Как компании обманывают нас, используя псевдотехнологии

За искусственным разумом будущее, но пока оно слишком мутное. Технологию используют, чтобы нажиться на популярности, а под маской робота часто скрывается просто дешевая рабочая сила.
Переводчик за ширмой
Сомнения в Google
И Facebook туда же
Стартапы-притворщики
Что дальше
Переводчик за ширмой
Сомнения в Google
И Facebook туда же
Стартапы-притворщики
Что дальше
Ещё

Искусственный интеллект развивается стремительно. Статистика впечатляет: 85% американцев пользуются такими решениями, в России объем рынка ИИ к 2020 году составит 28 млрд рублей. Во всем мире расходы на технологии ИИ уже превысили 50 млрд долларов.

В общем, область хлебная. Компании вовсю пользуются этим: идут на обман, преувеличивая и фабрикуя способности роботов. И очень глупо попадаются.

1

Переводчик за ширмой — iFlytek

Компания iFlytek недавно показала восторженной публике беспрецедентный ИИ, который якобы умеет переводить с одного языка на другой синхронно — быстро и очень точно. Прямо как человек, только робот, значит, точнее!

Сервис задействовали на китайском форуме инноваций и новых технологий — где как не там представлять такую штуку. Во время выступления иностранных спикеров ИИ расшифровывал и мгновенно переводил речь на китайский язык. Реально система делала только полдела, и даже тут ей удалось облажаться.

Робот iFlytek транскрибировал слова спикеров на английском, но делал это с ошибками. А непосредственно синхронный перевод с английского на китайский выполняли люди. Они-то впоследствии и раскрыли подлог, потому что их кровный безошибочный перевод выводился на экраны под видом машинного. И это при том, что транскрибация оригинала шла корявая! Вот так несовпадение.

Представители iFlytek оправдывались: они вроде как изначально заявляли, что будут делать расшифровку, а не перевод, и вовсе они ничего не воровали у профессиональных переводчиков-синхронистов. Им, конечно, никто не поверил — что ушло в сеть, то навсегда останется там.

И да, это не первый раз, когда iFlytek облажалась подобным образом. В прошлом году другой переводчик обвинил компанию в том, что она предоставляла услуги параллельного перевода от ИИ, хотя на самом деле работу делали живые синхронисты.

2

Сомнения в Google

Весной текущего года глава Google Сундар Пичаи продемонстрировал на конференции разработчиков прорывной ИИ — технологию Google Duplex, которая способна идеально копировать человека в телефонном разговоре. Пичаи проиграл ошеломленной публике аудиозапись: Duplex позвонил в парикмахерский салон, пообщался с его сотрудником и записался на прием.

Сходство с реальным человеком показалось присутствующим пугающим.
Пичаи ничего вам не расскажет
Пичаи ничего вам не расскажет

Однако позже издание Axios усомнилось в подлинности записи и провело расследование. Журналистов насторожило, что в аудио отсутствовали посторонние шумы — а ведь в парикмахерских часто болтают. Журналисты Axios обзвонили десятки салонов, и каждый раз телефонный разговор начинался с того, что сотрудник представлялся и произносил название организации. В записи Google этого не было. Кроме того, по законам Калифорнии представители Google обязаны уведомить работника салона, что разговор записывается — этого также не произошло.

Подделала ли компания запись или хорошенько отредактировала? Axios обратилось с этим вопросом в Google, но ответа так и не получило.

3

Facebook туда же

В 2015 году компания Facebook выпустила помощник для своего приложения Messenger с простым и лаконичным именем «M». Его позиционировали как виртуальный ИИ, который ничем не хуже настоящего ассистента: он может и заказать билеты в кино, и предупредить о надвигающемся шторме, и организовать доставку пиццы.

Позже технический директор Марк Шрепфер признался: львиную долю общения с пользователями брали на себя живые люди. ИИ работал только со стандартными, распространенными запросами. По крайней мере, в этом случае от нас ничего не скрыли, ну, или почти ничего.

В январе этого года «М» прекратил существование. В Facebook это объяснили тем, что у сервиса была слишком маленькая аудитория. Ну да, ну да.

В Facebook так и не рассказали, как часто люди вмешивались в работу М, и сколько сотрудников этим занималось.
Очень приветливый робот
Очень приветливый робот
4

Стартапы-притворщики

Не только крупные компании врут пользователям о том, что используют ИИ.

В начале 2000-х стартап SpinVox якобы создал ИИ, который умел переводить голосовые сообщения в текстовый формат. Детали технологии держались в строгом секрете, что не помешало бизнесу привлечь достойные инвестиции. Но стартап ждал громкий провал: переводы делал вовсе не робот, а работники огромного call-центра в странах третьего мира.

В 2017 году оплошало приложение для бизнес-путешествий Expensify. Разработчики объявили, что изобрели технологию, которая самостоятельно обрабатывает данные пользователей и выполняет денежные подсчеты. Но в итоге представители сервиса признались, что и тут без ручного труда не обошлось: низкооплачиваемые сотрудники расшифровывали бОльшую часть информации.

Прокололись и создатели e-mail приложения Edison Software. Оказалось, их функция «умного ответа» на письма полностью основывалась на человеческом интеллекте: работники компании читали письма и придумывали алгоритмы ответа. Тут еще примешалась и сомнительная политика конфиденциальности: пользователи приложения автоматически соглашались с тем, что сотрудники Edison Software имеют право читать их письма.

А стартап X.ai создал ассистента Эми. Она хороша в управлении работой команды: назначает встречи, уведомляет о них через e-mail. Пользователи были очень довольны Эми. По их словам, она справлялась с задачами лучше, чем любой живой сотрудник, была предельно вежлива и приятна в общении. «Малину» испортил бывший работник X.ai Вилли Кальвин, рассказав суровую правду. Подавляющее большинство переписок велись не роботом, а людьми, причем работали они 24/7 в адских условиях.

Сама Эми не могла элементарно сообразить, какой день недели имеет в виду пользователь под словом «завтра».
Так работает Эми
Так работает Эми

Разочаровал и сервис GoButler. Идея была крутая: ты посылаешь сообщение с запросом, ИИ обрабатывает его и выполняет. Можно было, например, заказать еду, попросить купить подарок близкому человеку или достать какую-нибудь редкую книгу. Но запрос поступал вовсе не роботу, а сотруднику компании, который затем размещал его на других сервисах доставки и услуг. Объем работы был безумный: одному человеку приходилось обрабатывать по пять запросов одновременно — и так всю смену без перерывов.

Что будет дальше

По словам Грегори Кобергера, основателя ReadMe, небольшие компании используют людей вместо ИИ не только в целях экономии и привлечения инвесторов. Хотя технологии с заветными буквами ИИ (Ai) продаются как горячие пирожки.

Люди больше доверяют роботу, чем человеку, с большей охотой предоставляют ИИ свои данные и могут попросить его о чем угодно.

Впрочем, многие компании — в том числе и пойманные за руку — говорят, что со временем планируют сократить число сотрудников, задействованных в работе сервисов с ИИ. Роботы постепенно обучаются, но это не значит, что в ближайшем будущем они смогут действовать полностью самостоятельно.

Это тоже интересно: