стереозвуком. Внушительные характеристики, которые теперь доступны самому широкому спектру камер. Чего-то особенного в этой области X20 не показывает — ручные настройки недоступны, автофокус далек от идеала. Зато доступна имитация пленок Fuji.

Качество съемки

Объектив остался неизменным по сравнению с X10, что можно считать хорошей новостью. Эквивалентное фокусное расстояние 28—112 мм сопровождается светосилой f/2.0-2.8 и резкостью на всем диапазоне. В сочетании с хорошим качеством сборки это дает превосходный результат. Разрешающей способности оптики хватает, чтобы поддержать почин X-Trans сенсора. Имеется оптический стабилизатор, помогающий не задирать светочувствительность без крайней на то необходимости (продлевая диапазон доступных выдержек), набор программных улучшений — от знакомого уже подавления возможных аберраций до компенсации дифракции, возникающей при попадании большого пучка света на плотно сконцентрированные пиксели.

Здесь можно увидеть пример четкости при открытой диафрагме и макро-режиме.

X20 отличается неплохой автоматикой — в большинстве случаев сюжеты определяются четко, экспозамер не вызывает у камеры проблем; радует возможность даже в полуручных режимах задавать автоматический выбор ISO в определенном диапазоне и предоставлять камере самой определяться с динамическим диапазоном. С автоматическим определением баланса белого камера более-менее справляется — хотя при искусственном освещении происходит падение в зеленый.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 320

ISO 400

ISO 640

ISO 800

ISO 1250

ISO 1600

ISO 2500

ISO 3200

ISO 5000

ISO 6400

ISO 12800

Как и на X10, приемлемым приходится называть диапазон вплоть до ISO 800. Выше достаточно сильно падает детализация, становятся хорошо заметны шумы. Впрочем, при правильном экспонировании и отсутствии претензий на печать в крупном формате можно добиться пристойного качества и на ISO 1600 — выше влияние шумов становится уже определяющим. При этом естественный диапазон расширен до ISO 12800 — особого смысла в подобном решении я не вижу. При съемке RAW диапазон ограничен более логичным ISO 3200.

Имеется шумоподавление — не отключаемое, но регулируемое. Выше примеры снимков, снятых на ISO 1600: от минимального шумодава к максимальному, слева направо.

Как и подобает камере Fujifilm, X20 выделяется превосходной цветопередачей. Радует также и детализация, про что я уже писал выше. Динамический диапазон не слишком широк, хотя активизация программного расширения может несколько помочь. Художественное размытие заднего плана из-за размеров матрицы получить при съемке не в макро-режиме трудно — у компактов все-таки есть ограничения.

Галерея снимков, сделанных на Fujifilm X20:

Батарея

В комплекте с Fujifilm X20 идет литий-ионная батарея NP-50 емкостью 940 мАч. Ее хватает примерно на 240—250 кадров при включенном дисплее. Если дисплеем пользоваться по минимуму, то «жизнь» камере можно продлить в 2—2,5 раза. Компактные камеры не приспособлены под съемку большими объемами — и даже серьезная на общем фоне X20 не исключение, к сожалению.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Инженеры Fujifilm не в первый раз играют в полную мощь, выкатывая в своих разработках максимум, на который сегодня способна индустрия. Модель X20, внешне почти не отличающаяся от своей хорошей, но не более того, предшественницы, тому отличный пример. Нет, она не идеальна — есть проблемы с цепкостью автофокуса, матрица не слишком приспособлена для съемки на высоких ISO, экран устарел, аккумулятор слабоват, габариты по сравнению с конкурентами не миниатюрны, а цена высоковата, — но, на мой взгляд, оказывается к идеалу ближе всего.

X-Trans CMOS матрица обеспечивает детализацию, сравнимую с той, что гарантируют матрицы больших физических размеров и более плотно населенные мегапикселями, при этом обладая отличной цветопередачей; прекрасная оптика модели X10 никуда не делась; новый процессор обеспечивает высокую скорость работы, так же быстр и гибридный автофокус; и так удачный видоискатель теперь оснащен полупрозрачным ЖК-экраном с выводом основных параметров; имеется горячий башмак; управление практически не оставляет желать лучшего. Набор достоинств очень серьезен, и, на мой взгляд, камера стоит тех денег, что за нее просят.

Fujifilm X20 имеет все шансы стать еще более привлекательным вариантом «записной книжки» или камеры в дорогу для фотографа-энтузиаста, но и как единственная камера для любителя она оказывается очень интересна. Конкуренция в этом секторе мощная: тут и классическая «просьюмерка» Canon G1 X, и Olympus XZ-2, и Pentax MX-1, и модели помладше, вроде Nikon P7700 и Canon G15. Главным конкурентом выглядит, конечно, Sony RX100, отличающаяся более крупным сенсором с высоким разрешением и более компактными размерами при этом. У X20, в свою очередь, есть видоискатель, гораздо более удобное управление и более удачный объектив. Как бы то ни было, битва предстоит серьезная — но в ней у Fujifilm есть все шансы на успех.