Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Глаз не оторвать. Опасен ли смартфон и планшет для ребенка?

Современные дети рождаются в мире, где гаджеты есть у каждого. Общество осуждает родителей, которые «заняли ребенка» планшетом, а большинство учителей в школах требует сложить телефоны «в коробочку». Вместе с психологами и айтишниками разбираемся, так ли опасны новые технологии для детей.

Дети становятся важнейшими участниками интернет-пространства. Даже Facebook в тестовом режиме в США запустил свой мессенджер, ориентированный на пользователей до 13 лет. В нем нет рекламы, зато есть увеличенные кнопки, яркая цветовая гамма, особенные стикеры, эмодзи и маски.

В России отношения детей с гаджетами и интернетом вызывают много споров. Одни родители считают, что смартфоны и планшеты только вредят. Другие – дают их детям при любом удобном случае. При этом школы вообще пока не слишком ориентированы на новые технологии. Так как быть?  

Спрятаться в виртуальном мире

– В агрессии детей, их замкнутости, низкой успеваемости в школе виноваты не гаджеты, а отсутствие любви и внимания со стороны самых близких людей — родителей, – считает Наталия Минаева, преподаватель Института отраслевого менеджмента РАНХиГС.

Если ребенок, обратившийся за помощью к родителям, видит их раздражение от того, что им пришлось оторваться от компьютера или смартфона, скорее всего, в будущем за помощью больше не обратится. Большинство экспертов уверены, что ограждать детей от гаджетов нет смысла. Но важно расставлять границы их использования.

Компьютерные игры и электронные развлечения окажут негативное влияние на психику ребенка, если он будет сидеть за ними день и ночь и выпадает из реального мира, — отмечает психолог Маргарита Агасарян. — Но если мы сталкиваемся с таким феноменом, надо понимать, что, скорее всего, он прячется в виртуальном мире. Видимо, есть что-то в реальности, к чему он не может адаптироваться, а в мире виртуальном с этим легче и красочнее. Здесь они могут вести себя так, как считают нужным.

Психолог утверждает, что в таком случае ребенка нельзя «за уши» оттаскивать от экрана. Нужно, напротив, уделить ему больше внимания и заботы, которой ему недостает, окружить пониманием, помочь разобраться с трудностями. Если же ребенок сделал все уроки, хочет отдохнуть именно за компьютером, пообщаться с друзьями, почему бы нет, это его время и его право.

Родители могут договориться с ребенком о временных рамках пользования социальными сетями или компьютерными играми, но прийти к решению необходимо только через компромиссы. И только при полном уважении к ребенку, в комфортных условиях, а также в атмосфере теплых доверительных семейных отношений.

Фото: Gene McDaniel / Flickr

Apple для детей

Ребенок не знает значения слова «компьютер». Именно об этом Apple сняла рекламу нового iPad. У ребенка для всего планшет: на нем он пишет и рисует, им фотографирует, через него дружит.

Большинство зрителей задумались, что планшет и аксессуары обойдутся в сумму более 70 тысяч рублей. Только Apple Pencil стоит 7500 рублей, а чехол с клавиатурой для iPad Pro обойдется более чем в 11 тысяч рублей.

В российских реалиях, помимо финансового вопроса, возникает и бытовой. Школы против использования личных гаджетов во время уроков, а на перемене дорогую новинку с легкостью могут разбить или украсть. Получается, что, покупая такой планшет, родитель осознает, что ребенок будет пользоваться им только дома. И вряд ли так же творчески, как демонстрирует Apple.

— Каждый родитель по-разному реагирует на то, сколько времени их ребенок сидит в телефоне, играет в игры, переписывается с друзьями, — объясняет детский психолог Маргарита Агасарян. — Одними новые технологии воспринимаются враждебно, ведь они росли без них: почему же и их ребенок не может без них обойтись?! Другие, наоборот, думают, что их чадо стоит на пороге будущего, а техника в этом помогает, поэтому он может обойтись и без навыков письма ручкой.

По мнению психолога, каждый случай индивидуален, комплексной проблемы «гаджеты портят детей» не существует. Технологии играют большую роль в социализации. Запрещать ребенку пользоваться гаджетами — как надеяться оградить от мата.

Опрос института образования НИУ ВШЭ показывает, что 50% подростков чаще выходят в сеть через личные устройства, в том числе и из дома. 25% опрошенных в равной степени используют гаджеты и стационарный компьютер (или домашний ноутбук) для выхода в интернет.

Мультимедиа в образовании

Эксперты отмечают, что устаревший подход к обучению и воспитанию детей, родившихся после 2000 года, может иметь негативные последствия. С одной стороны, родители требуют от школьников навыков, которые не пригодятся им в силу ускоренного технологического развития. Они прогнозируют, что за ближайшие десять лет исчезнут около 15% базовых профессий, навыки для которых вырабатываются в школе.

Также эксперты указывают, что школа, несмотря на использование интернета в коммуникации между учителями и учениками, продолжает оставаться крайне консервативным институтом, используя традиционные методики.

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, призывает школы обучать детей необходимым в современности знаниям. Среди компетенций будущего он выделяет: знания о цифровой культуре, умение работать с большими данными, навыки коммуникации и самопрезентации, вопросы управления финансами и уроки юридической грамотности. Также в школах должны быть включены в программу информационная и кибербезопасность: грамотный поиск информации в интернете, умение отличить фейк от правды, способы обезопасить данные от кибератак.

Но сейчас в большинстве школ к гаджетам и интернету относятся как к отвлекающему элементу.

– Самое страшное для школы — перестать быть актуальной. Меняются образовательные стандарты, и соответствовать новым требованиям без использования гаджетов не получится, – говорит Константин Бирюков, руководитель отдела ИТ Областной гимназии им. Е. М. Примакова.

В московских школах стремление к использованию технологий в образовании проявляется намного быстрее, чем в региональных.

У 53% детей школьного возраста есть гаджеты. У каждого второго ребенка есть собственный планшет. 93% школьников в Москве регулярно пользуются интернетом, проводя там в среднем по шесть часов ежедневно. По мнению Андрея Белозерова, советника руководителя Департамента информационных технологий города Москвы по стратегическим проектам и инновациям, бороться с использованием гаджетов и даже регламентировать как-то их использование просто бессмысленно (кроме, разве что, «родительских» фильтров).

— Переступая порог школы, ребенок не должен попадать из электронного мира в аналоговый, есть риск отбить всякое желание заниматься и подстегнуть и так неминуемый «поколенческий» протест, — уверен эксперт.

Школы и прогресс

— Я преподаю экономическую географию, — рассказывает Катерина Смирнова, учитель старших классов. — На входе некоторых классов лежит коробка, в которую перед началом урока все ученики складывают свои телефончики. Это не наказание. Для детей так проще, иначе они просто не могут удержаться и постоянно друг другу пишут в чатах. На моих уроках телефоны детям не нужны. Но я почти к каждому уроку им отправляю в группу какие-то видео, тесты, конспекты для самостоятельного изучения.

Сегодня учителей, которые сами стимулируют школьников использовать смартфоны для поиска информации, перевода слов или просто как калькулятор — меньшинство. Но и ситуация с Wi-Fi в школах оставляет желать лучшего, как полагает Владимир Гуровиц, руководитель кафедры IT&Design в школе «Летово». Это несмотря на то, что среди московских школ уже была анонсирована программа по организации сети Wi-Fi в каждом классе.

Традиционные методики неэффективны, как выясняет исследование Института образования НИУ ВШЭ. Результаты опроса показали, что большинство школ против использования мобильных устройств, правда, школьники игнорируют эти запреты.

Авторы исследования отмечают, что в мировой практике наработаны форматы эффективного обучения с помощью гаджетов. Например, Bring Your Own Device — ученикам предлагается использовать личный гаджет для поиска информации или работы с видео.

Или формат «перевернутого класса», когда ученик просматривает теоретическую часть дома накануне занятия, а на уроке выполняет вместе с преподавателем практические задания. Теоретическую часть в данном случае можно подготовить с использованием широких возможностей мультимедиа — от видеолекции до интерактивного комикса.

Важно помнить и про онлайн-обучение (E-learning), которое сейчас активно внедряется в систему высшего образования. В школах такой формат, предполагающий использование гаджетов, может дать ребенку дополнительные интересные ему знания или банально не пропускать материал во время болезни.

Также исследование опровергает один из главных стереотипов о том, что гаджеты снижают успеваемость. По словам эксперта, все школьники, когда им становится скучно, переключаются на экран гаджета. Подобно тому, как раньше ученики перекидывались записками.

Но они используют девайсы и для того, чтобы найти учебную информацию. Утверждения о том, что все гаджеты — это исключительно для развлечения, ничем не подкреплены.

— Мы считаем, что стандартный школьный процесс устарел, — комментирует Юрий Крылов, генеральный директор группы компаний VR-Tech. — Постепенно вводятся электронные дневники. Некоторые регионы выдают ученикам специальные планшеты для учебы. Это новое поколение, которое «родилось со смартфоном в руках», они быстрее находят информацию, легко усваивают и анализируют. Гораздо больше на психику современного ребенка повлияет отсутствие телефона или планшета.

Некоторые IT-компании, как отмечает эксперт, делают ставку на образование будущего. Возможно, через несколько лет уроки по химии или физике, например, будут проходить с использованием VR-технологий. Так, ученики не только смогут почитать или послушать про самые необычные эксперименты, но увидеть их своими глазами. Доказано, что только полное погружение может вызвать интерес у детей, а значит, гораздо большее количество учеников будет в итоге выбирать научные профессии.

Фото: Brad Flickinger / Flickr

Какие выводы?

Чем быстрее школы привыкнут к новым технологиям и начнут применять их во время уроков, тем лучше. Когда на федеральном уровне в школе будут преподавать кибербезопасность, управление Big Data, право и критическое мышление, и все это через интерактивные форматы посредством гаджетов, тогда детям будет намного проще ориентироваться в современной действительности. И в таком случае у них возникнет намного меньше проблем с последующим трудоустройством.

А в случае родителей, которым кажется, что их ребенок все время проводит в виртуальном пространстве, стоит задуматься: что расстроило его в реальном мире и достаточно ли заботы он получает в семье?

Ваши друзья тоже беспокоятся о влиянии гаджетов на детей? Покажите им эту статью! Нажмите на одну из кнопок соцсетей:
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Комментарии
125
Ольга
Недавно Сергей Михалков высказался по данному вопросу, кроме того, что дети с ранних лет портят зрение,осанку,психику- происходит полная духовная и душевная деградация.
СсылкаПожаловаться
Александр Широкожухов
К сожалению, практика показывает, что гаджет в учебном процессе - источник бездумного плагиата, убивающий творческие начала, но успешно развивающий паразитическое потребительство!!!
СсылкаПожаловаться
я пенсионер
образование в школе, за эти двадцать лет, испортилось. учителя вынуждают родителей отдавать детей на дополнительные платные курсы.. пример, иностранный с второго класса, когда у ребенка не закрепился родной язык..
СсылкаПожаловаться
Дариангрей
Походу тот кто писал эту статью не понимает что сейчас творится с человечеством, школы привыкать должны? а школа это по вашему что, это здание или это такие же люди, учителя , больше половины которых ещё из старого поколения слава богу, некоторые из которых ещё помнят как должно быть правильно. Так же смешит и обескураживает призыв этого Кузьминова , учить детей поиску информации защите от кибератак
СсылкаПожаловаться
Дариангрей
В ответ на комментарий от voodoo
voodoo
Чистописание и калиграфия отвечали за формирование тонких структур головного мозга у детей. Теперь инноваторы прописи хотят вскоре заменить на цифру. В общем-то это всё укладывается в концепцию глобализации по-библейски по проризводству подвида гомосапиенс ▬ служебный человек.
СсылкаПожаловаться
Не в бровь а в глаз
СсылкаПожаловаться
Светлана Рязанцева
Вот уж кого не обвинить в отсутствии исследований - подборка цитат Эрика Берна, общепризнанного выдающегося психолога, о том, как программируется наш мозг.https://econet.ru/articles/177311-erik-bern-byt-krasivoy-eto-vopros-ne-anatomii-a-roditelskogo-razresheniya#.Wik8eloqT1Q.facebook
СсылкаПожаловаться
Windows and Android User
Если уж даёте детям гаджеты и девайсы (что неизбежно в наше время), то приучайте их нормально и правильно работать на серьезных аппаратах: стационарном ПК/ноутбуке с Windows и его мобильном карманном аналоге - смартфоне на Android, а не втюхивайте им разного рода развлекательные "полуфабрикатные" игрушки с эмблемой надкушенного яблока, наполовину являющиеся аудиоплеером с камерой, а на половину просто сенсорным телефоном
СсылкаПожаловаться
Windows and Android User
В ответ на комментарий от Пес Барбос
Пес Барбос
Андроид и для взрослых опасен. Вызывает глюки и мозг оттекает! ))))
IPhone X лучше! )))
СсылкаПожаловаться
iPhone X ни черта не умеет, как компьютер. От него мозг деревенеет и превращается в собачий. Android в мобильных девайсах - это фактически аналог и дубликат Windows из стационарных и портативных ПК (ноутбуков) с таким же обилием компьютерных функций. iOS ничего подрбного не умеет, потому как прошивка для аудиоплеера (iPod), а не мобильная ОС для смартфонов. Всё больше и больше народу с айфонов на андроид-смартфоны переходит. Факт. Мобильная операционка Android, установленная на девайсы десятков разных брендов, который год подряд занимает 80% рынка
СсылкаПожаловаться
ZSV
Тогда понятно.У моей теннис каждый день,кроме воскресенья по 2 часа(+еще доп.тренировки по офп.).6 класс.И в школе начинает потихоньку сползать с 4-5 на 4-3.
СсылкаПожаловаться
voodoo
Чистописание и калиграфия отвечали за формирование тонких структур головного мозга у детей. Теперь инноваторы прописи хотят вскоре заменить на цифру. В общем-то это всё укладывается в концепцию глобализации по-библейски по проризводству подвида гомосапиенс ▬ служебный человек.
СсылкаПожаловаться
Александр Засыпкин
Не делай идола из ГАДЖЕТА, в интернетике лжи, злобы, подхалимства больше, чем непосредственно в ЖИЗНИ не виртуальной.
СсылкаПожаловаться
Федор Кураев
В ответ на комментарий от Светлана Рязанцева История переписки2
Светлана Рязанцева
откуда столько агрессии.. мнение своё можно высказать корректно... Считаю, что Ульяна права. Мир ребёнка начинается с родителей, от них он выходит в общество и то как комфортно ему будет вреди людей и гаджетов напрямую зависит от них. Ему просто необходимо ощущать их любовь, внимание, заботу, поддержку, он должен быть уверен что нужен и интересен им. Вот тогда и только тогда будет у ребёнка устойчивая психика. Всё получится у человека если он уверен в себе, ощущает постоянное внимание и заботу к себе близких с самого рождения. И никакие гаджеты этого не отнимут у него.
СсылкаПожаловаться
А что сильнее, алкоголь или любовь и внимание родителей? А что сильнее, наркотики или любовь и внимание родителей? А что сильнее, сигареты или любовь и внимание родителей? А что сильнее, игромания или любовь и внимание родителей? Кто кого победит? А виртуальная реальность сильнее любви и внимания родителей? Кто победит в схватке за ребёнка?
СсылкаПожаловаться
Федор Кураев
Государство способствует распространению интернета, и всей этой фигни- гаджетов, которые реально зомбируют население. В метро едешь - 90% пялятся в свои коробочки. Пешеходы ползут по улицам, под ноги не смотрят- всё внимание в телефоне. Дети лазят по непонятным сайтам и общаются с неизвестными людьми. А виноваты, значит родители? Так государство может и наркотики детям в школе раздавать, а родителей лишать родительских прав за то, что их дети стали наркоманами или психопатами.
СсылкаПожаловаться
Леон Борсок
...дети получили игрушку ..комп.тел. и так далее..это для них просто игра.. .сколько времени проводит в неподвижном состоянии ребенок..это-ж клетка..без движения нет здарового развития человеческого организма...
СсылкаПожаловаться
Сергей Самусев
чем кумушек считать трудиться не лучше ль на себя оборотиться...
СсылкаПожаловаться
Олег К
А ты кто такой чтобы меня судить? Ты пойди сначала в ванную сходи и побрейся, чушка недомытая.
СсылкаПожаловаться
Санта
Выражу мысль корректно. Виноваты РОДИТЕЛИ. Не дети. Дети - это чистая бумага, на которой пишет текст тот кто с ними занимается. Нет генетической привязанности к гаджетам, есть не умение и лень их родителей, которые хотят вдоволь "вкусить" от жизни... Но простите - тогда ДЛЯ ЧЕГО вы заводите детей?! Дети - это ОТВЕТСТВЕННО! Раз родили - значит ВОСПИТЫВАЙТЕ. при правильном воспитании ребенок не будет "висеть" в виртуальном мире. Как альтернатива - приучайте к физическому труду с раннего детства, а телефон (планшет, компьютер) - оттягивайте его первое знакомство с этим устройством до тех пор сколько это возможно. Естественно всё написанное гораздо убедительнее звучало бы в форме гораздо более резкой! Поколение нынешних родителей заслуживает еще каких матюгов!...
СсылкаПожаловаться
ИРИНА КЛУБНИЧКА
Просто смех. У вас наверное нет детей. А если и забота, и внимание, и ласка, и любовь к ребенку. А он все время в играх, которые засасывают так, что не очнуться, то как поступить. И уроки, и спать, и есть всегда с планшетом, то тогда как.
СсылкаПожаловаться
Денис Казанцев
В ответ на комментарий от Гусев Витя
Гусев Витя
Если не посещать через эти планшеты поганые прокремлёвские пропагандистские сайты, то в принципе для нормальных людей они ничем не опасны.
СсылкаПожаловаться
Витюня, иди проспись
СсылкаПожаловаться
Михаил Бабин
В ответ на комментарий от Олег К
Олег К
Эта Ульяне Лукьянченко наверно работает в "Евросети" и ей нужно поднять план по продаже гаджетов. А дети от них становятся зависимыми и с неустойчивой психикой! А Лукьянченко всё перенесла на родителей............Тупая журналист, которая без исследования делает свой вывод.
СсылкаПожаловаться
Ваша агрессивность и хамство говорит о неустойчивости вашей психики. Это при том, что Вы выросли в то время, когда смартфонов и в помине не было. Если Вы также относитесь к своим детям, как к автору статьи, то неустойчивость психики им гарантирована вне зависимости от наличия у них смартфона.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас