Интервью: Яков Зубарев, президент компании Parallels

Компания Parallels известна пользователям мобильных устройств как разработчик приложения Parallels Access для удаленного управления настольными компьютерами с Android- и iOS-девайсов, а также программы Parallels Desktop для Mac, позволяющей работать с Windows и другими ОС на Mac (без перезагрузки). В то же время Parallels — крупный поставщик решений для бизнеса, недавно упрочивший свои позиции в этой сфере с приобретением компании 2X. О том, зачем софтверные компании покупают друг друга,об эволюции Parallels Access и о перспективах развития рынка мобильных приложений в целом мы поговорили с Яковом Зубаревым, сооснователем и президентом Parallels по кроссплатформенным продуктам.

В конце февраля Parallels купила мальтийскую компанию 2X. Зачем?

В России холодно, на Мальте тепло, вот и решили купить компанию на Мальте. Если серьезно, у них есть два основных продукта: 2X Remote Application Server (конкурент XenApp от Citrix) и 2X Mobile Device Management (для управления мобильным устройством с ПК). 2X RAS позволяет удаленно предоставлять приложения сотрудникам компании-клиента. Эти приложения могут крутиться внутри терминальных сессий Windows, в серверах VMware, на Citrix’овской виртуализации, на Microsoft’овской виртуализации. Пользователь (сотрудник компании-клиента) просто заходит в 2X-приложение, которое у него стоит на компьютере или на мобильном устройстве — и видит иконки приложений, которые исполняются удаленно на серверах. 2X RAS обеспечивает аутентификацию, распределение загрузки серверов, всю бэкенд-инфраструктуру.

Основное преимущество 2X RAS по сравнению с ПО Citrix — то, что он намного более простой в эксплуатации и во внедрении. 2X можно поставить и полностью внедрить чуть ли не за день; на то, чтобы поставить и внедрить Citrix, уйдут месяцы. 2X еще и дешевле Citrix: в зависимости от конфигурации последнего — в 3–6 раз.

Приобретение 2X дает нам выход в корпоративный сегмент рынка, объем которого — порядка $3 млрд (что в 4–5 раз больше объема «частного пользовательского» сегмента рынка ПО для удаленного доступа). Также мы сэкономили 2–3 года разработки ПО. Хороший пример неорганического роста!

Кто в Parallels принимает решения о слияниях и поглощениях — инженеры, маркетологи, финансисты?

Решения принимают разные группы — в зависимости от того, зачем приобретается компания. Вообще компанию можно купить из-за технологий, из-за продуктов, из-за клиентов, из-за оборота, из-за людей. Бывают комбинации факторов. Но в софтверной индустрии в одобрении покупок всегда участвуют «технари». Покупка компаний часто начинается именно с них — не столько с инженеров, сколько с продакт-менеджмента. Если говорить о 2X, то мы их купили из-за продукта, из-за людей, из-за оборота и из-за клиентов. Много причин? Ну так это не маленький стартап, это большая прибыльная компания. Продукты 2X мы будем продолжать очень активно развивать; в будущем у нас будет один инженерный процесс и одна линейка продуктов для бизнеса (в дополнение к уже существующим Parallels Mac Management и Parallels Desktop Enterprise, бизнес-версии Parallels Access). Часть функций ПО от 2X, сейчас доступная для корпоративных клиентов, появится в Parallels Access для частных пользователей.

Microsoft не так давно купила Acompli, чтобы неорганически вырасти, переименовала их мобильный почтовый клиент в Outlook, а потом обнаружились проблемы с безопасностью...

Когда вы покупаете компанию, всегда нужно закладываться на то, что вы найдете нечто такое, о чем во время due diligence (предварительной оценки компании — ред.) не узнали. Доступ к исходному коду вам никто не даст, пока вы не заплатите деньги. Никогда не стоит рассчитывать на то, что вы купили идеальную компанию, в продукте которой нет багов и которой техподдержка не нужна. Поэтому, что касается Acompli: нашлось — починят. То же и у нас — я уверен, что найдем мелкие проблемы. Ну что ж, найдем — решим.

Parallels Access

Давайте поговорим не о корпоративных продуктах вашей компании. На рынке приложений для удаленного доступа есть множество бесплатных решений; чем Parallels Access лучше, например, TeamViewer? Как вы конкурируете с бесплатными приложениями?

Очень просто: мы предоставляем решения, которые лучше бесплатных. Если посмотреть на Parallels Access для Android или iOS, то в нем реально можно пользоваться удаленными программами так, как если бы они были созданы для Android или iOS. Мы предоставляем «родные» для мобильных устройств способы контроля над ПО — жесты, выделение, копирование, вставка текста и так далее. Так работать намного удобнее. Конечно, есть такой вопрос — стоят ли наши преимущества 833 рубля в год? С моей точки зрения, стоят. У нас, например, есть увеличительное стекло (magnifying glass) — крутая технология, позволяющая взаимодействовать с мелкими элементами в десктопных программах. В TeamViewer такого и близко нет. Опять же работа с удаленным компьютером через браузер, где не требуется устанавливать никаких плагинов и дополнительного ПО. Ничего этого у конкурентов тоже нет. Пришел в интернет-кафе в Турции, зашел на свой московский компьютер удаленно через Chrome или IE, поработал с нужными документами или переслал кому-то.

Какой нужен мобильный интернет, чтобы на пробежке слушать с телефона музыку с ПК через Parallels Access? LTE или 3G? Потому что мы бегаем в лесу, пользуемся 3G, и бывают перебои.

3G достаточно, чтобы слушать музыку: вопрос в том, где вы бегаете — то есть, в качестве 3G, которое в лесу по понятным причинам может быть небезупречным. Но с каждым релизом мы улучшаем наш протокол и компрессию данных: так что через год во время пробежек в лесу Parallels Access будет работать гораздо лучше — потому что пробежки в лесу мы всячески поощряем.

Рабочие ПК-программы отлично работают на мобильных устройствах через Parallels Access. А как насчет ПК-игр на планшете (и на диване)?

Ну, если бы совсем всё решал я, то ответ был бы такой — «это бизнес-приложение, и мы не собираемся фокусироваться на игроках». Но у нас много инженеров, которые играют. Поэтому мы решили, что поможем таким же, как мы сами. В ближайшие месяцы выйдет новая версия Parallels Access, в которой мы сделаем специальную оптимизацию для геймеров. Улучшим не только сжатие и протокол, но и управление внутри игр.

Кстати, о будущем — только о более отдаленном, чем месяцы: что ждет рынок мобильных приложений через 5–10 лет?

Чтобы понять, что произойдет с рынком мобильных приложений, начать следует с рынка устройств. Через десяток лет разделения на десктопы и мобильные устройства не будет. Будут маленькие наручные компьютеры, и будут стационарные рабочие станции, которые будут очень мощными (сотни гигабайт ОЗУ, поддержка виртуальной реальности). И между наручным компьютером и рабочей станцией будет множество самых разных устройств, с десятками разных форм-факторов. Уже сейчас видно, что граница между лаптопами и планшетами размывается, а в будущем будут размыты все границы. Это первый момент. Второй момент: если 10 лет назад для бизнеса была одна ОС — Windows XP — то сейчас есть Windows 8, Windows 7, Mac OS, iOS, Android, на подходе Windows 10 и Tizen. То есть, на всем этом многообразии устройств будут крутиться 5–7 операционных систем. Рынок поменяется, потому что поставщику приложения нужно будет сделать так, чтобы его приложение работало на всех устройствах и всех ОС — так как это будет нужно для бизнеса. Потому что у работников компаний устройства (их собственные) будут очень разные. А в том, что доля собственных устройств в бизнес-среде будет значительной, мы не сомневаемся.

Для разработки под семь ОС и все форм-факторы нужны большие финансовые и человеческие ресурсы. Мелкие разработчики приложений исчезнут?

Пирамида приложений крутая уже сейчас. Есть мало приложений, на которых можно зарабатывать деньги; большинство — полулюбительские. Но очень многие приложения создаются программистами в одиночку как сторонние проекты. Если этот сторонний проект приносит пару тысяч долларов в месяц, то почему бы и нет?

То есть, останутся «киты» и инди-разработчики?

Софтверной индустрии органически присуща динамичность: либо вы растете, либо вы уменьшаетесь. Другого состояния нет. Очень маленькое количество компаний могут надолго оставаться в положении «ни туда, ни сюда».

Parallels Desktop

В будущем, которое вы рисуете, большую роль играет политика BYOD (bring your own device; когда сотрудники компаний приносят на работу свои устройства — ред.). Что сдерживает распространение BYOD в настоящем?

Два фактора. Первый — безопасность (в первую очередь, безопасность личных данных). Вы ставите корпоративные приложения, и при своем уходе с работы позволяете уничтожить все данные внутри «корпоративного пространства» на вашем устройстве. Возникает серьезная проблема разделения пространства личного и пространства корпоративного.

Второй фактор: рост BYOD в мобильных приложениях сдерживает стоимость решений для разделения личного и корпоративного пространства и управления корпоративным пространством IT-службой. Решения дорогие, поэтому только крупные компании могут себе позволить внедрение BYOD. В результате в MDM (mobile device management, дистанционное управление мобильными устройствами — ред.) и EMM (enterprise mobility management, управление мобильными устройствами работников корпорации — ред.) самая большая компания пока — AirWatch, которую купила VMware. У них выручка $200 млн. По сравнению с сервисами, которые есть для традиционных платформ, это в 10–30 раз меньше.

Как компания Parallels будет выживать в будущем, где распространение получат continuity-решения? Где можно будет не влезать на ПК с мобильного устройства, а перебросить задачу на мобильный девайс и открыть в том же приложении?

Это все работает, если... Понимаете, данные должны где-то жить, и живут они внутри одной экосистемы. Если эта экосистема наша, у нас появится возможность такие вещи поддерживать. Сейчас continuity есть внутри эппловской экосистемы; Apple развивает Handoff и со стороны Mac OS, и со стороны iOS. С документами это работает. Если у вас документ в облаке, вы можете совершенно спокойно открыть его на любом устройстве. В целом continuity-тема замечательная, но насколько она практичная? Мое отношение пока такое — это классно, но перспективы еще не очень понятны.

Вероятно, будущая ниша вашей компании — посредничество между экосистемами?

Как я уже говорил, раньше была (фактически) одна операционная система для бизнеса и пара типов устройств. Если в будущем будут десятки типов устройств и 6–8 операционных систем, то, конечно же, с точки зрения Parallels это очень-очень замечательно. Это позволит нам решать проблемы пользователей в случае, если приложение, доступное на одном форм-факторе или одной ОС, недоступно на других. И в случае, если версии приложения для разных устройств получают новые функции не одновременно.

Собираетесь встраиваться в «интернет вещей»?

Нам интересен интернет не всех вещей, а некоторых. Например, телевизоры, в которых есть операционная система и которые могут работать как компьютеры с большими экранами. Сейчас мы занимаемся исследованием этого направления, но конкретных планов пока нет. А вот холодильники вряд ли нам будут интересны.

Чего еще ждать от будущего мобильным пользователям?

Могут появиться реально работающие новые формы интерактивности, помимо голосового и сенсорного управления.

Спасибо за интересную беседу, Яков!