Регулирование интернета в 2014 году: все законы

В 2014 году депутаты Госдумы продолжили работу над регулирование Рунета. Их волновали и сайты чиновников, которые не должны находиться за пределами страны, и блогеры, которых решили приравнять к СМИ, и распространители нелегального контента, и спамеры. Мы вспомнили самые громкие законопроекты, которые были приняты в этом году и оказали влияние на развитие интернета и жизнь пользователей.

Запрет размещать сайты госучреждений заграницей

Законопроект, запрещающий размещать сайты российских госучреждений за пределами страны, начнет действовать с 1 июля 2015 года. В него хотели внести и адреса электронной почты (при этом в личных целях чиновники могли бы пользоваться любой почтой), но пока ограничились предписаниями в отдельных ведомствах.

Перед началом подготовки законопроекта по инициативе Общероссийского народного фронта был проведен мониторинг сайтов. Аналитики изучили 9 тыс. ресурсов госучреждений и госкомпаний и выяснили, что треть из них находится на иностранных серверах — в основном в США и Германии. Всего, как показало исследование, зарубежным хостингом в нашей стране пользуются 1560 федеральных бюджетных учреждений, 1230 органов власти, 720 муниципальных учреждений и 350 предприятий, обладающих признаками стратегических.

Инициативу перенести серверы и защитить информацию поддержал и Владимир Путин.
Во время обсуждения инициативы эксперты уточняли: в случае принятия законопроекта надо будет прописывать требования, что серверы из облака должны находиться только в России, либо запрещать использование облачной технологии.

За нарушение требований закона предусматривается административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 3 тысяч до 5 тысяч руб., а на юрлиц - от 30 тысяч до 50 тысяч руб.

«Размещение сайтов государственных структур на территории страны – распространенная практика во всем мире, - рассказал Hi-Tech.Mail.Ru Андрей Колесников, директор Координационного центра национального домена сети интернет, - Такие ресурсы относятся к разряду критически важных, они предоставляют государственные сервисы и важную информацию о работе различных ведомств. Необходимость размещения их на территории государства вызвана тем, что в этом случае сводится к минимуму вероятность того, что сайт перестанет работать по независящим от ведомства причинам.

Вместе с тем, физическое размещение на территории суверенного государства не дает гарантии от удаленного взлома и от помех в работе ресурса. В связи с этим большее внимание должно быть обращено не на физическое расположение сервера, а на грамотный код информационной системы, регламенты административного доступа к ресурсу и средствам обеспечения безопасности ресурса. Для этого нужны скорее не законы, а регламенты эксплуатации и их соблюдение».

Поправки в закон о персональных данных

В июле 2014 года был принят закон, обязывающий хранить персональные данные российских граждан только на территории России. Он должен был начать работать 1 сентября 2016 года, но дату вступления закона в силу решили перенести на 1 января 2015, чтобы решить проблемы с хранением информации граждан более оперативно.

Этим законом были внесены поправки в законы «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Теперь Роскомнадзор вправе требовать от операторов связи ограничения доступа к интернет-ресурсам, которые не гарантируют хранение персональных данных внутри страны.

«Антипиратский» закон

«Антипиратский» закон принят в 2013 году для видео (сайт с контрафактом блокируют по заявлению правообладателей). В ноябре 2014 года Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, защищающий авторские права также в литературе, музыке, программном обеспечении и других сферах (исключение сделали для фотографий). Согласно новому закону, нарушитель должен убрать противоправный контент с сайта в течение суток. Если один и тот же правообладатель подал иск к одному ресурсу и дважды выиграл суд, сайт заблокируют насовсем. Закон вступит в силу 1 мая 2015 года.

В то же время, чтобы пользователи начали платить за контент, депутат Вадим Деньгин предлагал правообладателям снизить цены, чтобы, например, фильм для пользователя стоил не 200-300 рублей, как это происходит сейчас, а меньше.

В марте 2014 предлагалось поднять штрафы для хостинг-провайдеров с 40 тысяч до миллиона рублей, если они в течение 48 часов не заблокировали противоправный контент. В мае комиссия при Минкомсвязи решила, что операторы связи и хостинг-провайдеры не должны нести ответственность за распространение в интернете нелегального контента, но им придется отвечать, если они отказались блокировать «пиратский» контент по решению суда.

Закон о блогерах

В мае Владимир Путин подписал так называемый закон о блогерах, приравнивающий ресурсы с посещаемостью от 3 тысяч человек к СМИ. Он вступил в силу 1 августа 2014 года. За нарушение им грозит штраф от 5 до 10 тыс. рублей, а для злостных нарушителей - 500 тыс. рублей либо остановка работы блога на 30 суток. Во время обсуждения законопроекта блогеров пытались разделить на виды, например, депутат Алексей Митрофанов предлагал называть их «блогер», «супер-блогер» и «стар-блогер».

Цифра в 3 тысячи читателей появилась не сразу, сначала шла речь о 10 тысячах просмотрах в сутки. Самих блогеров «успокаивали» тем, что зато государство таким образом признало степень их влияния.

До начала действия закона Роскомнадзор должен был разработать методику подсчета суточной аудитории блогера, а специальная система должна фильтровать все СМИ и популярные блоги на наличие там брани, экстремистских материалов и вредоносной для детей информации.

Также обязали организаторов распространения информации в сети - поисковые системы, социальные сети и форумы - уведомлять Роскомнадзор о начале своей деятельности и хранить данные в течение шести месяцев. За неисполнение этих требований предусмотрены штрафы до 500 тысяч рублей.

Закон о запрете SMS-спама

Депутат Госдумы Илья Костунов предложил внести поправки в так называемый антиспамерский закон, согласно которому пользователь должен изъявить письменное согласие получать рассылки, а тот, кто это согласие получил, не может передавать его третьим лицам. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что от мобильного спама страдают 76% пользователей сотовой связи.

Магазины или, например, салоны красоты, в которых пользователь заполнил анкету и поставил нужную галочку, по-прежнему смогут присылать рекламные SMS. Если же человек, пользуясь, например, платежным сервисом, в целом согласился получать рассылки, платежная система могла передать его контакты третьим лицам, о чем предупреждала в многостраничном соглашении. Поправки должны были лишить ее такой возможности.

В конце каждой рассылки, по новым правилам, должен быть номер, по которому можно отписаться от нее. Поправки к закону «О связи», согласно которым рассылка рекламных сообщений по сетям сотовой связи возможна только с предварительного письменного согласия абонента, начали действовать с 21 октября этого года. Уже в декабре ФАС сообщила о привлечении ОАО «МегаФон» к административной ответственности и назначении штрафа в размере 100 000 рублей за распространение спама.

Еще до принятия законопроекта, сами операторы предпринимали попытки решить эту проблему - внедряли короткие номера, по которым можно отписаться от рассылок.

А 2013 году была идея создать базу номеров телефонов абонентов, которые не хотят получать спам. Рассылки на номера из этой базы считались бы нарушение закона и предполагали бы штраф, но идея тогда не прошла.

Ограничения электронных платежей

В апреле 2014 года Госдума приняла в третьем чтении закон, ужесточающий требования к анонимным интернет-платежам. Согласно документу операторы электронных денег обязаны до 1 октября 2014 года безвозмездно обеспечить кредитным организациям возможность использовать информационные ресурсы для подтверждения личности клиента, а до 1 ноября 2014 года - предоставить возможность выбирать из предусмотренных способов упрощенной идентификации. Депутат ЛДПР Андрей Луговой называл целью этого закона - «вообще уничтожить анонимные платежи».

В день по новым правилам можно переводить до 15 тыс. рублей. Физлица, прошедшие упрощенную идентификацию, могут переводить до 60 тыс. рублей в день и до 200 тыс. в месяц. Юрлица и ИП могут переводить электронные деньги только прошедшим идентификацию физлицам. Чтобы подтвердить свою личность, нужно будет предоставить номер мобильного телефона, номера паспорта и, на выбор, номер ИНН, СНИЛС или полиса ОМС.

Тишина о банках

Еще не приняты в третьем чтении изменения в законодательные акты о распространении заведомо недостоверной информации о банках и публичных организациях. Речь в первую очередь идет о СМИ и интернет-ресурсах. Эксперты отмечают, что принятие этого законопроекта может нарушить реализацию права граждан на поиск и распространение достоверной информации. В то же время, чтобы доказать свою правоту, банкам достаточно существующей законодательной базы.

Сторонники законопроекта утверждают, что публикация недостоверных данных о банках может повредить всей банковской системе государства.

Налог на софт

Идея ввести налог на софт входит в список мер по импортозамещению в различных отраслях экономики, которые президент поручил в мае этого года проработать правительству. Налог планировалось сделать в 10%. В настоящее время в сфере программного обеспечения действует льгота по НДС, лицензии на программное обеспечение облагаются по нулевой ставке. После обсуждения идеи от 10-процентного налога решили отказаться и стали рассматривать возможность сократить льготы по НДС. Окончательное решение, как развивать отечественное программное обеспечение, еще не принято.

Отрицание патриотизма, защита от гадалок и пропаганда алкоголя

Были и другие инициативы депутатов, которые пока не нашли отражение в букве закона. Например, депутат Госдумы Аркадий Пономарев в мае 2014 года внес законопроект, который должен оградить детей от информации, искажающей или отрицающей патриотизм. Депутат Михаил Сердюк предлагал защитить население от негативного влияния астрологов, гадалок, магов, спиритов, экстрасенсов. Сюжеты о них следовало бы маркировать - «только для развлечения» и показывать только в соответствующих передачах. Любая реклама оккультных наук запрещалась бы.

Обратили внимание депутаты и на пропаганду употребления алкогольной продукции, в том числе распространение сведений о пользе употребления спиртного или его безвредности для здоровья человека. В соответствующем законопроекте запрещается распространение информации о том, употребление спиртного якобы является традицией, частью истории и культуры.

Союз правообладателей предлагал в этом году с каждого российского пользователя интернета за каждое соединение с сетью собирать налог — 25 рублей в месяц. С критикой выступили Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и крупнейшие операторы связи — МТС, «МегаФон» и «Вымпелком». Открытое письмо Путину подписали такие гиганты Рунета, как Mail.Ru Group, «ВКонтакте», «Яндекс», Rambler&Co.

А Елена Мизулина, глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, инициировала создание базы образов детской порнографии для идентификации новых материалов на эту тему. Кроме того, она предлагала установить по умолчанию фильтрацию интернета у пользователей, а желающие видеть полный интернет, включая сайты для взрослых, должны были бы подписать дополнительное соглашение с провайдером, подтвердив свой возраст. (Сейчас происходит наоборот - пользователь имеет доступ ко всему интернету, а для ограничения для детей он должен сам настроить свой компьютер).

«2014 год продолжил тренд 2012 и 2013 годов, связанный с повышенным вниманием государства к вопросам регулирования интернета и существенным усилением государственного регулирования сети интернет и вопросам, возникающим в связи с ее развитием, - говорит Карен Казарян, главный аналитик РАЭК, - Налицо стремление государства внести определенную упорядоченность в корпус законов в связи с ростом значимости информационных технологий в социальном и политическом аспектах. Общее количество законопроектов, касающихся сети Интернет, выросло незначительно; доля законопроектов, остающихся на рассмотрении, выросла более чем в 1,5 раза; доля законопроектов, оцениваемых негативно, возросла почти вдвое, составив 77%; доли законопроектов, оцениваемых положительно или нейтрально, снизились».

Эксперты Рунета также отмечают, что акцент сделан на решение сиюминутных задач в зависимости от текущей конъюнктуры и без серьезных концептуальных обоснований и экспертизы. Во время рассмотрения законопроектов отсутствует анализ международного опыта. Основными мотивами для публичного обоснования законодательных инициатив являются «борьба с терроризмом», «повышение информационной безопасности граждан и корпораций», «защита детей в интернете» и др. Кроме того, усиливается ответственность за нарушения в области кибербезопасности, а использование интернета рассматривается как отягчающее обстоятельство.