Глаз не оторвать. Опасен ли смартфон и планшет для ребенка?

Современные дети рождаются в мире, где гаджеты есть у каждого. Общество осуждает родителей, которые «заняли ребенка» планшетом, а большинство учителей в школах требует сложить телефоны «в коробочку». Вместе с психологами и айтишниками разбираемся, так ли опасны новые технологии для детей.
Спрятаться в виртуальности
Apple для детей
Образование
Школы и прогресс
Какие выводы?
Спрятаться в виртуальности
Apple для детей
Образование
Школы и прогресс
Какие выводы?
Ещё

Дети становятся важнейшими участниками интернет-пространства. Даже Facebook в тестовом режиме в США запустил свой мессенджер, ориентированный на пользователей до 13 лет. В нем нет рекламы, зато есть увеличенные кнопки, яркая цветовая гамма, особенные стикеры, эмодзи и маски.

В России отношения детей с гаджетами и интернетом вызывают много споров. Одни родители считают, что смартфоны и планшеты только вредят. Другие – дают их детям при любом удобном случае. При этом школы вообще пока не слишком ориентированы на новые технологии. Так как быть?

Спрятаться в виртуальном мире

– В агрессии детей, их замкнутости, низкой успеваемости в школе виноваты не гаджеты, а отсутствие любви и внимания со стороны самых близких людей — родителей, – считает Наталия Минаева, преподаватель Института отраслевого менеджмента РАНХиГС.

Если ребенок, обратившийся за помощью к родителям, видит их раздражение от того, что им пришлось оторваться от компьютера или смартфона, скорее всего, в будущем за помощью больше не обратится. Большинство экспертов уверены, что ограждать детей от гаджетов нет смысла. Но важно расставлять границы их использования.

Компьютерные игры и электронные развлечения окажут негативное влияние на психику ребенка, если он будет сидеть за ними день и ночь и выпадает из реального мира, — отмечает психолог Маргарита Агасарян. — Но если мы сталкиваемся с таким феноменом, надо понимать, что, скорее всего, он прячется в виртуальном мире. Видимо, есть что-то в реальности, к чему он не может адаптироваться, а в мире виртуальном с этим легче и красочнее. Здесь они могут вести себя так, как считают нужным.

Психолог утверждает, что в таком случае ребенка нельзя «за уши» оттаскивать от экрана. Нужно, напротив, уделить ему больше внимания и заботы, которой ему недостает, окружить пониманием, помочь разобраться с трудностями. Если же ребенок сделал все уроки, хочет отдохнуть именно за компьютером, пообщаться с друзьями, почему бы нет, это его время и его право.

Родители могут договориться с ребенком о временных рамках пользования социальными сетями или компьютерными играми, но прийти к решению необходимо только через компромиссы. И только при полном уважении к ребенку, в комфортных условиях, а также в атмосфере теплых доверительных семейных отношений.

Фото: Gene McDaniel / Flickr
Фото: Gene McDaniel / Flickr

Apple для детей

Ребенок не знает значения слова «компьютер». Именно об этом Apple сняла рекламу нового iPad. У ребенка для всего планшет: на нем он пишет и рисует, им фотографирует, через него дружит.

Большинство зрителей задумались, что планшет и аксессуары обойдутся в сумму более 70 тысяч рублей. Только Apple Pencil стоит 7500 рублей, а чехол с клавиатурой для iPad Pro обойдется более чем в 11 тысяч рублей.

В российских реалиях, помимо финансового вопроса, возникает и бытовой. Школы против использования личных гаджетов во время уроков, а на перемене дорогую новинку с легкостью могут разбить или украсть. Получается, что, покупая такой планшет, родитель осознает, что ребенок будет пользоваться им только дома. И вряд ли так же творчески, как демонстрирует Apple.

— Каждый родитель по-разному реагирует на то, сколько времени их ребенок сидит в телефоне, играет в игры, переписывается с друзьями, — объясняет детский психолог Маргарита Агасарян. — Одними новые технологии воспринимаются враждебно, ведь они росли без них: почему же и их ребенок не может без них обойтись?! Другие, наоборот, думают, что их чадо стоит на пороге будущего, а техника в этом помогает, поэтому он может обойтись и без навыков письма ручкой.

По мнению психолога, каждый случай индивидуален, комплексной проблемы «гаджеты портят детей» не существует. Технологии играют большую роль в социализации. Запрещать ребенку пользоваться гаджетами — как надеяться оградить от мата.

Опрос института образования НИУ ВШЭ показывает, что 50% подростков чаще выходят в сеть через личные устройства, в том числе и из дома. 25% опрошенных в равной степени используют гаджеты и стационарный компьютер (или домашний ноутбук) для выхода в интернет.

Мультимедиа в образовании

Эксперты отмечают, что устаревший подход к обучению и воспитанию детей, родившихся после 2000 года, может иметь негативные последствия. С одной стороны, родители требуют от школьников навыков, которые не пригодятся им в силу ускоренного технологического развития. Они прогнозируют, что за ближайшие десять лет исчезнут около 15% базовых профессий, навыки для которых вырабатываются в школе.

Также эксперты указывают, что школа, несмотря на использование интернета в коммуникации между учителями и учениками, продолжает оставаться крайне консервативным институтом, используя традиционные методики.

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, призывает школы обучать детей необходимым в современности знаниям. Среди компетенций будущего он выделяет: знания о цифровой культуре, умение работать с большими данными, навыки коммуникации и самопрезентации, вопросы управления финансами и уроки юридической грамотности. Также в школах должны быть включены в программу информационная и кибербезопасность: грамотный поиск информации в интернете, умение отличить фейк от правды, способы обезопасить данные от кибератак.

Но сейчас в большинстве школ к гаджетам и интернету относятся как к отвлекающему элементу.

– Самое страшное для школы — перестать быть актуальной. Меняются образовательные стандарты, и соответствовать новым требованиям без использования гаджетов не получится, – говорит Константин Бирюков, руководитель отдела ИТ Областной гимназии им. Е. М. Примакова.

В московских школах стремление к использованию технологий в образовании проявляется намного быстрее, чем в региональных.

У 53% детей школьного возраста есть гаджеты. У каждого второго ребенка есть собственный планшет. 93% школьников в Москве регулярно пользуются интернетом, проводя там в среднем по шесть часов ежедневно. По мнению Андрея Белозерова, советника руководителя Департамента информационных технологий города Москвы по стратегическим проектам и инновациям, бороться с использованием гаджетов и даже регламентировать как-то их использование просто бессмысленно (кроме, разве что, «родительских» фильтров).

— Переступая порог школы, ребенок не должен попадать из электронного мира в аналоговый, есть риск отбить всякое желание заниматься и подстегнуть и так неминуемый «поколенческий» протест, — уверен эксперт.
— Переступая порог школы, ребенок не должен попадать из электронного мира в аналоговый, есть риск отбить всякое желание заниматься и подстегнуть и так неминуемый «поколенческий» протест, — уверен эксперт.

Школы и прогресс

— Я преподаю экономическую географию, — рассказывает Катерина Смирнова, учитель старших классов. — На входе некоторых классов лежит коробка, в которую перед началом урока все ученики складывают свои телефончики. Это не наказание. Для детей так проще, иначе они просто не могут удержаться и постоянно друг другу пишут в чатах. На моих уроках телефоны детям не нужны. Но я почти к каждому уроку им отправляю в группу какие-то видео, тесты, конспекты для самостоятельного изучения.

Сегодня учителей, которые сами стимулируют школьников использовать смартфоны для поиска информации, перевода слов или просто как калькулятор — меньшинство. Но и ситуация с Wi-Fi в школах оставляет желать лучшего, как полагает Владимир Гуровиц, руководитель кафедры IT&Design в школе «Летово». Это несмотря на то, что среди московских школ уже была анонсирована программа по организации сети Wi-Fi в каждом классе.

Традиционные методики неэффективны, как выясняет исследование Института образования НИУ ВШЭ. Результаты опроса показали, что большинство школ против использования мобильных устройств, правда, школьники игнорируют эти запреты.

Авторы исследования отмечают, что в мировой практике наработаны форматы эффективного обучения с помощью гаджетов. Например, Bring Your Own Device — ученикам предлагается использовать личный гаджет для поиска информации или работы с видео.

Или формат «перевернутого класса», когда ученик просматривает теоретическую часть дома накануне занятия, а на уроке выполняет вместе с преподавателем практические задания. Теоретическую часть в данном случае можно подготовить с использованием широких возможностей мультимедиа — от видеолекции до интерактивного комикса.

Важно помнить и про онлайн-обучение (E-learning), которое сейчас активно внедряется в систему высшего образования. В школах такой формат, предполагающий использование гаджетов, может дать ребенку дополнительные интересные ему знания или банально не пропускать материал во время болезни.

Также исследование опровергает один из главных стереотипов о том, что гаджеты снижают успеваемость. По словам эксперта, все школьники, когда им становится скучно, переключаются на экран гаджета. Подобно тому, как раньше ученики перекидывались записками.

Но они используют девайсы и для того, чтобы найти учебную информацию. Утверждения о том, что все гаджеты — это исключительно для развлечения, ничем не подкреплены.

— Мы считаем, что стандартный школьный процесс устарел, — комментирует Юрий Крылов, генеральный директор группы компаний VR-Tech. — Постепенно вводятся электронные дневники. Некоторые регионы выдают ученикам специальные планшеты для учебы. Это новое поколение, которое «родилось со смартфоном в руках», они быстрее находят информацию, легко усваивают и анализируют. Гораздо больше на психику современного ребенка повлияет отсутствие телефона или планшета.

Некоторые IT-компании, как отмечает эксперт, делают ставку на образование будущего. Возможно, через несколько лет уроки по химии или физике, например, будут проходить с использованием VR-технологий. Так, ученики не только смогут почитать или послушать про самые необычные эксперименты, но увидеть их своими глазами. Доказано, что только полное погружение может вызвать интерес у детей, а значит, гораздо большее количество учеников будет в итоге выбирать научные профессии.

Фото: Brad Flickinger / Flickr
Фото: Brad Flickinger / Flickr

Какие выводы?

Чем быстрее школы привыкнут к новым технологиям и начнут применять их во время уроков, тем лучше. Когда на федеральном уровне в школе будут преподавать кибербезопасность, управление Big Data, право и критическое мышление, и все это через интерактивные форматы посредством гаджетов, тогда детям будет намного проще ориентироваться в современной действительности. И в таком случае у них возникнет намного меньше проблем с последующим трудоустройством.

А в случае родителей, которым кажется, что их ребенок все время проводит в виртуальном пространстве, стоит задуматься: что расстроило его в реальном мире и достаточно ли заботы он получает в семье?