Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.ru

Как изобретатели Дима и Гена из мусора и хлама собрали самый смелый спорткар в СССР

В 1982 году двое советских парней мастерят из подручных средств спорткар. Через три года Горбачев во время автосалона в Женеве скажет о нем: «В России могут создавать лучшие в мире автомобили». А ещё через 5 лет страну захлестнет волна совершенно других событий, и про удивительную машину ленинградских ребят забудут.

Дерзкий проект, который разорвал шаблоны советского автопрома

Страну СССР аттестуют по-разному. Любой успех расценивают как неуспех, или наоборот. И наука, и классные инженеры, и все же большинство их изобретений бездушны, поскольку изначально целились в ширпотреб (товары широкого потребления). В технопрогрессе отрезалось все, что не вписывается в политформат, а любая ультрановая технология — история про госзаказы. Заказ можно хорошо исполнить, можно отлично, но он всегда хуже плодов творческой мысли, недостаток которых ощущался очень остро.

У сфер интересных и нужных для национальной идентичности шансов не было. Зачем клепать суперкары-кабриолеты, если они, как и еще сотни других вещей, непригодны для использования в системе СССР? Как лимонад «Байкал», который вполне захватил бы мир, будь у него нормальная экономическая конкуренция. Как матрешки. Как мотоцикл «Урал».

И так вышло, что лучшие коммунистические проекты ассоциируются с военной (АК-47), рабочей («Нива») или космической техникой («Союз»), и лишь изредка с любопытными штуковинами, такими как тетрис или кислородный коктейль, которые придумали в СССР.

Союз поддерживал ученых, чьи задумки подходили под условия Холодной войны, в то время как в США производились и пушки, и космические корабли, и развивалась культура, в том числе, массовая - Голливуд, комиксы.

В итоге гонку выиграли как раз они: не hard power (демонстрация мощи через силу), а soft power (демонстрация мощи через культуру).

Изображение: Displate

Но СССР круче как минимум в одном

Даже в удушающих условиях рождались чудаки, которые плевали на отсутствие перспектив и все равно что-то создавали. В том числе спорткары.

В 1980-х назревали перемены и постепенно рождались новые жанры — в фильмах, музыке, литературе. Тогда вышла книга «Я строю автомобиль», авторы которой — простые рабочие Василий Захарченко и Илья Туревский — живым языком объясняли, как собрать собственный Ferrari, имея ведро гвоздей и кое-какие железки. Начинается она с истории о деревенских инженерах: якобы авторы учились в одной школе с двумя умными парнями, которых разлучила армия, а потом они случайно встретились и решили строить роскошные авто.

Имена парней — Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов, и машины их больше напоминали огонь, чем машины. Вот они.

Во время загрузки произошла ошибка.

Если вы посмотрели репортаж и пустили слезу, наверняка помните и легендарный журнал «Техника — молодёжи». На старте 80-х его редакция запустила конкурс-автопробег сельских суперкаров: он мгновенно прославился, и Геннадий с Дмитрием тоже захотели в нем участвовать.

Поставив цель, следующие три года по субботам они везде, где только можно подбирали подходящие железяки, по воскресеньям варили из них кузов, а в остальные дни прятали груду на свалке, чтоб металл не растащили. На базаре стянули карбюратор аварийного ВАЗ-2105, откопали где-то 4-ступенчатую коробку «Запорожца» и даже передний привод от «Нивы» — летом первая «Лаура» впервые рыкнула, потом ее отшлифовали, покрасили в бежевый — и вот что получилось.

На ленинградском полигоне такие же самоучки с видимой гордостью у аккуратно припаркованных самоделок, но только въехала «Лаура», гордости заметно поубавилось.

Было понятно: машина из области фантастики. На Западе подобный стиль — плавные очертания и агрессивные фары — пустили на конвейер лишь на переломе 80-х и 90-х.

Заручившись всеобщим одобрением, парни быстренько смастерили вторую такую же, назвав ее по непонятным причинам «Калиакри».

В авто умельцы засунули непривычный для СССР пакет функций: электронику и светотехнику. Примитивный компьютер сохранял информацию с датчиков и выводил на экран, например, средний расход топлива. «В дальних поездках вам поможет бортовой компьютер: он выбирает оптимальный режим движения, также приборы сообщат о неисправностях автомобиля», — говорит Дмитрий и продолжает Геннадий: «Строили мы ее в примитивных вообще условиях: в сарае, на морозе, под дождем».

Михаил Горбачев тоже знал

На международной выставке изобретателей в Пловдиве «Лаура» взяла золото, через месяц ее в Кремле уже ждал президент. Михаил Сергеевич заявил, что «в России могут создавать лучшие в мире автомобили», а на следующей неделе о ней сняли еще десяток репортажей.

Там же, в Москве они повстречались с министром автопромышленности В.Н. Поляковым. Чиновник признался, что отрасли не хватает молодых — и предложил возглавить лабораторию по созданию перспективной легковушки 2000 года. Они согласились и пообещали закончить на следующий год. Поляков даже удивился, не погорячились ли ребята, но финансирование не прекращалось, и через пару лет они действительно выпустили УПВ (универсал повышенной вместимости) «Охта».

Минивэн, наполовину собранный из углепластика и переработанных материалов, вызвал ажиотаж у участников автосалона в Женеве, а в СССР вообще стал народным достоянием, но далее приключилось следующее: когда страна распалась, «Охта» колесила по европейским выставкам и уже собиралась домой, только ее не пустили.

Пограничники выставили счет за оформление, так как машина не стояла на учете в РФ, а платить за растаможку ВАЗ-21083 (база «Охты») никто не хотел. Так она там и осталась, пока ее не растащили вандалы.

Приятели поссорились, «Калиакри» вообще исчезла (потом ее обнаружили в музее «Авторевю»), а «Лауру» скрестили с купе Audi S2 и даже собрали 11 экземпляров, но потом Дмитрий переключился на бизнес и стал конструировать броневики для чеченской кампании, да и по сей день занимается тем же.

Это тоже интересно:

Поделись с друзьями историей «Лауры» — нажми одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
28
fedor shkenev
В ответ на комментарий от Vitalii Molkov
Vitalii Molkov
Цитата "Даже в удушающих условиях рождались чудаки, которые плевали на отсутствие перспектив и все равно что-то создавали. В том числе спорткары" Что то мои родственники и знакомые не помнят такого "удушья".
СсылкаПожаловаться
"Удушье"-несколько громкое слово. Конструировать и собирать в гаражах никто и никому не запрещал. А вот легализовать самоделку-это да... Но и сейчас-соберите в гараже машину и попробуйте поставить ее на учет-запаритесь не меньше, чем тогда.
СсылкаПожаловаться
Петр Голубев
В ответ на комментарий от Vitalii Molkov
Vitalii Molkov
Цитата "Даже в удушающих условиях рождались чудаки, которые плевали на отсутствие перспектив и все равно что-то создавали. В том числе спорткары" Что то мои родственники и знакомые не помнят такого "удушья".
СсылкаПожаловаться
Может потому, что они не хотели создать что-то крутое и особенное?
СсылкаПожаловаться
Петр Голубев
В ответ на комментарий от Rulex
Rulex
посмотрев видеосюжет этот, понимаешь, что еще с тех лет, верхушки ничего не давали продвигать дальше, и все попытки оставались в зародышевом состоянии. и это очень обидно.
СсылкаПожаловаться
Как раз в советские годы и душили таланты как тараканов дихлофосом.
Потому, что никому ничего не надо было.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.ru